Управление предпринимательства и промышленности г.Алматы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 00:14, отчет по практике

Описание работы

Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в Казахстанской экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы “внедрения” результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался.

Работа содержит 1 файл

отчет.docx

— 282.74 Кб (Скачать)

Министр подчеркнул, что  Глава государства поручил усилить  работу по конечным продуктам. Алматы реализует проекты с выпуском конечной продукции и показывает высокий уровень технологической  сложности, благодаря квалифицированной  рабочей силе и активному бизнесу.

"Алматы имеет мощную  научную базу, университеты, и радует, что в мегаполисе появляются  десятки инновационных предприятий,  где наши ученые создают собственную  продукцию", – подытожил Асет  Исекешев.

По итогам заседания достигнуты договоренности о рассмотрении и  включении предложенных проектов в  Карту индустриализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Анализ проблем,  препятствующих развитию инновационной  деятельности в регионе

Наряду с несомненными успехами в инновационном развитии города Алматы, имеются определенные проблемы, препятствующие развитию инновационной  деятельности.

Это:

  • низкий спрос на инновации в казахстанской экономике и его неэффективная структура – вместо внедрения отечественных разработок, казахстанские предприниматели склоняются к закупкам готовых технологических линий;
  • рост конкуренции в результате повышающейся глобализации мировой экономики
  • негативное влияние мирового финансового кризиса, снизившее степень доступности инвестиций для предприятий реального сектора экономики;
  • невысокая степень кооперации промышленности и учреждений науки;
  • вертикальная система управления инновационной деятельностью в стране;
  • старение научных кадров;
  • слабая интеграция в мировую науку и рынок инноваций.

В результате,  доля инновационно-активных предприятий в городе в 2010 году снизилась  с 6,7% до 5,4%, их количество до 133 предприятий (в 2009 году – 151 предприятий). Научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения  на предприятиях уменьшились с 229 до 214 единиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Приоритетные  для региона направления научных  исследований

Приоритетные для города Алматы направления научных исследований определяются на основе ГПФИИР и с  учетом следующих факторов:

  • высокий научный потенциал города Алматы (в городе расположены 8 из 9 национальных научных центров, ведущие ВУЗы и академические институты, 3 из 5 национальных лабораторий)
  • сформированная и развивающаяся инфраструктура, содействующая форсированному инновационному развитию (СЭЗ «ПИТ», 2 региональных технопарка, ИЗ);
  • Алматы является региональным финансовым центром, в котором сосредоточены офисы институтов развития, венчурных фондов и фондов прямых инвестиций, коммерческих банков.

В силу указанных факторов в городе имеются предпосылки  для развития наукоемких секторов инновационного развития с учетом традиционно развитых научных направлений: исследования в области теоретической и  прикладной ядерной физики, медицина, фармакология и биотехнологии, металлургия, машиностроение, изучение природных  ресурсов; растениеводство и животноводство, ресурсосбережение и охрана окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5. Решение задач  по повышению эффективности программы по формированию и развитию региональной инновационной системы в

г. Алматы

Цель Программы - построение региональной инновационной системы, обеспечивающей повышение конкурентоспособности экономики города за счет эффективного управления инновационно - технологическим развитием региона, создания комфортных условий для развития повышения научного и инжинирингового потенциала, роста высокотехнологичных производств.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Развитие научного  потенциала региона

Город Алматы является самым  развитым научным центром страны. Дальнейшее развитие научного потенциала необходимо вести в следующих  направлениях:

  • усиление связи научных центров и промышленности
  • совершенствование системы воспроизводства научных кадров во избежание старения кадров,
  • интенсификация взаимодействия научных центров города с всемирно признанными зарубежными научными центрами в области совместных исследований, обмена опытом
  • совершенствование системы трансферта технологий
  • развитие ИТ инфраструктуры научных центров.

2. Формирование  региональной инновационной системы 

При формировании региональной инновационной системы города необходимо опираться на конкурентные преимущества города (мощный научный потенциал, развитая технологическая и финансовая инфраструктура, наличие высокопрофессиональных кадров).

Дальнейшее развитие региональной инновационной системы города Алматы должно в обязательном порядке включить в себя:

  • Построение эффективной системы передачи инновационных технологий в производство за счет создания и развития региональных центров коммерциализации, усиления взаимодействия научных центров и предприятий, расширение доступа к зарубежным технологиям. В этой связи городу, совместно с институтами развития, необходимо стимулировать предприятия делать упор не на приобретение готового оборудования, а на приобретение и внедрение технологий, обеспечить производство и научные центры возможностями свободного обмена опытом и знаниями, способствовать созданию структурных подразделений, отвечающих за инновации и развитие;
  • Сервисная поддержка. Город Алматы имеет достаточно хорошо сформированную инфраструктуру для развития инноваций. Тем не менее, существует значительный потенциал развития сервисной поддержки науки и производства в сфере содействия инновациям. В частности, необходимо дальнейшее развитие региональных технопарков и СЭЗ «ПИТ», скорейшее открытие и развитие Индустриальной зоны в Алатауском районе города, развитие системы технического и профессионального образования для обеспечения предприятий техническими кадрами, обладающими необходимыми знаниями, умениями и навыками для эффективной работы на современном высокотехнологичном оборудовании; 
  • Финансовая поддержка. Мировой финансовый кризис в значительной степени снизил возможности предприятий в привлечении инвестиций в модернизацию и обновление производственных мощностей. Поэтому городу необходимо принять участие в формировании финансовой инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятий к дешевым финансовым ресурсам с одновременным обеспечением контроля за эффективным использованием инвестиций. Также необходимо обеспечить финансовую поддержку научных исследований, рисковое финансирование и повышение финансовой грамотности предпринимателей.

3. Построение системы  управления региональной инновационной  системы 

Эффективное использование  инновационного потенциала региона  невозможно без качественной системы  управления РИС. Администрация города выступить в этом процессе эффективным  модератором взаимоотношений субъектов  РИС, обеспечивая слаженную работу инновационной системы. Этого можно  достичь путем создания координационного совета управления инновациями, обеспечения  своевременного и эффективного обмена информацией между научными центрами, предприятиями, институтами развития и финансовыми институтами. Городские  службы могут обеспечить комфортные условия для инновационного развития за счет снижения бюрократических препон в регистрации предприятий, предоставления надежной статистической информации, методологическом сопровождении предприятий.

В рамках поставленных задач  при Акимате города создан Совет  по инновациям и новым технологиям, в состав которого вошли ученые, руководители заинтересованных служб  и  ВУЗов, представители бизнес-ассоциаций и руководители крупных промышленных  предприятий. Заседания Совета, проводящиеся на ежеквартальной основе под председательством  Акима города, являются дискуссионной  площадкой для обмена мнениями и  информацией субъектов РИС, способствуют координации инновационной деятельности, плодотворному сотрудничеству компонентов  инновационной системы.

По инициативе Акимата  города Алматы с 2010 проводится ежегодный  Инновационный конвент, в рамках которого действует инновационный  форум и проводится выставка инновационных  проектов.

 

4. Информационное  обеспечение субъектов инновационной  деятельности и повышение уровня  инновационной культуры.

Эффективный обмен информацией, доступ к базе знаний по инновационному процессу являются ключевыми факторами  для совершенствования инновационной  деятельности и повышения уровня инновационной культуры. Для решения  этой задачи необходимо осуществление  следующих действий:

  • Создание (на базе научных центров и высокотехнологичных предприятий) конструкторских бюро, открытие центров распространения инноваций, центров коммерциализации, интерактивных информационных киосков;
  • Предоставление инновационных грантов в том числе, на проведение опытно-конструкторских работ, а также реализации программы частичного возмещения затрат прикладных исследований бизнеса, направленных на повышение его эффективности (производительности).
  • Формирование инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов, центров коммерциализации) в их функции будет входить:
          • Переподготовка кадров для инновационной сферы, модернизации и реконструкции существующих в регионе промышленных предприятий.
          • Консультационные услуги в вопросах повышения производительности, модернизации и инновационного развития предприятий региона, проведение обучающих семинаров, форумов, конференции, организация диалоговой площадки.

 5. Распространение, популяризация и методологические сопровождение инновационных процессов на региональном уровне

Одним из главных ресурсов повышения эффективности реализуемой  программы является создание постоянно  действующей системы информирования и вовлечения населения в процессы инновационного развития.

В этих целях с 2010 года на ежегодной основе проводится инновационный  Конвент под председательством  акима города Есимова А.С. в рамках которого действуют инновационный  форум и выставка инновационных  проектов. Проводимые мероприятия создадут возможности для обмена опытом, информацией  и налаживанию сотрудничества между  участниками инновационного процесса, а также привлекут внимание отечественной  и зарубежной общественности к процессам  инновационного развития.

Наличие обратной связи в  РИС позволит государству учитывать  интересы и нужды общества и формировать  более эффективно государственную  политику в сфере инноваций.

Одним из инструментов для  обеспечения обратной связи общества и государства является  инновационный  портал. Инновационный портал будет  являться самым современным, с технической  точки зрения, региональным Интернет-ресурсом в области инноваций. В нем  будет реализованы все услуги, помогающие инноваторам на всех этапам коммерциализации инноваций, начиная  от генерирования идеи, осуществления  НИОКР в бизнес-инкубаторах и  технопарках и заканчивая последующим  внедрением разработки в производстве.

Другим очень важным инструментом обеспечения обратной связи общества и государства станут социологические  опросы, анкетирование населения  и бизнеса на предмет восприятия и принятия инновационной политики.

Постоянное обновление и  модернизация сайта инновационных  процессов города Алматы - расширение технических возможностей поисковой  работы, использование сайта русскоязычными, казахоязычными и англоязычными  пользователями. Данный сайт будет  иметь постоянно действующий  форум - для обмена информацией и  мнениями жителями города. Для систематизации, редактирования, работы в форуме и  постоянного обновления будет использована схема аутсорсинга в рамках государственного заказа.

На постоянной основе на условиях аутсорсинга будет проводиться  работа по подготовке и выпуску ежегодных  каталогов регионально значимых мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства (выставок, форумов, акций и т.д.), пользователями которых станут не только предприниматели  области, но и потенциальные партнеры, и инвесторы из других регионов Казахстана и зарубежья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты программы

В рамках программы планируется  достижение следующих целевых индикаторов:

  • Увеличение валового регионального продукта в 2015 году по отношению к уровню 2010 года на  29  %.
  • Темпы роста ВРП, в % к предыдущему году  составят,  соответственно   102,8, 103,6, 104,1, 104,7 и 105,5 %.
  • Повышение доли промышленности в структуре ВРП в 2015 году до 8 %.
  • Увеличение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВРП в 2015 году с 4,9 до 6,0%.
  • Рост  объемов  инвестиций  в основной  капитал до 30-35 %.
  • Рост доли инновационно-активных предприятий  с 8 % до 20 %.
  • Рост объема производства инновационной  продукции  в 2,5 раза до 2015 года.

Информация о работе Управление предпринимательства и промышленности г.Алматы