Субъекты права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Классическая тематика правовой науки, связанная с разработкой понятия субъектов той или иной правовой отрасли, на сегодняшний день достаточно актуальна в теории трудового права. Вопрос о субъектах, в конечном счете, - это вопрос о необходимости существования самой отрасли права как самостоятельного нормативного образования, ведь наряду с предметом, методом и принципами должен сформироваться определенный круг участников общественных отношений, на которых будет распространяться действие установленных государством правил их единообразного поведения.

Работа содержит 1 файл

трудовое.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Таким образом  общее собрание (конференция) трудового  коллектива решает наиболее важные вопросы деятельности организации.

Трудовому коллективу также предоставляется право  создавать иные представительные органы работников.

 

Профсоюз как  субъект трудового права

 

Для выражения  и защиты своих интересов работники объединяются в профсоюзы.

Статья 30 Конституции РФ предусматривает “право создавать профсоюзы для защиты своих интересов”. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Согласно Конвенции Международной организации труда №87 (1948 г.) “О свободе ассоциаций и защите права на организацию” трудящиеся имеют право создавать по своему выбору организации, вступать в такие организации для выражения и защиты своих интересов. Таким же правом эта Конвенция МОТ наделяет и предпринимателей.

Права профсоюзов в России впервые были признаны законодательно и закреплены в первом КЗоТ 1918 г. Во втором КЗоТ РСФСР 1922 г. была уже самостоятельная глава о правах профсоюзов, и советский законодатель эти права непрерывно расширял. В третьем КЗоТ 1971 г. права профсоюзов были предусмотрены гл. XV, содержащей 11 статей (ст. 225–235). Кроме норм данной главы в КЗоТ были и другие статьи, также предусматривавшие права профсоюзных комитетов на производстве (ст. 22, 35, 46, 51, 52, 54, 57, 61 и др.).

Правовой статус профсоюзов теперь определяется Трудовым кодексом и Федеральным законом от 12 января 1996 г. “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” (СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 148). Данный Закон устанавливает правовые основы организации и деятельности профсоюзов, содержит нормы, обязывающие органы государственной власти и управления, работодателей, должностных лиц администрации производства содействовать деятельности профсоюзов. В ст. 3 Закона дается определение ряда понятий. Закон предоставил профсоюзам ряд социально-трудовых прав на всех уровнях их деятельности, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, и закрепляет гарантии этих прав.

Профсоюз –  это добровольное общественное объединение  граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Его основными функциями (направлениями деятельности) являются представительская (на всех уровнях организации) и защитная – по защите и повышению социально-трудовых прав и интересов трудящихся. Профсоюзы возникли впервые в мире в середине XIX в. в Англии, как наиболее тогда промышленно развитой стране, с защитной их функцией для отстаивания профессиональных интересов работников.

Статья 11 федерального закона РФ о профсоюзах закрепляет их право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, а также на участие в нормотворчестве, при котором они проявляют обе свои функции. Все проекты законодательных актов, затрагивающие социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами вместе с общероссийскими профсоюзами и их объединениями (ассоциациями), а проекты нормативных правовых актов рассматриваются и принимаются органами законодательной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать и с предложениями о принятии законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Защитная функция  профсоюзов – это целенаправленная правовая деятельность (на правовой основе) по защите социально-трудовых прав работника на всех этапах правового регулирования труда: при создании норм трудового права, применении важнейших норм администрацией, профилактике трудовых правонарушений, профсоюзном контроле за соблюдением трудового законодательства, восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей.

Федеральный закон РФ о профсоюзах состоит из 32 статей, объединенных в шесть глав. Он устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности.

Данный федеральный закон регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, местного самоуправления, работодателями, их объединениями, другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

Глава I “Общие положения” (ст. 1 – 10) определяет цели и задачи, сферу действия данного  Закона, предмет его регулирования, конкретизирует право на объединение  в профсоюзы, порядок создания их уставов и положений о первичных  профсоюзных организациях, их регистрации, запрет дискриминации по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам, а также порядок прекращения деятельности профсоюзов.

Глава II “Основные  права профсоюзов” (ст. 11–23) предусматривает  следующие права:

– на представительство  и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 11);

– на содействие занятости (ст. 12);

– на ведение  коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров  и контроль за их выполнением (ст. 13);

– на участие  в урегулировании коллективных трудовых споров (ст. 14);

– отношения  профсоюзов с работодателями, их объединяющими (союзами, ассоциациями), органами государственной  власти и местного самоуправления строятся на основе социального партнерства  и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений, а отношения профсоюзов, их первичных организаций и органов с другими представительными органами работников в организации – на основе сотрудничества (ст. 15 и 16);

– на бесплатную информацию (ст. 17);

– на участие  в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров (ст. 18);

– на профсоюзный  контроль за соблюдением законодательства о труде (ст. 19);

– в области  охраны труда и окружающей среды (ст. 20);

– на участие  профсоюзов в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 21), право на социальную защиту работников (ст. 22), на защиту интересов  работников в органах по рассмотрению трудовых споров (ст. 23).

Глава III “Гарантии  прав профсоюзов” (ст. 24–28) предусматривает  ряд гарантий как профсоюзам, так  и профсоюзным выборным активистам.

Глава IV “Защита  прав профсоюзов” (ст. 29, 30) предусматривает  судебную защиту прав профсоюзов и ответственность за нарушение этих прав.

Глава V “Ответственность профсоюзов (ст. 31).

Глава VI “Заключительные  положения” (ст. 32).

Надо отметить, что хотя Закон о профсоюзах вступил  в силу с 20 января 1996 г., но гл. XV КЗоТ РФ не была приведена в соответствие с ним вплоть до 2002 г. (когда КЗоТ утратил силу). Так, в ст. 226 КЗоТ говорилось о правах профсоюзов, которые у них давно отобраны (о праве на законодательную инициативу, на управление государственным социальным страхованием и на надзор за трудовым законодательством).

Новый Трудовой кодекс РФ также не предоставляет  эти права профсоюзам. Представительская  функция профсоюзов отражена в разделе II о социальном партнерстве во всех его главах. При этом профсоюз осуществляет также и защитную функцию – в настоящее время главную функцию российских профсоюзов.

Защитная функция  профсоюзов отражена также в гл. 58 Трудового кодекса, “Защита трудовых прав работников профессиональными  союзами”, состоящей из 9 статей. В  ней предусмотрены и гарантии профсоюзным активистам, а в ст. 378 – ответственность за нарушение прав профсоюзов. В ряде статей Кодекса предусмотрены права профсоюзов на участие в правоприменении соответствующих норм.

Профсоюзы у  нас строятся по производственно-территориальному принципу, могут создавать свои объединения по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающему профессиональную специфику (шахтер, химик и т.д.). Их объединения и органы делятся на общероссийские объединения (ассоциации), межрегиональные объединения (ассоциации), региональные (республик, краев, областей, городов) объединения (ассоциации).

Все профсоюзы  пользуются равными правами и  равно осуществляют свою представительскую  и защитную функции.

Как массовая общественная организация профсоюзы входят в  политическую систему российского общества. В советское время они были единой общесоюзной членской организацией, ныне представлены несколькими десятками общероссийских профсоюзов, каждый со своим Уставом, в котором закреплены задачи и функции профсоюза. Наиболее крупные из них – Федерация Независимых профсоюзов России (ФНПР), Соцпроф и Единение.

Как отмечает “Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 г.” (М.: “Юридическая литература”, 2001. С. 50), в последние годы “упала роль профсоюзов как законных представителей работников и защитников их трудовых прав. Исходя из этого нужно изменить отношение государства к ним, представить право более активного участия в законодательной деятельности, наделить техническую и правовую инспекции профсоюзов правом принимать решения о привлечении к юридической ответственности должностных лиц, допустивших нарушение трудового законодательства”. С этим трудно не согласиться, поскольку такие права у профсоюзов и не следовало отбирать и тем самым ослаблять их главную защитную функцию.

Все права профсоюзов можно классифицировать по сфере  их деятельности и по объему компетенции  в правах.

По объему компетенции  в правах различают:

а) права самостоятельного характера:

– участвуют  в обеспечении мер по содействию занятости и трудоустройству;

– участвуют  в коллективных переговорах, заключают  коллективные договоры и соглашения от имени работников;

– представляют и защищают права и интересы работников на всех уровнях правового регулирования  труда;

– осуществляют общественный контроль за исполнением трудового законодательства, правил охраны труда;

– обладают правом требовать наказания (вплоть до увольнения) должностных лиц администрации, нарушающих трудовое законодательство, коллективные договоры, соглашения, права профсоюзов;

б) права совместного  характера:

– участвуют  в распределении жилья, построенного производством, в решении вопросов о занесении на доску почета и  в книгу почета (там, где они  существуют), решают индивидуальные неисковые  споры совместно с администрацией;

в) согласительные права профкома по применению администрацией ряда норм трудового законодательства. Таких прав в соответствии с ТК у профсоюзов стало меньше. Права  профсоюзов указаны и в ст. 32, 51, 52, 54, 83 и др. Закона РФ о профсоюзах.

По сфере деятельности различают следующие права:

– представительства  работников для осуществления своей  защитной функции;

– на участие  в нормотворческой и правоприменительной  деятельности;

– на защиту права  на труд, в том числе по обеспечению  занятости, защите от необоснованных отказов в приеме на работу, незаконных переводов и увольнений;

– на социальную защиту трудящихся (обеспечение высокого уровня условий труда, охрана труда, его оплата и т.д.);

– профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением  трудового законодательства и жилищно-бытового обслуживания работников;

– на участие  в социально-партнерских отношениях и рассмотрении коллективных трудовых споров, включая объявление забастовки;

– на участие  в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.

Профсоюзы вправе самостоятельно вступать в международные  объединения и организации, сотрудничать с профсоюзами других стран.

Трудовое законодательство предусматривает не только права  профсоюзов, но и различные материальные и юридические гарантии этих прав и их деятельности и дополнительные специальные гарантии защиты права на труд выборных профсоюзных работников. Эти гарантии предусмотрены в гл. III Закона о профсоюзах (ст. 24–28), ст. 374, 375 и 376 Кодекса, а также в ряде других законов (Основы об охране труда, о занятости населения и др.). Гарантии основных прав профсоюзов тоже входят в их правовой статус. Гарантии прав и деятельности профсоюзов тоже входят в их правовой статус.

Профсоюзы как  субъекты трудового права не подлежат регистрации. Они имеют право представлять своих членов, участвовать в установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их органов. Таким образом, они являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда – при создании норм трудового права, их применении, контроля за соблюдением трудового законодательства, охраны труда, а также в разрешении коллективных трудовых споров как представители работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, российское трудовое право с принятием Трудового кодекса РФ 2002 года качественно изменилось, что, в свою очередь, означает безусловное признание существования определенной системы его возможных и действительных участников, правовые связи (отношения) между которыми оно призвано регулировать. Иными словами, субъекты трудового права - это все возможные адресаты норм отраслевого законодательства, чьи отношения признаются и охраняются особым субъектом права - государством.

Информация о работе Субъекты права