Трудовые споры примерный план

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 02:13, контрольная работа

Описание работы

В соответствии со ст. 381 ТК индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Содержание

1
Понятие индивидуального трудового спора и причины их возникновения.
3 стр.
2
Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
6 стр.
3
Образование комиссий по трудовым спорам и их компетенция.
11 стр.
4
Порядок, сроки обращения и рассмотрения споров в КТС и сроки обжалования их решений.
15 стр.
5
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах. Сроки обращения, рассмотрения и исполнения решений судов по индивидуальным трудовым спорам.
22 стр.
6
Нормативные акты и литература

Работа содержит 1 файл

провоеден.docx

— 54.35 Кб (Скачать)

 Особенности в определении  подведомственности трудовых споров установлены для некоторых категорий работников, а именно для государственных служащих. На них распространяется действие законодательства о труде, за изъятиями, установленными Законом о государственной службе. Их споры по вопросам увольнения, перевода на другую работу, наложения дисциплинарных взысканий могут быть рассмотрены вышестоящим органом или судом.

 Основными нормативными актами, которые определяют порядок рассмотрения трудовых споров, являются ТК, ГПК.

При рассмотрении трудовых споров юрисдикционные органы (КТС, суд) применяют не только нормы трудового законодательства, но и нормы гражданско-процессуального  законодательства (ст. 3-6, 17, 25, 39, 80, 126, 141, 197, 210, 407 ГПК).

 Большое значение для единообразного  применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют руководящие постановления Пленума ВС РФ. Так, Пост. Пленума ВС РФ от 22.12.92 № 16 дает разъяснения по применению норм о приеме, переводе и увольнении работников, а также по подведомственности трудовых споров, постановление Пленума ВС РСФСР от 25.12.90 № 6 «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами законодательства, регулирующего труд женщин»1 обеспечивает правильное разрешение этой категории трудовых споров. Имеются также постановления Пленума ВС РФ, касающиеся труда молодежи, компенсации морального вреда и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Образование комиссий  по трудовым спорам и их  компетенция.

  Инициатива создания КТС может исходить как от работников, так и работодателя организации.

В отличие от КЗоТ новый ТК предусматривает образование комиссии по трудовым спорам на паритетных началах: из равного числа представителей работников и работодателя.

Представители работников избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции).

Общее собрание коллектива организации  правомочно избирать членов КТС, если на его заседании присутствует более  половины работающих в данной организации (подразделении) работников.

Избранными в состав КТС (в т.ч. в КТС подразделения) считаются работники, получившие большинство голосов.

Члены КТС должны быть знакомы с  нормами трудового законодательства и объективно подходить к решению вопроса о его применении. Не допускается избрание в состав КТС каких-либо временных кандидатов.

Представители работодателя назначаются  в Комиссию руководителем организации.

 Для организационно-технического  обслуживания КТС (делопроизводство, хранение дел, выдача копий решений и выписок из протокола заседания КТС) приказом работодателя специально назначается постоянный работник, который выполняет эти функции. Он ведет; регистрацию поступающих заявлений, оповещает о времени заседания КТС и т.п. КТС организации имеет свою печать.

 КТС на своем заседании  большинством голосов избирает  из своего состава председателя, секретаря. На них возлагаются  подготовка и созыв очередного заседания, организация ознакомления с поступившими в КТС заявлениями, вызов свидетелей, экспертов и других лиц, заинтересованных в разбирательстве трудового спора. При разрешении спора председатель руководит ходом разбирательства дела, а секретарь КТС ведет протокол заседания и журнал.

Определив сущность и характер спора, необходимые доказательства по делу, председатель и секретарь по согласованию с другими членами КТС решают, следует ли пригласить на заседание комиссии свидетелей и каких; назначают, если необходимо, проведение предварительных проверок; требуют от работодателя соответствующие документы и расчеты.

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организациях, за исключением споров, по которым ТК и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения (ст. 385).

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией  по трудовым спорам, если работник самостоятельно пли с участием своего представителя не урегулировал разногласие при непосредственных переговорах с работодателем.

 Компетенция КТС — это  определенная законом сфера ее  деятельности по разрешению трудовых споров. Комиссия рассматривает все споры как членов профсоюза, так и не членов профсоюза, по применению законов и иных нормативных правовых актов о труде и соглашений о труде, за исключением индивидуальных трудовых споров, подлежащих непосредственному разрешению в суде.

КТС рассматривает трудовые споры  работников, занятых в организации по трудовому договору (в т.ч. совместителей). В нее вправе обратиться работник, уволившийся из этой организации и поступивший на новое место работы, если индивидуальный трудовой спор относится к его прошлой трудовой деятельности, например если ему не в полном объеме выдали заработную плату, и по другим вопросам, отнесенным к компетенции КТС.

До обращения в комиссию работник должен принять меры к урегулированию разногласий при непосредственных переговорах с работодателем. Если разногласия не были урегулированы путем соглашения работодателя и работника (или представляющего интересы работника профессионального союза либо другого представительного органа), они могут стать предметом разбирательства КТС.

 КТС разрешает следующие  споры:

— о признании недействительными  условий, включенных в содержание трудового договора. Обязанности и права, включаемые в договор, не должны ухудшать положение работника по сравнению с законами и иными нормативными правовыми актами о труде. КТС может по заявлению работника признать (своим решением) недействительными те условия договора, которые ухудшают условия труда работника по сравнению с действующим законодательством и договорами о труде;

— об оплате труда;

— о рабочем времени и времени  отдыха;

— о правомерности изменения  работодателем существенных условий трудового договора;

— об оплате труда, о выплате премий, доплате за совмещение профессий (должностей), расширении зон обслуживания или  увеличении объема выполняемых работ, об оплате за работу в сверхурочное время и ночное время и в других случаях, предусмотренных ТК. При разрешении таких споров КТС руководствуется законодательными актами, отраслевыми соглашениями об оплате, а также действующими в организации локальными нормативными актами, коллективным и трудовым договорами;

— о выплате ежемесячных и  ежегодных надбавок за выслугу лет, которые введены для отдельных  категорий работников;

— о законности применения дисциплинарных взысканий;

— о праве на основной и дополнительный отпуска и их оплате, об установлении неполного рабочего времени и  другие споры о рабочем времени  и времени отдыха;

— о допуске к работе лиц, незаконно  отстраненных от работы (должности) с  приостановкой выплаты заработка, например в связи с появлением на работе в нетрезвом состоянии;

— о предоставлении льгот и преимуществ  работнику, когда обязанность работодателя обусловлена нормативным правовым актом, коллективным или трудовым договором;

— другие индивидуальные трудовые споры, если они возникли в связи с  применением нормативных правовых актов и соглашений о труде  и не отнесены ТК к непосредственной компетенции суда.

 КТС неподведомственны споры  по вопросам:

а) установления норм труда, норм обслуживания, должностных окладов и тарифных ставок; изменения штатов;

б) исчисления трудового стажа для  предоставления льгот и преимуществ, когда законом или нормативным правовым актом о труде установлен иной порядок их рассмотрения;

в) установления или изменения условий  оплаты труда (например, о присвоении тарифных разрядов).

Неподведомственны КТС и другие споры, разрешение которых отнесено законом к компетенции иных органов, например суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Порядок, сроки  обращения и рассмотрения споров  в КТС и сроки обжалования  их решений.

Заявление работника, поступившее  в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной  комиссией.

Комиссия по трудовым спорам обязана  рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных  дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии  работника, подавшего заявление, или  уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя  допускается лишь по его письменному  заявлению. В случае неявки работника  или его представителя на заседание  указанной комиссии рассмотрение трудового  спора откладывается. В случае вторичной  неявки работника или его представителя  без уважительных причин комиссия может  вынести решение о снятии вопроса  с рассмотрения, что не лишает работника  права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного ТК.

Комиссия по трудовым спорам имеет  право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представлять все необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем  присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который  подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Обязанность КТС разрешить спор по существу в 10-дневный срок гарантирует  быстрейшее восстановление нарушенного  трудового права. На практике заседания  КТС не устанавливаются в определенные дни недели, т.к. это может нарушить срок разрешения спора, указанный в данной статье. Эти дни определяются по мере поступления заявлений от работников.

В организации со сменным режимом  работы заседания комиссии должны назначаться  на такое время, чтобы заинтересованный работник, а также свидетели, могли присутствовать на заседании в нерабочее для него время.

 Заседание КТС проводится  публично, чтобы работник и все  желающие могли присутствовать при разрешении спора. Правило об обязательности разрешения спора в присутствии работника дает ему возможность представить дополнительные доказательства в обоснование своих требований, активно участвовать в обсуждении и исследовании доводов работодателя.

 Работник и работодатель  должны быть своевременно извещены  о времени и месте заседания  КТС, а также о переносе его  на другой день.

При неявке работника рассмотрение трудового спора откладывается до следующего заседания. При вторичной неявке работника без уважительных причин комиссия может вынести решение: о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника подать его вновь.

Комиссия по трудовым спорам имеет  право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов для проведения технических и бухгалтерских  проверок, представителей профсоюзов, избранных в организации.        

По требованию комиссии работодатель обязан представить необходимые документы и расчеты.

  ТК не закрепляет за работниками  права заявлять отвод членам  комиссии. Практика свидетельствует,  что иногда такие отводы отдельным членам комиссии заявляются.

В протоколе заседания КТС подробно освещаются процесс разбирательства спора, исследования доказательств и выводы ее членов. Закон не предусматривает специальной формы протокола, поэтому она может быть произвольной.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в  трехмесячный срок со дня, когда ей узнал или должен был узнать о нарушении своего права.  

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

 В КТС работник обращается  в срок, определенный комментируемой статьей, с письменным заявлением, где четко изложены предмет индивидуального трудового спора и доказательства, свидетельствующие о нарушении его субъективного трудового права. В процессе рассмотрения спора в комиссии работник вправе изменить или уточнить предмет спора и представить новые доказательства.

Работник может обратиться в  КТС с просьбой восстановить пропущенный срок, если он пропустил его по уважительной причине. КТС рассматривает это заявление с участием работника. Признав причину пропуска срока уважительной, она восстанавливает срок и в этом же заседании рассматривает трудовой спор по существу.

Если КТС не восстанавливает  срок, то трудовой спор снимается с  рассмотрения.

Срок исчисляется в календарных  днях, поэтому в него включены и  нерабочие дни. День возникновения  права требования в срок не засчитывается.                     

 Течение срока исковой давности  для требований, вытекающих из  трудовых отношений, начинается  со следующего дня, когда работник должен был узнать о нарушении его права.

Информация о работе Трудовые споры примерный план