Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:33, шпаргалка

Описание работы

1 Понятие формальной организации и её характеристика 1
2 Понятие неформальной организации и её характеристики. 3
3 Внутренняя среда организации 5
4 Внешняя среда организации 7
5 Функция организации 8
6 Механистические (бюрократические) структуры управления 10

Работа содержит 1 файл

Ответы по менеджменту.docx

— 121.74 Кб (Скачать)

6) знание факторов, которые могут влиять на результат реализации решения;

7) наличие ресурсов, среди которых одним из важнейших является время.

 

В современной  теории решений следует выделить два направления. В рамках первого направления разрабатываются различные методы и модели, объясняющие руководителю, как надо принимать решения. В рамках второго направления пытаются выяснить, каким образом люди принимают решения в действительности и почему человек, в том числе и руководитель, принимает иррациональные решения.

 

Классификация управленческих решений

1. По содержанию: соц., эконом., организационные, технические, технологические и др.

2. По длительности действия: стратегические, тактические и оперативные.

3. По виду ЛПР: индивидуальные; коллегиальные; коллективные.

4. По степени определенности: решения принимаемые в условиях определенности; стохастической определенности; неопределенности.

5. По степени уникальности выделяют решения: рутинные; периодические; уникальные.

6. По степени проявления  творчества: запрограммированные и незапрограммированные.

7. По степени сложности решения подразделяются на простые и сложные.

8. По виду зависимости переменных от времени: статические и динамические.

9. По степени охвата  объекта: общие, частные, локальные.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям: целевая направленность; обоснованность; компромиссность; своевременность; непротиворечивость и согласованность; экономичность и эффективность.

Понятие процесса принятия решений. При рассмотрении технологии процесса принятия решений следует выделить следующие его этапы:

1) подготовка решения;

2) принятие решения;

3) реализация решения.

Каждый из них представляет собой последовательность процедур, а каждая процедура – последовательность операций.

Этап подготовки решения включает в себя следующие  процедуры

1) выявление сущности проблемы;

2) формулирование критериев принятия решения;

3) определение перечня альтернатив.

Этап принятия решения включает в себя следующие  процедуры:

1) оценка альтернатив;

2) экспериментальная проверка альтернатив;

3) выбор единственной альтернативы.

Этап реализации решения включает в себя процедуры:

1) организации исполнения  решения;

2) контроля исполнения  решения;

3) анализа исполнения  решения.

 

Факторы, влияющие на процесс принятия решений:

  • Личностные оценки руководителя. Субъективное мнение о приоритетных задачах, акцент, например, на экономические проблемы, а не на социальные.
  • Среда принятия решений. Факторы внешней среды: риск, неопределенность, изменяющаяся среда, поведенческие и информационные ограничения и др.
  • Время. Успех не придет сразу.
  • Стоимость информации. Затраты на информацию должны перекрываться доходами от ее использования и внедрения. Больше информации — не обязательно лучше.
  • Взаимосвязь решений. Системный подход.

 

Методы  принятия решений:

1) метод, основанный на  интуиции управляющего, которая  обусловлена наличием у него  ранее накопленного опыта и  суммы знаний в конкретной  области деятельности, что помогает  выбрать и принять правильное  решение;

2) метод, основанный на  понятии "здравого смысла", когда управляющий, принимая решения,  обосновывает их последовательными  доказательствами, содержание которых  опирается на накопленный им  практический опыт;

3) метод, основанный на  научно-практическом подходе, предполагающий  выбор оптимальных решений на  основе переработки больших количеств  информации, помогающий обосновать принимаемые решения.

• чисто автократические (принимаю решения только сам, слушая только самого себя);

• автократические с предварительными консультациями со специалистами;

• автократические с предварительным обсуждением в коллективе,

• коллегиальные (принимает решение коллектив по большинству голосов);

• строго математические, на основе теории принятия решений или теории игр

• на основе экспертных оценок;

• на основе «мозгового штурма»;

• на основе проведенного ситуационного  анализа.

  1. Власть и влияние

Основные понятия – лидер, влияние, власть. Формы власти и влияния: власть, основанная на принуждении, вознаграждении, законная, эталонная, экспертная власть, власть информации, связей. Охарактеризовать каждую.

Влияние — это поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека. Власть — это возможность влиять на поведение других. Применительно к управлению, лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

Выделяют следующие  формы власти:

Законная  власть предоставляется индивиду в рамках его официальной должности в организации. При этом исполнитель воспринимает как должное то, что руководитель имеет право отдавать приказания. Поэтому законную власть часто называют традиционной.

Экспертная  власть основана на признании окружающими наличия у индивида недоступных им специальных знаний. Такая власть приобретает все большее распространение, т.к. активирует использование руководителем своего образования, опыта, таланта, усилий и навыков.

Власть, основанная на принуждении, заключается в том, что исполнитель выполняет указания под страхом наказания, которое может принимать различные формы: дисциплинарные взыскания, увольнение, физическое насилие, сверхжесткий контроль и др. Этот вид власти не является достаточно эффективным, т.к. ограничивает инициативу, творчество, самостоятельность подчиненных.

Власть, основанная на вознаграждении, проявляется в тех случаях, когда исполнитель уверен, что руководитель может оценить его действия и отметить определенным вознаграждением, и поэтому выполняет его просьбы или указания. Это наиболее распространенная форма власти, которая достаточно эффективна и используется для подкрепления права на власть. Сила этой власти может быть ослаблена невыполнением обещаний руководителем или поощрением подчиненных, не заслуживших его. Недостатком власти, основанной на вознаграждении, является ее ограниченное воздействие, определяемое оценкой подчиненными ценности вознаграждения.

Эталонная (референтная) власть связана с личными качествами или способностями руководителя, которые воспринимаются исполнителями как привлекательные и представляются им примером для подражания. В противоположность безличному влиянию традиции референтное влияние — целиком личное, поэтому его называют харизмой. Желание сотрудников быть похожими на такого руководителя наделяет последнего определенной дополнительной властью над ними. Преимущество этой формы власти широко используют рекламодатели, когда привлекают политиков, звезд кино, эстрады, спортсменов для рекламы.

Информационная  власть базируется на возможности доступа к информации или контроля над ней. Эта форма власти основана на том, что координация информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью позволяют человеку или группе людей влиять на других. Так, помощники и секретари, как правило, обладают значительным количеством информации, они могут помочь подготовить информацию для решения, но не принять решение.

Ресурсная власть основана на доступе к ресурсам организации или на праве распоряжаться ими. В организации поток распределения ресурсов обычно имеет направленность сверху вниз и подвержен определенной ограниченности. Иерархичность строения организаций дает возможность высшим руководителям контролировать ограниченные ресурсы. При этом некоторые руководители, чтобы получить возможность влиять на людей, сознательно создают дефицит ресурсов. Недостатком ресурсной власти является ограниченность количеством ресурсов и ее слабость при их отсутствии.

Кроме базовых форм власти исследователи выделяют и другие виды влияния руководителя: власть связей, власть принятия решений, влияние через убеждение и влияние посредством участия.

Влияние через убеждение осуществляется на основе эффективной передачи точки зрения влияющего непосредственно исполнителю. Убеждение влияет тем, что потенциальный исполнитель сознательно делает то, что предлагает руководитель, соглашаясь с его аргументами и одновременно удовлетворяя собственную потребность. При использовании власти убеждения руководитель должен иметь авторитет и высокую степень доверия со стороны исполнителей. Недостатком этой формы власти является медленное воздействие и неопределенность. Кроме того, убеждение — это одноразовый процесс, который постоянно приходится начинать сначала с каждой новой задачей.

Влияние посредством участия подчиненных  в решении проблем основывается на свободном обмене информацией между руководителем и исполнителем. При этом отсутствует процесс убеждения сотрудников руководителем, т.к. подчиненные готовы работать и принимать участие в процессе принятия решений. В основе такого рода власти лежит потребность людей в самовыражении, успехе, достижении цели, компетентности. Поэтому этот подход эффективен в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами.

Условия эффективного использования влияния:

  • потребность, к которой апеллируют, должна быть активной и сильной (актуальной);
  • человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения (в той или иной степени) какой-то потребности;
  • человек, на которого влияют, должен ожидать с достаточно высокой вероятностью того, что исполнение приведет к удовлетворению или неудовлетворению его потребности;
  • человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя.
  1. Лидерство

Типы отношений  лидерства. Теории лидерских качеств: теория великих людей, концепция  поведенческого подхода, ситуационные подходы к эффективному лидерству.

Лидерство – это уникальное управленческое качество. Это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Считается, что идеальным для лидерства является  сочетание  двух  основ власти: личностной и организационной.

Лидерство как тип отношений  управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный».

Наиболее  яркие типы отношений управления:

1. Неэффективное  лидерство построено на отношениях "хозяин - раб", когда власть лидера практически абсолютна и может распространяться на решение вопросов о жизни и смерти членов его группы. В современных условиях они распространены в мафиозных группах, теневом бизнесе и семейном фермерском хозяйстве в удаленных от цивилизации местах. Данному типу свойственно самое низкое участие работников в управлении и низкая возможность достижения поставленных целей.

2. Авторитарное  управление построено на традиционных отношениях "начальник-подчиненный", когда власть лидера поддерживается всеми нормативными документами административной системы. Однако подчиненный, работающий по найму, в общем, свободен в жизни от начальника за пределами рабочего времени, т.е. имеет место частичная зависимость от начальника. Данный тип эффективен для достижения поставленных лидером целей, т.к. практически не допускает отклонений от его заданий, но имеет низкую степень участия работников в управлении производством.

3. Эффективное  лидерство построено на новом типе отношений "лидер-последователь", когда лидер получает власть от последователей, признающих его ценность и важность для их совместной работы в группе. Таким образом, имеет место осознанное участие последователей в группе. С другой стороны, лидер должен обладать предвидением, гибкостью, высоким доверием в группе и уметь наладить эффективные коммуникации. Данный тип позволяет быстро достигать поставленных целей и предусматривает участие последователей в управлении этим процессом.

4. Демократическое  управление построено на типе отношений "выборный руководитель - подчиненный", когда в коллективе высокий уровень самоуправления и группа сама избирает лидера. В этом случае члены группы являются не просто подчиненными, но и соучастниками процесса по достижению поставленных целей. При этом у лидера существует определенная зависимость от коллектива в части возможного неизбрания на следующий срок, если он не будет отражать настроение "массы". Поэтому эффективность достижения поставленных целей по сравнению с эффективным лидерством низкая при высоком уровне участия работников в управлении.

Руководитель  организации – это человек, который является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Существуют три основных подхода к определению факторов эффективного лидерства: 1) теория великих людей; 2) концепция поведенческого подхода; 3) ситуационный подход.

1. Личностная  теория лидерства (теория великих  людей). Согласно этой теории, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Некоторые из этих качеств: уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, высокая степень уверенности в себе. Начиная с 1940-х гг. ученые особенно активно стали исследовать собранные факты о соотношении личных качеств и лидерства. Однако до сих пор нет единого мнения о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера. Оказалось, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Поэтому современный вывод такой: не существует такого набора личных качеств, которые присутствуют у всех эффективных руководителей. А человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных качеств.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"