Термины в школьных учениках по точным наукам

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение терминов в школьных учебниках по точным наукам на примере учебника по геометрии А.В. Погорелова за 7- 11 классы
Поставленная цель предусматривает реализацию таких задач:
1) Раскрыть общие понятия о термине и терминосистемы
2) Дать характеристику логических основ работы над терминами
3) Исследовать лингвистические основы работы над терминами
4) Анализировать термины в школьных учебниках по точным наукам на примере учебника по геометрии А.В. Погорелова за 7-11 классы

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕРМИН И ТЕРМИНОСИСТЕМА……………………6
1.1 Понятия термин и терминосистема. Многозначность термина……….6
1.2 Признаки терминов как основа их классификации……………………11
1.3 Направления терминоведения………………………………………….14
1.4 Лексико-семантический способ пополнения
терминологической лексики…………………………………………….22
1.5 Нормативные требования к термину и терминосистеме……………...25
ГЛАВА 2. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ
НАД ТЕРМИНАМИ………………………………………...34
2.1 Термин в аспекте логики………………………………………………...34
2.2 Термины и определения…………………………………………………36
2.3 Введение термина в текст в процессе оперирования понятиями……..43
ГЛАВА 3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ
НАД ТЕРМИНОМ………………………………………...48
3.1 Природа языковых ошибок терминоупотребления …………………...48
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРМИНОВ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО ТОЧНЫМ НАУКАМ………………52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..60

Работа содержит 1 файл

курсовая по справочной литературе.docx

— 96.68 Кб (Скачать)

       Между тем, как показал анализ рукописей, отредактированных в разных издательствах, многие ошибки и неточности в употреблении терминов возникают вследствие нарушения логических правил и законов. Логические ошибки в определениях и классификациях, нарушение правил оперирования понятиями часто являются причиной серьезных терминологических ошибок, искажающих смысл высказывания.

       Работа редактора над термином в логико-понятийном аспекте связана прежде всего с выявлением места термина в системе путем правильного определения, в установлении логических взаимосвязей между терминами, в уточнении значений вновь вводимых терминов.

                                       2.2 Термины и определения 
 

       Определить научное понятие – значит установить его наиболее существенные признаки, которые позволяют выделить это понятие из множества однородных, сходных.

    Определение должно быть объективным, т. е. верно отражать существенные признаки предметов или явлений материального мира. Правильность определения выявляется также в том, насколько полно оно охватывает существенные признаки понятия.

    Однако  требование полноты определения не означает, что оно должно превратиться в подробное перечисление признаков определяемого понятия, поскольку каждое понятие обладает множеством признаков, число которых с развитием знаний о предмете увеличивается. В определении должны быть отражены те  отличительные признаки понятия, которые для данной отрасли знания являются наиболее существенными.

    Выделяя общие и отличительные свойства понятий, определения способствуют правильному пониманию сущности понятия, его места в системе понятий конкретной области знания. Такие определения, не претендуя на исчерпывающую полноту характеристики понятия, играют служебную роль, способствуя правильности оперирования понятиями в практической деятельности ученых. Как указывает Ф. Энгельс, дефиниции «всегда оказываются недостаточными. Единственно реальной дефиницией оказывается развитие самого существа дела…» [1, с.634-635] . Однако в практике оперирования понятиями «для  обыденного употребления, - подчеркивает далее Ф. Энгельс,- краткое указание наиболее общих и в то же время наиболее характерных отличительных признаков в так называемой дефиниции часто бывает  полезно и даже необходимо « [1, с. 635].

    Логикой выработаны правила определения  понятий, позволяющие избежать смысловых  ошибок [2, 9, 14 и др.]; достаточно подробно освещены задачи и методы работы над определениями [7]; важные вопросы редактирования определений терминов затронуты рядом авторов [5; 6; 14].

    Соблюдение  правил определения понятий чрезвычайно важно, в частности, при работе над терминами в тексте рукописей, поскольку позволяет устанавливать их точное значение как при введении новых или изменении значения старых терминов, так и в практике оперирования ими. Однако эти правила нередко нарушаются.

    Можно выделить две группы недостатков  терминов, связанных с их определениями. Одни из недостатков обусловлены  несовершенством систем понятий  данной науки, и неточность терминов, соотносящихся с такими понятиями, связана с недостаточной точностью  и четкостью границ понятий. Другая группа недостатков обусловлена  неправильным построением определения  в данном тексте. Над ними в основном и работает редактор.

    Логика  насчитывает до 10 видов определений  понятий, часть из которых целесообразно  рассмотреть в связи с тем, что они фигурируют в терминологических  словарях, стандартах и других источниках для проверки терминов, а также  широко употребляются в разных видах  литературы.

    1. Номинальные и реальные определения, которые различаются тем, что первые определяют термин, а вторые – сам предмет. Номинальное определение либо вводит новый термин, устанавливая его значение, либо поясняет значение уже известного термина. Например, в «Кратком словаре видов и разновидностей документов» [6, с. 9] первое определение акта является номинальным: «Акт-1 – обобщающее наименование документов, имеющих правовое значение и оформленных в установленном порядке». Реальное определение выделяет определяемые предметы по их отличительным признакам (свойствам и отношениям) из числа предметов данной области: «Акт-2 – документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или события».
    2. Операциональные  определения – как правило, определения физических величин путем указания на совокупность операций, с помощью которых они измеряются, или определения некоторых свойств предметов с помощью действий над ними. В формулировке этих определений во многих случаях содержатся правила введения и исключения используемых терминов. Например: «Плотность – физическая величина, определяемая отношением массы к объему тела; для однородного тела это отношение следует называть средней плотностью, а для материалов, представляющих собой куски различной крупности, насыпной плотностью».
    3. Генетическое  определение – определение через указание способа образования предмета и его признаков. Например: «Анкетный реферат – реферат, составленный  по стандартизованной схеме, предусмотренной специальной анкетой».
    4. Предикативные  и непредикативные определения. В которые новые объекты вводятся через множества. В эту группу входит наиболее распространенный в терминологической практике вид определения через род и видовое (видообразующее) отличие.  Здесь определяемое включается в состав некоторого множества в качестве его элемента и затем выделяется из него по специфическому свойству. Например: «Аннотирование – процесс аналитико- синтетического преобразования документальной информации, завершающийся составлением аннотации».

         Если в перечислении существенных  признаков понятия нет необходимости,  прибегают к приемам, дополняющим  или заменяющим определение (указаниям, объяснениям, описания, характеристике, сравнению, различию и т. п. ).

        Следует подчеркнуть, что процесс  называния понятий термином и  процесс определения соответствующего  этому термину понятия теснейшим  образом связаны друг с другом, а нередко и протекают одновременно.

         Установление взаимосвязи термина   с понятием (а через него –  с предметом) в определении  состоит в приписывании термину  некоторого смысла. Логика формирует  этот процесс следующим образом:  «…приписывание смысла некоторому  выражению  А состоит в том,  что ему ставится в соответствие  некоторое сложное выражение  В, после чего  А также становится  представителем того же объекта,  но лишь через посредство В,  а выражение А рассматривается  теперь лишь как сокращение  сложного выражения В. Сложность В существенна: она означает, что объект представлен в некотором расчлененном виде, то есть является результатом определенной логической обработки ( логического анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения – вообще мысленного воспроизведения объекта)» [4, с. 152].

        В каждой отраслевой системе понятий (и, соответственно, в терминосистеме) выявляются по крайней мере четыре группы понятий (и соответствующих им терминов): а) базовые  понятия, т. е. относящиеся к той области знания, которая лежит в основе рассматриваемой (в информатике, например, это система язык, избыточность, документ); б) основные  понятия в данной  области (соответственно простые термины: реферат, координация); в) производные    и   сложные понятия, получаемые в результате преобразования или суммирования основных понятий ( соответственно производные термины: реферирование, каталогизатор и составные термины,  включающие два и более простых термина данной терминосистемы: избирательное распространение информации из избирательность и распространение информации; документальная информационно-поисковая система из документальный, информационная система, поисковая система) ; г)  смежные понятия, т. е. понятия из смежных областей знания (так  называемые привлеченные термины: библиография, редактирование, журнальный фонд).  Все эти группы понятий и соответственно совокупности терминов организуются в системы понятий (соответственно - терминосистемы) и определяются различными способами.

       Для анализа роли, а следовательно, и структуры определений (дефиниций) в конкретном тексте для редактора важно их деление на три вида: учреждающие, уточняющие и регистрирующие [14, с. 165-177].

       В  учреждающих  целью определения является учреждение «принципиально нового значения, которое приписывается выражению, выступающему в качестве дефиниендума» [14, с. 168]. Обычно учреждающие определения употребляются при введении новых терминов для вновь вводимых в научный обиход понятий. Точность определений в таких случаях особенно важна, поскольку обуславливает дальнейшее употребление терминов в науке.

       Не менее важны для терминоупотребления    уточняющие определения, которые, опираясь на принятое значение термина, сообщают ему «некий добавочный смысл и потому должны быть признаны новаторскими» [14, с. 167]. Чаще всего уточняющие определения встречаются в текстах научной литературы, вводящих в обиход новое значение известного в терминосистеме термина. Так, видный геолог Д.П.Григорьев в монографии «Онтогения минералов» (Львов, 1961) пишет: «… сейчас имеет место начало нового периода развития генетической минералогии. В этих условиях прежний смысл понятия о генезисе минералов оказывается уже недостаточным… в генетической минералогии под выражением генезис минералов подразумевают вовсе не явления образования объектов… (их зарождение, рост и изменение), а лишь те геологические процессы, при которых осуществляются эти изменения. Таким образом, с этой точки зрения рассматривается не генезис самих минералов, а то геологическое явление, при котором он осуществляется» [с.15].

       Особенно часто редактор сталкивается с регистрирующими   определениями, опирающимися на сложившиеся значения терминов, цель которых – «раскрыть это значение, как бы зарегистрировать его», [с. 166]. Неправильность или неточность таких определений нередко ведет к ошибочному употреблению термина в конкретном тексте. Например, в рукописи термин зональность характеризовался как  «направление изменения минерального состава рудных тел или месторождений», т. е. зональность ошибочно понималась как зона, хотя зональность – абстрактное понятие, а зона – часть площади, которая может иметь направление.

       Для редактора первым сигналом неправильности определения может служить искажение его формы, которым обычно сопровождается нарушение логических правил определения понятий, поэтому работа над определениями в тексте произведения начинается с анализа их формы. Обычно в левой части определения с помощью термина  называется субъект определения – понятие (термин), в правой части, предикативной, указываются его родовая принадлежность и видовые отличия, т. е. наиболее существенные признаки. Естественно, такую классическую форму имеют определения преимущественно базовых и особенно основных терминов отрасли, вводящие термины в научный обиход. В основном это учреждающие определения в текстах  научных публикаций, в словарях, стандартных, вузовских учебниках.

       Отсюда одна из ответственных задач редактирования – работа над правой частью определения, в процессе которой устанавливается однозначное соответствие между термином м его определением.

       Методика работы редактора в данном случае исходит из следующих основных требований, предъявляемых к языковому выражению предиката: лаконичность; определенность, т. е. употребление конкретных и однозначных терминов в их общепринятом значении, снятие синонимии и омонимии; общность, т. е. раскрытие значения термина с помощью минимально необходимого количества признаков; полнота, т. е. раскрытие значения количества с помощью максимально достаточного количества признаков.

       В конфликте требований общности и полноты проявляется логический закон обратного соотношения между содержанием и объемом понятия. Естественно, что в каждом конкретном случае приходится искать решение, отвечающее задачам будущего издания. Однако при необходимости требование полноты определения можно удовлетворить, не вступая в противоречие с требованием общности, дополнив определение понятия (после точки) указанием, объяснением, описанием , характеристикой значения термина и другими способами, которые часто применяются в энциклопедиях, словарях и иных видах текстов, особенно в учебных изданиях.

       В процессе редактирования языковых выражений предикатов редактор проверяет, соблюдены ли сформулированные выше требования, а также требование тождества субъекта и предиката. В случае несоблюдения какого-либо из этих требований редактор уточняет формулировку предиката и снова подвергает ее анализу. Таким образом, он анализирует два определения, в которых субъекты ( и выражающие их термины0) одинаковы, а выражения предикатов тождественны по значению, но не совпадают дословно [ 5].

            

       

      
 
 
 
 
 
 

  
 

   2.3 Введение термина  в текст в процессе  оперирования понятиями 

         

       Для полного осмысления понятия (и соотносящегося с ним термина ) необходимо знать не и только его содержание, раскрываемое в определении, но и  объем, который устанавливается посредством логического деления.

       Существует четыре правила деления понятий, нарушение которых ведет к неправильному установлению объемов исходных понятий, а отсюда – и к ряду ошибок в употреблении терминов [6, с. 31-37].

Информация о работе Термины в школьных учениках по точным наукам