Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 13:35, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение терминов в школьных учебниках по точным наукам на примере учебника по геометрии А.В. Погорелова за 7- 11 классы
Поставленная цель предусматривает реализацию таких задач:
1) Раскрыть общие понятия о термине и терминосистемы
2) Дать характеристику логических основ работы над терминами
3) Исследовать лингвистические основы работы над терминами
4) Анализировать термины в школьных учебниках по точным наукам на примере учебника по геометрии А.В. Погорелова за 7-11 классы
ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕРМИН И ТЕРМИНОСИСТЕМА……………………6
1.1 Понятия термин и терминосистема. Многозначность термина……….6
1.2 Признаки терминов как основа их классификации……………………11
1.3 Направления терминоведения………………………………………….14
1.4 Лексико-семантический способ пополнения
терминологической лексики…………………………………………….22
1.5 Нормативные требования к термину и терминосистеме……………...25
ГЛАВА 2. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ
НАД ТЕРМИНАМИ………………………………………...34
2.1 Термин в аспекте логики………………………………………………...34
2.2 Термины и определения…………………………………………………36
2.3 Введение термина в текст в процессе оперирования понятиями……..43
ГЛАВА 3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ
НАД ТЕРМИНОМ………………………………………...48
3.1 Природа языковых ошибок терминоупотребления …………………...48
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРМИНОВ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО ТОЧНЫМ НАУКАМ………………52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..60
Разумеется, реальная картина формирования
терминов далеко не так проста.
Автор теории может не
Как уже было сказано, трудно
дать исчерпывающее
Терминология- это стихийно сложившаяся совокупность терминов, выражающих исторически сформировавшиеся понятия какой-либо области науки или техники, вообще специальной сферы человеческих знаний или деятельности.
Терминосистема - упорядоченная совокупность терминов, адекватно выражающих систему понятий теории, описывающей некоторую специальную сферу человеческих знаний или деятельности [8, с. 36-45].
Многозначный термин — слово, словосочетание или выражение, которое имеет несколько значений. Как правило, это слова-омонимы. Различают:
Омонимы полные (абсолютные) — омонимы, у которых совпадает вся система форм. Например, ключ (для замка) — ключ (родник), горн (кузнечный) — горн (духовой инструмент).
Омонимы частичные — омонимы, у которых
совпадают по звучанию не все формы. Например,
ласка (животное) и ласка (проявление
нежности) расходятся в форме родительного
падежа множественного числа (ласок
— ласк). Кроме того многозначным термином
может быть аббревиатура.
1.2
Признаки терминов
как основа их
классификации
Известно, что типология является основой
классификации. Терминоведческая классификация
терминов - разделение терминов по наиболее
важным их признакам. Основанием последующих
классификаций служат различные отдельные
признаки терминов — содержательные,
формальные, функциональные, внутри- и
внеязыковые.
Первой
классификацией терминов
по содержанию, используемой преимущественно
в философии, является деление на
термины наблюдения
и теоретические термины. За терминами
наблюдения стоят классы реальных объектов,
а за теоретическими терминами — абстрактные
понятия, зависящие обычно от определенной
теории, концепции.
Второй
классификацией терминов
по содержанию — по объекту названия
— является распределение их по областям
знания или деятельности, или, иначе говоря,
по специальным сферам. Перечень этих
сфер может быть обобщенно представлен
следующим образом: наука, техника, производство;
экономический базис; надстройка. Основываясь
на этой социологической схеме, можно
сформулировать перечень рубрик, входящих
в классификацию терминов оценочной деятельности.
Классификация терминов
по объекту называния внутри отдельных
областей знания является наиболее подробной
классификацией терминов.
Третья
содержательная классификация
терминов — по логической
категории того понятия,
которое обозначается
термином. Выделяются термины предметов
(млекопитающие), процессов (умножение,
делопроизводство, компрессия); признаков,
свойств (хладноломкость), величин и их
единиц (сила тока, ампер).
По
сфере использования
выделяются универсальные (для многих
родственных областей), уникальные
(для одной области) и
концепциально-авторские
термины; например, лингвистические
термины могут обозначать явления, характерные
для всех языков (фонетика), для одного
или нескольких языков (эргативность)
или только для одного подхода (глоссематика
— термин Л. Ельмслева).
Классификация терминов
по авторству отражает социологический
подход к терминам. Известны в этом плане
коллективные и индивидуальные термины.
Так, термин геликоптер создал Леонардо
да Винчи, термин промышленность —
Н. М. Карамзин, термин социология —
О. Конт.
Важная роль терминов
в процессе научного познания объективной
действительности позволяет построить
их науковедческие
классификации. Так, выделяются термины,
служащие для фиксации знания, термины,
используемые как инструмент познания,
и термины обучения. Например, термином
— инструментом познания следует назвать
первоначально введенный.
Для каждой эпохи создается
историко-лексикологическая классификация
терминов, в которой фигурируют термины-архаизмы,
термины-неологизмы. Эта классификация
теснейшим образом связана с вышеприведенной
классификацией терминов по объекту называния.
Неологизмов больше в формирующихся
терминосистемах. Архаизмы характерны
для концепций тех терминосистем, которые
уходят в прошлое в связи с ростом научного
знания и выяснением устарелости некоторых
научных воззрений. Однако поскольку термины
остаются в языке как его лексические
единицы (хотя и детерминологизированные),
они могут возродиться в составе новых
терминосистем или в новом значении при
развитии терминосистемы. Так, в последние
годы возродились термины наставник,
аэробус и другие.
В связи с тем, что термины
выполняют прикладную функцию как инструменты
познания и как средства фиксации научного
или технического знания, они подвергаются
унификации и закрепляются в той или иной
форме в качестве рекомендованных или
стандартизованных. На этой основе строится
классификация терминов по нормативности
- ненормативности, которая включает в
себя термины, находящиеся в процессе
стандартизации (стандартизируемые), подвергшиеся
стандартизации (стандартизированные)
(насос), отклоняемые в процессе стандартизации
(недопустимые); находящиеся в процессе
упорядочения (рекомендуемые), подвергшиеся
упорядочению (рекомендованные) (энергия
Гельмгольца — в термодинамической
системе), параллельно допустимые (изохорно-изотермический
потенциал — там же,
в том же значении), отклоненные в процессе
упорядочения. К этому следует добавить,
что в сфере науки и техники существуют
термины, нормативность которых является
обязательной: так, термины радиочастот
нормализованы в международном масштабе,
поскольку это необходимо для обеспечения
безопасности мореплавателей, авиаторов
и другие. Как правило, эти термины являются
интернациональными; по крайней мере,
их семантика подвергается нормализации
решениями международных организаций.
1.3 Направления
терминоведения
Терминоведение (терминология - устар.) — наука, изучающая специальную лексику с точки зрения её типологии, происхождения, формы, содержания (значения) и функционирования, а также использования, упорядочения и создания.
Начало терминоведения связано с именами австрийского ученого Ойгена Вюстера и отечественного терминоведа Дмитрия Семеновича Лотте, опубликовавших первые работы в 1930 г. В настоящее время разработкой теоретических проблем терминоведения занимается ряд национальных школ — австрийско-немецкая, франко-канадская, российская, чешская — различающихся подходами и аспектами рассмотрения специальной лексики; ведущей по масштабам и значимости исследований является российская школа, результаты работы которой нашли отражение в свыше 2.300 успешно защищённых диссертаций и развитой терминологии, насчитывающей около 3,5 тысяч терминов. Среди известных представителей современного российского терминоведения - О. С. Ахманова, С. В. Гринев, В. А. Татаринов. В России терминоведов объединяет Российское терминологическое общество "РоссТерм".
В настоящее время в терминоведении выделяется ряд самостоятельных направлений исследования. В первую очередь можно выделить теоретическое терминоведение, исследующее закономерности развития и употребления специальной лексики и основывающееся на нем прикладное терминоведение, вырабатывающее практические принципы и рекомендации по устранению недостатков терминов и терминологий, их описанию, оценке, редактированию, упорядочению, созданию, переводу и использованию.
Общее терминоведение изучает наиболее общие свойства, проблемы и процессы, происходящие в специальной лексике, а частное или отраслевое терминоведение занимается изучением специальной лексики и понятий отдельных областей знания конкретных языков. Типологическое терминоведение занимается сравнительным исследованием особенностей отдельных терминологий с целью установления общих свойств терминологий и особенностей отдельных терминологий, обусловленных характером отражаемых ими областей знания, а сопоставительное терминоведение — сравнительным исследованием общих свойств и особенностей специальной лексики разных языков, например, русского и английского. Семасиологическое терминоведение занимается исследованием проблем, связанных со значением (семантикой) специальных лексем, изменением значений и всевозможными семантическими явлениями — полисемией, омонимией, синонимией, антонимией, гипонимией и т. д. Ономасиологическое терминоведение исследует структурные формы специальных лексем, процессы наименования специальных понятий и выбора оптимальных форм наименований.
Историческое терминоведение изучает историю терминологий для того, чтобы вскрыть тенденции их образования и развития и с их учетом дать правильные рекомендации по их упорядочению. В настоящее время на основе результатов этого направления исследований возникла самостоятельная лингвистическая дисциплина — антрополингвистика. Функциональное терминоведение связано с изучением современных функций термина в различных текстах и ситуациях профессионального общения и подготовки специалистов, а также особенностей использования терминов в речи и компьютерных системах.
В настоящее время формируется ряд новых направлений, среди которых следует выделить когнитивное, или гносеологическое терминоведение, занимающееся исследованием роли терминов в научном познании и мышлении.
Как самостоятельные разделы терминоведения можно рассматривать также терминоведческую теорию текста — теорию, лежащую на стыке терминоведения и частной теории текста и занимающуюся вопросами типологии текстов, содержащих термины, терминологическим анализом текста и текстовым анализом термина, а также историю терминоведения — раздел терминоведения, занимающийся историей становления и совершенствования предмета, методов и структуры терминоведения, его места в системе наук, формирования его теорий и принципов, а также отдельных терминологических школ [В. М. Лейчик, 1989, 2006; С. В. Гринев 1994].
С терминоведением тесно связана терминография — наука о составлении словарей специальной лексики. Ряд специалистов даже рассматривает терминографию как раздел терминоведения. Многие проблемы, исследуемые терминоведами, возникли в практике разработки специальных словарей, и решение этих проблем влияет на методы составления словарей. В то же время изучение любой области специальной лексики неизменно связано с терминографией, поскольку результаты работы по выявлению, исследованию и упорядочению терминологии обычно оформляются в виде словаря.
В результате изучения различных областей специальной лексики было установлено, что наряду с терминами существуют и другие специальные лексические единицы, которые были выделены и описаны: номены [Г.О.Винокур 1939], профессионализмы [Н. П. Кузьмин 1970], профессиональные арготизмы [Л. И. Скворцов 1972], или профессиональные жаргонизмы [Н. М. Гладкая 1977], предтермины и квазитермины [В.М.Лейчик 1981], терминоиды [А. Д. Хаютин 1972], прототермины [С.В.Гринев 1990]. Эти специальные лексемы имеют ряд общих признаков с терминами, но имеют и отличия.
Термин — номинативное слово или словосочетание (имя существительное или словосочетание с именем существительным в качестве опорного слова), принимаемое для наименования общих понятий. Номены — это наименования единичных понятий, а также конкретной массовой продукции, воспроизводимой по одному и тому же образцу заданное число раз [Канделаки 1970]. Разница между термином и номеном заключается в том, что номены называют единичные понятия, а термины — общие понятия.
Предтермины — это специальные лексемы, используемые в качестве терминов для называния новых сформировавшихся понятий, но не отвечающие основным требованиям, предъявляемым к термину. В качестве предтермина обычно выступают: (а) описательный оборот — многословное номинативное словосочетание, используемое для называния понятия и позволяющее точно описать его сущность, но не отвечающее требованию краткости; (б) сочинительное словосочетание; (в) сочетание, содержащее причастный или деепричастный оборот. Предтермины используются в качестве терминов для именования новых понятий, для которых сразу не удаётся подобрать подходящие термины. От терминов предтермины отличают временный характер, неустойчивость формы, невыполнение требований краткости и общепринятости, зачастую и отсутствие стилистической нейтральности. В большинстве случаев со временем предтермины вытесняются терминами. В ряде случаев замена предтермина лексической единицей, более соответствующей терминологическим требованиям, затягивается, и предтермин закрепляется в специальной лексике, приобретая устойчивый характер и становясь квазитермином.
Достаточно сложным является статус профессионализмов, которые некоторые специалисты: а) отождествляют с терминами, б) относят к единицам ремесленной лексики, в) к специальной лексике неноминативного характера (глаголы, наречия, прилагательные); г) ненормированной специальной лексике, ограниченной употреблением в устной речи профессионалов в неформальной обстановке, и часто имеющей эмоционально-экспрессивные коннотации. Разновидностью профессионализмов являются профессиональные жаргонизмы, которые не способны приобретать нормативный характер, и их условность ясно ощущается говорящими.
Терминоид — специальная лексема, используемая для называния недостаточно устоявшихся (формирующихся) и неоднозначно понимаемых понятий, не имеющих чётких границ, а значит и дефиниций. Поэтому терминоиды не имеют таких терминологических свойств, как точность значения, контекстуальная независимость и устойчивый характер, хотя и именуют понятия.
Прототермины — это специальные лексемы, появившиеся и применяющиеся до появления наук (самые ранние — возможно 30-40 тысяч лет назад), и поэтому они называют не понятия (которые возникают с появлением науки), а специальные представления. Прототермины с тех пор не исчезли — они сохранились в дошедшей до нас ремесленной лексике и бытовой лексике (поскольку с тех пор многие специальные представления вошли в общий обиход). Со временем, при появлении научных дисциплин, в которых специальные предметные представления ремесел и некоторых других видов деятельности теоретически осмысляются и преобразуются в системы научных понятий, часть устойчиво закрепившихся в специальной речи прототерминов включается в научную терминологию, а остальные существуют либо в виде общеупотребительной лексики предметных областей, в которых отсутствуют (ещё не сформировались) научно-теоретические основы, либо функционируют в виде так называемых «народных терминологий», используемых параллельно с научными терминами, но без связи с понятийной системой. Таким образом, многие базовые термины старых терминологий когда-то были прототерминами и сохранили ряд своих черт — использование для мотивации случайных, поверхностных признаков или отсутствие (утрата) мотивированности [Grinev 1996].
Объектом упорядочения в терминоведении является терминология, то есть естественно сложившаяся совокупность терминов определённой области знания или её фрагмента. Терминология подвергается систематизации, затем анализу, при котором выявляются её недостатки и методы их устранения, и, наконец, нормализации. Результат этой работы представляется в виде терминосистемы — упорядоченного множества терминов с зафиксированными отношениями между ними, отражающими отношения между называемыми этими терминами понятиями.
Упорядочение является центральной, наиболее важной терминологической работой. Эта работа складывается из ряда этапов, к которым, кроме отбора терминов, относятся следующие:
— систематизация понятий данной области знания по категориям и построение классификационных схем понятий, в результате чего становятся наглядными существенные признаки понятий; уточнение на основании классификационных схем существующих дефиниций (научных определений) понятий или создание новых дефиниций;
— анализ терминологии, который проводится с целью определения её недостатков. Сначала проводится семантический анализ, позволяющий выявить различные отклонения значений терминов от содержания называемых ими понятий и выявить понятия, не имеющие терминологических наименований. Затем этимологический анализ, который позволяет выделить наиболее эффективные способы и модели образования терминов данной терминологии, выявить неудачные формы терминов и определить способы их улучшения или замены. Функциональный анализ даёт возможность установить особенности функционирования, использования терминов. Следует заметить, что во всех случаях проводимый анализ должен включать в себя учет существующих тенденций развития данной терминологии и особенностей проявлений этих тенденций, для чего обычно проводится диахронический анализ;
Информация о работе Термины в школьных учениках по точным наукам