Эстетика детективного (шпионского) романа в литературе первой половины XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности эстетики детективного жанра как явления массовой литературы XX века.

Задачи исследования:
•проследить историю становления детективного жанра
•выявить жанровые особенности детектива
•выявить составляющие эстетики детективной литературы
•проанализировать произведения на шпионскую тему А.И. Куприна, А.К. Толстого, Я.Л. Ловича, А. Несмелова, рассмотреть своеобразие их эстетики в восприятии читателя

Содержание

Введение


1 История возникновения детектива


2 Жанровые особенности детектива


3 Эстетика детектива


4 Шпионский детектив как подвид классического


4.1 «Штабс-капитан Рыбников» А.И. Куприна сквозь призму детектива


4.2 «Прекрасная дама» А.К. Толстого


4.3 «Женщина из контрразведки» Я.Л. Ловича
4.4 Шпионская тема в творчестве А. Несмелова


Заключение


Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 120.79 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Амурский  государственный университет

(ГОУ ВПО  «АмГУ»)

Факультет Филологический

Специальность 031001 - Филология

Кафедра литературы и мировой художественной культуры

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

на тему:  Эстетика детективного (шпионского) романа в литературе первой половины XX века

по дисциплине «Спецсеминар по литературе»

 

Исполнитель

студент группы 797                     _________________    М.А. Лавриченко

Руководитель

доктор филологических наук     ________________      А.А. Забияко

Нормоконтроль

ассистент                                    _________________    К.А. Крыжанская



 

Благовещенск 2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа  содержит 54 с., 34 источника

 

Гипердетерминированность  мира детектива, детектив, пинкертоновщина, формульная литература, эскапизм, эстетика, шпионская история.

 

Тот пласт литературы, который мы будем называть детективной  литературой первой половины XX века, был практически исключен из истории литературы XX в. по разным причинам, хотя очевидно, что изучение этого феномена дает ключи к пониманию как важных закономерностей развития отечественной литературы и индивидуальных творческих судеб, так и генезиса массовой литературы XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1  История возникновения детектива                   

2  Жанровые  особенности детектива

3  Эстетика детектива

4  Шпионский детектив как  подвид классического

    4.1 «Штабс-капитан Рыбников»  А.И. Куприна сквозь призму  детектива                                                                                                                                                                                              

    4.2 «Прекрасная дама»  А.К. Толстого

    4.3 «Женщина из контрразведки»  Я.Л. Ловича

    4.4 Шпионская тема  в творчестве А. Несмелова                                 

Заключение

Библиографический список





5

11

13

15

22

 

23

29

36

40

51

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Объектом  исследования данной работы стали произведения А. Толстого «Прекрасная дама», Я. Ловича «Женщина из контрразведки», А. И. Куприна «Штабс-капитан Рыбников», А. И. Несмелова «Золотой зуб», «Встреча на мосту», «Контрразведчик».

Предметом настоящего исследования является эстетика детективной, шпионской истории, её неповторимое своеобразие и трактовка в восприятии массового читателя первой половины XX века.

Детектив вообще и шпионская история в частности  долгое время считались в нашей стране околожанровой, низшей формой существования литературы. И, несмотря на популярность, исследователи обходили эту разновидность литературы стороной, либо трактовали её узко и однобоко, как делали это советские литературоведы. Поэтому в истории русского детектива, в его генеалогии, поэтике, структурном построении, творческой лаборатории творцов очень много белых пятен, неизученного, недоказанного. Этим и определяется актуальность данной работы. В настоящее время ведётся активная работа по заполнению пустующей ниши всестороннего исследования современного детектива и его разновидностей, но его истоки периода рубежа веков и первой половины XX века изучены ещё в недостаточной степени.

Цель  исследования: выявить особенности эстетики детективного жанра как явления массовой литературы XX века.

Задачи  исследования:

    • проследить историю становления детективного жанра
    • выявить жанровые особенности детектива
    • выявить составляющие эстетики детективной литературы
    • проанализировать произведения на шпионскую тему А.И. Куприна, А.К. Толстого, Я.Л. Ловича, А. Несмелова, рассмотреть своеобразие их эстетики в восприятии читателя

Среди исследователей нет единого мнения о том, какое  именно произведение стало первым образцом русской детективной литературы и, соответственно, нет точной даты возникновения этого жанра. Тем  не менее очевидным является тот  факт, что широкое распространение  детективная история могла получить лишь после судебной реформы 1866 года, после которой судопроизводство стало открытей, демократичней и привлекло внимание читающей публики к уголовной тематике. Способствовали этому, несомненно, и социальные условия жизни того времени. Преступления были, конечно, везде и всегда, но лишь после отмены крепостного права, в условиях выхода России на капиталистические рельсы развития, когда рушились традиционные сословные и семейные связи, когда резко возросла поляризация общества, стало резко расти число преступлений. Редкая газета, журнал обходились без судебных репортажей, очерков1.

Как правило, именно в период общественных потрясений размываются  границы между жанрами, усиливается  их взаимопроникновение и предпринимаются  попытки реформировать старые жанры  и создавать новые, чтобы придать  свежее дыхание культуре в целом. В статье «Литературный факт»  Ю. Тынянов писал: «В эпоху разложения какого-нибудь жанра он из центра перемещается в периферию, а на его место  из мелочей литературы, из её задворков  и низин вплывает в центр новое  явление»2. В этих условиях стал рождаться новый для отечественной литературы уголовный роман. Конечно, предпосылки для его возникновения появились многим раньше, исследователи находят их ещё в древних литературных источниках, о чём речь пойдёт позже. И мало кто из российских писателей не затронул в своём творчестве тему преступности. Не говоря уже о Ф. Достоевском, среди отдавших дань уголовной (или полууголовной) литературе мы можем назвать имена Л. Толстого, И. Бунина, Л. Андреева, Н. Лескова, Д. Мамина-Сибиряка. Достаточно вспомнить «Шведскую спичку» А. Чехова, динамичные очерки В. Гиляровского, яркие публикации В. Короленко против судебных ошибок и т. д. Но использование темы преступления само по себе ещё не является признаком появления детективного жанра. Его возникновение приходится на последнюю четверть XIX века, а становление специфических, присущих только детективу жанровых особенностей происходит в 1920-х годах. Таким образом, детектив – порождение Серебряного века.

Серебряный век  многие исследователи считают ареной столкновений, политических и эстетических непримиримостей, трансформации образных языков различных эпох, своеобразным «посредником» между «классической» и «неклассической» эпохами. Смешение норм и стилей, ценностей и критериев  оценок, типов творчества, взаимоисключающих  мировоззренческих принципов свидетельствовало  о некоторой смысловой неопределённости Серебряного века. Начало XX века характеризовалось стремлением человека адаптироваться в резко меняющемся социокультурном пространстве. В стремлении писателей максимально сблизиться с «массами», в их апелляции к вкусам массового читателя и готовности им соответствовать отразилось своеобразие социокультурной атмосферы России начала XX века3.

В то же время в  начале XX резко изменилась и увеличилась читательская аудитория, появился особый тип массового читателя, для которого эксперименты футуристов, символистов, прозы русского модернизма были чужды и непонятны. Зато большой популярностью пользовались «Приключения петербургского Макарки Душегуба» (1901), «Ванька Каин, знаменитый московский сыщик» (1900) и другие книги, представляющие традиции анонимной лубочной литературы4.

Новая ветвь отечественной  литературы стала откликом общества на поток западной литературы, хлынувшей  на российский рынок едва ли не после выхода первых рассказов Э. По, основоположника детективного рассказа. Выпуски о приключениях Шерлока Холмса, Ната Пинкертона, Ника Картера и других стоили баснословно дёшево и были доступны всем. Увлечение массовой читательской аудитории авантюрными романами о знаменитых сыщиках стало многими восприниматься как свидетельство социальной болезни, получившей название «пинкертоновщина».

Пинкертоновщина – детективно-приключенческая литература первых десятилетий XX века, отрицательно оценённая критикой, но крайне популярная среди читателей. Названа по имени главного героя – сыщика Ната Пинкертона. Основные черты: антипсихологизм и действенность, фабульная напряжённость и сенсационно-уголовная тематика5.

Неотъемлемой чертой такой литературы является эскапизм, уход от реальности в другой, более  комфортный, мир, где побеждает добро, ум и сила. «Большой энциклопедический словарь» (2008) определяет эскапизм как стремление уйти от действительности, общепринятых стандартов и норм общественной жизни. Стремление к эскапизму обостряется именно в переходные эпохи. И детективная литература как нельзя лучше удовлетворяет эту потребность.

Л. Гинзбург в книге  «Агентство Пинкертона» 1932 года пишет: «Сыщицкая литература колоссально разрослась, подчиняя себе целиком творчество отдельных писателей». В связи с массовостью этого жанра принципиально важным оказывается понятие «формулы», которое ввёл в научную парадигму Дж. Кавелти. Американский исследователь рассматривал «литературные формулы» как «структуру повествовательных или драматических конвенций, используемых в очень большом числе произведений»6. Литературные образцы фиксируют наиболее эффективные или по каким-то причинам наиболее приемлемые способы снятия напряжений, характерные для данной социокультурной ситуации. Функциональное значение литературных формул заключается в выработке согласованных определений действительности, а значит – и в достижении социокультурной стабильности7. Это представляется весьма актуальным в переходную эпоху, наполненную революциями и войнами.

Несмотря на принадлежность к формульной литературе, детектив отнюдь не лишён определённой эстетики. Но на протяжении всей своей истории он сохраняет верность некоему жесткому своду правил, канону. «Перед автором детектива стоит вечная задача – быть оригинальным в рамках канона», – пишет Г. Анджапаридзе8. Этот жанр является замкнутой структурой, где сюжет не допускает смысловых колебаний и разгадка является единственно возможной. Именно из-за своего нормативного характера эстетика детективного жанра так часто выливается в своды правил (Ван Дайн С. С. «Двадцать правил для писания детективных рассказов», Нокс Р. «Десять заповедей детективного романа»)9. Тем не менее мы считаем, что в своей основе эстетика детектива родственна эстетике романтизма, о чём речь пойдёт позже. Здесь же дадим определение понятию «эстетика».

Эстетика – учение о прекрасном, а в более общем понимании – об эстетически важном и его действительности (которую следует понимать не как нечто грубо вещественное, а как «эстетическую видимость»), его законах и нормах (живая форма, чувственная полнота содержания, гармоническое членение, значительное, по крайней мере облагороженное содержание и т. д.), его формах и типах (наряду с прекрасным – возвышенное, грациозное, трагическое, комическое, характерное, идиллическое и т. д.), его отношении к природе и искусству, его происхождении и роли в художественном творчестве и наслаждении10.

Т. е. эстетика –  система взглядов на искусство и  творчество, а также красота и  художественная сущность самого произведения искусства.

При работе нам также  понадобятся понятия «детектив» и «шпионская история».

Детектив – художественное произведение, в основе сюжета которого лежит конфликт между добром и злом, реализованный в раскрытии преступления. В детективе обязательно присутствует загадка и преступление, но в этом жанре все таинственное носит объективный, «реальный» характер11.

Шпионская история – разновидность детектива, зиждется на повествовании о деятельности лазутчиков, шпионов и диверсантов как в военное, так и в мирное время на «невидимом фронте». По стилистическим граням весьма близка к политическим и конспирологическим детективам. Основное отличие от политического детектива состоит в том, что в политическом детективе сверхважную позицию занимает политическая база расследуемого преступления и антагонистические конфликты, в шпионском же внимание сосредотачивается на шпионской работе (слежка, диверсия и т. д.)12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕТЕКТИВА

История детектива  имеет глубокие корни: детективные  сюжеты и элементы встречаются уже  в литературных источниках древности. Детективная история возникла как  следствие попыток человеческого  сознания осмыслить причины совершения преступлений. В этом качестве она  присутствует во многих произведениях  как часть окружающей действительности, в которой борьба добра и зла  идёт непрерывно, и где зачастую нарушаются нормы общественной жизни. Однако отношение к преступлению менялось с течением времени. В Средние  Века и вплоть до XVIII в. преступность относили по большей части к религиозно-моральной  картине мира, нарушение закона считалось  преступлением против Бога, а литература тех времён предупреждала человека об искушениях и грехопадении на каждом шагу. Начиная с XIX в. криминальная литература меняется коренным образом, что и  нашло своё отражение в появлении  классического детектива. Это было обусловлено возникновением нового подхода к пониманию проблемы преступности: читателя стали больше интересовать не примеры грехопадения, справедливой кары и покаяния, а  сама форма преступления, непосредственный процесс раскрытия того или иного  хитросплетения, загадки13.

Информация о работе Эстетика детективного (шпионского) романа в литературе первой половины XX века