Шпаргалка по "Журналистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Журналистика".

Работа содержит 1 файл

Экзамен Дякина.docx

— 505.69 Кб (Скачать)

К середине 1828 г. «Вестник Европы»  пришел в упадок. Объявляя о подписке на следующий год (в №18), Каченовский  обнадеживал читателей, что он собирается заметно оживить журнал и отныне будет «свободнее соображать и решительнее  действовать».

Участвуя в «Северных  цветах», Пушкин не оставлял мысли о  создании в Петербурге более оперативного печатного органа, который можно  было бы противопоставить реакционной  периодике Булгарина и Греча. Понимая, что ни ему, ни Вяземскому правительство  не выдаст разрешения на подобное издание, он поручил хлопоты Дельвигу, который  еще не успел скомпрометировать  себя в глазах правительства. Дельвиг  упросил цензурный комитет разрешить  ему выпуск «Литературной газеты»  без всякой примеси политики, и 1 января 1830 г. появился ее первый номер.

«Литературная газета» выходила один раз в пять дней, на восьми полосах; каждая полоса была разбита на две  колонки. «Цель сей газеты – знакомить  образованную публику с новейшими  произведениями литературы европейской, и в особенности российской», – заявляла редакция, подчеркивая  литературный характер газеты и ее ориентацию преимущественно на просвещенного («образованного») читателя. «Литературная  газета» отказывалась от «критической перебранки» и допускала на свои страницы только «критики, имеющие  в виду не личные привязки, а пользу какой-либо науки или искусства». О составе участников газеты в  редакционном сообщении говорилось следующее: «Писатели, помещавшие в  продолжение шести лет свои произведения в «Северных цветах», будут постоянно  участвовать в «Литературной  газете» (разумеется, что гг. издатели журналов, будучи заняты собственными повременными изданиями, не входят в  число сотрудников сей газеты)». Фраза в скобках касалась Булгарина  и Греча: они единственные из участников «Северных цветов» имели собственные  периодические издания. Так «Литературная  газета» сразу же противопоставила себя «Сыну отечества» и «Северной  пчеле».

Рабочая редакция «Литературной  газеты» состояла из трех человек: издателя-редактора  Дельвига, его помощника, литератора и журналиста Сомова, и секретаря  редакции В. Щасного, который, помимо технической  работы, занимался переводами и переложениями  научных статей.

Газета не ограничивалась чисто литературными материалами, хотя они были ведущими в номере: в ней печатались также статьи по научным вопросам. Номер обычно открывался художественным произведением  в прозе, затем шли стихотворения  и научная или полемическая статья; последние две-три полосы отводились на библиографию русских и иностранных  книг и «Смесь».

В отделе прозы помещались повести, отрывки из романов, описания путешествий, очерки, записки. Были опубликованы две главы из повести Гоголя «Страшный  кабан», главы из «Путешествия в  Арзрум» и «Арапа Петра Великого»  Пушкина, отрывки из романов А. Погорельского (псевдоним А.А. Перовского) «Монастырка» и «Магнетизер», сатирическое произведение Фонвизина «Разговор у княгини  Халдиной» [30], путевые записки и  очерки Сомова, В.Г. Теплякова, А.С. Норова, Я.И. Сабурова. Зарубежная литература была представлена переводами из произведений В. Скотта, Гофмана, Мериме, Стендаля, Гюго, Манцони, В. Ирвинга.

В отделе поэзии сотрудничали виднейшие поэты – Пушкин, Дельвиг, Вяземский, Д. Давыдов, Баратынский, Ф. Глинка и др.; без подписи печатались стихотворения ссыльных декабристов  – А. Бестужева и Кюхельбекера.

Большое значение придавалось  в «Литературной газете» статьям  по литературе, искусству и различным  отраслям знаний. Здесь можно было встретить серьезные научные  работы по истории и теории литературы (цикл статей Катенина «Размышления и  разборы», в которых осуждались крайности  романтизма), переводные статьи о современной  литературе («О Байроне и его отношениях к новейшей литературе» Гюго, «Современная английская литература» Вордсворта), живые и остроумные статьи Вяземского («О Ламартине и современной поэзии Франции», отрывки из «Жизнеописания Фонвизина»). С большим интересом  читались статьи по истории, педагогике, философии, медицине, естествознанию, например: «О цветке», «О разнообразии и единстве вещества в природе» М. Максимовича, «Несколько мыслей о преподавании детям географии» Гоголя и др.

Живым и злободневным был  отдел библиографии, в котором  рецензировались новинки русской  и зарубежной литературы и науки, печатались отзывы о периодических  изданиях. В этом отделе и в «Смеси»  велась острая борьба с реакционной  прессой, закладывались основы подлинно научной критики и просветительской журналистики.

Для определения позиции  «Литературной газеты» в вопросах критики и библиографии очень  важна заметка Пушкина «О журнальной критике» (1830, №3). Отмечая, что «критика в наших журналах или ограничивается сухими библиографическими известиями, сатирическими замечаниями, более  или менее остроумными, общими дружескими похвалами, или просто превращается в домашнюю переписку издателя с  сотрудниками», он говорит о том, что необходимо рассматривать не только произведения, «имеющие видимое  достоинство». Необходимо брать и  такие, при анализе которых можно  выйти за пределы чисто литературных вопросов, потому что «нравственные  наблюдения важнее наблюдений литературных». Следовательно, Пушкин рекомендует  применять журнально-критический  прием в виде разговора с читателем  «по поводу» – прием, который  позже теоретически разработал и  осуществил Белинский.

Почти все участники «Литературной  газеты» в свое время находились в более или менее тесных связях с декабристами, поэтому «Литературная  газета» воспринималась современниками и правительством как орган русского просвещенного дворянства, еще не утратившего связи с дворянской революционностью, как орган политической оппозиции правительству. Именно этим объясняются постоянные намеки Булгарина  в «Северной пчеле» и в многочисленных его донесениях Бенкендорфу на недостаточную  политическую благонамеренность «Литературной  газеты», на вольномыслие ее сотрудников, и прежде всего Пушкина. Например, в №30 «Северной пчелы» за 1830 г. под  видом «анекдота», якобы взятого  из английского журнала, Булгарин напечатал  грязный пасквиль-донос на Пушкина, перемежая личные оскорбления с  обвинением его в вольномыслии. Кроме  политических целей, у Булгарина  имелись и личные: он видел в  «Литературной газете» сильного конкурента «Северной пчеле».

Борьбу «Литературной  газеты» с продажной прессой  возглавлял Пушкин. Он был первым и  единственным в то время журналистом, показавшим в подцензурной печати политическое лицо Булгарина как агента Третьего отделения.

В 1831 г. «Литературная газета»  лишилась ведущих сотрудников, которые  давали ей жизнь и движение: Дельвиг  умер в январе 1831 г. (по свидетельству  А.В. Никитенко, «публика в ранней кончине  Дельвига обвиняет Бенкендорфа»), Пушкин и Вяземский потеряли интерес  к газете, столь сильно зажатой  цензурой, и перестали в ней  печататься. Сомов, напуганный вмешательством Третьего отделения, заполняет страницы бесцветными произведениями молодых  литераторов. Тираж газеты падал  с каждым месяцем, и когда он дошел  до ста экземпляров, в конце июня 1831 г. Сомов прекратил ее издание.

После прекращения «Литературной  газеты» Пушкин продолжает острую полемику с Булгариным и Гречем в журнале  Н.И. Надеждина «Телескоп», который  не раз критиковал Булгарина как  писателя.

В 1831 г. Пушкин, размышляя  о состоянии русской журналистики, был озабочен возрастающей монополией «Северной пчелы». Он считает, что  если правительство более свободно будет позволять издание общественно-политических журналов и газет, то «Северная пчела» не выдержит конкуренции, ибо она  привлекает читателей только своим  правом печатать политические известия.

В течение 1832 г. Пушкин добивался  разрешения на издание политической газеты «Дневник» и получил его  благодаря поддержке Блудова, который  надеялся превратить «Дневник» в  орган министерства внутренних дел. Однако Пушкин не приступил к выпуску  этой газеты, так как понимал, что  при сложившихся обстоятельствах  его «Дневник» мало чем будет  отличаться от «Северной пчелы». Он не захотел играть роль полуофициального журналиста и предпочел отказаться от газеты. Только через три года ему удалось осуществить свою давнюю мечту – стать во главе  периодического издания.

Большой заслугой Пушкина  как издателя и редактора «Современника» является то, что он сумел превратить литературный сборник-альманах в общественно-литературный журнал со всеми характерными для  такого журнала материалами.

В «Современнике» помещались не только художественные произведения, критика, библиография, статьи по истории  и теории литературы, но и такие  статьи, в которых затрагивались  вопросы современной политики (конечно, не прямо, а «обиняками»), экономики, отечественной истории, культуры и  просвещения, велась острая полемика с  реакционным «журнальным триумвиратом».

При жизни Пушкина вышли  все четыре тома «Современника», пятый  том (т.е. первый на 1837 год) поэт успел  подготовить частично.

Пушкин – издатель и  редактор – проделал огромную работу по сплочению вокруг журнала лучших авторов. В «Современнике» участвовали  известные писатели – Жуковский, Гоголь, Вяземский, В. Одоевский и  молодые начинающие литераторы –  Ф. Тютчев, Н. Дурова, А. Кольцов, черкес Казы-Гирей, в том числе и провинциальные (казанская поэтесса А. Фукс). Пушкин вел переговоры о сотрудничестве ссыльного Кюхельбекера, а также  сосланного на Кавказ за связь с  декабристами историка В. Сухорукова. Осенью 1836 г. Пушкин решил пригласить в «Современник» Белинского.

 «Современник» Пушкина  заметно выделялся на фоне  тогдашней журналистики. Поэтические  произведения в нем отличались  глубиной мысли и изяществом  формы. Таковы «Пир Петра Первого», «Скупой рыцарь», «Из А. Шенье», «Родословная моего героя», «Полководец», «Сапожник» Пушкина, «Ночной смотр»  Жуковского, стихи Баратынского, Вяземского, Д. Давыдова, Тютчева и Кольцова. В отделе «Проза» были опубликованы  «Капитанская дочка», «Путешествие  в Арзрум» Пушкина, «Нос», «Коляска»,  «Утро делового человека» Гоголя.

И все же художественные произведения не были ведущими в этом отделе при Пушкине «Современник»  явно тяготел к публицистическим, документальным и научным жанрам: запискам, очеркам письмам, зарисовкам, отчетам, научно-популярным, критическим  и публицистическим статьям. Все  эти материалы помещались в прозаическом отделе без строгой последовательности; только библиография имела свою рубрику «Новые книги» (или «Новые русские книги»), которой заключался том.

Продолжая традиции декабристской  периодики, «Современник» большое  внимание уделял Отечественной войне 1812 г. На его страницах были опубликованы произведения непосредственных участников событий – «Записки» Н.А. Дуровой, очерк Д. Давыдова «Занятие Дрездена»  и его статья «О партизанской войне». Эта тема отразилась также в стихотворениях Пушкина «Полководец», «Объяснение» и его прозаическом «Отрывке из неизданных записок дамы» («Рославлев»).

Очерковая литература была представлена «Путешествием в Арзрум»  Пушкина, этнографическим очерком  А. Емичева «Мифология вотяков и  черемис», в котором правдиво описывались  тяжелые последствия колонизаторской  политики царского правительства, очерком  из военной жизни начинающего  публициста – кавказского горца  Казы-Гирея «Долина Ажитугай»  и другими произведениями. В письмах-отчетах  А.И. Тургенева «Париж. (Хроника русского)»  содержалась подробная, живо написанная информация о последних событиях не только литературных и бытовых, но и политических, Тургенев рассказывал  о «переменах министерств», о «заговорах против короля», причем цензура сильно сокращала его статьи.

В каждом томе «Современника» печаталось по две-три статьи (Пушкина, Гоголя, Вяземского, В. Одоевского), посвященные  современной литературе и журналистике, в которых велась борьба с крайностями  романтизма, с торгашеско-мещанской  литературой. В разделе «Новые книги» Пушкин стремился представить по возможности полную регистрацию  всех вновь выходящих литературных произведений и книг по различным  отраслям знаний, даже по технике и  медицине; некоторым из них посвящались  небольшие рецензии или библиографические  заметки. Пушкин ввел метод рекомендательной библиографии посредством «звездочек», которыми отмечались наиболее нужные для читателей книги. Для первого  тома почти весь отдел «Новые книги» подготовил Гоголь, в последующих  библиографию составлял Пушкин; он ходил по книжным лавкам и просматривал поступившие в продажу новинки, которые потом называл в отделе «Новые книги».

Среди научно-популярных статей должны быть отмечены статьи П.Б. Козловского  – «Разбор парижского Математического  ежегодника» и «О надежде», в которой  излагалась теория вероятности.

Пушкин очень дорожил  сотрудничеством Козловского и  накануне дуэли просил его не задерживать  статью о теории паровых машин, предназначенную  для первого номера «Современника» на 1837 г. Много интересного могли  почерпнуть читатели из статьи В. Золотницкого «Государственная внешняя торговля 1835 года» и его разбора «Статистического описания Нахичеванской провинции», из статей и рецензий Пушкина и  его материалов к «Истории Пугачевского бунта».

На Пушкине лежали все  технические заботы по журналу. Поэт сам вел переговоры и переписку  с сотрудниками и цензурой, редактировал произведения, сопровождая их, в  случае необходимости, послесловиями, предисловиями и пояснениями; иногда он придумывал и более острые и  выразительные заглавия (статью В. Одоевского назвал «О вражде к просвещению, замечаемой в новейшей литературе»). Редактируя, Пушкин усиливал документальную сторону  произведений. В «Записках» Дуровой, например, он исключил все авантюрно-приключенческие  эпизоды из жизни «кавалериста-девицы»  и оставил только правдивое, живое  изображение военных событий 1812–1814 гг.

Информация о работе Шпаргалка по "Журналистике"