Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 13:35, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение терминов в школьных учебниках по точным наукам на примере учебника по геометрии А.В. Погорелова за 7- 11 классы
Поставленная цель предусматривает реализацию таких задач:
1) Раскрыть общие понятия о термине и терминосистемы
2) Дать характеристику логических основ работы над терминами
3) Исследовать лингвистические основы работы над терминами
4) Анализировать термины в школьных учебниках по точным наукам на примере учебника по геометрии А.В. Погорелова за 7-11 классы
ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕРМИН И ТЕРМИНОСИСТЕМА……………………6
1.1 Понятия термин и терминосистема. Многозначность термина……….6
1.2 Признаки терминов как основа их классификации……………………11
1.3 Направления терминоведения………………………………………….14
1.4 Лексико-семантический способ пополнения
терминологической лексики…………………………………………….22
1.5 Нормативные требования к термину и терминосистеме……………...25
ГЛАВА 2. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ
НАД ТЕРМИНАМИ………………………………………...34
2.1 Термин в аспекте логики………………………………………………...34
2.2 Термины и определения…………………………………………………36
2.3 Введение термина в текст в процессе оперирования понятиями……..43
ГЛАВА 3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ
НАД ТЕРМИНОМ………………………………………...48
3.1 Природа языковых ошибок терминоупотребления …………………...48
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРМИНОВ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО ТОЧНЫМ НАУКАМ………………52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..60
Министерство образования и науки Украины
Украинская академия печати
Крымский институт информационно-полиграфических технологий
Факультет экономики и
Кафедра издательского дела и
редактирования
Термины
в школьных учениках
по точным наукам
Курсовая работа
специальности
«Издательское дело и
Бояринцевой Эльвиры Юрьевны
Матюхина Марина Олеговна
ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕРМИН И ТЕРМИНОСИСТЕМА……………………6
1.1 Понятия термин и терминосистема. Многозначность термина……….6
1.2 Признаки терминов как основа их классификации……………………11
1.3
Направления терминоведения…………………………………………
1.4 Лексико-семантический способ пополнения
терминологической лексики……………
1.5 Нормативные требования к термину и терминосистеме……………...25
ГЛАВА 2. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ
НАД ТЕРМИНАМИ………………………………………..
2.1 Термин в аспекте логики………………………………………………...34
2.2 Термины и
определения…………………………………………………
2.3 Введение термина в текст в процессе оперирования понятиями……..43
ГЛАВА 3.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАБОТЫ
НАД ТЕРМИНОМ………………………………………...48
3.1 Природа языковых ошибок терминоупотребления …………………...48
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРМИНОВ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО ТОЧНЫМ НАУКАМ………………52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..60
Вся мыслительная деятельность человека
связана с языком, который должен четко
выражать возникшую мысль и реализовать
ее в общении с людьми. Значит, формирование
языка должно влиять на формирование мышления
человека. В школе язык науки формируется
постепенно по мере изучения основ наук.
Любая наука пользуется своей терминологией,
которая фиксирует определенное понятие
науки, техники и т.д.
Термин
– элемент языка науки, ведение которого
обусловлено необходимостью точного и
однозначного обозначения данных науки,
особенно тех, для которых в обыденном
языке нет соответствующих названий, компонент
суждения, лишенной окраски.
При введении термина необходимо обратить
внимание на происхождении термина, его
правильное произношение, написание.
Содержание термина
чаще всего раскрывается определением
понятия, так как последнее содержит наибольшие
возможности четкого выделения объекта
из всех остальных объектов данной науки.
Определение раскрывает содержание понятия
объекта по его существенным, присущим
только данному понятию признакам, выделяя
предметную область, отраженным этим понятием.
Работа с терминами
осуществляется с помощью различных методов
и приемов: проговаривания сложных терминов
вслух; выявления этимологии термина,
то есть его происхождения; индуктивного
и дедуктивного пути введения новых терминов;
развитие понятий от простых к сложным;
использование терминов в игровых ситуациях.
Успешное овладение
языком науки способствует формированию
знаний по вводимой на уроке новой терминологии,
которая складывается из четкого раскрытия
цели введения нового термина, его назначения,
правильного произношения и написания,
происхождения.
Это дело – трудное. Трудности
возникают уже в начале - в момент поиска
строгого определения понятия, доступного
школьникам. Эта трудность заключается
в многогранности и многосторонности
ряда научных понятий. Нередко одно и то
же понятие используется для описания
разных сторон материальных объектов.
Умение точно определять
понятие имеет огромное значение, как
для науки, так и для людей, изучающих эту
науку. Оно придает мышлению такие важные
качества, как точность, четкость, определенность,
и влечет за собой выработку логических
умений: анализ, сравнение, различение,
абстрагирование и обобщение.
Изучение терминов представляет не только
большой интерес, но и весьма актуально
в связи с современной проблематикой становления,
развития и взаимодействия терминосистем
разных областей науки и техники, а также
взаимопроникновения общеупотребительной
лексики и терминологической лексики
в ходе современного коммуникативного
многоязычного процесса. Это изучение
возможно вести формальными количественными
и качественными методами в сочетании
с содержательным, предметным анализом
слов, соединяя при этом основные черты
разных подходов к лексике - словарноцентрического,
текстоцентрического,
лексицентрического.
Целью
нашей работы является изучение терминов
в школьных учебниках по точным наукам
на примере учебника по геометрии А.В.
Погорелова за 7- 11 классы
Поставленная цель предусматривает реализацию таких задач:
1) Раскрыть общие понятия о термине и терминосистемы
2) Дать характеристику логических основ работы над терминами
3) Исследовать лингвистические основы работы над терминами
4) Анализировать термины в школьных учебниках по точным наукам на примере учебника по геометрии А.В. Погорелова за 7-11 классы
Объектом исследования является школьный учебник по геометрии А.В.Погорелова за 7-11 классы.
Предметом исследования является анализ терминов в школьных учебниках по точным наукам с учетом их нормативности, логичности и с лингвистической точки зрения (на примере учебника по геометрии А.В.Погорелова за 7-11 классы)
Материалом нашего исследования послужил школьный учебник по геометрии А.В.Погорелова за 7- 11 классы.
ГЛАВА 1.
ТЕРМИН И
ТЕРМИНОСИСТЕМА
1.1 Понятия термин и терминосистема. Многозначность термина
До настоящего времени
Изучение литературных
То общее, что включается в
различные определения термина,
Последователи Д. С. Лотте, в
частности Л. А. Капанадзе,
Эта точка зрения на термин
стала преобладающей особенно
после того, как была поддержана
в ряде докладов научного
Важен также вопрос, связанный
с выполнением термином его
функции, а именно: какие понятия
обозначаются и выражаются
Системы понятий и выражающие
их совокупности терминов
При редактировании терминов
как одного из аспектов
Здесь возникает существенный
вопрос о роли ученых- авторов
теорий – в создании и
совершенствовании терминов и
терминосистем. К примеру,
Информация о работе Термины в школьных учениках по точным наукам