Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:33, шпаргалка

Описание работы

1 Понятие формальной организации и её характеристика 1
2 Понятие неформальной организации и её характеристики. 3
3 Внутренняя среда организации 5
4 Внешняя среда организации 7
5 Функция организации 8
6 Механистические (бюрократические) структуры управления 10

Работа содержит 1 файл

Ответы по менеджменту.docx

— 121.74 Кб (Скачать)

4) наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;

5) дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей;

6) осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.

Это жесткие структуры, т.е. они не поддаются изменениям. С  помощью этой структуры невозможно управлять процессами изменений.

Разновидности механистических структур:

1) линейные структуры;

2) функциональные;

3) линейно-функциональные;

4) дивизиональные.

В чистом виде эти структуры  используются редко, чаще применяются  смешанные структуры.

Главные понятия бюрократического типа структуры  управления - рациональность, ответственность и иерархичность. Четко сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода. В этом принципиальное отличие бюрократической структуры от исторически предшествовавшей ей общинной, где главная роль отводилась партнерству и мастерству.

Бюрократические структуры  управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития. Очевидно, прежде всего, что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы. Ясно также: коль скоро вопросы стратегии и тактики развития организации решаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты исключительно исполнением "спускаемых сверху" решений, теряется общий управленческий интеллект (который рассматривается сегодня как важнейший фактор эффективного управления).

Еще один изъян структур бюрократического типа - невозможность  с их помощью управлять процессом  изменений, направленных на совершенствование  работы. Функциональная специализация  элементов структуры приводит к  тому, что их развитие характеризуется  неравномерностью и различной скоростью. В результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованностью в их действиях  и интересах, что замедляет прогресс в организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Органические (мягкие, аддаптивные) структуры управления

Дать общее  понятие, какими параметрами характеризуются, условия реализации, когда они эффективны.

Своё название органические они получили из-за сходства с организмом. Они способны изменяться. Исследователи этой проблемы подчеркивают: постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится выше, чем планирование; которая руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые; которая больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и противоречия, а не веру. 

В исходном определении органического  типа структуры подчеркивались такие  ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более  высокая гибкость, меньшая связанность  правилами и нормами, использование  в качестве базы групповой (бригадной) организации труда. Дальнейшие разработки позволили существенно дополнить  перечень свойств, характеризующих  органический тип структуры управления. Речь идет о следующих чертах.

  • решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях.
  • обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции.
  • главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации.    
  • творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией.
  • правила работы формулируются в виде принципов, а не установок.
  • распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем.
  • имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений.
  • высокая гибкость;
  • умеренное использование формальных правил и процедур;
  • децентрализация управления следовательно участие рядовых работников в принимаемых решениях;
  • небольшое количество уровней управления;

 

Разновидности органических структур:

1)  проектные

2)  матричные

3) программно-целевые (В них объединяются в единое целое отдельные виды деятельности и сами подразделения которые выполняют эти виды деятельности. Применяются в организациях с изменяющимися целями.)

 

 

  1. Линейные и функциональные, линейно – функциональные структуры управления

Суть этих структур, подчинённость в них, области применения, преимущества и недостатки.

 

Линейная  структура образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками, сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Сам руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня.

В линейной структуре разделение системы управления на составляющие части осуществляется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и др. При таком построении в наибольшей степени соблюдается принцип единоначалия: одно лицо сосредотачивает в своих руках управление всей совокупностью операций, подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя.

Данная структура используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

 Преимущества  линейной структуры управления:

  • единство и четкость распорядительства;
  • согласованность действий исполнителей;
  • четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным;
  • быстрота реакции в ответ на прямые указания;
  • получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами;
  • личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

 

Недостатки  линейной структуры заключаются в следующем:

  • высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными, что ограничивает возможности руководителя эффективно управлять;
  • перегрузка менеджеров высшего уровня, огромное количество информации, поток бумаг, множественность контактов с подчиненными и вышестоящими;
  • тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких подразделений;
  • отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих решений.

Разновидность линейной структуры - линейно-штабная структура. Линейно-штабная структура включает в себя специально созданные при линейных руководителях подразделения, которые не обладают правом принятия решений и руководства каким-либо нижестоящим подразделением. Главная задача штабных подразделений состоит в оказании помощи линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Штабная структура включает штабных специалистов при высших менеджерах.

К штабным подразделениям относят службу контроллинга, отделы координации и анализа, группу сетевого планирования, социологическую, юридическую службы. Создание штабных структур – шаг в сторону разделения труда менеджеров. Многие  менеджеры штабных подразделений наделяются правами функционального руководства.

Достоинства структуры состоят в следующем:

  • более глубокая и осмысленная подготовка управленческих решений;
  • освобождение линейных менеджеров от чрезмерной загрузки;
  • возможность привлечения специалистов и экспертов в определенных областях.

Существуют некоторые недостатки:

  • недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение не участвует в его реализации;
  • тенденция к чрезмерной централизации;
  • сохранение высоких требований к высшему руководству

 

Функциональная  структура предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления.

Выполнение указаний каждого  функционального органа в пределах его компетенции обязательно  для производственных подразделений. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально. Функциональная специализация аппарата управления значительно повышает его эффективность, так как вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться в выполнении всех функций, появляется подразделение, состоящее из  высококвалифицированных специалистов.

Структура нацелена на выполнение постоянно повторяющихся  задач, не требующих оперативного принятия решений. Используется в управлении организациями с массовым или  крупносерийным типом производства, в производственно-коммерческих, торговых, сбытовых и др.

Основные преимущества структуры:

  • высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
  • освобождение линейных менеджеров от решения многих специальных вопросов и расширение их возможностей по оперативному управлению производством;
  • создается основа для использования в работе консультаций опытных специалистов, уменьшается потребность в специалистах широкого профиля.

Существуют определенные недостатки:

  • трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
  • длительная процедура принятия решений;
  • отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами;
  • снижение ответственности исполнителей за работу в результате того, что каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;
  • дублирование и несогласованность указаний и распоряжений, получаемых работниками, поскольку каждый функциональный руководитель и специализированное подразделение ставят свои вопросы на первое место.

 

Линейно-функциональная структура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные – консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.

Руководители  функциональных подразделений (по маркетингу, финансам, НИОКР, персоналу) осуществляют влияние на производственные подразделения формально. Как правило, они не имеют права самостоятельно отдавать им распоряжения. Роль функциональных служб зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления фирмой в целом. Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства; подготавливают варианты решений вопросов, связанных с руководством процессом производства.

Достоинства структуры:

  • освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием, финансовыми расчетами, материально-техническим обеспечением и др.;
  • построение связей «руководитель – подчиненный» по иерархической лестнице, при которых каждый работник подчинен только одному руководителю.

 

Недостатки:

  • каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели;
  • отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными подразделениями;
  • чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали;
  • аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению, наряду со стратегическими, множества оперативных задач (как следствие вертикальных связей «руководитель – подчиненный»).

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"