Термины в школьных учениках по точным наукам

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение терминов в школьных учебниках по точным наукам на примере учебника по геометрии А.В. Погорелова за 7- 11 классы
Поставленная цель предусматривает реализацию таких задач:
1) Раскрыть общие понятия о термине и терминосистемы
2) Дать характеристику логических основ работы над терминами
3) Исследовать лингвистические основы работы над терминами
4) Анализировать термины в школьных учебниках по точным наукам на примере учебника по геометрии А.В. Погорелова за 7-11 классы

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕРМИН И ТЕРМИНОСИСТЕМА……………………6
1.1 Понятия термин и терминосистема. Многозначность термина……….6
1.2 Признаки терминов как основа их классификации……………………11
1.3 Направления терминоведения………………………………………….14
1.4 Лексико-семантический способ пополнения
терминологической лексики…………………………………………….22
1.5 Нормативные требования к термину и терминосистеме……………...25
ГЛАВА 2. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ
НАД ТЕРМИНАМИ………………………………………...34
2.1 Термин в аспекте логики………………………………………………...34
2.2 Термины и определения…………………………………………………36
2.3 Введение термина в текст в процессе оперирования понятиями……..43
ГЛАВА 3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ
НАД ТЕРМИНОМ………………………………………...48
3.1 Природа языковых ошибок терминоупотребления …………………...48
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРМИНОВ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО ТОЧНЫМ НАУКАМ………………52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..60

Работа содержит 1 файл

курсовая по справочной литературе.docx

— 96.68 Кб (Скачать)

                  Министерство образования и науки Украины

      Украинская  академия  печати

  Крымский  институт  информационно-полиграфических  технологий    

           

          Факультет экономики и организации  книжного дела   

         Кафедра издательского дела и  редактирования 
 
 
 
 

      Термины в школьных учениках по точным наукам 
 
 

                         Курсовая работа 

                                           

                                         студентки І курса КИИПТ УАП

                             специальности

                              «Издательское дело и редактирование»   

                             Бояринцевой Эльвиры Юрьевны

                          

                                                            Научный  руководитель

                          Матюхина Марина Олеговна

                                     
 

                                           Симферополь, 2009

                                                СОДЕРЖАНИЕ 

ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………………………3                          

ГЛАВА   1.   ТЕРМИН    И   ТЕРМИНОСИСТЕМА……………………6  

1.1 Понятия термин и терминосистема. Многозначность термина……….6

1.2 Признаки терминов как основа их классификации……………………11

1.3  Направления терминоведения………………………………………….14

1.4 Лексико-семантический способ пополнения

      терминологической лексики…………………………………………….22

1.5 Нормативные требования к термину и терминосистеме……………...25

ГЛАВА   2.  ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ

                       НАД ТЕРМИНАМИ………………………………………...34

2.1 Термин в аспекте логики………………………………………………...34

2.2 Термины и определения…………………………………………………36

2.3 Введение термина в текст в процессе оперирования понятиями……..43

ГЛАВА   3.   ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  РАБОТЫ                                  

                   НАД    ТЕРМИНОМ………………………………………...48

3.1 Природа языковых ошибок терминоупотребления …………………...48

ГЛАВА   4.  ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРМИНОВ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО ТОЧНЫМ НАУКАМ………………52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..60 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  ВСТУПЛЕНИЕ 
 

       Вся мыслительная деятельность человека связана с языком, который должен четко выражать возникшую мысль и реализовать ее в общении с людьми. Значит, формирование языка должно влиять на формирование мышления человека. В школе язык науки формируется постепенно по мере изучения основ наук. Любая наука пользуется своей терминологией, которая фиксирует определенное понятие науки, техники и т.д. 
       Термин – элемент языка науки, ведение которого обусловлено необходимостью точного и однозначного обозначения данных науки, особенно тех, для которых в обыденном языке нет соответствующих названий, компонент суждения, лишенной окраски. 
При введении термина необходимо обратить внимание на происхождении термина, его правильное произношение, написание. 
       Содержание термина чаще всего раскрывается определением понятия, так как последнее содержит наибольшие возможности четкого выделения объекта из всех остальных объектов данной науки. Определение раскрывает содержание понятия объекта по его существенным, присущим только данному понятию признакам, выделяя предметную область, отраженным этим понятием.  
       Работа с терминами осуществляется с помощью различных методов и приемов: проговаривания сложных терминов вслух; выявления этимологии термина, то есть его происхождения; индуктивного и дедуктивного пути введения новых терминов; развитие понятий от простых к сложным; использование терминов в игровых ситуациях. 
       Успешное овладение языком науки способствует формированию знаний по вводимой на уроке новой терминологии, которая складывается из четкого раскрытия цели введения нового термина, его назначения, правильного произношения и написания, происхождения. 
      Это дело – трудное. Трудности возникают уже в начале - в момент поиска строгого определения понятия, доступного школьникам. Эта трудность заключается в многогранности и многосторонности ряда научных понятий. Нередко одно и то же понятие используется для описания разных сторон материальных объектов. 
       Умение точно определять понятие имеет огромное значение, как для науки, так и для людей, изучающих эту науку. Оно придает мышлению такие важные качества, как точность, четкость, определенность, и влечет за собой выработку логических умений: анализ, сравнение, различение, абстрагирование и обобщение.

       Изучение терминов представляет не только большой интерес, но и весьма актуально в связи с современной проблематикой становления, развития и взаимодействия терминосистем разных областей науки и техники, а также взаимопроникновения общеупотребительной лексики и терминологической лексики в ходе современного коммуникативного многоязычного процесса. Это изучение возможно вести формальными количественными и качественными методами в сочетании с содержательным, предметным анализом слов, соединяя при этом основные черты разных подходов к лексике - словарноцентрического, текстоцентрического, лексицентрического.  
       Целью нашей работы является изучение терминов в школьных учебниках по точным наукам на примере учебника по геометрии А.В. Погорелова за 7- 11 классы

       Поставленная цель предусматривает реализацию таких задач:

1) Раскрыть общие понятия о термине и терминосистемы

2) Дать характеристику логических основ работы над терминами

3) Исследовать лингвистические основы работы над терминами

4) Анализировать термины в школьных учебниках по точным наукам на примере учебника по геометрии А.В. Погорелова за 7-11 классы

       Объектом исследования является школьный учебник по геометрии А.В.Погорелова за 7-11 классы.

       Предметом исследования является анализ терминов в школьных учебниках по точным наукам с учетом их нормативности, логичности и с лингвистической точки зрения (на примере учебника по геометрии А.В.Погорелова за 7-11 классы)

       Материалом нашего исследования послужил школьный учебник по геометрии А.В.Погорелова за 7- 11 классы.

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             ГЛАВА   1.   ТЕРМИН    И     ТЕРМИНОСИСТЕМА 

      1.1 Понятия термин и терминосистема. Многозначность термина

    

       До настоящего времени отсутствуют  общепринятые определения понятий  термин, терминология, терминосистема. Б.Н. Головин приводит семь  определений термина, взятых из  разных источников [8]. В.П.Даниленко  упоминает 19 определений, подчеркивая,  что этот перечень может быть  продолжен [4].

       Изучение литературных источников, которые содержат понятия термин, свидетельствует о том, что  этим вопросом занимаются в  наше время лингвистика, логика, философия, семиотика, информатика,  науковедение и другие науки  [8].Каждая из наук выделяет  в термине те его стороны  и свойства, которые необходимы  для решения ее задач. Очевидно, для такого многоаспектного явления,  как термин, вообще не может  быть сформулировано одно определение,  и фактически должны существовать  лингвистические, логические, науковедческие  и другие определения термина,  а следовательно, требования к  нему. В настоящее время на  стыке лингвистики, логики, психологии  в рамках семиотики складывается  новая научная дисциплина, обьектом  которой являются именно термины  и терминосистемы. Б. Н. Головин  [4, с.40] и В.П. Петушков [13] эту научную  дисциплину называют терминоведение.

       То общее, что включается в  различные определения термина,  сводится к двум положениям: термин - это слово или словосочетание определенного естественного языка; содержанием термина является научное, техническое или другое специальное понятие.

       Последователи Д. С. Лотте, в  частности Л. А. Капанадзе, исходят  из того, что термины - это особые  слова, обладающие специфическими  семантическими или формальными  признаками, и существует противопоставление  «термин-слово общелитературного языка» [9].В последние годы получила  распространение другая точка зрения, сформулированная, правда, еще в 30-х годах Г. О. Винокуром, который писал, что «в роли термина может выступать всякое слово, как бы оно ни было тривиально, и что термины - это не особые слова, а только слова в особой функции» [21 с. 5]. Эта функция состоит в том, что слово или словосочетание, «выступающее в роли термина», обозначает или выражает научное, техническое, шире - специальное понятие (Б. Н. Головин в ряде работ называет такое широкое понятие профессиональным).

       Эта точка зрения на термин  стала преобладающей особенно  после того, как была поддержана  в ряде докладов научного симпозиума  [5,  с. 68-71,  333-335, 336-338, 436-442].

       Важен также вопрос, связанный  с выполнением термином его  функции, а именно: какие понятия  обозначаются и выражаются терминами.  Непосредственная связь термина  и понятия определяет еще одну  особенность языковых единиц, выступающих  в функции  термина. Дело  в том, что понятие всегда  является элементом системы понятий,  описывающих определенную область  знания или деятельности. Соответственно  термины, выражающие систему понятий,  образуют  терминологическую систему  (терминосистему). Ряд исследователей  формулирует это положение достаточно  категорично: «Отдельно взятый термин сам по себе есть фикция. Он существует лишь в системе терминов (терминосистеме), т.е. наряду с другими терминами, с которыми он связан определенными отношениями»  [9,  с. 135].

       Системы понятий и выражающие  их совокупности терминов формируются  по-разному. В редких случаях  система понятий создается вместе  с изучением и описанием какого-либо  аспекта, «участка» действительности (например, теория оптимизации космических  полетов, изложенная в цикле  работ ученых В.В. Белецкого,  Г. Л. Гроздовского,     Ю.Н. Иванова и др.). В подобных  условиях совокупность терминов, выражающих систему понятий, сразу  же начинает представлять собой  терминосистему. Но в большинстве  случаев система понятий образуется  в процессе познания той или  иной области действительности, причем этот процесс познания  может продолжаться не одно  столетие, а значит, термины, обозначающие  и выражающие соответствующие  понятия, также возникают постепенно.Такая  стихийно складывающаяся совокупность  терминов, отражающих определенную  область знания или деятельности  и по традиции называемая терминологией,  обладает целым рядом существенных  недостатков, устраняемых в процессе  упорядочения, когда некоторые термины  устраняются, другие видоизменяются, третьи вводятся и т.д.

       При редактировании терминов  как одного из аспектов упорядочения  терминологии необходимо иметь  в виду, что одна и та же  область человеческой деятельности  или знаний может описываться  несколькими системами понятий,  и, следовательно, несколькими  терминосистемами. Это обусловлено  рядом причин. Во-первых, многосторонность  объектов исследования позволяет  рассматривать их с разных  точек зрения. Во-вторых, в процессе  углубления знаний об объекте  действительности одни системы  взглядов сменяются другими, причем  первые могут либо входить  во вторые как их часть (что  произошло с эвклидовой геометрией  после открытия         Н. И. Лобачевского), либо отвергаться  как ошибочные (теория флогистона  в физике). Это ведет к одновременному  или последовательному существованию  нескольких систем понятий, каждая  из которых связана с определенной  теорией или концепцией, в ряде  случаев имеющих равное право  на существование. Отсюда понятие  – всегда продукт определенной  теории, и термин связан с понятием  не непосредственно, а через  терминосистему, которая выражает  систему понятий; система понятий,  в свою очередь, связана с  объективной действительностью  через теорию (концепцию). Поэтому  создание и редактирование терминосистемы  могут осуществляться только  с учетом определенной теории, с точки зрения этой теории  [2].

       Здесь возникает существенный  вопрос о роли ученых- авторов  теорий  –  в создании и  совершенствовании терминов и  терминосистем. К примеру, установлено,  что автором термина геликоптер был Леонардо да Винчи; известно также, что термин нейтрино создал итальянский физик Э.Ферми [4,с. 91,92]. Однако гораздо важнее показать, как ученые в процессе работы над теориями создают терминосистемы. Обычно этот процесс включает в себя несколько этапов. Вначале новая теория описывается в терминосистеме предшествовавшей теории; затем выясняется, что автор новой теории понимает некоторые термины иначе. Тогда он дает  им иные определения, связывая с другими понятиями, и начинает вводить термины, отражающие новые, необходимые ему понятия (теоретические объекты). Эти термины на этапе «первоначального формирования» могут быть неточными, протяженными, но в дальнейшем их обычно уточняют. При описании новой теории формулируются дефиниции (определения) понятий, строится система (классификация) понятий, где каждое место занимает определенный термин,- появляется терминосистема. От терминосистемы предшествующей теории остается часть терминов, но уже связанных с новыми понятиями, а другая их часть выходит из употребления  [12,  с.72-75,82].

Информация о работе Термины в школьных учениках по точным наукам