Сфера действия трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

Всеми величайшими открытиями, достижениями человек обязан труду. Все, чем мы пользуемся в повседневной жизни, начиная от обычной лопаты и кончая сложнейшей автоматической системой, - результат целенаправленной трудовой деятельности многих поколений. Именно она составляет материальную основу жизни любого общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...1
1.Сфера действия норм трудового права………………………………………..2
2. Отношения, регулируемые действием трудового права в России………….8
3.Система трудового права……………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

Сфера действия трудового права.docx

— 45.11 Кб (Скачать)

     Так, разделе I «Общие положения» Трудового  кодекса в ст. 1, закрепляющей цели и задачи трудового законодательства, в конце ее второй части предусматривает в качестве одной из основных задач трудового законодательства правовое регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Таким образом, ст. 1 ТК впервые в Кодексе закрепила прямо предмет трудового права.

     Трудовое  же отношение в Трудовом кодексе  в гл. 2 «Трудовые отношения, стороны  трудовых отношений, основания возникновения  трудовых отношений» закреплено не как  предмет отрасли, а как юридическая  связь работника с работодателем, т.е. как трудовое правоотношение.

     Главное в предмете отрасли - это трудовое отношение. В правоотношениях сферы трудового права уже реализованы, применены нормы трудового законодательства, т.е. на Предмет трудового права (общественные отношения по труду на производстве), его нормы оказали свое регулятивное действие, и этот предмет регулирования превратили своим воздействием в правоотношения.

     Трудовое  право наделяет стороны трудовых отношений и непосредственно  связанных с ними отношений определенными  трудовыми правами и обязанностями. И в реальной жизни все девять групп общественных отношений по труду, являющихся предметом регулирования  трудовым законодательством, выступают  в форме соответствующих правоотношений со своими субъектами (сторонами) и  своим содержанием.

     Трудовое  право регулирует, как правило, отношения  по коллективному труду в общественной организации труда, где трудовая функция каждого работника есть необходимая составляющая данной кооперации труда. А к работникам каждой данной организации труда относятся  все заключившие с собственником  ее имущества, т.е. работодателем, трудовой договор, включая и должностных лиц его администрации, вплоть до единоличного или коллегиального руководителя.4

     Трудовые  отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и  работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, на подчинении работника правилам внутреннего  трудового распорядка при обеспечении  работодателем условий труда, предусмотренных  трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Трудовые отношения отражают характер производственных отношений данного  общества, поскольку являются волевой  и личностной частью последних. Производственные отношения состоят из отношений  по собственности на средства производства, отношений по распределению, обмену, управлению и трудовых отношений. Производственные отношения и их волевая часть  - трудовые отношения - по своему характеру объективно существуют независимо от воли гражданина. Но в объективно существующие производственные отношения гражданин вступает по своей воле. И трудовое отношение гражданина с работодателем всегда возникает по воле обеих сторон. Оно носит личный характер, т.е. работа выполняется личным трудом работника.

     Трудовые  отношения как волевые социальные отношения, возникающие по поводу организации, условий и оплаты труда работников, всегда основываются на-определенной форме собственности. В зависимости от формы собственности и организационно-правового вида организации (государственная, муниципальная, акционерная, смешанная и т.д.) трудовые отношения подразделяются на родовые и видовые группы и подгруппы: трудовые отношения на государственных и муниципальных производствах, трудовые отношения на частных производствах (коллективных или индивидуально-частных), трудовые отношения на арендных производствах и т.д., трудовые отношения в организациях разных форм собственности, т.е. с разной формой общественной организации труда.5

     С переходом к рыночным отношениям все более отчетливо обозначаются две группы трудовых отношений: отношения работников по трудовому договору и трудовые отношения, в которые вступают сособственники (собственники) имущества акционерного общества (или другого типа коллективного производства) для участия в трудовых процессах на этом производстве. Правовое положение этих групп трудовых отношений имеет различия, касающиеся вступления, изменения и прекращения трудовых отношений, распределения доходов (прибыли) организации.

     Основной  формой собственности больших и  средних приватизированных государственных  предприятий стала коллективная частная форма собственности  акционерных обществ открытого  типа. Так, в соответствии с Указом Президента РФ об организационных мерах  по преобразованию государственных  предприятий, добровольных объединений  государственных предприятий в  акционерные общества» от 1 июля 1992 г. №721 абсолютное большинство государственных  предприятий были преобразованы  в акционерные общества открытого  типа (ОАО).6

     Происходящее  ныне преобразование отношений собственности  на государственных предприятиях, преодоление  государственной монополии - это длительный, сложный и болезненный процесс, остро затрагивающий трудовые отношения на преобразуемых производствах, права и интересы работников.7

     Статья 8 Конституции РФ 1993 г. закрепляет государственную, муниципальную, частную и иные формы  собственности, признавая и защищая  их равным образом.

     Частная собственность может быть коллективной и индивидуальной. Коллективы работников государственных организаций, как  показала практика, заинтересованы в  приватизации своих организаций  и закреплении коллективной собственности. Утвержденная Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г., введенная в действие с 1 января 1994 г. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в России предусматривает, что главными целями этой Программы являются «формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений» и «содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров)». Гражданин имеет право свободно выбирать для приложения своих способностей к труду место работы, а следовательно, и форму собственности организации, в которой он будет трудиться. При преобразовании государственных предприятий в акционерные общества происходит и соответствующее преобразование трудовых отношений работника на данном производстве.

     В новых видах организаций, появившихся  с переходом России к рыночным отношениям в отраслях экономики (акционерные  общества разных видов, различные хозяйственные  товарищества и др.), где работник одновременно может быть акционером данного АО или являться членом товарищества, производственного кооператива, он как сособственник этого производства имеет два разных, но тесно связанных  правовых статуса: как работ-Ник — трудовой статус и как сособственник — гражданско-правовой, по которому он участвует и в распределении прибыли производства и несет наряду с другими сособственниками материальную ответственность за убытки данного производства.

     Федеральный закон от 24 июня 1998 г. «Об особенностях правового положения акционерных  обществ работников (народных предприятий) предусмотрел создание народных предприятий  путем преобразования любой коммерческой организации, за Исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала. Для такого преобразования необходимо решение не менее чем трех четвертей списочного состава работников данной Коммерческой организации. Народное предприятие должно иметь среднесписочную численность работников не менее 51 человека. Руководят им выбранные общим собранием акционеров народного предприятия генеральный директор и наблюдательный совет. Избирается также контрольная комиссия. Указанный Закон четко разграничил компетенцию руководителей и подробно предусмотрел наделение работников акциями, дивиденды по ним, а также компетенцию общего собрания акционеров. На народное предприятие распространяются правила Федерального закона «Об акционерных обществах» от 24 ноября 1995 г. с изменениями от 13 июля 1996 г. о закрытых акционерных обществах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом о народном предприятии.8

     Как предусматривает ст. 75 ТК, смена собственника организации, а равно и его  реорганизация (слияние, присоединение, разделение, преобразование), не прекращает трудовых отношений, они с согласия работника продолжаются, и их прекращение  в этих случаях возможно по инициативе работодателя только при сокращении численности или штата работников, которое возможно лишь с регистрацией перехода права собственника, т.е. после  регистрации нового собственника имущества  данной организации.

     Реалии  современных трудовых отношений  в России таковы, что многие работники  бывших государственных и муниципальных  предприятий при быстрой их приватизации стали работниками акционерных  обществ разного типа, а их трудовые отношения трансформировались в  трудовые отношения работающих акционеров. На них по-прежнему распространяются трудовое законодательство и его гарантии, и они считаются работающими по трудовому договору, хотя и приобрели второй правовой статус по гражданскому праву как совладельцы производства акционерного общества.

     Во  всех предусмотренных Гражданским  кодексом РФ формах организаций имеются  общественно-трудовые отношения, являющиеся предметом трудового права. Трудовой коллектив государственной или  муниципальной организации может  взять ее в аренду или выкупить в собственность трудового коллектива, т.е. в коллективную частную собственность. Такое преобразование государственной, муниципальной организации в  арендное или частное коллективное, хотя, как указывалось, и изменяет трудовые отношения работников данного  производства, но эти отношения также  являются предметом трудового права. При этом конечно, уставы организаций  соответственно изменяются и изменяется их воздействие на трудовые отношения работников преобразованного производства. В организациях с кооперативной собственностью возможны два вида трудовых отношений: трудовые отношения сособственников-работников в сочетании с их гражданскими отношениями по распределению прибыли и трудовые отношения работников по трудовому договору, не являющихся сособственниками. Разница в их правовом статусе и регулировании проявляется главным образом в вопросах оплаты, распределения прибыли и ответственности за убытки производства. Так, работники, не являющиеся сособственниками, не участвуют в распределении прибыли и не несут ответственности за убытки производства в отличие от сособственников данного производства. Итак, трудовые отношения могут быть разных видов. Это различие отражается и в видах трудовых договоров.

     В предмет трудового права также  входят отношения по организации  труда и управлению трудом, которые  непосредственно всегда сопутствуют  трудовому отношению.

     Из  сказанного можно сделать вывод, что предметом трудового права  является комплекс общественных отношений: трудовые отношения (ядро предмета) и  иные производные от трудовых, но непосредственно  с ними связанные отношения.

     В нынешних политических и социально-экономических  условиях возникли новые отношения, входящие в предмет трудового  права: социально-партнерские на разных уровнях, отношения по содействию занятости  и по разрешению коллективных трудовых споров. Соответственно изменились не только предмет, но и метод трудового  права, а также система отрасли  и структура кодификационных  актов.

     Динамизм  трудового права в значительной степени обусловлен динамизмом общественных отношений, входящих в его предмет. Трудовое право России представляет собой такую отрасль, нормы которой  регулируют трудовые отношения работников и иные, непосредственно с ними связанные общественные отношения, динамично развивающиеся и вызывающие соответственно изменения метода, системы  и отдельных институтов данной отрасли. Регулятором общественных отношений  являются нормы трудового законодательства как официально признанный стандарт поведения в сфере труда.

    3.Система трудового права

     Система трудового права. России - совокупность юридических норм, образующих единое предметное целое (отрасль) с разбивкой на отдельные относительно самостоятельные структурные образования (институты), а также на иные устойчивые общности норм, имеющие более дробную структурную определенность (пединституты).

     Наиболее  характерными структурными подразделениями  системы трудового права являются институты. Они включают менее обширную, чем отрасль, совокупность юридических  норм, которые различаются между  собой по предметному признаку регулирования, т.е. особенностям отдельных видов общественных отношений либо отдельным сторонам (элементам) какого-либо конкретного вида общественных отношений.

     Современная система трудового права России включает следующие институты:

  • трудоустройства (объединяет нормы, регулирующие отношения, связанные с подысканием гражданам подходящей работы);
  • социального партнерства в сфере труда;
  • трудового договора (объединяет нормы, регулирующие прием на работу, переводы и увольнения);
  • профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров непосредственно на производстве;
  • рабочего времени и времени отдыха;
  • нормирования труда;
  • оплаты труда;
  • дисциплины труда;
  • материальной ответственности;
  • охраны труда;
  • надзора и контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства;
  • разрешения трудовых споров.

     Перечисленные институты трудового права России - объективно сложившиеся структурные подразделения, призванные в рамках предмета данной отрасли права регулировать с требуемой детализацией и качеством «свой» предмет - отдельный вид общественных отношений либо отдельный элемент (сторону) единого сложного трудового отношения. Системным свойством институтов, как и отрасли в целом, здесь выступает предметный признак - специфика (характер) общественного отношения.

     Помимо  предметного признака системным  свойством обладает и другая правовая категория - принципы права, т.е. важнейшие руководящие идеи, отражающие сущность и направленность нормативного регулирования системы права. Принципы права присущи лишь такой совокупности норм, которая характеризуется цельной предметной обособленностью и составляет самостоятельное органичное структурное подразделение системы права. В настоящее время такими общностями являются: система современного российского права в целом (ей соответствуют общие принципы права России); отрасли права (им соответствуют отраслевые принципы права); институты права (им соответствуют принципы института права). Более дробные общности (группы) норм занимают свое место в системе права, являясь частями того или иного института, однако они не обладают особой предметной определенностью и поэтому не могут служить достаточным материалом для выделения самостоятельных специфических принципов права.

Информация о работе Сфера действия трудового права