Ассортиментная политика торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанной на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

изучение основных проблем и тенденций развития розничной торговли;
изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
совершенствование управления товарным ассортиментом.

Содержание

Введение………………………………………………………….………...3


1 Формирование ассортимента и управление товарными запасами на предприятиях торговли …………..……..……………..…………….5


1.1 Понятие об ассортименте товаров и их классификация……………………………………………………………..5

1.2 Порядок формирования ассортимента товаров
на предприятиях оптовой и розничной торговли…………….………7

1.3 Методы формирования товарного ассортимента.…..….…….9


2 Ассортиментная политика ООО «Комус»…………..………..…..19

2.1 Краткая характеристика предприятия……………………….…19

2.2 Анализ структуры ассортимента ООО «Комус»……….…….21

2.3 Оценка финансово-хозяйственной деятельности ООО «Комус»……………………………………………………………………30


3 Основные направления по совершенствованию ассортиментной политики ООО «Комус»……………..……………………………..…..34

3.1 Планирование ассортимента товаров……………….………….34

3.2 Мероприятия по совершенствованию ассортимента товаров………………………………………………………...……..……36


Заключение………………………………………………………...…..…42


Список источников…………………………………………..…..….…..45

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая!!!!!!!!!.doc

— 489.00 Кб (Скачать)

     Анализ  различных методик формирования товарного ассортимента и их особенностей позволили выявить определенное сходство между ними. Все методики основаны, в целом, на исследование рыночного восприятия продукции и на оценке продукции с точки зрения экономической эффективности предприятия.[4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
  1. Ассортиментная  политика ООО «Комус»
 

      2.1 Краткая характеристика  предприятия 

     Устав Общества с ограниченной ответственностью «Комус», именуемого в дальнейшем «Общество», утверждён в соответствии с частью первой Гражданского Кодекса Российской Федерации и Федеральным законом «Об Обществах с ограниченной ответственностью» и другими нормативными актами, не противоречащими Гражданскому Кодексу Российской Федерации.

     Состав  учредителей ООО «Комус» обозначен  в учредительном документе  - «Уставе». Дата регистрации общества — 15 октября 1997 года. Также было получено свидетельство  о государственной регистрации  юридического лица от 15 октября 1997 года, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированным до 1 июля 2002 года и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица.

     Место     нахождения: 460006,  Россия,   г. Оренбург,   ул. Комсомольская, д. 84.

     Полное      наименование      -      Общество      с      ограниченной ответственностью «Комус». Сокращённое наименование: ООО «Комус».

      Торговое  предприятие имеет печать со своим наименованием и фирменным знаком.

      ООО «Комус» несёт ответственность  по своим обязательствам только в  пределах своего имущества.

      Магазин обслуживает контингент покупателей  с различным уровнем дохода. В  основном он ориентирован на покупателей со средним уровня дохода.

      Торговая  площадь магазина «Комус» составляет 659,2 м2.

     Доставка  товаров в магазины, а также  на основной склад от поставщиков  осуществляется собственным транспортом. Лишь изредка используется доставка наемным транспортом, что позволяет  снизить транспортные расходы до минимума. Все магазины принадлежат частному лицу.

     На  протяжении 12 лет фирма «Комус»  является одной из ведущих фирм в  городе Оренбурге, занимающейся продажей бумаги для офисной техники и  канцелярскими принадлежностями. С  момента создания фирмы ассортимент бумаги вырос до пятидесяти наименований импортного, отечественного и собственного производства, а ассортимент канцелярских товаров до двухсот наименований. Имея очень удобное расположение офиса, складов, подъездного пути для любого автотранспорта, фирма «Комус» имеет более 700 постоянных клиентов, как в г. Оренбурге, так и в Оренбургской области.

     Руководство ООО «Комус» придерживается следующих  принципов в осуществлении управленческой  деятельности:

  1. научность в сочетании с элементами искусства;
  2. целенаправленность;
  3. специализация и универсальность;
  4. последовательность;
  5. оптимальное сочетание целенаправленного регулирования и самоуправления;
  6. учет индивидуальных особенностей и психологии работников, межличностных отношений;
  7. единство прав и ответственности в каждом звене управления;
  8. состязательность;
  9. вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.
 

     Высшим  органом управления «Комус» является Совет учредителей. К компетенции  Совета учредителей относятся вопросы  определения основных направлений социального и производственного развития, утверждение планов и отчёт об их выполнении. Совет учредителей решает вопрос о распределении чистой прибыли. Часть этой прибыли может направляться на производственное и социальное развитие Общества. Определяется доля прибыли на выплату процентов по облигациям. Производятся отчисления в резервный и специальные фонды. Совет учредителей, исходя из финансового состояния общества, конкурентоспособности его продукции и перспектив развития, принимает решение о конкретном соотношении размеров чистой прибыли, распределяемой по указанным направлениям.

     Высшим  органом управления Обществом является Общее собрание  учредителей  Общества (далее  по тексту  -  Общее  собрания  участников). Общее собрание участников вправе рассматривать и принимать решение по любым вопросам деятельности Общества. К компетенции Общего собрания участников относятся вопросы определения основных направлений социального и производственного развития, утверждение планов и отчёт об их выполнении. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется директором Общества,     являющимся     единоличным      исполнительным     органом Общества. [18] 
 
 
 

     2.2 Анализ структуры ассортимента ООО «Комус» 

      Формирование  торгового ассортимента – это одна из основных функций организации розничной торговли, определяющая его конкурентоспособность.

      Я рассмотрю структуру ассортимента ООО «Комус». Исследование показало, что основную часть ассортимента составляют бумага, линейки, ластики, клей, открытки, калькуляторы, тетради, ручки, карандаши, папки, фломастеры, корректирующие жидкости и ножницы. Целевая категория покупателей – это в основном школьники, студенты и самые различные организации, оборудованные офисами, со средней покупательской способностью. 

        Таблица 3

      Оценка показателей конкурентоспособности ООО «Комус» (данные представлены на основе опроса покупателей)

Показатель Оценка в баллах (по 5-балльной шкале)
Ассортимент товаров 5
Цены  на товар 4
Качество  товара 4
Культура  обслуживания 5
Место расположения магазина 5
Интерьер  магазина 4
 

      Показатели, представленные в таблице 3, позволяют отметить, что магазин удачно расположен и имеет красивый интерьер. В магазине «Комус» высокий уровень культуры обслуживания покупателей. Изучаемое предприятие выигрывает также и по таким показателям, как ассортимент товара и расположение магазина.

       Основными текущими показателями  работы любого торгового предприятия  является величина розничного  товарооборота (выручки) как основного  источника прибыли, в котором  увязаны между собой затраты и доходы торгового предприятия, взаимосвязь с ассортиментом.[1]

     Итак, розничный товарооборот определяется по формулам: 

                                                        (6) 

       где Рi - цена товара, включающая расходы по приобретению товара и величину дохода предпринимателя;

          Qi - количество физических единиц товара, проданных за анализируемый период. 

              (7)  

     где Он - остаток товаров на начало очередного отчетного периода;

            П - поступление товаров;

          Ок - остаток нереализованных товаров на конец отчетного периода.

     При анализе розничного товарооборота, прежде всего, интересует его динамика, как в стоимостных показателях, так и относительных, путем определения темпов прироста к сравниваемому периоду. Причем расчет показателей введется как в действующих, так и сопоставимых ценах для исключения влияния фактора инфляции. Однако, как указывалось выше, анализ товарного ассортимента любого торгового предприятия начинается с таких количественных характеристик как его широта, глубина и степень обновления.

     Оптимизация предлагаемого ассортимента продукции  дает дополнительный шанс на победу в  конкурентной борьбе, то есть на основе данных базового периода необходимо определить, какой объем закупок в планируемом периоде товаров (х1,…хn) необходим для увеличения уровня выручки или прибыли на уровне, достигнутом предприятием в базовом периоде. Для этого я воспользуюсь таким методом экономического анализа как «директ – костинг», основанным на раздельном учете постоянных и переменных затрат.[9]

     Главная особенность системы «директ - костинг» заключается в том, что себестоимость продукции (совокупность затрат на ее приобретение и доведение до покупателя) учитывается и планируется только в части переменных затрат. По переменным расходам оцениваются также остатки товаров на складах. Постоянные затраты в этой системе управленческого учета сразу относятся на уменьшение доходов в том отчетном периоде, в котором они возникли (обычно постоянные затраты распределяются между товарами пропорционально выручке от реализации, что при широкой номенклатуре может привести к завышению или, наоборот, к занижению роли тех или иных ассортиментных позиций в формировании общей прибыли предприятия). Для выполнения расчетов такой вариант намного проще.

     Эта система позволяет:

  1. определять минимальную цену продукции;
  2. проводить сравнительный анализ прибыльности различных видов товаров;
  3. формировать оптимальную стратегию реализации продукции как по ассортименту, так и по цене;
  4. выбирать оптимальную с экономической точки зрения форму торговли;
  5. определять точку безубыточности и запас прочности предприятия торговли.

     «Директ – костинг» позволяет в качестве показателя эффективности использовать соотношение маржинального дохода к переменным затратам.

     Но  этот метод планирования рационального  ассортимента не предусматривает использование  торговым предприятием заемных средств. В любом случае, при использовании  любого метода и способа планирования необходимо на основе собранных статистических данных определить величину спроса, рациональность существующего ассортимента для построения более гармоничной товарной политики и наличие на рынке товаров конкурентов, оценить степень влияния инфляции и др. факторов, определить временные границы прогноза, в течение которого он будет максимально приближен к реальности.

     АВС - анализ один из способов проведения таких исследований по системе «директ – костинг». АВС - анализ основан на исследовании структуры сбыта по критериям удельного веса той или иной товарной группы или товара в общем объеме сбыта, прибыли и покрытию затрат. Все продукты делят на три группы:

  1. А - большой вклад в общий объем;
  2. В - средний вклад;
  3. С - малый вклад.

     Результаты  представляются в виде накопленных  частот продуктов и долей по сбыту (прибыли).

     АВС - анализ показывает, какие товары являются наиболее выгодными, а какие нежелательными в ассортименте. С точки зрения затрат предприятию выгоднее сконцентрироваться на малом числе продуктов из групп А и В, однако при исключении убыточных продуктов из ассортимента нужно тщательно изучить мнение потребителей. Следует также учесть удельный вес отдельных продуктов в покрытии общих затрат (убытки возникают только за счет переменных затрат). Постоянные расходы при исключении убыточных продуктов из номенклатуры реализуемых продуктов перераспределяются на оставшиеся, увеличивая их себестоимость.

     Интересы  предприятия могут пострадать, если будут удалены все малодоходные позиции, так как это может  ущемить интересы покупателей.

     Решающее  преимущество ABC - анализа ассортиментной политики заключается в простоте применения. Метод позволяет быстро сделать выводы, способствующие уменьшению перегрузки деталями и обеспечивающие лучший обзор проблемной области. С помощью ABC - анализа реализуется возможность последовательной ориентации на принцип Парето, концентрирующий деятельность на важнейших аспектах проблемы. Деятельность концентрируется на решении важнейших задач, в результате появляется возможность целенаправленного уменьшения затрат на остальные сферы.

Информация о работе Ассортиментная политика торгового предприятия