Автомобильный транспорт

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

В любой стране нет более мощной и многогранной отрасли, чем транспорт. Транспорт – величайшее благо человечества, которое удовлетворяет одну из важнейших потребностей – потребность в перемещении, преодолевая пространство, время и массу.
Автомобильный транспорт – наиболее динамично развивающийся вид транспорта России на данное время. Именно поэтому я выбрала данную тему исследования для своей курсовой работы, посчитав её наиболее актуальной. Ныне без автомобильного транспорта невозможна деятельность ни одной отрасли хозяйства.

Содержание

Введение
Глава 1. Определение автомобильного транспорта…………………………….4
Определение автомобильного транспорта……………………………4
1.1.1 техническое оснащение автотранспорта: техническое оснащение и автодороги…………………………………………. .4
1.1.2 организация управления автомобильным транспортом….. 6
1.2 Преимущества и недостатки…………………………………………. 7
1.3 Особенности автомобильного транспорта……………………………9
1.4 Факторы влияющие на развитие автомобильного транспорта…….10
1.5 Роль автомобильного транспорта в развитии хозяйства РФ……… 10
Глава 2. Современная экономико-географическая характеристика………….12
2.1 Основные районы размещения и значение ведущих автодорог России…………………………………………………………………….. 12
2.2 Экономическая характеристика развития отрасли…………………15
2.2.2 Грузовые автомобильные перевозки………………………16
2.2.3 Пассажирские перевозки автомобильным транспортом…17
2.3 Особенности современного развития автомобильного транспорта России…………………………………………………………………….. 21
Глава 3. Основные современные проблемы и перспективы отрасли………. .22
3.1 проблемы………………………………………………………………22
3.2 перспективы…………………………………………………………. .24
3.3 задачи…………………………………………………………………. 27
Заключение……………………………………………………………………… 31
Список используемой литературы…………………………………………… . 32
Приложения………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Автомобильный транспорт.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Протяженность автомобильных дорог страны превышает 900 тыс. км (Приложение 5) (а нужно не менее 1.5 млн. км дорог), дороги с твердым  покрытием составляют около 84%. Треть из них – это гравийные, щебеночные, шлаковые, булыжные дороги, отличающиеся низким качеством и требующие постоянных дорогостоящих ремонтно-восстановительных работ. 12% дорог – грунтовые. Более 1\3 всех сельских населенных пунктов страны до сих пор не имеют дорог с твердым покрытием. Отмечается низкая плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием – 31 км на 1000 км2 (в США – около 300). При этом максимальная плотность автодорог с твердым покрытием – в европейской части страны. По уровню обеспеченности автодорогами в России выделяют три зоны: Европейскую, Южную, Северную, включающую в себя Сибирь и Дальний Восток. На 1000 км2 территории приходится дорог с твердым покрытием:  в Московской обл.-327 км, Калининградской обл.-303 км, Центрально-Черноземном районе-189 км, Центральном районе-179, Уральском-91 км, Дальневосточном-6 км. Почти 40% автодорог нуждается в реконструкции5 

    1. Факторы влияющие на развитие автомобильного транспорта.
  • ·капитальные вложения (на развитие, обновление транспортных систем);
  • ·размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства (продукцию этих отраслей и перевозит автомобильный транспорт);
  • ·развитие межтерриториальных, межотраслевых и международных связей;
  • ·размещение населённых пунктов;
  • ·научно-технический прогресс (совершенствуются транспортные средства, уменьшается их влияние на экологию).
    1. Роль автотранспорта в развитии хозяйства РФ

При оценке роли и места транспорта в системе  национального хозяйства необходимо учитывать исключительно развитую систему межотраслевых связей. Изменение роли и места транспорта в российской экономике определялось основными тенденциями реструктуризации национального хозяйства. Формирование адекватного рыночной экономике сектора услуг сопровождалось интенсивным перераспределением факторов производства в отрасли инфраструктуры.6 В условиях рыночной экономики резко повышается роль автомобильных дорог как одного из факторов, определяющих уровень жизни населения. Развитая сеть дорог становится одним из ключевых материальных элементов, обеспечивающих для граждан свободу выбора места жительства, приложения труда, стандартов самостоятельного и активного экономического и социального поведения. 7

Автомобильный транспорт - одна из важнейших отраслей народного хозяйства, развивается  как неотъемлемая часть единой транспортной системы. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. В условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, автомобильный транспорт способствует нормализации положения в финансовой и кредитной сфере. От его чёткости и надёжности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства. Он обеспечивает наряду с другими видами транспорта рациональное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в перевозках. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Современная  экономико-географическая характеристика отрасли.

Развитие транспортной системы страны имеет стратегическое значение для ее экономического роста, обеспечения перехода экономики к инновационному пути развития, улучшения качества жизни населения. Современные социально-экономические и политические условия требуют своевременной и оперативной корректировки приоритетов развития транспортной отрасли, уточнения сферы ответственности государства, места и роли других заинтересованных участников из бизнеса и науки. Чтобы составить задачи и перспективы автомобильного транспорта необходимо проанализировать современное состояние изучаемого предмета.

2.1 Основные районы  размещения и значение ведущих  автодорог России.

Сеть автомобильных  дорог - важнейшая составляющая транспортной инфраструктуры. Ее эффективное функционирование и устойчивое развитие являются необходимым условием перехода к экономическому росту, повышения уровня жизни населения.

В условиях структурной  перестройки экономики страны большое  значение имеет расширение и углубление международного сотрудничества. Это  способствует интеграции национального транспортного комплекса в мировую и европейскую транспортную систему, достижению более высоких организационно-технических и социально-экономических результатов работы всех видов транспорта, в том числе и автомобильного.

Геополитическое положение России между двумя динамично развивающимися мировыми центрами деловой активности - Европой и Азией - предопределяет ее особую, ключевую роль в обеспечении евроазиатских связей.

Для обеспечения  потребностей экономики в перевозках, в том числе, в весьма значимой их части - международных, проводится работа по развитию международных дорог и транспортных коридоров, которые обслуживают помимо межрегиональных и внутрирайонных перевозок, перевозки между Европой и Азией.

Одной из предпосылок  формирования новых транзитных магистралей континентального значения является сложившаяся в рамках Евросоюза трансъевропейская транспортная сеть, основанная на принципе интеграции различных видов транспорта в мультимодальную транспортную систему. Вступление стран Центральной и Восточной Европы в ЕС способствует продвижению европейских стандартов коммуникаций на Восток и расширению транспортных связей со странами Средней Азии и Закавказья и в целом азиатского континента.

К настоящему времени  три из десяти общеевропейских транспортных коридоров проходят по территории России. Кроме того, через территорию России проходят основные евроазиатские коридоры «Север - Юг» и «Транссиб» в рамках системы евроазиатских коридоров, зафиксированных в Декларации Второй Международной евроазиатской конференции по транспорту (Санкт-Петербург, сентябрь 2000 г.), а также ряд дополнительных маршрутов, расширяющих зоны действия коридоров и повышающих их эффективность вследствие более полного охвата международных корреспонденций. Маршруты коридоров проложены по территории 72 субъектов Российской Федерации всех федеральных округов. Транспортное и торгово-политическое значение их и в целом России непрерывно растет. Идет постоянный прирост импорта средств производства из Западной Европы и экспорт сырья и полуфабрикатов из России. Только Северо-западный регион имеет 94 пункта пропуска для пересечения границы.

Новоазиатская автотранспортная инициатива IRU(NELTY) стартовала 16 сентября 2008 года в Ташкенте (Узбекистан). В данной программе участвует и Россия. Проект положил начало грузовым автоперевозкам из Центральной Азии и Западного Китая в Европу и Турцию и наглядно продемонстрировал, что автомобильный транспорт возродил для бизнеса Шелковый путь. Участники проекта NELTY, семь автотранспортных компаний из пяти стран: Ирана, Киргизии, России, Турции, Узбекистана будут доставлять товары по трем основным направлениям древнего Шелкового пути – Северному, Центральному и Южному, протянувшимся на тысячи километров.8

Сеть автомобильных  дорог имеет радиально-кольцевую  структуру. 12 крупнейших автодорог лучами расходятся от Москвы к Санкт-Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску, Нижнему Новгороду и др. Радиусы соединены системой колец, первое из которых МКАД – внешняя граница Москвы (Московская кольцевая автомобильная дорога, сооружённая в 15-20 км от центра для разгрузки города). В восточных районах число дорог резко снижается. До сих пор нет автодороги, пересекающей всю Россию с запада на восток.9 Главные межрайонные автомобильные трассы идут параллельно железным дрогам. Большую роль в европейской части России играют автодороги Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск; Ростов-на-Дону – Краснодар – Новороссийск; Ростов-на-Дону – Армавир – Грозный; Ростов-на-Дону – Волгоград; Екатеринбург – Челябинск и др.

В Сибири и на Дальнем Востоке автомобильные дороги в некоторых направлениях служат главными путями сообщения. Наиболее важные из них Амуро-Якутская магистраль, Колымское шоссе, Чуйский тракт. В южной части Дальнего Востока проходит автомагистраль Хабаровск – Владивосток. 
 

2.2. Экономическая характеристика развития отрасли.

Коммерческий  грузооборот всех видов транспорта стабильно растет. На рост объема грузоперевозок оказывают влияние оживление  деятельности реального сектора  экономики, увеличение объема производства в основных грузообразующих отраслях, развитие рынков товаров и услуг, а также благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по основным товарным позициям отечественного экспорта.

Пассажирооборот всех видов транспорта общего пользования  так же растет, но медленнее, чем  грузооборот.

Однако при  этом следует отметить снижение пассажирооборота на автомобильном транспорте, который  за 2007 составил 148 млрд. пасс-км. На это  повлияло сокращение парка подвижного состава большой и особо большой  вместимости государственных и  муниципальных предприятий. Постоянно увеличение количества легковых автомобилей, находящихся в личной собственности граждан, которое по последним данным составляет более 27 млн. единиц (Приложение 4).

Количество прибыльных организаций увеличивается, что  свидетельствует о возросших возможностях транспортных организаций по развитию и обновлению основных фондов за счет собственных источников финансирования.

Однако убыточной  в целом остается деятельность маршрутного  городского автобусного пассажирского  транспорта.

Как и в предыдущие годы,  продолжается тенденция изменения  структуры объема грузовых перевозок  в пользу автомобильного транспорта, что свидетельствует о повышении  его конкурентоспособности в  отдельных сегментах рынка транспортных услуг. Сегодня автомобильный транспорт на коммерческой основе перевозит 1987, 9 млн. т грузов, что составляет 47% от общего объема, перевезенного всеми видами транспорта.10

2.2.2 Грузовые  автомобильные перевозки

По данным ГИБДД  МВД России, на конец 2006 года в стране общее наличие зарегистрированных грузовых автомобилей составило 4928, 6 тыс. шт.11 (Приложение 4). На предприятиях всех отраслей экономики числится порядка 2,5 млн. ед., а на предприятиях отрасли «Автомобильный транспорт» - около 55 тыс.ед.

Количество грузовых автомобилей в индивидуальной собственности граждан увеличилось за последние 5 лет более чем на 27% и достигло 2,4 млн. автомобилей, что составляет около 50% от всего парка грузового автомобильного транспорта. Следует отметить, что более 71% от общих грузоперевозок по народному хозяйству выполняется автомобилями предприятий различных ведомств для собственных нужд.

Объем коммерческих перевозок по всем субъектам автотранспортного  рынка составляет  1,99 млрд. т , грузооборот  – 79,1 млрд. т-км. Перевозки грузов автомобильным транспортом общего пользования (предприятия и предприниматели, работающие по найму) составляет 599,4 млн. т, а грузооборот – 50,5 млрд. т-км. В этом секторе преобладающая часть объемов деятельности приходится на крупные и средние автопредприятия. Однако доля малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общем объеме перевозок возрастает и на данный момент составляет более 30%. Ими выполняется значительная часть грузовых автоперевозок в междугородном и международном сообщении.

По грузовому  парку крупных и средних автотранспортных предприятий доходы равны 56,4 млрд. руб., расходы – 51,9 млрд. руб., прибыль – 4,5 млрд. руб.

Структура расходов грузовых перевозок по-прежнему остается далекой от оптимальной. По оценочным  данным наибольший удельный вес в затратах на грузовые перевозки составляют расходы на автомобильное топливо – 23,7%. Расходы на заработную плату достигли 21,9% всех затрат. Доля затрат на амортизацию подвижного состава в общем объеме расходов на протяжении ряда лет остается крайне низкой (3,8%), что свидетельствует об отсутствии инвестиционных возможностей на большинстве автотранспортных предприятий. Затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалы – 2,8%, на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей – 10%, общехозяйственные расходы – около 29%.12

Повышение доли российских автоперевозчиков в транспортировке  экспортно-импортных грузов стало  возможным благодаря таким принятым мерам, как: снижение таможенных пошлин и продление периода временного ввоза импортного подвижного состава для международных перевозок; отмена НДС при перевозке импортных грузов; введение разрешительной системы для перевозчиков тех стран, которые ранее работали на безразрешительной основе; значительное сокращение квоты зарубежным перевозчикам для перевозок в третьи страны и из третьих стран;

2.2.3 Пассажирские  перевозки автомобильным транспортом.

Перевозки пассажиров автобусами в Российской Федерации  на коммерческой основе на основании  выданной лицензии осуществляют более 16 тыс. предприятий всех отраслей экономики, являющихся владельцами автобусов, в том числе порядка 3 тыс. компаний, основным видом деятельности которых являются перевозки пассажиров на коммерческой основе и более 73 тыс. индивидуальных предпринимателей (физических лиц).

Информация о работе Автомобильный транспорт