Антимонопольная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе развития России формируется новая стратегия поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.

Содержание

Введение
Глава 1. Несовершенная конкуренция и её виды
Общие черты несовершенной конкуренции
Абсолютная (чистая) монополия
Виды абсолютной монополии
Определение цены и объема производства
Показатели монопольной власти
Ценовая дискриминация
Олигополия
Модели поведения фирм в условиях олигополии
Модель Курно
Олигополия с точки зрения теории игр
Монополистическая конкуренция
Определение цены и объема производства
Неценовая конкуренция. Реклама
Глава 2. Антимонопольная политика в России
2.1 Особенности российского монополизма
2.2 Методы антимонопольной политики
2.2.1 Ограничительные меры
2.2.2 Контроль над усилением экономической концентрации
2.2.3 Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию
2.2.4 Реестр как инструмент антимонопольного контроля
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

1.4.1 Определение цены и объема производства

   Если  в условиях совершенной конкуренции кривая спроса (Dc) параллельна оси абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон (Dm на рис. 1 – 8). Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта (услуг).

   Таким образом, дифференциация продукта отражается в дифференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый расчетливый и меркантильный покупатель.

   

 

 

Рис. 1 – 8. Монополистическая конкуренция 

   Отрицательный наклон кривой спроса означает, что  в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукта. Если при совершенной конкуренции производится Qс по цене Рс, то в условиях монополистической конкуренции – Qm по цене Рm (см. рис. 1 – 8).

   В течение короткого промежутка времени  фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

   Таким образом, в условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4.2 Неценовая конкуренция. Реклама

   Важную  роль в дифференциации продукта играет неценовая конкуренция. Потребитель заинтересован в покупке такого товара, который не вызовет у него много хлопот при его потреблении. Если купленный холодильник постоянно ломается, телевизор не дает качественного изображения, а музыкальный центр – чистого звука, то проблема гарантийного ремонта приобретает первостепенное значение. Наличие этих услуг оказывается не менее важным, чем более низкая цена товара. В условиях научно-технического прогресса стремительно увеличивается число предлагаемых товаров и услуг. Важную роль в их проталкивании на рынке играет реклама.

   По  поводу рекламы существуют разные точки  зрения. Сторонники рекламной деятельности считают ее необходимой, поскольку она стимулирует изменение продукта, усиливает конкуренцию, ослабляет монопольную власть, помогает потребителям познакомиться с новой продукцией, а также финансирует национальные системы связи — печать, радио, телевидение. Противники рекламы справедливо отмечают ее негативные стороны: необъективность (скорее дезинформирует, чем просвещает); высокие расходы, которые отражаются на цене, уплачиваемой потребителем; создание финансовых барьеров для вступления в отрасль; "засорение" средств массовой информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Антимонопольная  политика в России

2.1 Особенности российского монополизма

   В условиях рыночной экономики антимонопольное  регулирование является одним из основных инструментов осуществления  экономической политики государства.

   Основной  целью контроля и надзора в  сфере конкуренции является создание условий для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию экономики.

   В связи с этим основными задачами должны быть выявление и пресечение фактов злоупотребления монополистическим положением хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, последствия которых наиболее негативно отражаются на развитии конкуренции и предпринимательства, препятствуют выравниванию условий конкуренции и, в конечном счете, являются сдерживающим фактором развития экономики.

   Реализация  эффективной антимонопольной политики требует разработки нормативной  правовой базы, необходимой для регулирования  конкурентных отношений на основе принципа равенства хозяйствующих субъектов  с учетом современного уровня развития национальной экономики.

   Основной  задачей государственной антимонопольной  политики является создание условий  для добросовестной конкуренции  на основе принципа равенства хозяйствующих  субъектов, соблюдения законных интересов  потребителей и производителей с учетом современного уровня развития национальной экономики и норм международного конкурентного права.

   Для решения данной задачи необходимо обеспечить:

    • осуществление эффективного контроля и надзора в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности на рынках товаров и услуг, а также недобросовестной конкуренции для получения монопольного положения на рынках, антиконкурентных соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов;
    • совершенствование системы контроля экономической концентрации с одновременным сокращением видов сделок и действий, подпадающих под указанный контроль, в том числе с учетом интеграции российской экономики в мировую экономическую систему;
    • разработку экономически точных методов антимонопольного регулирования, обеспечивающих определение монопольно высоких и низких цен, доминирующего положения хозяйствующих субъектов и доказательство злоупотребления этим положением с учетом определения географических и товарных границ соответствующих рынков;
    • установление исчерпывающего перечня процедур, порядков и правил рассмотрения заявлений, уведомлений и ходатайств, определения сроков предоставления информации;
    • совершенствование процедуры рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, направленное на обеспечение гарантии законности и обоснованности принятия решений антимонопольным органом;
    • прозрачность деятельности антимонопольного органа;
    • использование мер антимонопольного регулирования для защиты российских хозяйствующих субъектов от проявлений антиконкурентной практики крупных иностранных компаний как на внутреннем, так и международных рынках.

    Особое  внимание необходимо уделить вопросам развития и защиты

конкуренции, а также анализу конкурентной среды на товарных и финансовых рынках.

   В целях повышения ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение антимонопольного законодательства необходимо внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на увеличение размера административных санкций, а также расширение перечня нарушений антимонопольного законодательства, подлежащих наказанию в административном порядке.

   Специфика российских монополий сказалась  на особенностях законодательного регулирования  их деятельности. В капиталистических  странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

   Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов  в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК). Следует признать, что ему не удалось добиться ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.

   В 1999 г. на его базе было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП). 
 

     2.2 Методы антимонопольной  политики

   2.2.1 Ограничительные меры.

   Ограничительные меры предусмотрены законом «О конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

   Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление  предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичными нарушением антимонопольного законодательства.

   Довольно  часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту  невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

   Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтоб создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать входу на рынок (или выходу из него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями, несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

   Наиболее  стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь  немало проблем. В частности, «Временные методические рекомендации по выявлению  монопольных цен» от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учётом того, что производственные мощности будут исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Поэтому предпочтительней оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявит монопольно высокие и монопольно низкие цены.

   Сейчас  в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с  развитой конкуренцией – монопольно низкие. Российский монополизм проявляет  своё антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрёстному субсидированию за счёт прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

   Запрещаются также различные соглашения между фирмами и препятствование входу на рынок других фирм.  
 
 
 
 
 
 
 

   2.2.2 Контроль над усилением экономической концентрации.

   Наряду  с запретами вредных для конкуренции  соглашений и на злоупотребление  доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется  контроль над экономической концентрацией. Она возникает:

   1) в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;

   2) когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», если предприятие достигает определённого порога по объёму операций, оно обязано получить согласие антимонопольного комитета на свои действия (предварительный контроль) и уведомить его о них (последующий контроль).

Предварительно  контролируются, во-первых, создание, слияние  и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).

   Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:

   1) лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;

   2) одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;

   3) лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.

   В этих трёх случаях предварительное  согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих  в сделках, превышает 100 тыс. МРОТ, или  одним из них является предприятие, внесённое в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определённого товара превышает 35%, или покупателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого предприятия.

Информация о работе Антимонопольная политика в России