Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:30, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности эстетики детективного жанра как явления массовой литературы XX века.
Задачи исследования:
•проследить историю становления детективного жанра
•выявить жанровые особенности детектива
•выявить составляющие эстетики детективной литературы
•проанализировать произведения на шпионскую тему А.И. Куприна, А.К. Толстого, Я.Л. Ловича, А. Несмелова, рассмотреть своеобразие их эстетики в восприятии читателя
Введение
1 История возникновения детектива
2 Жанровые особенности детектива
3 Эстетика детектива
4 Шпионский детектив как подвид классического
4.1 «Штабс-капитан Рыбников» А.И. Куприна сквозь призму детектива
4.2 «Прекрасная дама» А.К. Толстого
4.3 «Женщина из контрразведки» Я.Л. Ловича
4.4 Шпионская тема в творчестве А. Несмелова
Заключение
Библиографический список
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подведя итог,
мы можем заключить, что жанр детектива
имеет свою специфическую эстетику,
которая имеет генетическую связь
с эстетикой романтизма. Основным
отличительным принципом
На примере рассмотренных нами произведений можно сделать вывод, что основная задача автора детектива состоит в том, чтобы обеспечить читателям по отношению к своим героям и идентификацию, и дистанцирование, несмотря на повторы и узнаваемость каждый раз находить новые вариации сюжета, удерживать равновесие между страхом и удовольствием, побегом от реальности и точным ее изображением, утопией и повседневностью.
Также большую роль в детективной
литературе играет внелитературный
контекст, который определяет актуальность
содержания, так как его структура
и воздействие в большей
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Разин В.М. В лабиринтах детектива. Очерки истории советской и российской детективной литературы ХХ века. 2000. С. 4.
2 Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 258.
3 Черняк М.А. Массовая литература XX века. Флинта: Наука, 2007. С. 61.
4 Гурвич И.А. Беллетристика в русской литературе XIX века. М.,1991. С. 163.
5 Калецкий П. Пинкертоновщина // Литературная энциклопедия. Т. 8. М., Сов. энциклопедия, 1934. С. 647.
6 Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 41.
7 Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный институт. Статьи по социологии литературы. М., Новое литературное обозрение, 1994. С. 212.
8 Кестхейи Т. Анатомия детектива. Следствие по делу о детективе. Будапешт, Корвина, 1989. С. 5.
9 Как сделать детектив. М.: Радуга, 1990. С. 67, 104.
10 Большой энциклопедический словарь. М., Астрель, 2008. С. 1114.
11 Большой энциклопедический словарь. М., Астрель, 2008. С. 296.
12 Там же. С. 856.
13 Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив. Опыт изучения одного из жанров буржуазной массовой культуры. Л.: Искусство, 1975. С. 6.
14 Белозёрова И.В. Жанр детектива как отражение национальной ментальности // Вестник ТГУ. 2006. № 2 (42). С. 316 – 317.
15Наркевич А.Ю. Детективная литература // Краткая литературная энциклопедия: Т.2. М.: Сов. энциклопедия, 1964. С. 606.
16 Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт. Л.: Художественная литература, 1984. С. 202.
17 Вольский Н.Н. Легкое чтение. Работы по теории и истории детективного жанра. Новосибирск, 2006. С. 5-12.
18 Анцыферова О.Ю. Детективный жанр и романтическая художественная система // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX - XX веков. Иваново, 1994. С. 26.
19 Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт. Л., 1984. С. 208.
20 Кестхейи Т. Анатомия детектива. Следствие по делу о детективе. Будапешт, Корвина, 1989. С. 27.
21 Там же. С. 30.
22 Ванслов В. Эстетика романтизма. М., 1966. С. 92.
23 Кестхейи Т. Анатомия детектива. Следствие по делу о детективе. Будапешт, Корвина, 1989. С. 15.
24 Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990. С. 162.
25 Кестхейи Т. Анатомия детектива. Следствие по делу о детективе. Будапешт, Корвина, 1989. С. 29.
26 Там же. С. 46.
27 Карр Дж. Лекция о запертой комнате // Как сделать детектив. М.: Радуга, 1990. С. 92.
28 Интервью с Аленом Роб-Грийе // Как сделать детектив. М.: Радуга, 1990. С. 273.
29 Кестхейи Т. Анатомия детектива. Следствие по делу о детективе. Будапешт, Корвина, 1989. С. 40.
30 Там же. С. 53.
31 Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1989. С. 154.
32 Гинзбург Л. Агенство Пинкертона. М., 1932. С. 34.
33 Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М., 1982. С. 21.
34 Разин В.М. В лабиринтах детектива. Ч. 2. Советский детектив. 2000. С. 14.Владимир МихайловРазин
35 Берковский Н.Я. Мир, создаваемый литературой. М. 1989. С. 116-118.
36 Куприна-Иорданская М.К. Годы молодости. М. : Худ. лит., 1966. – С. 157.
37 Чуковский К.И.. Собрание сочинений. Т.5. Современники. Портреты и этюды. М., Терра-Книжный клуб, 2001. С. 220.
38 Куприн А.И. Избранные сочинения. М., Худ. литература, 1985. С. 3.
39 Ташлыков С. «Штабс-капитан Рыбников» А.И.Куприна (к проблеме жанра) // Жанры русской литературы: Сб. науч. тр. Иркутск, 1991. С. 129.
40 Волков А.А. Творчество А.И.Куприна. М.: Худож. лит., 1981. С. 177-178.
41 А.И.Куприн. Избранные сочинения. М., Художественная литература, 1985. С. 7.
42 Там же. С. 8.
43 Крутикова Л.В. Реалистическая проза 1910-х годов. Рассказ и повесть // Судьбы русского реализма начала ХХ века. Л., 1972. С. 199.
44 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977. С. 286.
45 Келдыш В.А. Русский реализм ХХ века. М., 1975. С. 96.
46 Разин В.М. В лабиринтах детектива. Очерки истории советской и российской детективной литературы ХХ века. 2000. С. 5.
47 Варламов А.Н. Алексей Толстой. М., Молодая гвардия, 2008. С. 32.
48 Толстой А.К. Похождения Невзорова, или Ибикус. М.: Советская Россия, 1989. С. 79. В дальнейшем ссылки на это издание приводятся в тексте в круглых скобках.
49 Лович Я. Женщина из контрразведки // «Рубеж», 1930. С. 1. В дальнейшем ссылки на это издание приводятся в тексте в круглых скобках.
50 Е.В. Витковский // Арсений Несмелов. Без Москвы, без России. М., 1990. С. 4 – 7.
51 Фаликов И. Восточная ветвь // Арсений Несмелов. Собрание сочинений в 2 т. – Владивосток: Альманах “Рубеж”, 2006.
52 Арсений Несмелов. Собрание сочинений в 2 т. Т. 2. Владивосток, Альманах «Рубеж», 2006. С. 177. В дальнейшем ссылки на это издание приводятся в тексте в круглых скобках.
Информация о работе Эстетика детективного (шпионского) романа в литературе первой половины XX века