Земельные правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрыто сложную и особенно важную проблему земельного права — земельные правоотношения, общее понятие правоотношения, показав неоднозначность его трактовок в советской и современной юридической литературе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………..
Глава 1. Понятие земельных правоотношений и виды прав на землю……………1
1.1. Понятие земельных правоотношений………………………………………………………..2
1.2. Виды земельных правоотношений …………………………………………………………………13
Глава 2. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения права собственности на землю……………………………………………………17
Глава3. Сделки как основания возникновения и прекращения, прав на землю……………………………………………………………………………………………………………..32
3.1. Правовое регулирование оборота земельных участков………………..32
3.2. Правовое регулирование купли-продажи земельного участка……..37
3.3. Аренда земельных участков…………………………………………………………..44
3.4. Обмен, дарение, наследование земельного участка. Заключение договора ипотеки земельного участка…………………………………………………………..56
3.5. Заключение договоров, предметом которых является земельный участок или право на него, на торгах……………………………………………………………..59
Заключение…………………………………………………………………………………………..65
Список использованной литературы…………………………………………………...67

Работа содержит 1 файл

Зем. право мой.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

3.1              Правовое регулирование оборота земельных участков.

Действующий Земельный кодекс РФ не содержит специального раздела об обороте или сделках с земельными участками. Однако это не означает, что земельное законодательство не регулирует этот круг отношений. В ЗК РФ содержится ряд норм, устанавливающих общие начала оборота земельных участков: устанавливаются определенные требования к оборотоспособности и соответственно обороту земель, установлены критерии изъятия из оборота и ограничения в обороте земельных участков. В качестве недвижимого имущества  земельный              участок наделен таким правовым качеством, как      оборотоспособность.  Под оборотоспособностью согласно ст.  129 ГК РФ, установившей общее  понятие оборотоспособности гражданских прав  следует понимать возможность земельного участка  свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального   правопреемства   (наследование,   реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты оборота или не ограничены в обороте. Из общего положения об оборотоспособности земельных участков исходит и ст. 260 ГК РФ, которая  устанавливает, что лица,  имеющие в собственности земельный участки  вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду  распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ) постольку, поскольку ответствующие земли на основании закона не исключены из оборота и не ограничены в обороте. Ограничение или изъятие из оборота определено Земельным кодексом как утвержденные законом условия, при которых земельные участки могут переходить в собственность установленных субъектов (граждан, иностранных граждан, иных лиц — участников оборота), а также не могут быть объектом сделок. При этом земельные участки, изъятые из оборота, в соответствии указанной статьей ГК РФ должны быть прямо указаны в законе, а земельные участки, ограниченные в обороте (ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. И в соответствии с ч. 3 указанной ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Таким образом, ограничение, изъятие из оборота, ограничение оборота, а также и допущение к обороту земельных участков должно быть урегулировано земельным законодательством, а именно Земельным кодексом РФ, иными федеральными законами. К упомянутым федеральным законам, прежде всего, следует отнести те из них, которые устанавливают особые требования к обороту иной, прочно связанной с землей недвижимости, и прежде всего природных объектов. В данном случае следует иметь в виду Лесной кодекс Российской Федерации, который устанавливает, что лесной фонд РФ находится в федеральной собственности, Водный кодекс Российской Федерации, которым определено, что большинство водных объектов находится в собственности государственной. Упомянутые нормы данных федеральных законов существенно ограничивают в обороте земельные участки, на которых расположены эти объекты недвижимости. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Следует заметить, что сейчас отношения по переходу прав на земельные участки путем заключения сделки достаточно активно регулируются законодательством субъектов РФ, и к этому нет четких правовых препятствий. Статья 129 ГК РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах, а законодательство о земле в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Однако, признавая права субъектов, не следует забывать, что ощутимые разногласия в регулировании перехода земельных участков от одного субъекта РФ к другому противоречат необходимости обеспечении единого экономического пространства и единой государственной земельной политики на территории Российской Федерации, тем более в условиях современной нестабильности земельных отношений. Существующие   пробелы  в   законодательном  регулировании  сделок земельными участками в известной степени могут быть оправданы, но российская правовая система только осваивает рынок  земельных участков   легализованный  в стране сравнительно недавно. Для адекватного регулирования данных отношений право  обязано, верно, оценивать роль рынка земельных участков в экономических отношениях, социальные и политические последствия развития этого рынка. Уяснение   ограничения   оборотоспособности    земельных участков важно, в том числе тех земельных участков, что согласно 3емельному кодексу РФ,  не изъятые из оборота, могут быть объектами сделок. Пунктом 4 ст. 27 3К РФ устанавливается закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота. Это означает, что иными нормативными актами, в том числе федеральными законами, не могут быть установлены иные виды земельных участков, изъятых из оборота, в сравнении с уже указанными настоящим Кодексом. В соответствии с ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1)              государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 настоящего Кодекса);

2)              зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

3)              зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4)              объектами организаций федеральной службы безопасности;

5)              объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

6)              объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7)              объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8)              исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации;

9)              воинскими и гражданскими захоронениями;

10)              инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1)              в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;

2)              в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

3)              занятые   находящимися  в  государственной  или   муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;

4)              занятые особо ценными объектами культурного наследия народа Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

5)  предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, обойной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;

6) не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ в границах закрытых административно-территориальных образований;

7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, номиналов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

8)              предоставленные для нужд связи;

9)              занятые объектами космической инфраструктуры;

10)              расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11)  предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

К земельным участкам, изъятым из оборота, отнесены в первую очередь государственные природные заповедники и национальные парки, как особо охраняемые природные территории, находящиеся в федеральной собственности. Согласно ст. 95 ЗК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Далее, изъятыми из оборота являются земли, на которых расположены объекты, обеспечивающие государственную безопасность и оборону, а также объекты атомной промышленности государства. В целом, поскольку размещение перечисленных объектов является основанием для изъятия соответствующих земель из оборота, следует считать, что за прекращением (ликвидацией) данных объектов в установленном порядке должно следовать снятие запрета на оборот земельных участков. «Земельные участки, изъятые из оборота, могут быть включены в оборот при соблюдении условий, установленных специальным законодательством, в зависимости от категории земель либо в зависимости от изменений в правовом режиме объекта недвижимости, расположенной на данном земельном участке. В отношении регулирования оборота земель сельскохозяйственного Назначения Земельный кодекс РФ придерживается позиции, согласно которой оборот земель данной категории должен регулироваться специальным федеральным законом. При этом п. 7 ст. 27 ЗК РФ исключение сделано для земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных гражданам для указанных в пункте целей и не изъятых из оборота.

3.2. Правовое регулирование купли-продажи земельного участка

Земельным  кодексом  урегулированы  особенности  купли-продажи  земельных участков как особого объекта правовых отношений и особого объекта недвижимости. Положения о купле-продаже земельных участков   основаны на принципах и нормах Земельного кодекса РФ, а также на общих положениях о купле-продаже, установленных частью второй ГК РФ. По договору купли-продажи (в соответствии ст.  454 ГК РФ) одна сторона (продавец) обязуется    передать   земельный   участок   в   собственность  другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять земельный участок и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Это составляет основное содержание данного договора. На земельные отношения распространяются и статьи параграфа 7 «Продажа недвижимости» главы 30 ГК. В соответствии со ст. 549 по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя в том числе и земельный участок. Часть 3 ст. 129 ГК делает оговорку о том, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Для собственников земельных участков или тех, кто собирается их приобрести, это означает, что при решении правовых вопросов следует обращаться к земельному законодательству, чтобы уяснить особенности сделки. Правда, современное законодательство о земле пока достаточно скупо регулирует именно сделки купли-продажи. Но определенные акты, позволяющие заключать договоры, уже приняты. В частности, разработан порядок купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков, типовой договор купли-продажи (купчая) земельного участка. Согласно требованиям, специально оговоренным Земельным кодексом РФ, являются недействительными следующие условия договора купли-продажи земельного участка:

•              устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию;

•              ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей;

•              ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами.

Указанные требования применяются также к договору мены.

Важным положением гражданского и земельного законодательства является требование о том, что при заключении договора о продаже земельного участка должны быть точно указаны данные, позволяющие определить размер земельного участка, его местонахождение, перечень угодий, входящих в состав земель. Порядок  купли-продажи   гражданами  Российской   Федерации земельных участков Утвержден Постановлением Совета Министров РФ от 30 мая 1993 года №503 // САПП РФ. 1993. №23. Ст. 2114. Типовой договор купли-продажи (купчей) земельного участка. Утвержден Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 2 июня 1993 г. Земельным кодексом устанавливается специальное требование о том, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Для точного определения всех параметров земельного участка к договору купли-продажи прилагается план земельного участка. Все необходимые данные также указываются в договоре. При отсутствии плана участка он изготовляется за счет средств продавца или покупателя по соглашению между ними. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования. Если эти данные будут в договоре отсутствовать, договор будет считаться незаключенным и сделка недействительной в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков.  При совершении сделки купли-продажи продавец или покупатель не вправе по своему усмотрению изменить целевое назначение земельного участка, а также такие условия его использования, как право прохода (проезда) по участку, технического обслуживания или ремонта зданий и др. Кадастровый учет земельного участка осуществляется на основании ст. 69 настоящего Кодекса и в соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре». В соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежит переход права собственности на земельный участок по договору купли-продажи. О форме договора продажи земельного участка законодательство высказывается однозначно: договор заключается в письменной форме, а несоблюдение этой формы договора влечет за собой его недействительность (ст. 550  ГК РФ).   Мы уже говорили о том, что была разработана и принята типовая форма договора купли-продажи земельного участка, которой должны придерживаться участники сделки. Одним   из  последствий  несоблюдения  покупателем  установленной формы договора может являться то, что он не вправе рассчитывать на получение свидетельства о праве собственности на землю, без которого ни доказать, ни защитить свои права на землю он не сможет. Срок передачи земельного участка продавцом покупателю определяется договором. Если срок договором не установлен, обязательства по передаче участка должны быть выполнены в разумный срок, в соответствии со ст. 314 ГК РФ, величина срока определяется с учетом всех обстоятельств исполнения обязательств. Одним из важных условий заключения договора купли-продажи земельного участка является цена договора, цена участка. При отсутствии условия о цене участка договор считается незаключенным (ст. 555 ГК РФ). Цена участка определяется по соглашению сторон. При заключении сделок с местной администрацией о покупке земли, а иногда и сделок между частными лицами нередко стороны руководствуются нормативной ценой земли. Покупатель обязан оплатить земельный участок непосредственно до или после передачи земельного участка, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Если договором не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить цену земельного участка полностью. Если покупатель своевременно не оплачивает переданный земельный участок, продавец вправе потребовать его оплаты и уплаты процентов в соответствии с гражданским законодательством (ст. 486 ГК РФ). Существенное внимание уделяет законодательство условиям передачи товара (земельного участка).   При   этом   устанавливается   ряд   обязательств, как для покупателя, так и для продавца. Из смысла законодательства вытекает, что продавец обязан передать земельный участок в надлежащем состоянии (надлежащего «качества»), пригодном для цели его использования. Например, крестьянскому хозяйству в целях сельскохозяйственного использования нельзя продать зараженный земельный участок, с нарушенным почвенным слоем, если он не поддается восстановлению и приведению в пригодное для сельского хозяйства состояние. Продавец обязан предупредить покупателя обо всех недостатках земельного участка до заключения договора.  Если он этого не сделал, а покупатель обнаружил недостатки, не позволяющие использовать земельный участок по назначению, он вправе требовать уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков или возмещения собственных затрат на устранение недостатков (ст. 475 ГК РФ). Если недостатки оказываются существенными и неустранимыми, покупатель вправе потребовать возврата уплаченной суммы и отказаться от земельного участка или потребовать другой земельный участок.  Подобного рода требования покупатель может предъявить в случае, если недостатки были обнаружены в разумный срок (ст. 477 ГК), в пределах двух лет со дня передачи земельного участка либо в пределах более длительного срока,  если это установлено законом или договором купли-продажи необходимо отметить, что земельным законодательством данные срок пока не оговариваются,  поэтому остается условие, установленное или договором. По правилу, установленному земельным законодательством, купля - продажа земельных участков возможна при отсутствии споров по поводу участка и иных, установленных законодательно причин, препятствующих заключению сделки. Законодательством устанавливается, что продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором, а также, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, одновременно передать покупателю принадлежности товара и относящиеся к нему документы (ст. 456 ГК РФ). Принадлежность — это вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи, связанная с ней общим назначением, и в соответствии со ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Земельное законодательство не останавливается подробно на том, что при передаче земельного участка может являться его принадлежностью. Кроме того, в еще более сложном случае, при продаже недвижимости (здания) вместе с земельным участком, не всегда легко, даже для специалиста, определить, где же здесь главная вещь, а где ее принадлежность. А решить этот вопрос важно при заключении договора. В какой-то мере разграничивают эти две проблемы ст. 552 и 553 ГК РФ. По договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости (ст. 552) покупателю одновременно с передачей права собственности на недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. То есть в этом случае данная часть (которая может и не составлять весь земельный участок) выступает как принадлежность главной вещи — здания. Когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности либо предоставляется право аренды или предусмотренное договором продажи недвижимости иное право на соответствующую часть земельного участка. Если договором не определено передаваемое покупателю недвижимости право на соответствующий земельный участок, к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Другими словами, если дом продает собственник земельного участка, то право на участок под домом и предназначенный для его использования определяется договором купли-продажи и по договору он может остаться в собственности продавца дома. Если же договором не определяйся, на основании какого права продавец дома передает соответствующий земельный участок, то по закону будет считаться, что он перешел Покупателю, как и здание, на праве собственности. Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.   Наиболее   распространенные  случаи  такой  сделки — это продажа дома или гаража, расположенных на арендуемых продавцом земельных участках.  При этом покупателю переходит право аренды части земельного участка. В случае если земельный участок, на котором находится принадлежащая продавцу недвижимость, продается без передачи в собственность покупателя этой недвижимости, за продавцом сохраняется право пользования частью земельного участка, занятой недвижимостью и необходимой для ее использования, на условиях, предусмотренных договором купли-продажи (ст. 553 ГК РФ).

3.3. Аренда земельных участков

Арендные отношения возникают из договора между арендатором и арендодателем. Поскольку отношения по поводу аренды земельного имущества подчиняются общим требованиям, которые предъявляет гражданское законодательство к арендным отношениям, то и основу законодательного регулирования наряду с земельным законодательством составляет Гражданский кодекс РФ — разделы, регулирующие те или иные вопросы обязательственных отношений. Особенности аренды земельных участков регулируются и действующим земельным законодательством. Как установлено ЗК РФ, земельные участки, за исключением  указанных  в  п.  4  ст. 27  могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Гражданский кодекс определяет объект аренды, понятие арендодателя, устанавливает форму договора аренды, общие требования к срокам его заключения, основные условия его выполнения. Все эти вопросы мы рассмотрим последовательно в преломлении к особенностям правового регулирования аренды земельных участков. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ). Таким образом, арендатору переходит право владения и пользования (или только пользования). Арендатор, получив землю в аренду, владеет ею и пользуется, т. е. извлекает из нее полезные свойства, и приобретает по закону и в соответствии с договором право собственности на плоды, продукцию и доходы, полученные им в результате использования земли. За собственником же остается право распорядиться земельным участком, но с условием соблюдения законодательных и договорных требований, предъявляемых к арендодателю. Право   предоставления   земельного   участка  в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, правомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. При предоставлении земли в аренду в качестве арендодателя договор подписывает или собственник, или лицо, им управомоченное, или лицо, собственником не являющееся, но управомоченное законом сдавать землю в аренду.  Это главы раздела III ГК РФ 21-29, а также § 1 и некоторые положения § 4 главы 34 «Аренда», раздела IV «Отдельные виды обязательств». От имени юридического лица в отношения по поводу аренды (данное правило распространяется и на арендатора) вступает его орган правления, управомоченный принимать решения по поводу распоряжения землей. В зависимости от вида юридического лица вполне возможен и даже целесообразен такой вариант, когда решение о сдаче в аренду земли принимает общее собрание участников (или их представителей), а в качестве стороны в договоре аренды от имени юридического лица и по решению общего собрания выступает доверенное лицо — председатель или иной руководитель исполнительного органа Юридического лица. Но поскольку земля может находиться также в государственной или муниципальной собственности, то в качестве арендодателя нередко выступают государственные и муниципальные органы. Эти органы не входят в разряд собственников земли, а управомочены законом сдавать в аренду земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Арендатором, как и арендодателем, может быть любое юридическое (В том числе иностранное или с иностранным участием) или физическое лицо (в том числе иностранцы и лица без гражданства), обладающее земельной правоспособностью. Земельное и гражданское законодательство предоставляет право сдачи имущества в аренду российским и иностранным физическим и юридическим лицам. В то же время настоящей статьей подчеркивается положение, что иностранным субъектам земельные участки предоставляются в аренду. Чтобы стать объектом аренды, земельный участок должен быть определен точно так же, как и в других случаях,  когда земельный участок выступает в качестве недвижимого имущества в гражданско-правовых отношениях. То есть он должен быть отграничен в натуре и его границы должны быть отражены на плане, который хранится в органах местной государственной администрации. Целевое назначение земель предполагает, что при предоставлении их в аренду оно не изменяется и что арендатор, как и собственник, должен соблюдать установленный законом особый режим использования этих земель (это касается прежде всего земель сельскохозяйственного назначения, лесов, вод, земель рекреационного и оздоровительного назначения, земель санитарных и водоохранных зон). Земельные участки не всегда могут быть предметом договора аренды: в соответствии со ст. 666 ГК они не могут выступать в таком качестве в Договоре финансовой аренды (лизинга). Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков (ст. 607 ГК РФ). К этим особенностям обращается земельное законодательство. К ним относятся особые условия предоставления  аренду и использования арендуемых земель различных категорий; особенности аренды земельных долей и др. В гражданском же законодательстве кроме аренды собственно земельного участка земельный участок попадает в поле зрения правового регулирования арендных отношений при аренде недвижимости. Права на земельный участок при аренде находящегося на нем здания или сооружения регулируются ст. 652 ГК РФ. На основании этой статьи арендатору переходит право на часть земельного участка, на котором находится арендуемая недвижимость, и та его часть, которая необходим, для обеспечения использования недвижимости. Участок земли переходит арендатору на праве аренды или ином, предусмотренном договором аренды праве, если земля находится в собственности арендодатели или в пользовании (но не в аренде). И участок переходит арендатору на праве пользования, если в договоре не определено право, на основании которого он передается арендатору. Аренда здания или сооружения, находящегося на земельном участке, не принадлежащем арендодателю на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям его использования, установленным законом или договором с собственником земельного участка. Договор аренды земельного участка заключается в письменной форме.  Кроме того,  он должен подвергнуться     государственной     регистрации (ч.2 ст. 609 ГК РФ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. утверждена форма договора аренды земель сельскохозяйственного назначения. 20 мая 1992 г. Комитетом РФ по земельной реформе и земельным ресурсам (ныне — Комитет Российской Федерации по земельной политике) был утвержден Порядок выдачи и регистрации договоров аренды земель сельскохозяйственного назначения, договоров временного пользования землей сельскохозяйственного назначения. Данные нормативные акты имели в виду предоставление в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности. При аренде земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан, эта форма договора может быть использована в качестве основы. После того как законодательством было предоставлено право сдавать в аренду земельные доли, была принята и форма договора предоставления в аренду земельной доли. Государственная регистрация договора аренды земельного участка производится на основании ст. 131 ГК РФ «Государственная регистрация недвижимости», а также ст. 164 ГК РФ «Государственная регистрация сделок». В соответствии со ст. 164 сделки с землей (а предоставление земли в аренду является сделкой) подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, предусмотренных ст. 131 ГК и законом о регистрации прав на недвижимость и сделок с ним. Данным законом является Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Обратим внимание на то, что при регулировании государственной регистрации аренды Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 26) вступает в противоречие с положениями о государственной регистрации договора аренды по Гражданскому кодексу РФ. Напомним, что упомянутый Федеральный закон устанавливает там же примерный договор аренды земельной доли, в том числе и при множественности лиц, выступающих на стороне арендодателя, был разработан и принят Роскомземом 16 мая 1996 г. и необходимость регистрации права аренды, тогда как ГК РФ требует регистрации арендной сделки. В данном случае нормы ГК РФ имеют существующую силу и подлежат применению. При толковании норм следует исходить из того, что государственной регистрации подлежат вещные права на недвижимость — право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные вещные права, и не подлежат самостоятельной регистрации права сторон по сделке. В соответствии с ГК РФ арендные отношения — это отношения обязательственные, вне зависимости от объекта аренды. Более того, ГК РФ, регулируя отношения аренды, равно как и иные отношения, урегулированные разделом III, говорит об обязательственных отношениях либо об обязательстве, но не об обязательственных правах. Гражданский кодекс РФ не устанавливает регистрации права аренды, но установил обязанность регистрации договора аренды (см., например, ст. 651 ГК), т. е. регистрации сделки с недвижимостью, в соответствии со  ст. 131 и 164 ГК РФ. Таким образом, ст. 26 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», установив регистрацию права аренды, вошла в противоречие с упомянутыми положениями Гражданского кодекса. На основании ч.2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу, что означает недопустимость противоречия иных законов, в том числе и федеральных, Гражданскому кодексу. Частью 5 той же статьи установлено, что в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон. Обязанность соответствия закона о регистрации дополнительно подтверждается ч. 6 ст. 131 ГК, которая гласит, что порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с настоящим Кодексом. Как правило, договор аренды земельного участка заключается на определенный срок.  С его истечением  прекращаются  и  обязательства  по договору — земельный участок возвращается во владение и пользование собственника, а арендатор перестает владеть и пользоваться им. Другой вариант — договор перезаключается с тем же арендатором. Однако арендные отношения могут закончиться и досрочно (о прекращении договора аренды  ст. 46 настоящего Кодекса и комментарий к ней). Общее условие состоит в том, что договор аренды заключается на срок, определенный договором (ст. 610 ГК РФ). То есть срок устанавливают стороны, заключающие договор. Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. Относительно сроков аренды земельных участков земельное законодательство пока не определилось. Практически же существуют краткосрочные (до 3 лет) и долгосрочные (до 25—50 лет) сроки аренды. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных п. 1ст. 35, п. 1 ст. 36 и ст. 46 ЗК РФ. Земельный кодекс РФ предоставляет арендатору за изъятием некоторых случаев, те же права по    использованию    земельного    участка,    что и собственнику (ст. 40 ЗК РФ). Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется. Арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные ЗК РФ. При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 36 ЗК РФ. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в п. 4 и 5 ст. 36, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором. В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельны6 участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия. Граждане, использующие земельные участки на праве аренды, имею право на компенсацию затрат, вложенных в целях повышения плодородия почв (улучшение земельного участка), при добровольном отказе от «цельного участка и на возмещение убытков в случае выкупа у собственника этого участка для государственных или муниципальных нужд.

Информация о работе Земельные правоотношения