Термины в школьных учениках по точным наукам

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение терминов в школьных учебниках по точным наукам на примере учебника по геометрии А.В. Погорелова за 7- 11 классы
Поставленная цель предусматривает реализацию таких задач:
1) Раскрыть общие понятия о термине и терминосистемы
2) Дать характеристику логических основ работы над терминами
3) Исследовать лингвистические основы работы над терминами
4) Анализировать термины в школьных учебниках по точным наукам на примере учебника по геометрии А.В. Погорелова за 7-11 классы

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕРМИН И ТЕРМИНОСИСТЕМА……………………6
1.1 Понятия термин и терминосистема. Многозначность термина……….6
1.2 Признаки терминов как основа их классификации……………………11
1.3 Направления терминоведения………………………………………….14
1.4 Лексико-семантический способ пополнения
терминологической лексики…………………………………………….22
1.5 Нормативные требования к термину и терминосистеме……………...25
ГЛАВА 2. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ
НАД ТЕРМИНАМИ………………………………………...34
2.1 Термин в аспекте логики………………………………………………...34
2.2 Термины и определения…………………………………………………36
2.3 Введение термина в текст в процессе оперирования понятиями……..43
ГЛАВА 3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ
НАД ТЕРМИНОМ………………………………………...48
3.1 Природа языковых ошибок терминоупотребления …………………...48
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРМИНОВ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО ТОЧНЫМ НАУКАМ………………52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..60

Работа содержит 1 файл

курсовая по справочной литературе.docx

— 96.68 Кб (Скачать)

             

  
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА  4. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРМИНОВ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО ТОЧНЫМ НАУКАМ

 

       Для анализа терминологической  лексики я взяла учебник А.В.Погорелова  по геометрии для средних общеобразовательных  школ, предназначенный для учащихся 7-11 классов. Так как я провожу  анализ школьного учебника, исходя  из этого будет логично рассматривать  данный учебный материал с  двух сторон – психологической  и логической.               Психологическая сторона данного  учебника по геометрии А.В.  Погорелова учитывает удобность  восприятия и усвоения материала,  т.к. в каждом  параграфе раздела  имеются рисунки геометрических  фигур, отрезков, углов, точек,  прямых и т.д. Теория в данном  школьном учебнике находит свое  отражение в практических задачах,  которые есть в каждом параграфе,  как наглядный пример изложения  материала, а также фотографии  известных древнегреческих ученых, изображенных для лучшего восприятия  усвоения материала с целью  донесения до ученика  теорий, принадлежащих этим ученым. Психологическая  сторона учитывает также и  меру самостоятельности учащихся  при изучении материала, что  нашло свое отражение в данном  учебнике, где в конце каждого  раздела приводятся контрольные  вопросы и задачи для закрепления  материала, а также для самостоятельного  изучения  и решения задач.  В конце учебника имеются ответы  и указания к задачам, предметный  указатель и содержание, поделенное  на 7класс (ПЛАНИМЕТРИЯ), 8 класс, 9класс,10 класс (СТЕРЕОМЕТРИЯ) и 11 класс, что значительно облегчает работу с данным учебником с психологической точки зрения. В этом учебнике имеются также форзац с геометрическими формулами, рисунками и колонтитул, где указывается название и номер раздела, облегчая психологический аспект восприятия учебного материала.

       Логическая сторона данной учебной  литературы выражена в последовательности  и взаимосвязи учебного материала,  что находит свое выражение,  в частности, в терминоупотреблениии. Так как употребление терминов  в учебнике зависит от его  читательской направленности, т.е.  от возрастного и общеобразовательного  уровня учащихся, то следует отметить, что учебник по геометрии А.В.  Погорелова, рассчитанный на учащихся 7 – 11 классов, выдержан в соответствии  с учебной программой  использования  терминов для данной категории  учащихся. Например, определение термину  геометрия дается в самом начале изучения данного предмета (геометрия). Геометрия – это наука о свойствах геометрических фигур, ниже приводятся примеры геометрических фигур: треугольник, квадрат, окружность с графическими изображениями данных фигур. Затем приводится определение планиметрии. Планиметрия – это раздел геометрии, в котором изучаются фигуры на плоскости[c.3]. Таким образом, содержание учебника систематично, соответствует учебной программе и официально утверждено в качестве данного вида издания. Учебник выдержан в соответствии с последовательностью и полнотой  полученных учащимся знаний. В сфере терминоупотребления это означает, что усвоение знаний с их первичного восприятия в виде овладения новыми терминами, которые должны быть введены в текст так, чтобы учащемуся стали понятны взаимосвязи понятий и их системные отношения, т.е. сформировалось целостное представление о предмете и его связях. Эта система строится как по вертикали (преемственность связей внутри одной учебной дисциплины в течение всех лет ее изучения), так и по горизонтали (взаимосвязь понятий в смежных учебных дисциплинах). Данный учебник выдержан в соответствии с этой системой, приведу пример:  Раздел 1.Основные свойства простейших геометрических фигур поделен на параграфы: в первом параграфе дается определение геометрии и планиметрии, даются примеры геометрических фигур, во втором параграфе приводятся основные геометрические фигуры на плоскости точка и прямая, в третьем параграфе дается определение отрезку, как часть прямой, в четвертом параграфе изучается измерения отрезков и т.д [c. 3-7]. Таким образом, все термины, изложенные в последующих параграфов, находятся во взаимосвязи между собой, возникает цепочка понятий и их системность, формируя целостное представление о предмете и его связях. Данные параграфы: геометрические фигуры, точка и прямая, отрезок, измерение отрезков, полуплоскости, полупрямая, угол, откладывание отрезков и углов, треугольник, существование треугольника, равного данному, параллельные прямые, теоремы и доказательства, аксиомы формируют целостное представление об основных свойствах простейших геометрических фигур[c.3-18].

      Учебник для общеобразовательной  школы дает знания основ науки,  поэтому задача учебных дисциплин  здесь – сообщить сведения  общего характера, выраженные  обобщенными терминами, и в  то же время привести их  в систему, последовательно вводя  новые и таким образом раскрывая  учащимся основные звенья системы  понятий. Именно так, например, знакомит учеников с терминами   учебник по геометрии А.В. Погорелова  для 7-11 классов. Вводя в учебнике, в первом разделе понятие  треугольник, автор дает ему определение: Треугольником называется фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, попарно соединяющих эти точки [стр.14].Развивая эту тему в третьем разделе, автор раскрывает признаки равенства треугольников, а в четвертом – сумму углов треугольника [c. 32,49].Во втором разделе первого параграфа дается определение смежные углы, во втором параграфе вертикальные углы, а в третье - перпендикулярные прямые и в четвертом параграфе приводится определение биссектрисы угла.[c. 24,25,26,29]. Так создается система знаний по вертикали, когда новые понятия вводятся на основе известных, причем в объеме восприятия школьника определенного возраста, в нашем случае школьника 13-17 лет.

       Однако системность формирования  знаний предполагает не только  последовательность ознакомления  с новыми терминами, но и  выбор наиболее рационального  способа введения их в текст  – способа, обеспечивающего понимание,  запоминания и воспроизведение  учебного материала. Как отмечает  Л.П. Доблаев, процесс понимания  учебного текста включает два  момента: знание значений употребляемых  слов и наличие запаса определенных  научных понятий, необходимых  для установления взаимосвязей  между старыми и новыми знаниями [8].Этим же требованиям отвечают и определения, так как именно ими с полнотой, максимально доступной для учащегося, вводятся новые понятия и термины. Естественно, выбор вида определения зависит от возрастного и образовательного уровня учащегося. Поэтому, в учебнике по геометрии А.В. Погорелова, с 7 по 10 класс изучается планиметрия, а начиная с 10  по 11 классы изучается стереометрия, так как без базовых знаний планиметрии невозможно представление о стереометрии [c.3, 231].

       Любое определение должно быть  связано с предыдущим и последующим  материалом, не упрощая и не  искажая этот материал. Например, раздел Векторы, содержит 9 параграфов в такой последовательности:1)Абсолютная величина и направление вектора, где дается определение вектора, его абсолютной величины 2)Равенство векторов, где приводится определение равных векторов 3)Координаты вектора 4) Сложение векторов 5) Сложение сил 6)Умножение вектора на число 7)Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам 8)Скалярное произведение векторов 9)Разложение вектора по координатным осям, где приводятся определения единичного вектора и координатных векторов [c.155-167].

       Естественно, последовательно вводя  учащихся в систему новых для  них понятий и терминов, учебники  повторяют уже известные термины.  Однако при этом важно расширять  знания о понятиях, снабжая известные  термины дополнительными характеристиками. Например, в первом параграфе  раздела «Геометрические построения» дается определение окружности, а во втором параграфе «Окружность, описанная около треугольника» приводится определение «описанной окружности», таким образом расширяя знания об окружности [c. 65-66].

       Необходимость изложения в учебнике  новых знаний в системе выдвигает  и серьезные требования к операциям  над понятиями. Наиболее очевидным  является соблюдение логических  правил деления понятий, например  дается определение четырехугольника, четырехугольником называется фигура, которая состоит из четырех точек и четырех последовательно соединяющих их отрезков….Данные точки называются вершинами четырехугольника, а соединяющие их отрезки – сторонами четырехугольника [c. 81].

       Основу логической структуры  учебного  текста составляет система  понятий, которые должны быть  усвоены согласно программе курса.  Эта система в обобщенном виде  отражает логику соответствующей  отрасли знания (геометрия) и характеризуется  последовательностью введения соотносимых  с понятиями терминов и установлением  связей между ними. Благодаря  этим связям возможен переход   от одного понятия к другому,  от термина к термину, что  наглядно реализуется при изучении  данного учебника по геометрии.

       Главными в системе являются  основные и базовые понятия  (а значит, и термины), между которыми  располагаются производные. Для  этого при редактировании на  основе анализа целей обучения  и читательского назначения будущего  издания важно выяснить, какие  понятия (и термины) будут введены  и объяснены в данном курсе,  классифицировать их по объему  и содержанию, в каждой классификационной  группе выделить базовые и  производные понятия, установить  между ними логические связи  и выявить наиболее благоприятные  места текста для введения  терминов.

       Так, в данном учебнике по  геометрии выделяется как базовое  понятие многогранник, затем рассматриваются вписанные и описанные многогранники. Ученик получает построенную по определенному признаку (признаку новизны) классификацию многогранников [c. 293].

       Строгая последовательность и  системность введения терминов  в текст учебника по геометрии,  способствует воспитанию навыков  логического мышления, помогает  не только осмысливать текст,  но и правильно использовать  приобретенные знания.

       Важнейшую роль в логической  структуре учебника играют определения  значений терминов. Это уже не  те определения – описания, которыми  в основном оперируют учебники  для средней и профессиональной  школы, а дефиниции, включающие  признаки, существенные для предметов  и явлений данного рода, т.е.  учреждающие определения. Например, «признак равенства треугольников», «признак параллельности прямых», «признак параллельности плоскостей» и т.д. [c.32,51].

      Особого внимания заслуживает  применение дублетных терминов. Например, 1) Полупрямой или лучом называется часть прямой, которая состоит из всех точек этой прямой, лежащих по одну сторону от данной ее точки. Данный дублетный термин полупрямая или луч вводится в текст для названия термина, используемого в специальных работах [c.9].

2) Цилиндром (точнее, круговым цилиндром) называется тело, которое состоит из двух кругов, не лежащих в одной плоскости и совмещаемых параллельных переносом, и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки этих кругов. Данный дублетный термин цилиндр или круговой цилиндр вводится в текст для названия термина, используемого в специальных работах [c. 319].

3) Граница шара  называется шаровой поверхностью, или сферой. Данный дублетный термин шаровая поверхность, или сфера вводится в текст для названия термина, используемого в специальных работах [c. 326].

Данные дублеты  вводятся одновременно с термином, что не нарушает правила пользования  дублетами.

       Употребление терминов в данной  учебной литературе отличается  строгой нормированностью, соблюдены  все терминологические стандарты  и нормативы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

       В результате исследования мы  изучили понятия термин и терминосистема, нормативные требования к термину  и терминосистеме. А также проанализировали  логические основы работы над  терминами, изучили лингвистические  основы работы редактора над  термином. Проанализировали особенности  использования терминов в школьных  учебниках по точным наукам (на примере учебника по геометрии А.В.Погорелова за 7-11 классы). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1. Вежбицкая  А. Семантические универсалии  и описание языков. М., 1999.  
2. Гак В. Г. Сопоставительная лексикология. (На материале французского и русского языков). М., 1977.  
3. Гак В. Г. О контрастивной лингвистике // НЗЛ. Вып. 25: Контрастивная лингвистика. М., 1989. С. 5–17.  
4. Городецкий Б.Ю. Терминоведение и переводоведение. / Лингвистика  
и теория перевода. - М.: ВЦП, 1994. - С.31-34  
5. Гринев С.В. Введение в терминоведение. М., 1993; Лейчик В. М. Оптимальная длина и оптимальная структура термина. Вопросы языкознания, 1981, №2. С.63-73  
6. Даниленко В.П., Скворцов Л.И. Лингвистические проблемы упорядочения научно-технической терминологии. Вопросы языкознания, 1981, №.1. С. 7-16;  
7. Ивлева Г.Г. Тенденции развития слова и словарного состава. - М.:  
Высшая школа, 1986. - 136 с  
8. Кашароков Б. Т. Сопоставительно-типологический анализ фразеологизмов русского, немецкого и кабардино-черкесского языков: АКД. Краснодар, 1999  
9. Квитко И. С., Лейчик В.М., Кабанцев Г. Г. Терминоведческие проблемы редактирования. Львов, 1986;  
10. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М., 1975.  
Косериу Э. Контрастивная лингвистика и перевод: их соотношение // НЗЛ. Вып. 25: Контрастивная лингвистика. М., 1989. С. 63–81.  
11. Крушельницкая К. Г. Очерки по сопоставительной грамматике немецкого и русского языков. М., 1961  
12. Лейчик В.М. Обучение культуре письменной научной речи. Вестник МАПРЯЛ, 2004, Ежеквартальный дайджест №43. С.19-26;  
13. Лотте Д.С. Основы построения научно-технической терминологии.  
Вопросы теории и методики. - М: Наука, 1975  
14. Немченко В.Н. Вопросы терминологии: Межвуз. сб. - Нижн. Новгород, Изд-во Нижегород. ун-та, 1993  
15. Рыриков Е.Г. Коммуникативные аспекты перевода и терминологии. -  
М.:ИЦП, 2002.-128 с.  
16. Скороходько Э.Ф. и др. Некоторые вопросы проектирования банков  
терминов широкого назначения. / Научно-техническая терминология. Вып.9. - М.: Высшая школа, 1987,- С.12  
17. Татаринов В.А. История отечественного терминоведения. Т.2.  
Кн.2. - М.: Московский лицей, 1999. - 311 с  
18. Терминоведение (под ред. Татаринова В.А.). — М.: Московский  
лицей, 1996. - Вып. 1.-3  
19. Шелов С.Д. Определение терминов и понятийная структура  
терминологии. - СПб. СПб. гос. ун-т, 1998. - 234 с.  
20. Шелов С.Д. О двух подходах к значению термина. / Ислам,  
общество и культура: Мат. межд. науч. конф. «Исламская цивилизация в преддверии XXI века (к 600-летию ислама в Сибири)". -Омкс. Омск. гос. ун-т, 1997.-С.14-17  
21. Штернеманн Р. Введение в контрастивную лингвистику // НЗЛ. Вып. 25: Контрастивная лингвистика. М., 1989. С. 144–178
 

Информация о работе Термины в школьных учениках по точным наукам