Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:33, шпаргалка

Описание работы

1 Понятие формальной организации и её характеристика 1
2 Понятие неформальной организации и её характеристики. 3
3 Внутренняя среда организации 5
4 Внешняя среда организации 7
5 Функция организации 8
6 Механистические (бюрократические) структуры управления 10

Работа содержит 1 файл

Ответы по менеджменту.docx

— 121.74 Кб (Скачать)

2. Поведенческий  подход. Согласно этому подходу к лидерству, эффективность руководства определяется не личными качествами руководителя, а, скорее, его манерой поведения по отношению к подчиненным. Именно от манеры поведения зависит стиль руководства, который может быть или автократичным, или демократичным, или либеральным. Основной недостаток этого подхода заключается в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. На самом деле исследованиями доказано, что не существует одного оптимального стиля руководства и, соответственно, лидерства. Необходим ситуационный подход, так как оптимальный стиль лидерства меняется в зависимости от ситуации.

3. Ситуационный  подход. Два первых указанных подхода не смогли выявить логическое соотношение между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью- с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководителя. Однако доказано, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные (ситуационные) факторы. К ним относятся: потребности и личные качества подчиненных, характер задания, воздействия среды, имеющаяся информация. Поэтому современная концепция лидерства исходит из ситуационного подхода. Он означает, что различные способы руководства должны выбираться в зависимости от характера конкретной ситуации. Это значит, проще говоря, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен применять власть. Власть – это возможность влиять на поведение других.  В дополнение к формальным полномочиям руководителю требуется применять власть для достижения эффективного функционирования организации. Власть и влияние – эти инструменты лидерства являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения подобных ситуаций.

  1. Школы управления

Классическая концепция менеджмента, социально – психологическая, современная. Основные отличия современной концепции менеджмента.

К настоящему времени известны четыре основных подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

1. Подход  с позиций выделения различных  школ рассматривает управление с четырех разных точек зрения. Это школы: а) научного управления; б) административного управления; в) человеческих отношений и науки о поведении; г) науки управления или количественных методов.

2. Процессный  подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль и связующие процессы - коммуникации и принятия решения.

3. В  системном подходе организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды.

4. Ситуационный  подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку имеется такое обилие факторов и их сочетаний, определяющих ситуацию, как в самой организации, так и окружающей среде, не существует единого для всех « лучшего» способа управления организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Задача - найти и суметь реализовать этот метод. Дополняя друг друга, эти подходы и формируют современные науку и практику управления.

1. Научная  школа управления (1885-1920 гг.).

Школа связана с именем Фредерика Уинслоу, Тейлора. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы (расстановки кадров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и ее мотивации. Создатели школы научного управления первыми стали использовать наблюдения, замеры, логику и анализ для усовершенствования многих операций ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Тейлор, например, скрупулёзно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. отчетливо поставленные цели - это исходный пункт управления;

2. Классическая, или административная, школа (1920-1950 гг.).

Это направление связано  с именем Анри Файоля (отца менеджмента). Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работу предприятия к следующим основным видам деятельности: технической; коммерческой; финансовой; защитной; бухгалтерской; администрированию. Итогом многих работ и проведенных исследований Файоля является создание принципов управления всей организацией:

  • первоначальная функция - разделение труда;
  • полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы, а ответственность это ее составляющая противоположность;
  • дисциплина как взаимное уважение достигнутым соглашением;
  • единоначалие;
  • единство направления, т. е. каждая группа действует в рамках определенных целей;
  • подчиненность личных интересов общим;
  • скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде;
  • порядок;
  • справедливость как сочетание доброты и правосудия;
  • стабильность рабочего места.

3. Школа  человеческих отношений (с начала 1950-х гг. до настоящего времени).

Основной целью этой школы  было повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования  человеческих ресурсов. Представители  этой школы провели множество  исследований и экспериментов по вопросам мотивации людей, характера  власти, лидерства, качества трудовой жизни и т. д. В результате были сделаны выводы, что система человеческих отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда.

По мнению сторонников  школы «человеческих отношений» и поведенческих наук, производство не сможет достичь значительной эффективности, если не будет совершенствоваться социальная организация предприятия. Инженерный подход давно исчерпал себя. На первый план выдвигаются проблемы человеческого  поведения, психологии работников. Поэтому  предметом исследования становятся этические нормы и правила, убеждения, мотивы поведения. На смену концепции  «экономического человека» пришла концепция «человека социального». Если «экономический человек», продавая свою рабочую силу, стремится получить максимальную материальную выгоду, то «социальный человек» стремится  к признанию, самовыражению, получению  духовного вознаграждения.

4. Школа  науки управления или количественный  подход.

Основой этой школы является междисциплинарный подход, когда  конкретная проблема решается группой  специалистов по математике, статистике, инженерным и общественным наукам. После постановки проблемы и формулировки задачи разрабатывается модель, чаще всего математическая, сложившейся  ситуации. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это  позволяет более объективно сравнивать и описать каждую переменную и  отношения между ними. Главной  характеристикой науки управления считается замена словесных рассуждений  и описательного анализа количественными  значениями.

Современная концепция менеджмента (новая парадигма)

Концепция менеджмента, которая  в настоящее время все больше и больше находит сторонников  в среде не только ученых-теоретиков, но и менеджеров-практиков, основывается на следующих базовых постулатах:

  • Обязательный учет транзакционных издержек и гарантий, которые дают трансакции (сделке) различные формы экономической организации: рынок, контрактная система, внутрифирменная иерархия и нерыночные отношения в рамках рыночных систем.

 

  • Развитие форм экономической организации принимает вид фундаментальной трансформации рыночных отношений во внутрифирменные, что непосредственным образом сказывается на организационных формах фирм. Фактически рыночные отношения (экономические по своей природе) заменяются юридическими и административными или их смешанными формами.

 

  • Происходит отказ от одного из фундаментальных положений менеджмента всех школ и направлений - принципа разделения труда и координации разделенного процесса в новое целое, обеспечивающее более высокую производительную силу труда и эффективность функционирования фирмы. Элементарной единицей организации становится не технологическая, или функциональная, единица, а бизнес-процесс, имеющий своего конечного потребителя как вовне компании, так и внутри ее.

 

  • Принципиальное значение приобретает институциональный подход к экономическим реальностям. Возрастает роль “встроенных институтов” и общественных организаций. Фирма все больше и больше воспринимается не как определенный иерархически построенный экономический субъект, а как некая “сумма контрактов” (неэкономических по форме отношений, выражающих отношения экономические) между поставщиками, специалистами, потребителями и обществом в целом.

 

Легко заметить, что эти  принципиальные положения новой  концепции менеджмента в значительной степени отражают изменения, происшедшие  в последнее время в теории организации. Теория менеджмента все  более и более сливается (объединяется) с теорией организации, образуя  как раз новую менеджерскую парадигму.

 

В практическом плане это  теоретическое осмысление незыблемых доселе основ, отказ от некоторых  из них означает, по сути, мобилизацию  новых специфических менеджерских ресурсов, использование которых  способствует повышению общей эффективности  функционирования фирм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Интеграционные процессы в менеджменте

Понятие, принципы интеграции, направления и механизм интеграции, основные критерии оценки успеха интеграции.

Новая черта современных рыночных отношений, предпринимательства определяется и переходом к интеграции экономической, технологической, организационной, информационной, социальной и культурной (а для государств - и политической) составляющих деятельности предприятий, позволяющей наиболее четко видеть будущее развитие предприятия, комплексно учитывать интересы потребителя и производителя

Под интеграцией понимается процесс  объединения усилий всех подразделений (подсистем) организации для достижения ее целей и задач. Интеграция - это условие взаимосвязанности многих частей внутри одной, это объединение частей в единое целое, и предприятие можно рассматривать как интегрированное целое, в котором каждая подсистема участвует в общей деятельности.

Основные принципы интеграции:

• Общность методов управления для всех уровней предприятия.

• Комплексность. Совершенствование процесса управления на всех уровнях.

• Паритетность (децентрализованность).

• Принцип интегрированного целого. Систему можно назвать интегрированной только после проведения интеграции ее компонентов.

• Гомеостатичность. Постоянное обеспечение процесса реал. функции управления.

• Типичность моделей управления. Выделение из общей совокупности подразделений групп, сходных по определенным признакам для создания типовых схем управления.

• Единство информативности. Минимум форм документов в организации.

• Многоаспектность. Совершенствованием процесса управления на всех уровнях.

• Принцип автоматизации.

Значение интеграционных процессов на предприятии заключается в углублении взаимосвязи между всеми элементами процесса управления производством и управления экономикой предприятия для повышения устойчивости и эффективности функционирования предприятия в различных режимах.

При этом выделяются три направления интеграции.

 - горизонтальную, когда происходит объединение усилий разных организаций для реализации каких-либо общих целей (например, создание ассоциаций, общих финансовых органов, органов управления имуществом, группировок, формирование финансово-промышленных групп);

- вертикальную, когда объединяются предприятия, связанные между собой технологически, по участию в цепочке создания ценностей (для проведения согласованной политики в области цен, маркетинга, рекламы и т. п. производится разделение зон хозяйствования, за каждым предприятием закрепляются постоянные функции). Наряду с этим в практике слияний и объединений нередко выделяют третий тип интеграции, который представляет собой комбинацию первых двух и называется диагональной интеграцией.

Объектами интеграции в управлении могут быть цели, сами организации (формирование альянсов, слияния и поглощения) и их подразделения, виды деятельности, функции (в том числе на рабочих местах для обогащения труда и работы в команде), процессы управления и производственные процессы, весь жизненный цикл продукции.

Факторами интеграции выступают международные рынки, новые технологии и необходимость их освоения, проникновение на рынки других стран и регионов, повышение уровня качества рабочей силы, возникновение таких новых форм организаций, как сетевые, виртуальные. Общий фактор — борьба за выживание и процветание, достижение высоких результатов.

Основаниями для интеграции структурных элементов организаций служат единство объекта управления (например, централизация службы управления персоналом), единство продукта (создание продуктовой структуры), поддержание конкурентоспособности и даже проблема выживания в новых условиях (национальные и международные альянсы).

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"