Трудовые споры: понятие, виды, порядок рассмотрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 17:09, дипломная работа

Описание работы

Рыночная экономика невозможна без применения человеческого труда. Это аксиома, однако, приходится констатировать, что, увлекаясь чисто экономическими категориями, современные российские политики и предприниматели нередко забывают об этом. На первое место выходят проблемы собственности, организационно-правовых форм предпринимательства, инвестиций, прибыли, налогов. Безусловно, все это очень важные элементы рыночной экономики, но она не может существовать без рынка труда, на котором "продается и покупается" такой специфический "товар", как рабочая сила, способности человека к тому или иному виду труда. Все остальное производно от этого. Непонимание этой достаточно простой вещи создает базу для социальных конфликтов в основной сфере человеческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….….3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В РФ
§ 1.1. Понятие, виды и стороны трудовых споров………………………................6
§ 1.2. Характеристика законодательства трудовых споров…………………...….11
§ 1.3. Общая характеристика индивидуальных трудовых споров…………..…...16
§ 1.4. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС…………….…....20
§ 1.5. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде……………….…23
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХТРУДОВЫХ СПОРОВ
§ 2.1. Рассмотрение коллективных трудовых споров примирительной комиссией………………………………………………………………………..…...32
§ 2.2 Рассмотрение коллективных трудовых споров с участием посредника.….41
§ 2.3. Рассмотрение коллективных трудовых споров трудовым арбитражем…...43
§ 2.4. Рассмотрение трудовых споров в судебном порядке…………………….....47
§ 2.5. Практика судебного рассмотрения коллективных трудовых споров в РФ..51
ГЛАВА 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
§ 3.1. Специализированная трудовая юстиция………………………………...…..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………............68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ И НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………............71

Работа содержит 1 файл

Трудовые споры. понятие, виды, порядок рассмотрения.doc

— 371.50 Кб (Скачать)

    Моментом  начала трудового спора считается:36

    на  уровне организации - день письменного  сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение работодателем по истечении трех рабочих дней со дня получения требований работников своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора;

    на  уровне выше организации - день письменного  сообщения решения представителей работодателей об отклонении всех или части требований профессиональных союзов или несообщение представителями работодателей по истечении одного месяца со дня получения требований от профессиональных союзов своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению соглашения.

    Работодатель  обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о принятом решении представительному органу работников организации в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требования работников.

    Если  работодатель в установленный срок не сообщил своего решения представительному органу работников, то представителю работников следует направить руководителю организации предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работников.37

    Если  работодатель отклонил требования работников, одновременно с письменным уведомлением об этом он направляет представительному органу работников предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работодателя.

    Представители работодателей обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов и сообщить им о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований.

    Интересы  работников организации при рассмотрении трудовых споров между работниками организации и работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.38

    Интересы  работодателей при разрешении трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений представляют соответствующие объединения работодателей.

    В ходе рассмотрения трудового спора стороны предоставляют членам примирительной комиссии материалы и документы, необходимые для обсуждения всех возможных вариантов разрешения трудового спора. Представители сторон вправе в любое время обратиться в Службу по урегулированию трудовых споров для уведомительной регистрации спора. Это право может быть использовано, когда одна из сторон трудового спора нуждается в методической помощи, разъяснении действующего законодательства или имеет сомнения по поводу полномочности другой стороны.39

    Работодатель  должен создать необходимые условия  для работы примирительной комиссии: помещение для заседаний комиссии, оборудованное соответствующим  образом; информационное обеспечение, необходимое для рассмотрения выдвинутых работниками требований; гарантии членам примирительной комиссии не ниже предусмотренных законодательством Российской Федерации. 

§ 2.2. Рассмотрение коллективных трудовых споров с участием посредника 

    Если  стороны не достигли соглашения в примирительной комиссии, то они вправе пригласить посредника, на что им дается три рабочих дня после составления протокола разногласий.

    Посредника  стороны могут выбрать самостоятельно или же обратиться в Роструд с  просьбой дать рекомендации по кандидатуре посредника. Посредником может быть любой независимый квалифицированный специалист. Не запрещено выступать в роли посредника и сотрудникам Роструда.40

    Как и на предыдущем этапе рассмотрения трудового спора (в примирительной комиссии), стороны самостоятельно определяют порядок рассмотрения спора с участием посредника.

    На  весь этап посредничества сторонам отводится  максимум 10 рабочих дней: три дня  для выбора посредника и еще семь дней для рассмотрения спора с  его участием. По соглашению сторон этот срок может быть продлен (ст. 401 ТК РФ).

    Совершенно  очевидна вспомогательная роль посредника, который, используя свои знания и  полученную от сторон информацию, пытается предложить сторонам взаимоприемлемое решение по существу трудового спора. В результате стороны либо принимают согласованное решение, либо, составив протокол разногласий, переходят к следующей стадии коллективного трудового спора - передают спор на рассмотрение трудового арбитража.

    Поскольку участие в рассмотрении трудового  спора не является для посредника его основной работой, то в отношении  его может быть предусмотрено  предоставление различного рода компенсаций.

    Например, на период участия в разрешении трудового спора посредник может освобождаться от основной работы с сохранением среднего заработка - с согласия его работодателя и за счет приглашающих его участников трудового спора; он может получать специально оговоренное вознаграждение.

    Размер  и условия предоставления компенсаций должны оговариваться соглашением сторон трудового спора.

    Стороны должны приступить к созданию трудового  арбитража, если в течение трех рабочих  дней с момента обращения в  Роструд по урегулированию трудовых споров они не выбрали посредника.

    Для обеспечения эффективности всех форм примирительных процедур непосредственным участникам этих процедур - представителям работников и работодателей, трудовым арбитрам - предоставляются определенные гарантии.

    ТК  РФ предусматривает освобождение их от основной работы с сохранением среднего заработка на определенный срок - до трех месяцев в течение года (о порядке исчисления среднего заработка см. ст. 139 ТК РФ). При этом сохранение среднего заработка для членов примирительной комиссии, как правило, обеспечивается работодателем.

    Следует отметить, что ст. 405 ТК РФ в числе лиц, пользующихся установленными законом гарантиями, не называет посредников. Очевидно, соответствующие гарантии посредникам не предоставляются в силу того, что в роли посредника обычно выступает независимый специалист, который осуществляет свои функции на основе соглашения, заключенного сторонами спора, самим посредником и руководителем организации, в которой он работает.

    Особое  положение в этом плане занимают трудовые арбитры, не являющиеся работниками  у работодателя - участника трудового спора, и сотрудниками государственного органа по урегулированию трудовых споров (Роструда). Вопрос о сохранении за ними их среднего заработка решается по согласованию между сторонами спора и указанными лицами. При этом трехмесячный срок, в течение которого за ними сохраняется средний заработок, является максимальным - независимо от числа споров, в рассмотрении которых они могут участвовать.41

    Для представителей работников и их объединений  установлены гарантии в виде запрета  применения к ним дисциплинарных взысканий, перевода на другую работу и расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство. 

    § 2.3. Рассмотрение коллективных трудовых споров трудовым арбитражем 

    Трудовой арбитраж - один из трех возможных вариантов досудебного развития трудового спора. Трудовой арбитраж является временно действующим органом, создаваемым для рассмотрения конкретного трудового спора в случае, если стороны использовали другие процедуры (adhoc).

    Поскольку трудовой арбитраж создается как  независимый орган по разрешению трудового спора, в его состав не могут входить представители работников и работодателей, участвующих в данном споре.

    Как и все остальные формы примирительных процедур, он носит, как правило, добровольный характер, так как создается при наличии одновременно двух условий: согласие сторон на рассмотрение спора в трудовом арбитраже и соглашение сторон в письменной форме об обязательном выполнении решений арбитража.42

    Добровольный  характер трудового арбитража проявляется в том, что он может быть создан только по соглашению сторон. Исключение предусмотрено для организаций, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок, создание трудового арбитража обязательно (см. ч. 7 ст. 404, ч. ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ).

    По  смыслу ст. 404 ТК РФ и в соответствии с положениями Рекомендации МОТ N 92 любая из сторон может проявить инициативу и предложить перейти к рассмотрению спора в трудовом арбитраже, но создается он совместно сторонами. Сформировать трудовой арбитраж без участия работодателя (если он уклоняется от продолжения примирительных процедур) невозможно.

    В то же время для создания трудового  арбитража необходимо обратиться в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд).

    Процедура создания трудового арбитража может  начаться реализовываться в случаях, предусмотренных законодательством:43

    при не достижении согласия в примирительной комиссии (ч. 8 ст. 402 ТК РФ);

    в случае уклонения одной из сторон трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии (ч. 1 ст. 406 ТК РФ);

    в случае сознательного выбора сторонами  трудового спора варианта рассмотрения его в трудовом арбитраже, минуя стадию рассмотрения с участием посредника;

    в случае если на первом этапе рассмотрения трудового спора (три рабочих дня) стороны не пришли к соглашению по его кандидатуре (ч. 1 ст. 403 ТК РФ);

    в случае если участие посредника в  рассмотрении трудового спора не принесло результата и стороны по-прежнему имеют несогласованные позиции;

    в случае если его создание является обязательным - для некоторых категорий  работников, которые не имеют права  на забастовку (ст. 413 ТК РФ).

    В образовании трудового арбитража  участвуют представители работников и представители работодателя, заинтересованные в разрешении спора, и Роструд, поскольку этот государственный орган специально назван в качестве одного из участников формирования трудового арбитража.

    Он  на равных со сторонами спора участвует  как в создании трудового арбитража, так и в определении его  состава, выработке регламента, определении  полномочий. Таким образом, трудовой арбитраж фактически является неким "тройственным" органом, который может урегулировать коллективный трудовой спор.

    На  создание трудового арбитража и  рассмотрение в нем спора сторонам отводится максимум восемь рабочих дней: три дня с момента окончания рассмотрения трудового спора примирительной комиссией или посредником для создания арбитража и пять дней для рассмотрения спора. В рассмотрении трудового спора в трудовом арбитраже участвуют представители сторон спора.44

    Закон устанавливает лишь два требования относительно порядка работы трудового  арбитража. Во-первых, он должен рассматривать коллективный трудовой спор с участием представителей сторон (ч. 4 ст. 404 ТК РФ), следовательно, проведение заседаний в отсутствие одной или обеих сторон недопустимо. Из этого правила может быть только одно исключение: когда представитель работников или представитель работодателя в письменной форме обратился с просьбой разрешить спор без него, другая сторона согласилась, а арбитраж счел это возможным.

    Второе требование касается предмета спора. Поскольку трудовой арбитраж представляет собой примирительный орган, созданный для разрешения конкретного коллективного трудового спора, и является, как правило, вторым органом, пытающимся примирить стороны, на его рассмотрение выносится только протокол разногласий, составленный примирительной комиссией или посредником совместно с участниками спора.

    Это может быть протокол разногласий, составленный в ходе коллективных переговоров, или  требования работников.

    Предмет спора - круг вопросов, по которым стороны не смогли достигнуть согласия, в процессе разрешения спора. Он может только сужаться за счет достижения определенных компромиссов. Недопустимо выносить на обсуждение в трудовом арбитраже требования, не рассматривавшиеся примирительной комиссией.

Информация о работе Трудовые споры: понятие, виды, порядок рассмотрения