Правовое регулирование охраны труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является детальное изучение правового регулирования отношений по охране труда.
В качестве задач работы определим следующие:
- охарактеризовать субъектов правоотношений по охране труда;
- изучить права работника и обязанности работодателя по охране труда;
- рассмотреть компетенцию органов управления охраны труда на предприятии и органов надзора и контроля за охраной труда.

Содержание

Введение 3

1. Субъекты правоотношений по охране труда 5
2. Права работника и обязанности работодателя по охране труда 10
3. Органы управления охраны труда на предприятии, в организации 20
4. Органы надзора и контроля за охраной труда 24

Заключение 28

Задача 1 30
Задача 2 35

Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование охраны труда_2007.doc

— 244.00 Кб (Скачать)
  • приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений законодательных и иных нормативных нормативных актов об охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
  • отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда.

      Кроме перечисленных задач и упомянутых функций за соблюдением законодательства о труде осуществляется и общественный контроль. Эти функции выполняют профсоюзы. 
 

 

Заключение 

      Подведем  итоги курсовой работы.

      1. Задача определения круга субъектов правоотношений по охране труда решается достаточно легко – для этого необходимо лишь обратиться к предмету данной правовой отрасли. Практически общепризнанно, что предмет российского трудового права составляет достаточно обширная группа общественных отношений, включающая в себя трудовое отношение, а также ряд других, которые условно можно подразделить на отношения предшествующие, сопутствующие трудовым и вытекающие из них.

      Можно выделить два уровня субъектов – субъекты основные (стороны трудового правоотношения, т.е. работник и работодатель) и субъекты вспомогательные или производные (участники иных, не трудовых, отношений). Сущность вспомогательных (производных) субъектов трудового права заключается в том, что их способность к правообладанию в рамках этой правовой отрасли либо является производной от правосубъектности основных субъектов, либо направлена на обслуживание функционирования этих последних в качестве полноценных участников отношений в сфере труда.

      К  числу субъектов, трудовая правосубъектность  которых носит вспомогательный, служебный характер, без сомнения, относятся государство и профессиональные  союзы.

      2. К предпосылкам сложившегося  неблагополучного положения в обеспечении безопасности труда, не только экономического, но и правового характера, можно отнести несовершенство действующего законодательства, которое влечет низкую эффективность государственного управления охраной труда.

      Большие сомнения вызывает сама возможность выполнения в настоящее время положений ст.19 Федерального закона «Об Основах охраны труда в Российской Федерации, которая предусматривает, в частности, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется из средств бюджетов - федерального, субъектов РФ и местных; за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда, а также добровольных взносов организаций и физических лиц. К сожалению, ни в федеральном, ни в региональных бюджетах не заложено достаточных средств на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

      В сложившейся на сегодняшний день в России ситуации очевидно, что  фактический объем бюджетных  средств, выделяемых на финансирование программ (федеральных и региональных), крайне недостаточен для разработки таких программ, которые могли бы оказать существенное управляющее воздействие на улучшение условий и охраны труда. Вряд ли стоит надеяться и на средства, получаемые от штрафов или добровольных взносов организаций и физических лиц.

      Что же касается возможностей предприятий, то в ближайшие годы подавляющее  их большинство будут решать задачу выживания. Создание безопасных условий  труда отодвигается на отдаленную перспективу. Следует учитывать и то, что увеличение числа безработных отнюдь не способствует усилению внимания к вопросам охраны труда. Причем со стороны не только работодателя, но и самих работников, которые готовы согласиться на любую - даже во вредных условиях - работу. Улучшить положение с финансированием охраны труда можно лишь в том случае, если в соответствующих бюджетах оно будет предусмотрено отдельной строкой.

      На  законодательном уровне нужно урегулировать  не только общие, принципиальные отношения, но и более частные, определяющие взаимодействие субъектов трудовых отношений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, как это имеет место во многих развитых экономиках.

      3. Ныне действующий Трудовой Кодекс  РФ необходимо дополнить нормами,  учитывающими юридическую ответственность не только работодателя, но и соответствующих должностных лиц предприятия, не обеспечивших или нарушивших правила и нормы по охране труда. В то же время обеспечение охраны труда на производстве во многом зависит и от самих работников, от соблюдения ими технологических режимов, дисциплины, правил эксплуатации оборудования и др.

      В заключение подчеркнем, что законодатель должен твердо определить, в каких  случаях следует применять Федеральный  закон «Об Основах охраны труда  РФ», а в каких - главу  об охране труда ТК РФ. 

 

Задача 1 

    На  общем собрании работников организации  в проект коллективного договора было предложено внести следующие предложения:

  • Закрепить право на дополнительный отпуск работникам, выполняющим особо важные и срочные задания на высоком профессиональном уровне.
  • Ввести вознаграждение по итогам работы за год.
  • Работу в праздничный день оплачивать в трехкратном размере.
  • Установить полную материальную ответственность для всех работников за ущерб, причиненный разглашением коммерческой тайны.

Вопросы:

  • Дайте понятие «коллективный договор».
  • Какие функции выполняет коллективный договор в механизме правового регулирования трудовых отношений?
  • Каково содержание коллективного договора и на какой правовой основе оно базируется?
  • Можно ли ввести в коллективный договор указанные предложения?
  • Какими правовыми способами снимаются разногласия между сторонами договора в процессе его разработки?
 

Решение

      1. Дайте понятие «коллективный договор».

      Коллективный  договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

      В Рекомендации МОТ N 91 о коллективных договорах под «коллективным  договором» подразумевается всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся, или, при отсутствии таких организаций, представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны.

      При недостижении согласия между сторонами  по отдельным положениям проекта  коллективного договора в течение  трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами.

      Коллективный  договор может заключаться в  организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. При  заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.

      Содержание  и структура коллективного договора определяются сторонами.

      2. Какие функции выполняет коллективный договор в механизме правового регулирования трудовых отношений?

      Из  данного коллективного договора видно, что МОТ под коллективным договором понимает два вида актов - соглашения, заключаемые на уровне организации (коллективные договоры по принятой в России терминологии) и соглашения более высокого уровня (соглашения по социально-трудовым вопросам по терминологии, принятой в России).

      Поэтому функции, выполняемые коллективным договором в механизме правового регулирования трудовых отношений, заключаются в полном и всестороннем регламентировании обязательств, вытекающих из коллективного договора; прав сторон коллективного договора; распространения действия коллективных договоров; их толкования и контроля за их соблюдением.

      3. Каково содержание коллективного  договора и на какой правовой  основе оно базируется?

      В соответствии со ст.41 ТК РФ и Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-I «О коллективных договорах и соглашениях» (с изменениями от 24 ноября 1995 г., 1 мая 1999 г., 30 декабря 2001 г., 29 июня 2004 г.) содержание и структуры коллективного договора определяются сторонами.

      В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:

  • форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;
  • механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфлации, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков;
  • улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков);
  • добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;
  • соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
  • льготы для работников, совмещающих работу с обучением;
  • контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования представителей работников;
  • отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении.

      В коллективном договоре стороны вправе также:

      1) установить дополнительные (т.е.  не предусмотренные в нормах  действующего законодательства) льготы  и преимущества для отдельных  работников (групп работников, например  работающих женщин, работающих в  ночное время и т.п.). При этом закон ориентирует работников на то, чтобы они учитывали реальное финансово-экономическое положение работодателя (и не навязывать в ходе ведения коллективных переговоров, заранее невыполнимые условия коллективного договора о таких льготах и преимуществах);

      2) предусмотреть любые иные условия,  которые улучшают положение работника  по сравнению с законодательством.  Однако условия коллективного  договора, ухудшающие положение  работника по сравнению к законодательством  - недействительны и подлежат отмене, они не подлежат применению.

      3) С другой стороны обязаны (а  не только наделены правом) включить  в коллективный договор:

  • положения законов, иных нормативных правовых актов, включение которых в коллективный договор - обязательно в силу императивного их характера;
  • положения международных договоров, действующих для Российской Федерации и содержащих нормы трудового права.

      4. Можно ли ввести в коллективный договор указанные предложения?

      Вид, система оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала организации определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах. Следует полагать, что в условиях рынка труда при заключении трудового договора работник не может быть лишен возможности лично договариваться с работодателем об условиях оплаты его труда. Такое положение вещей противоречило бы принципу свободы трудового договора. При этом установленные в централизованном, отраслевом или локальном порядке гарантии (минимальный размер заработной платы, тарифы, поощрительные выплаты и т.п.) играют здесь роль “ориентиров” и не связывают волю сторон трудового договора. Недействительны лишь те условия договора, которые ухудшают положение работника по сравнению с законодательством о труде (ст. 57 ТК РФ).

      Также отметим, что в соответствии с  п.7 ст.243 ТК РФ, регламентирующей случаи полной материальной ответственности, имеем, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Информация о работе Правовое регулирование охраны труда