Автомобильный транспорт

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

В любой стране нет более мощной и многогранной отрасли, чем транспорт. Транспорт – величайшее благо человечества, которое удовлетворяет одну из важнейших потребностей – потребность в перемещении, преодолевая пространство, время и массу.
Автомобильный транспорт – наиболее динамично развивающийся вид транспорта России на данное время. Именно поэтому я выбрала данную тему исследования для своей курсовой работы, посчитав её наиболее актуальной. Ныне без автомобильного транспорта невозможна деятельность ни одной отрасли хозяйства.

Содержание

Введение
Глава 1. Определение автомобильного транспорта…………………………….4
Определение автомобильного транспорта……………………………4
1.1.1 техническое оснащение автотранспорта: техническое оснащение и автодороги…………………………………………. .4
1.1.2 организация управления автомобильным транспортом….. 6
1.2 Преимущества и недостатки…………………………………………. 7
1.3 Особенности автомобильного транспорта……………………………9
1.4 Факторы влияющие на развитие автомобильного транспорта…….10
1.5 Роль автомобильного транспорта в развитии хозяйства РФ……… 10
Глава 2. Современная экономико-географическая характеристика………….12
2.1 Основные районы размещения и значение ведущих автодорог России…………………………………………………………………….. 12
2.2 Экономическая характеристика развития отрасли…………………15
2.2.2 Грузовые автомобильные перевозки………………………16
2.2.3 Пассажирские перевозки автомобильным транспортом…17
2.3 Особенности современного развития автомобильного транспорта России…………………………………………………………………….. 21
Глава 3. Основные современные проблемы и перспективы отрасли………. .22
3.1 проблемы………………………………………………………………22
3.2 перспективы…………………………………………………………. .24
3.3 задачи…………………………………………………………………. 27
Заключение……………………………………………………………………… 31
Список используемой литературы…………………………………………… . 32
Приложения………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Автомобильный транспорт.doc

— 182.00 Кб (Скачать)
 

Оглавление

Введение

Глава 1. Определение  автомобильного транспорта…………………………….4

    1. Определение автомобильного транспорта……………………………4

      1.1.1 техническое  оснащение автотранспорта: техническое  оснащение и автодороги…………………………………………. .4

      1.1.2 организация  управления автомобильным транспортом….. 6

    1.2 Преимущества  и недостатки…………………………………………. 7

    1.3 Особенности  автомобильного транспорта……………………………9

    1.4 Факторы  влияющие на развитие автомобильного  транспорта…….10

    1.5 Роль автомобильного  транспорта в развитии хозяйства РФ……… 10

Глава 2. Современная  экономико-географическая характеристика………….12

    2.1 Основные  районы размещения и значение  ведущих автодорог России…………………………………………………………………….. 12

    2.2 Экономическая  характеристика развития отрасли…………………15

      2.2.2 Грузовые  автомобильные перевозки………………………16

      2.2.3 Пассажирские  перевозки автомобильным транспортом…17

    2.3 Особенности  современного развития автомобильного  транспорта России…………………………………………………………………….. 21

Глава 3. Основные современные проблемы и перспективы  отрасли………. .22

     3.1 проблемы………………………………………………………………22

     3.2 перспективы…………………………………………………………. .24

     3.3 задачи…………………………………………………………………. 27

Заключение……………………………………………………………………… 31

Список используемой литературы…………………………………………… . 32

Приложения……………………………………………………………………. .33 
 

Введение 

В любой стране нет более мощной и многогранной отрасли, чем транспорт. Транспорт  – величайшее благо человечества, которое удовлетворяет одну из важнейших  потребностей – потребность в  перемещении, преодолевая пространство, время и массу.

Автомобильный транспорт – наиболее динамично развивающийся вид транспорта России на данное время. Именно поэтому я выбрала данную тему исследования для своей курсовой работы, посчитав её наиболее актуальной. Ныне без автомобильного транспорта невозможна деятельность ни одной отрасли хозяйства.

Задачи курсовой работы :

дать определение  предмету изучения, что будет продемонстрировано в первой главе, а также выяснить преимущества и недостатки данного  вида транспорта, выявить его особенности  и роль в развитии хозяйства России;

дать современную  экономико-географическую характеристику автомобильного транспорта РФ, проанализировать основные показатели и данные по данной отрасли, что будет изложено во второй главе курсовой работы;

сформулировать  основные проблемы, перспективы и задачи отрасли, предложить свои варианты дальнейшего развития автомобильного транспорта.  Данные вопросы рассмотрятся в третьей главе. 
 
 
 

Глава 1. Определение  автомобильного транспорта

Транспорт –  отрасль народного хозяйства, имеющая  своим назначением перевозку грузов и пассажиров. Единая транспортная сеть – совокупность эффективно взаимодействующих независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности видов транспорта – путей сообщения и транспортных средств (с персоналом), обеспечивающих погрузочно-разгрузочные работы, перевозку людей и грузов в целях наилучшего удовлетворения спроса населения и грузовладельцев на транспортные услуги. Единая транспортная сеть объединяет шесть видов транспорта, используемых для перевозок грузов и пассажиров: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный и трубопроводный.

    1. Определение автомобильного транспорта. Автомобильный транспорт - вид сухопутного транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Основные сферы всё более расширяющегося целесообразного применения автомобильного транспорта — развоз и подвоз грузов к магистральным видам транспорта, перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов на короткие расстояния, внутригородские перевозки, перевозки грузов для торговли и строительства. На дальние расстояния автомобильный транспорт перевозит скоропортящиеся, особо ценные, требующие быстрой доставки, неудобные для перегрузки другими видами транспорта грузы.
      1. Техническое оснащение автотранспорта: техническое оснащение и автодороги.

В состав технического оснащения автотранспорта входят подвижной  состав и автодороги. Подвижной состав включает в себя автомобили, прицепы, полуприцепы. Автомобили делятся:  на транспортные – для перевозки  грузов и пассажиров; специальные – для выполнения технических функций (подъемные краны, подвижные компрессоры, электростанции, пожарные и т.п.); спортивные.

Транспортные  автомобили делятся на:

  • пассажирские (легковые и автобусы);
  • грузовые;
  • тягачи (для буксировки прицепов и полуприцепов);
  • грузопассажирские (обычно на базе легковых – для перевозки 250…500 кг груза).

Автобусы по назначению делятся на: городские  для массовых перевозок (большая  вместимость, мало мест для сидения); пригородные (много мест для сидения); междугородние (место есть у каждого пассажира, максимум комфорта, узкий проход, отсутствие свободной площади); туристские (кресла самолетного типа, буфет, холодильник, гардероб, телевизор, туалет и пр.).

Грузовые автомобили делятся по грузоподъемности: на особо  малой (до 0,5 т); малой (0,5..2 т); средней (2..5 т); большой (5..15 т); особо большой (более 15 т).

Грузовые автомобили делятся по типу кузова: на универсальные (общего назначения) – платформа  с бортами; специализированные –  самосвалы, фургоны, цистерны, рефрижераторы, панелевозы, контейнеровозы.

По проходимости автомобили делятся: на дорожные и внедорожные (карьерные) – по габаритам и нагрузке от осей не могут выходить на дороги без специальных мер предосторожности.

Дорожные автомобили делятся на автомобили: нормальной проходимости; повышенной и высокой проходимости (могут использоваться на дорогах и бездорожье, имеют увеличенное число ведущих колес, спецшины, гусеницы).

Автомобиль имеет  следующие основные технико-эксплуатационные характеристики:

  • максимальная конструкционная скорость
  • мощность двигателя
  • число колес всего и ведущих
  • полная масса и максимальная нагрузка на дорогу отдельных осей
  • габаритные длина, высота, ширина
  • вместимость (пассажирские), грузоподъемность и тип кузова (грузовые)

Автодорога –  это комплекс инженерных сооружений, обеспечивающий независимо от времени года, суток и погодных условий возможность непрерывного безопасного и экономичного движения автомобилей с расчетными скоростями.

По народохозяйственному и административному значению автодороги делятся на: федеральные (общегосударственного значения); республиканские, областные, краевые; местные; сельские.

По техническим  и качественным характеристикам  автодороги делятся на 5 классов (Приложение 1). По данным Приложения 1 можно заметить, что характеристика автодороги включает в себя такие показатели, как: среднесуточная интенсивность движения, расчетная  скорость, ширина проезжей части, ширина полосы, наименьший радиус кривой, наибольшее давление от оси. Автодорога включает в себя земляное полотно и искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады), на которых сооружается проезжая часть. По возможности стремятся к большему радиусу кривизны в плане. Дороги имеют разделительную полосу (высшей категории), разметку, сигналы, знаки, указатели, барьеры (в горах).

1.1.2 Организация  управления автомобильным транспортом.

Систему государственного управления отраслями транспортного  комплекса возглавляет Министерство транспорта РФ. В его составе имеется  Федеральная автомобильно-дорожная служба России (ФАДС России)

На автомобильном  транспорте осуществление функций  государственного регулирования передается региональным органам управления транспортом, создаваемым местными администрациями. Оперативное управление осуществляется с помощью диспетчерской системы  командования с использованием соответствующих средств связи.

    1. Преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • Высокая маневренность и подвижность, позволяющая сосредоточить транспортные средства в необходимом количестве и в нужном месте;
  • Только автомобильный транспорт полностью удовлетворяет потребности страны в перевозках грузов «от двери до двери» и пассажиров «от дома до дома».1
  • Довольно большая скорость и обеспеченность сохранности грузов
  • Средняя себестоимость пассажирских перевозок в автобусах ниже аналогичных перевозок на других видах транспорта
  • Требуется меньше капиталовложений в строительство дорог 3-й и 4-й технических категорий по сравнению с железнодорожным транспортом; стоимость дорог 1-й и 2-й категорий сравнима со стоимостью строительства железной дороги

Недостатки:

  • Средняя себестоимость грузовых перевозок значительно выше, чем для железнодорожного транспорта, морского и речного транспорта
 
 
  • Большая трудоемкость и низкая производительность из-за малой грузоподъемности (75% всех работающих на транспорте занято на автотранспорте)
  • Большие металлоемкость и энергоемкость (высокие показатели потребления нефтепродуктов – Приложение 2, проанализировав которое можно сделать вывод, что Потребление автомобильного бензина и дизельного топлива автотранспортом – изменяющийся показатель, который на данный момент имеет тенденцию к увеличению расхода топлива).
  • значительные общественные потери  из-за высокого уровня аварийности и последствий дорожно-транспортных происшествий (Приложение 3). Проанализировав приложение, можно сделать вывод, что число ДТП, в которых зарегистрированы человеческие ранения, из года в год увеличивается. С 2000 года по 2006 число пострадавших увеличилось на 106 тыс.чел. Показатели оставляют желать лучшего;
  • активное химическое и шумовое загрязнение окружающей среды;
  • перегрузка дорог и городских улиц, большое число задержек в движении грузов и пассажиров;
  • дестабилизация работы наземного пассажирского транспорта;
  • все возрастающая необходимость отведения больших площадей городских территорий для парковки, прокладки транспортных путей, строительства автомобильных дорог, эстакад, мостов и  других искусственных сооружений;
  • сложность утилизации отходов производственной деятельности как самого автомобильного транспорта, так и предприятий по его обслуживанию.
 
 
    1. Особенности автомобильного транспорта России
  • Развитие автотранспорта зависит от качества, надежности, экологических характеристик, эстетических оценок автобусов, микроавтобусов, пикапов, грузовых и легковых автомашин, специальных автомашин.2
  • Разномарочность, неоднородность и сильная изношенность парка автотранспортных средств. На дорогах страны появилось большое количество иномарок разных лет выпуска и разного технического состояния. Резко увеличилась интенсивность транспортных потоков и соответственно возросли нагрузки на подвижной состав и дороги. Современный автомобильный транспорт России в его нынешнем состоянии далеко не полностью отвечает требованиям, которые выдвигает радикальная реформа экономической и социальной сферы3.
  • Реструктуризация парка автотранспортных средств в пользу малотоннажных и большегрузных машин (это прежде всего связано с развитием международного и внутрироссийского рынков, радикально изменивших объем и структуру спроса на транспортные услуги)4.
  • Возможности использования автотранспорта в России тесно связаны с качественными и количествами параметрами дорожной сети страны.

Информация о работе Автомобильный транспорт