Лекция по "Логистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 17:10, курс лекций

Описание работы

1. Понятие логистики. История появления и развития логистики а нашей стране и за рубежом.

2. Сущность логистики и ее значение для организации предпринимательской деятельности

Работа содержит 1 файл

logistika.doc

— 415.50 Кб (Скачать)

- дешевая  система транспорта

- поддержание  небольших ТМЗ

- наличие  оптимального количества складов

- оптимальная  мощность складов

- оптимальное  расположение складов 

Некоторые фирмы часть своего ТМЗ хранят на самом предпирятии или недалеко от него, остальное - на складах в различных частях страны. Фирма может иметь собственные арендованные склады, арендованные места.

Степень контролирования ТМЗ выше на своем  складе, но фирме труднее гибко реагировать на спрос.

Общественный  склад - высокие издержки, но зато предоставляются  дополнительные услуги - контроль и охрана. Фирма может легко переместиться на другой рынок. 

Логистические цепи (логистический канал, канал распределения)

Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество физических или юридических лиц (посредники, производители, склады общественного пользования и т.д.).

Это множество  осуществляет логистические операции по доведению внешнего материального  потока от одного предприятия до другого и производства, потреблении материальных ресурсов. 

По месту  формирования логистические каналы делятся на внешние и внутренние:

Внешние - складываются между разными предприятиями  и формируются за воротами предприятия.

Внутренние - между участками самого предприятия, как правило циклические и периодически возобновляются.

Внешние цепи могут быть нескольких видов: циклические (при наличии долгосрочных контрактов между предприятиями), краткосрочными и длительными. 

Классы  сложности логистических цепей 

1. Простая  логистическая цепь 

  продавец      покупатель

 
 

Складывается  либо внутри одного предприятия, или  между 2 предприятиями, которые находятся  в одном городе, либо имеется договор  на прямые поставки. Перевозка осуществляется либо самим продавцом, либо покупателем. 

2. Средней  сложности 
 
 
 

      посредник перевозчик 

3. Сложные  логистические цепи 
 
 
 
 
 

                      биржа 
 
 

         посредники   посредники

         продавца  покупателя 

Пример  сложной цепи при ж/д перевозках 
 

                  03

     04

      01  02       07          08

     05 
 

                    06 

01 - продавец

02 - посредник  отделения ж/д - перевозчик купленных  товаров

03 - орган  ж/д, сдающий в аренду участок  ж/д пути на грузовой станции

04 - погрузочно-разгрузочная  организация, которая предоставляет на прокат технику для отгрузки

05 - организация  или фирма, предоставляющая бригаду  грузчиков для разгрузки

06 - экспертные  организации

07 - автотранспортные  организации, перевозчик грузов  со станции

08 - покупатель 

4. Сверхсложная  цепь - древовидный граф

 

Упрощение логистической цепи - когда посредником  выступает торгово-закупочная организация  со своим складом, транспортом, экспертами. 

Отличие логистической цепи от цепи распределения - наличие выбора.

При выборе канала распределения рекомендуется учитывать особенности конечных потребителей:

- местоположение  потребителей

- количество  потребителей

- концентрация  потребителей

- величина  среднеразовой закупки

- уровень  доходов потребителей

- закономерность  поведения потребителей при покупке

- объем  услуг, который хотели бы видеть  потребители 

Возможности фирмы производителя:

- если  фирма малая - ей выгоднее участвовать  в коротких системах распределения

- возраст  фирмы ( для молодой фирмы предпочтительнее  короткие цепи)

- финансовые  возможности

- месторасположение  на рынке

- фактор  конкуренции

- управление  маркетинговой деятельностью

- охват  рынка

- доступность  информации о рынке

- мощность  предприятия

- та  стратегия или политика, которой  придерживается предприятие в  области распределения (если политика пассивная - цепи длинные) 

Преимущества  коротких каналов распределения:

- непосредственное  изучение своего рынка

- контроль  за ведением торговых операций

- экономия  на посредниках

- тесное  сотрудничество с потребителями

- возможность  проведения научных разработок с участием потребителей

- развивать  контрактные отношения со своими  непосредственными потребителями

- формировать  постоянную систему заказов 

Преимущества  использования посредников:

- помогает  поддерживать контакт со множеством  торговых точек

- посредник  может действовать в качестве  агента по закупке для розничного  торговца и как агент по  сбыту для производителя

- фирма  может не иметь своих складов  а переложить обязанность хранения  на посредников

- выход  на рынок через посредника  с опытом работы доставляет товар эффективнее

- снижаются  затраты на доставку товара  конечному потребителю, снижается  штат сотрудников отдела сбыта,  затраты на орг. структуру

Показатели  распределительной  логистики

Товар - это предмет или действие, обладающее полезными потребительскими свойствами и предназначенное для продажи.

Товародвижение  заключается в сочетании экономических  и физических процессов перехода товара из сферы производства в сферу обращения.

Звенность - число переходов товара от одного владельца к другому.

Складская звенность - число перевозок товара от одного склада к другому. 

Классификация каналов товародвижения

- каналы 0-го уровня

- каналы 1-го уровня

Связь между товародвижением  и товарооборотом

Товарооборот (ТО) - процесс купли-продажи, обмена товара на деньги. Товарооборот измеряется в стоимостных и натуральных единицах. 

Валовый товарооборот - сумма всех продаж товара на пути от производителя к потребителю. 

Чистый  товарооборот - освобожденный от повторного счета (от перепродаж) = конечной продаже товара. 

Коэффициент звенности Кзв= Валовый ТО / Чистый ТО 

Средний коэффициент звенности (перепродаж) для розничной торговли

Кзв= (Валовый ТО + запас)/(Чистый ТО+ запас) 

Равномерность поставки- характеризует поступление  товара равными частями в равные промежутки времени. 

Ритмичность поставки - соблюдение сроков и размеров поставки, оговоренных контрактом с  учетом сезонных и циклических особенностей производства или потребления.

Степень ритмичности поставки показывает соответствие установленным срокам поставки.

Обратная  величина - число периодов поставки. 

Кар = - коэффициент аритмичности. Пф - поставка фактическая, Пд - по договору чем ближе этот коэффициент к 0, тем ритмичнее поставка.

Коэффициент вариантности поставки - показатель, обратный коэффициенту равномерности, который вычисляется как %-е отношение среднеквадратического отклонения s поставка от среднего уровня поставки. 

Уровень каналов товародвижения - количество торговых посредников, принимающих на себя права собственности на товар. 

Товарный  запас и товарооборачиваемость:

У товара 2 цели:

      - удовлетворить нужды потребителя

      - принести прибыль производителю 

Пока  товар не продан, он является запасом. Конечная цель ТМЗ - быть проданным. Поэтому покупатель и продавец стремятся к тому, чтобы товарный запас как можно быстрей прошел по каналам на рынок.

Запас не приносит владельцу никаких выгод, кроме затрат на хранение. 

Оптимальный товарный запас прочно связан с конъюнктурой рынка. Но существуют искусственно сформированные товарные запасы (придерживание товара, монополия). 

Товарооборачиваемость - понятие, усредняющее кругооборот  товарной массы, который представляет собой законченный процесс. 

Процесс вовлечения товара в сферу обращения, конечная цель - передача товара в сферу потребления. 

На товарооборачиваемость  влияют:

      - соотношение спроса и предложения

      - потребительские свойства товара

      - сложность ассортимента товара

      - организация завоза товара в  разные точки потребления

      - географические особенности 

Показатели товарооборачиваемости:

      - объем товарного запаса, который  выражен в количественном или  стоимостном величине

      - резервный товарный запас

      - Min уровень товарного запаса

      - Max уровень товарного запаса

      - структура товарного запаса (определяется  поступлениями из всех источников) 

Уровень товарного  запаса - средний товарный запас  за период времени

Информация о работе Лекция по "Логистике"