Права и обязанности субъектов земельных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:05, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является рассмотрение субъектного состава земельных правоотношений.
Для достижения цели в процессе исследования решались следующие задачи:
- рассмотреть понятие, классификацию субъектов земельных правоотношений;
- рассмотреть правовой статус субъектов земельных правоотношений;
- проанализировать основные права и обязанности субъектов земельных правоотношений в РФ;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Субъекты и их правовой статус в системе земельных правоотношений……………………………………………………………………..6
1.1.Состав и правовой статус субъектов земельных правоотношений……….…6
1.2. Правовое регулирование прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений…………………………………………………………………..15
Глава 2. Основные права и обязанности субъектов земельных правоотношений………………………………………………...………………….21
2.1. Права собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных правоотношений по владению и распоряжению………….…………21
2.2. Основные обязанности субъектов земельных правоотношений в области владения, использования и охраны земель……………………………………….37
2.3. Развитие правового регулирования прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений…………………………………………….…………58
Заключение …………………………………………………………………………78
Библиографический список ………………………………………….……………82

Работа содержит 1 файл

диплом зем. право.doc

— 372.00 Кб (Скачать)

     В большинстве стран, использующих финансовые стимулы для поддержки мер по уменьшению загрязнения земель, невыполнение условий, выдвигаемых для получения займа, приводит к прекращению финансирования. Право организаций государственной финансовой системы осуществлять подобные действия ставит их, по сути, в ряды органов, ведающих лицензированием.

     В странах с развитой экономикой для  обеспечения охранного землепользования используются методы как прямого, так и косвенного действия при явном преимуществе вторых. Иначе говоря, предпочтительнее меры, которые способствуют предупреждению условий для возникновения правонарушений, чем меры наказания за эти нарушения. В качестве таких профилактических мер особо широко применяются профессиональные (специальные и предпринимательские) требования к лицам, покупающим или арендующим земельные участки. Причем эти требования, если говорить об аренде, в равной степени предъявляют и сдающий землю, и те, кто от имени государственных, общественных или кооперативных организаций участвуют в оформлении арендных сделок. Первый – потому, что заинтересован в более высоких суммах арендной платы, которые (особенно при фиксированных ставках) целиком зависят от объемов производства, инвестиций и умения арендатора продуктивно использовать передаваемую ему землю. Вторые – как облеченные таким правом, защищающим национальные или кооперативные интересы94.

     Большое значение имеют прямой контроль за использованием земель специалистами государственных или других уполномоченных на это служб и неотвратимость установленной законом ответственности. Это подтверждает опыт передовых сельскохозяйственных товаропроизводителей России и развитых капиталистических стран.

          Кроме того, чтобы более совершенно  урегулировать законодательство  в сфере установления права  собственности на землю необходимо  расширение объема прав государства  и муниципалитетов.  В качестве  факторов расширения и укрепления государственной и муниципальной собственности на землю выступает и следующее95.

     Наличие большого количества заброшенных не использующихся и использующихся не по назначению земель – около 30 млн. га.96.  Согласно новым поправкам к земельному законодательству, если сельскохозяйственные земли не используются собственником, владельцем или просто пользователем по назначению более двух лет (раньше более трех лет), они могут быть государством отчуждены, конфискованы, причем без компенсации.

     В результате анализа использования и перераспределения в стране (период 2001-2010 гг.) земель сельскохозяйственного назначения в ходе их общественного движения между различными землепользователями, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции можно сделать вывод о том, что в стране сложилась общая тенденция ухудшения состояния поземельных отношений97. Поэтому можно предложить коррекцию земельной реформы по  пути расширения государственной собственности на землю.

     Достичь этого можно путем значительного  усиления хозяйственной роли самого государства, прежде всего путем расширения и укрепления государственной собственности на средства производства. В сельском хозяйстве это возможно путем расширения и укрепления государственной собственности на землю. Сказанное говорит об острой необходимости быстрого проведения не только технологической модернизации производства и ускорения темпов роста, но и определенной социальной переориентации экономики страны.

     С 1 июля 2011 г. началась реализация глобальной земельной реформы в Российской Федерации. Цель проводимой реформы заключается в том, что граждане смогут получать в собственность и распоряжаться по своему усмотрению земельными участками, а муниципальные поселения получат право распоряжения землей и смогут получать дополнительные доходы98.

     Уже сейчас претерпели значительные изменения  законы, касающиеся оборота земель сельскохозяйственного назначения. На данный момент процедура оформления документов на земельные паи существенно  упростилась. И эта процедура  для муниципальных образований стала стоить значительно дешевле, так как органы кадастрового учета будут бесплатно предоставлять сведения, касающиеся земли (выписку из кадастра, план территории, кадастровой паспорт объектов недвижимого имущества). Также премьер министр Владимир Путин отметил, что администрация муниципальных образований также должна бесплатно предоставлять гражданам информацию и документы, которые нужны для подготовки к межеванию земельных участков. Люди не должны часами простаивать в огромных очередях и тратить время на оформление документов. Все необходимые документы должны оформляться быстро и без бюрократических препон. Также должны быть предусмотрены меры, которые ограничат участие посредников в решении земельных вопросов. Все процедуры, связанные с межеванием земель и проведением кадастровых работ, должны выполняться четко в самые кратчайшие сроки на местах, так, чтобы граждане не тратили время на дорогу99.

     Законом будут предусмотрены меры, которые  не позволят при передаче в собственность  россиянам земли сельскохозяйственного назначения, заниматься спекуляцией. Участки земли могут быть попросту изъяты у собственников, в случае если земли не будут в течение трех лет использоваться по назначению. Правительство РФ уже готовит постановление, определяющее признаки неиспользования земель для сельскохозяйственных нужд.

     Те  же земли, которые пока считаются  невостребованными, могут быть отданы в распоряжение муниципалитетов. Сами муниципальные образования смогут передавать такие земли фермерам, работающим на земле. Органы местного самоуправления уже сейчас могут отстаивать свои права на невостребованные земли в судебном порядке. Приоритетное право оформления таких участков в собственность будет предоставлено сельхозпроизводителям, то есть тем предприятиям и гражданам, которые непосредственно работают на земле. Выкуп таких земельных участков будет производиться по сниженным ценам (15% вместо прежних 20% от кадастровой стоимости), а половина расходов фермерских и крестьянских хозяйств будет оплачиваться из федерального бюджета РФ. Перед местными властями также поставлена задача –  найти резервы для финансирования оставшихся затрат.

     В будущем планируется в законодательном  порядке закрепить нормы передачи земельных участков в безвозмездное  пользование тем гражданам, которые работают или планируют работать в сельской местности. В первую очередь воспользоваться этим правом смогут работники бюджетной сферы – учителя, врачи, социальные работники и библиотекари. Возможно, безвозмездно будут выдавать земельные участки и переселенцам, тем которые хотят жить и работать на земле и производить сельскохозяйственную продукцию. 
 
 

                                             
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Предусматривая  общие для всех обладателей земли (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов) права и обязанности по использованию земельных участков, Земельный кодекс РФ формулирует соответствующие статьи таким образом, чтобы в их содержании присутствовали нормы о соблюдении экологических, строительных, санитарно-гигиенических и иных специальных требований (подп. 3 п. 1 ст. 40), чтобы использование земель любой категории осуществлялось способами, которые не должны наносить вред окружающей среде (ч. 1 ст. 42), чтобы проводились целенаправленные мероприятия по охране земель как природного объекта (ч. 4 ст. 42). В статьях, посвященных тому или иному конкретному виду хозяйственной деятельности (промышленности, транспорту, сельскому, лесному, водному хозяйству, градостроительству и т.д.), Земельный кодекс РФ устанавливает такой порядок использования земли, который предусматривал бы требования, диктуемые особенностью земли как объекта природы, нуждающегося в соблюдении экологических норм и стандартов100. Так, при использовании земель промышленности и других земель специального (несельскохозяйственного) назначения в их состав включаются охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями землепользования (ч. 1 п. 3 ст. 87). Земля в городе служит не просто территорией, а важным градообразующим фактором со многими требованиями экологического характера (зонирование с рациональной планировкой и застройкой при непременном соблюдении регламентов — п. 2 – 4 ст. 85). В отношении земель сельскохозяйственного назначения ст. 79 ЗК РФ устанавливает свои меры охраны с учетом ценности этих земель для решения проблемы продовольственной безопасности страны.

     Но, тем не менее, в РФ существует ряд  проблем по реализации прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений. Одной из главных проблем в современной России является проблема земельных правоотношений. Переход нашей страны к новому государственному строю повлек за собой серьезные изменения во всех сферах жизни общества, в том числе и в правовой. В связи с этим круто изменились как подходы к определению понятия земельных правоотношений, так и подходы к их классификации. В целом, можно сказать, что после отмены монополии государственной собственности на землю, понятие земельных правоотношений стало намного шире, а их виды – намного многообразнее. Изменились также и методы правового регулирования земельных правоотношений, так как государство отказалось от детальной регламентации деятельности хозяйствующих субъектов, предоставив им значительную самостоятельность. В результате всего этого сильно возросла динамика развития земельных правоотношений, и теория во многом не успевает за практикой101.

     На  основании вышеизложенного в представленной работе, можно сделать следующий вывод, что современное состояние законодательства, регулирующего вопросы права собственности и других вещных прав на землю, находится на неудовлетворительном уровне. Правомочия, права и обязанности собственников земельных участков в гражданском и земельном законодательстве  не всегда совпадают по содержанию, что затрудняет их применение. В ЗК РФ права и обязанности собственников и иных титульных обладателей земельных участков разграничены недостаточно четко. Пробелы и противоречивость законодательства порождает сложности на практике, рост количества земельных споров. Существуют также определенные проблемы, касающиеся ответственности за земельные правонарушения. Все это требует продолжения работы по совершенствованию земельного и гражданского законодательства в данной области.

     Сложившаяся обстановка требует внесения соответствующих  изменений и дополнений в нормативные  правовые акты. К примеру, для устранения существующих проблем могут быть предложены следующие рекомендации:

  1. в ГК РФ отсутствует указание на добросовестность как общий принцип гражданского права. Но, как следует из Концепции совершенствования общих положений Гражданского кодекса РФ (2009 г.), соответствующее положение целесообразно включить в текст ст. 1 ГК РФ. Принцип добросовестности должен распространяться на действия (поведение) участников  гражданского оборота при установлении, приобретении и осуществлении прав и обязанностей субъектов всех гражданских правоотношений, и в частности – земельных правоотношений. Принципу добросовестности должны подчиняться не только действия по  осуществлению прав и исполнению обязанностей, но и оценка содержания прав и обязанностей сторон;
  2. необходимо более четко законодательно закрепить круг субъектов земельных правоотношений;

     3) внести дополнения в нормы ЗК РФ, в которых было бы раскрыто более полное и подробное содержание субъективных прав и обязанностей по владению и распоряжению земельными участками;

     4) внести дополнения в ст. 284 и 285 ГК РФ, которые закрепят механизм изъятия у собственника земельного участка;

     5) гражданское законодательство применяется лишь в случае, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами, что в полной мере соответствует положениям Конституции РФ. Следовательно, нормы ГК РФ (в какой-то мере и некоторых других кодексов) в части, касающейся прав на земельные участки, должны быть приведены в соответствие с ЗК РФ. Например, ст.270 ГК РФ, разрешающая землепользователю с согласия собственника участка передавать земельный участок в аренду или безвозмездное пользование, отныне фактически прекратила свое действие, поскольку в ст.20 ЗК РФ содержится на то однозначный запрет;

     6) ввести государственный контроль за использование земель в РФ;

     7) государственная земельная политика должна строиться так, чтобы у каждого участка земли был не только номинальный собственник, но и ответственный владелец, который наряду с правами, должен нести и обязанности. Лишь в этом случае законодатель может реально поставить перед собственниками и другими титульными владельцами задачу хозяйского обращения с каждым участком земли.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список

1. Нормативные правовые  акты 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Российская газета. 2009. 21 января.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21 октября 1994 г.) ( ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28 сентября 2001 г.) (ред. от 12.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 25.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
  4. Водный кодекс Российской Федерации от 03 июня .2006 г. № 74-ФЗ (ред. от 21.07.2011)  // Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.
  5. Градостроительный кодекс Российской Федерации  от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 30.11.2011)  // Собрание законодательства РФ. 2005. №1 (часть 1). Ст. 16.
  6. Лесной кодекс Российской Федерации от 04 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 18.07.2011) // Собрание законодательства РФ. 2006. №50. Ст. 5278.
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря  2001 г.  № 195-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  9. О землеустройстве: Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 26. Ст. 2582.
  10. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ (принят ГД ФС РФ 26 июня 2002 г.) (ред. от 8 мая 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.
  11.   Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
  12. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
  13. О недрах: Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (ред. от 27 декабря 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823.
  14.   О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 16 июля 1998 г.  № 101-ФЗ (ред. от 19.07.2011) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 29. Ст. 3399.
  15. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: Федеральный закон от 15 апреля 1998 г от 15.04.1998 № 66-ФЗ  (ред. от 01.07.2011, с изм. от 07.12.2011)  // Собрание законодательства РФ. 1998. № 16. Ст. 1801.
  16. О мелиорации земель: Федеральный закон РФ от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ  (ред. от 30.12.2008)  // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 142
  17. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ  (ред. от 03.12.2011)  // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 219.
  18. О геодезии и картографии: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ  (ред. от 07.11.2011) //  Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 2.
  19. О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами: Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ  (ред. от 19.07.2011) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 29. Ст. 3510.
  20. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный  закон от 21 декабря 2001 г. № 178-Ф (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 4. Ст. 251.
  21. О государственном земельном кадастре: Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ // Собрание законодательства  РФ. 2000. № 2. Ст. 149.
  22. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 24. Ст. 2249.
  23. О внесении изменений в законодательные акты РФ в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом РФ: Федеральный закон от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ  // Собрание законодательства РФ. 2007. № 27. Ст. 3213.
  24. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. от 07.12.2011)  // Собрание законодательства РФ. 1999. №14. Ст. 1650.
  25. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. №12. Ст. 1024.
  26.   Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г.  №82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995, № 21. Ст. 1930.
  27. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: Федеральный закон от 23 февраля 1995 г.  № 26-ФЗ  (ред. от 18.07.2011) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 9. Ст. 713. 
  28. Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства:  Постановление Правительства РФ от 20 августа 2009 г. № 688 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 35. Ст. 4240.

Информация о работе Права и обязанности субъектов земельных правоотношений