Антимонопольная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе развития России формируется новая стратегия поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.

Содержание

Введение
Глава 1. Несовершенная конкуренция и её виды
Общие черты несовершенной конкуренции
Абсолютная (чистая) монополия
Виды абсолютной монополии
Определение цены и объема производства
Показатели монопольной власти
Ценовая дискриминация
Олигополия
Модели поведения фирм в условиях олигополии
Модель Курно
Олигополия с точки зрения теории игр
Монополистическая конкуренция
Определение цены и объема производства
Неценовая конкуренция. Реклама
Глава 2. Антимонопольная политика в России
2.1 Особенности российского монополизма
2.2 Методы антимонопольной политики
2.2.1 Ограничительные меры
2.2.2 Контроль над усилением экономической концентрации
2.2.3 Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию
2.2.4 Реестр как инструмент антимонопольного контроля
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

   При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный орган о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации. В случае если создание новой фирмы ведёт к ограничению конкуренции, МАП может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то могут обратиться в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение.

   Понятие «группа лиц» конкретизирует взаимоотношения между материнской и дочерней компаниями, т.е. при проведении государственного контроля над сделками антимонопольный орган рассматривает не только стороны, непосредственно участвующие в сделке.

   Российское  антимонопольное законодательство запрещает действия или сделки, в  результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением её конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

   2.2.3 Запреты на действия  органов власти  и управления, которые  могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию

   Развитие  рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных  органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

   Однако  власти субъектов Федерации и  органы местного самоуправления допускают  многочисленные нарушения, в частности  необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг «иногородних» предприятий и т.п.

   Внеправовые действия органов власти имеют экономическую подоплёку, желание угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем, законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления,

  во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;

  во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров;

  в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

   Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты для монополизации  производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.4 Реестр как инструмент антимонопольного контроля

   По  результатам анализа состояния  торгового рынка и доли предприятий  на нём они включаются либо исключаются  из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идёт о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтоб иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

   В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями  в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод, «Калугапутьмаш», Новосибирский металлургический завод и др.

   Количество  включённых в реестр предприятий  зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем  детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий  может быть включено в реестр. Антимонопольные  органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

   Но  внесение предприятия в реестр ещё  не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры – скажем, по ценам, т. к. само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями закона «О конкуренции».  
 
 

Заключение

   Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных сторонах, является важным элементом рыночного механизма саморегулирования. Рынок является индикатором общественно необходимых потребностей общества в соответствующем количестве материальных благ.

   В зависимости от того, каким образом  конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции. Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.

   Совершенная конкуренция представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами. Главная черта совершенной конкуренции – ни одна из фирм не влияет на розничную цену, т.к. доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.

   Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

   Несовершенную конкуренцию подразделяют на три вида – чистая (абсолютная) монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

   Чистая  монополия существует на рынке в  том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом.

   Олигополистическая  конкуренция представлена таким  рынком, на котором доминирует несколько фирм. Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта – установление цен по принципу лидерства. Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.

   При монополистической конкуренции  на рынке продолжает оставаться большое  количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление – дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п. Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но т. к. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой – в этом отличительная черта монополистической конкуренции.

   Помимо  основных, существуют и другие виды несовершенной конкуренции – монопсония и ценовая дискриминация. Монопсония – это ситуация, обратная монополии. Она возникает, когда на рынке существует лишь один покупатель какого-либо товара или услуги. Ценовая дискриминация – это продажа одного и того же товара или услуги разным потребителям или одному и тому же потребителю, в зависимости от конкретных условий, по разным ценам. Ценовая дискриминация чаще всего практикуется в условиях чистой монополии.

   Рыночная  конкуренция за выживание и экономическое  процветание между предпринимателями принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства.

   Разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономики совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств.

   Главным органом, осуществляющим антимонопольную  политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».

   Россия  развивается как страна сверхкрупного и в основном сырьевого бизнеса. В нашей стране до сих пор не получил достаточного развития конкурентный рынок, который должен состоять из сотен тысяч малых, средних и крупных компаний, являющихся основой любой развитой рыночной экономики, главным показателем её состояния, который определяет динамику её роста, её конкурентоспособность и, что важно для устойчивости демократических процессов – развитие среднего класса.

   При этом, концентрация и монополизация  российской экономики нарастает: если в 2000 году 80% ВВП производили 1200 компаний, то в 2006 году – уже только 500. Поэтому антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России можно охарактеризовать как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Программа  социально-экономического развития  Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2006 – 2008 гг.): Постановление  Правительства РФ от 19.01.2006. –  № 38-р.

2. Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров.: АСА, 2003. – 752 с.

3. Малкина, М. Ю.

Экономическая теория: Учебное пособие / М. Ю. Малкина. – Н.-Новгород: Издательство ННГУ, 2005. – 425 с.

4. Микроэкономика. Теория и практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 2004. – 544 с.

5. Нуреев, Р. М.

Курс микроэкономики: Учебник для вузов / Р. М. Нуреев. –  М.: Норма, 2004. – 576 с.

6. Тарасевич, Л. С.

Микроэкономика: Учебник / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. – М.: Юрайт, 2006. – 374 с.

7. Учебник по основам экономической теории / Под ред. В. Д. Камаева. – М.: Владос, 2003. – 640 с.


Информация о работе Антимонопольная политика в России