Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:33, шпаргалка

Описание работы

1 Понятие формальной организации и её характеристика 1
2 Понятие неформальной организации и её характеристики. 3
3 Внутренняя среда организации 5
4 Внешняя среда организации 7
5 Функция организации 8
6 Механистические (бюрократические) структуры управления 10

Работа содержит 1 файл

Ответы по менеджменту.docx

— 121.74 Кб (Скачать)

менеджмент

менеджмент

Содержание

1   Понятие формальной организации и её характеристика 1

2   Понятие неформальной организации и её характеристики. 3

3   Внутренняя среда организации 5

4   Внешняя среда организации 7

5   Функция организации 8

6   Механистические (бюрократические) структуры управления 10

7   Органические (мягкие, адаптивные) структуры управления 12

8   Линейные и функциональные, линейно – функциональные структуры управления 13

9   Дивизиональные структуры управления 16

10 Проектные и матричные структуры управления 18

11 Типы организаций по взаимодействию с человеком 20

12 Функция планирования 23

13 Функции мотивации 25

14 Процессуальные теории мотивации27

15 Функция контроля 29

16 Принятие управленческих решений 31

17 Власть и влияние33

18 Лидерство 35

19 Школы управления 37

20 Интеграционные процессы в менеджменте40

 

 

 

 

 

  1. Понятие формальной организации и её характеристика.

Что такое организация: дать определение. Из каких основополагающих процессов состоит ее жизнедеятельность; каким обязательным требованиям должна соответствовать группа людей, чтобы считаться организацией; какие общие характеристики имеют все сложные организации.

 

Организация – социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или системы целей.

Отсюда  вытекают требования к организации:

  • наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью группы;
  • наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
  • наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, чтобы  достичь значимой для всех цели.

 

Согласно  концепции жизненного цикла организации, ее деятельность проходит пять основных стадий:

• рождение организации: главная цель заключается в выживании; руководство осуществляется одним лицом; основная задача – выход на рынок;

• детство и юность: главная цель – получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная задача – укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации труда – планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу;

• зрелость: главная цель – систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий; основная задача – рост по разным направлениям деятельности, завоевание рынка; задача в области организации труда – разделение и кооперация труда, премирование за индивидуальные результаты;

• старение организации: главная цель – сохранение достигнутых результатов; эффект руководства достигается за счет координации действий; основная задача – обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях;

• возрождение либо исчезновение: главная цель состоит в обеспечении оживления по всем функциям; рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма; главная задача – омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда.

Все сложные  организации также имеют ряд  общих характеристик:

1) наличие ресурсов;

2) зависимость от внешней  среды;

3) горизонтальное распределение  труда - разделение всей работы на составляющие компоненты между участниками трудового процесса;

4) наличие подразделений;

5) вертикальное распределение  труда - отделяет работу по координированию действий от самих действий;

6) необходимость управления.

Формальная  организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации. Она создана по воле руководства для достижения целей организации.

Формальная организация - костяк административной структуры - представляет собой систему узаконенных  безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и  жёстко закреплённых ролевых предписаний.

Формальные организации  подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие  организации — организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Некоммерческие  организации — организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.

Коммерческие  организации.

1. Хозяйственные товарищества и общества:

♦    товарищества: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное);

♦  общества: с ограниченной и дополнительной ответственностью  — ООО и ОДО; закрытые и открытые акционерные общества (ЗАО и ОАО); дочерние хозяйственные; зависимые хозяйственные общества.

2. Производственные кооперативы.

3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: на правах хозяйственного ведения; на правах оперативного управления.

Некоммерческие  организации:

1. Потребительские кооперативы.

2. Общественные и религиозные организации.

3. Фонды.

4. Учреждения.

5. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие неформальной организации и её характеристики.

Как образуются неформальные организации. Важнейшие причины  вступления в группу – дать разъяснение  каждой из них. Главное отличие от формальных организаций.

 

Неформальные  организации существуют внутри всех формальных организаций, за исключением, может быть, очень маленьких (в частности, в форме межличностных неформальных групп). Они существенно влияют на многие стороны управления формальными организациями. Говоря о неформальных организациях, их обычно так и называют.

Неформальная организация - это стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей (цели).

 

Отличия формальной и неформальной организации:

  • в формальной организации отношения регламентированы, в неформальной‚- нет. Процесс управления относится только к созданию и функционированию формальной организации;
  • формальная организация планируется руководством, неформальная имеет спонтанный характер создания. Основами отношений являются личные симпатии, общность взглядов, целей, интересов, дружеские отношения.

 

Существование неформальной организации может создавать  проблемы управления. Для нормального  функционирования организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали. Особенно это важно для больших  организаций, большого количество людей. В этих условиях усиливается власть неформальной группы. Способом влияния неформальной организации является неофициальное общение, "тайный телеграф"‚- один из способов, с помощью которого неформальная группа осуществляет свою власть (неформальная коммуникация). Другой способ, которым пользуется неформальная группа для проявления власти‚- ее способность действовать или бездействовать (несанкционированный менеджмент): несанкционированное установление производственных норм. Это один из путей, благодаря которому неформальные группы оказывают влияние на людей. Это может быть усердие‚ превышающее нормы‚ или наоборот‚ занижение норм. Таким образом, неформальная группа может либо продвигать, либо тормозить развитие организации. Следовательно‚ задачей менеджеров является минимизация влияния этих групп.

Влияние неформальной организации  можно контролировать, но менеджер должен иметь представление о  базовой мотивации функционирования неформальной группы. Для разработки стратегии поведения важно понять, что неформальная организация рождается  из взаимодействия.

 

Принципы управления неформальными организациями:

  • признание факта существования неформальной организации;
  • выяснение ценности неформальной организации для достижения целей менеджера;
  • выявление неформальных лидеров и управление ими;
  • объединение цели неформальной и формальной организации.

Основные  причины вступления в неформальную группу:

  • ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ. Социальная потребность, потребность в принадлежности к той или иной группе - является одной из самых сильных. Именно в группе происходит самопознание, самоопределение, самоутверждение. Групповая динамика активизирует существующие потребности человека, создает новые и одновременно является источником (средой) их удовлетворения.
  • ПОМОЩЬ. Подчиненные с большим желанием обратятся за помощью к коллегам, чем к непосредственному руководителю, даже если трудности возникли при решении производственных задач. Атмосфера доверия и взаимопомощи является основой синергетического эффекта группового взаимодействия.
  • ЗАЩИТА. Объединение происходит достаточно часто при возникновении какой-либо угрозы, опасности, для совместной защиты личных или групповых интересов. Например, опротестовать вредные условия работы, несправедливую оплату труда и т. п. Конфликт в формальной группе, попытки формального руководителя разрушить сложившиеся неформальные отношения - все это способствует сплочению существующих неформальных групп или приводит к созданию новых.
  • ОБЩЕНИЕ. В основе неформального общения лежат интересы, ценности, увлечения и т. п. Именно по этой причине на предприятии может быть столько неформальных групп, сколько общих тем для общения. Так же неформальное общение в группе - это дополнительный неформальный канал поступления важной для человека информации, касающейся как ситуации на предприятии, так и вне ее.
  • СИМПАТИЯ. Группа предоставляет человеку возможность препровождения времени в приятном для себя окружении, избежать одиночества, состояния потерянности, ненужности.

Характеристики неформальных организаций:

Социальный контроль - неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Речь идет об установлении и укреплении норм – групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Естественно, тех, кто нарушает эти нормы, ждет отчуждение.

Сопротивление переменам - В неформальных организациях всегда наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации;

Неформальные  лидеры - у них нет поддержки в форме делегированных полномочий, но есть власть‚ основанная на признании его группой. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации. Неформальный лидер выполняет две основных функции:

1) помогает группе в  достижении целей; 

2)поддерживает и укрепляет  ее существование.

 

 

  1. Внутренняя среда организации 

Переменные внутренней среды: технология, цели, люди, структура, задачи – пояснить каждую из составляющих. Что обеспечивают цели, их функции. Что  обеспечивает наличие иерархии управленческих уровней? Разновидности  структур. Какие задачи предписываются должности?  Какова классификация  технологий?  Какие существуют  типы людей по отношению их к организации.

Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая  находится в рамках организации. Она формируется в соответствии, во-первых, с целями и задачами организации, во-вторых, с ресурсами организации. Внутренняя среда состоит из структур, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ —  это ситуационные факторы внутри организации.

ЦЕЛИ. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться. У организации могут быть разнообразные цели, особенно это касается организаций различных типов.

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ — это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Вертикальное разделение труда, т.е. отделение работы по координации от непосредственного выполнения заданий, необходимо для успешной групповой работы. Преднамеренное вертикальное разделение труда в организации дает в результате иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Сфера контроля — это важный аспект организационной структуры.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"