Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 15:05, курсовая работа
Цель данной работы – провести маркетинговое исследование покупательского спроса, используя изученные методы и знания по данной теме.
Исходя из цели работы, возникают задачи, которые будут решаться в ходе работы:
1. Изложить теоретические знания по маркетинговым исследованиям и элементам рынка, в частности по покупательскому спросу;
2. Изучить рынок майонеза;
3. Провести маркетинговое исследование покупательского спроса, предварительно собрав необходимую информацию;
4. Грамотно применить методики оценки и анализа собранной информации;
5. Сделать грамотные выводы о проведённом исследовании.
Введение………………………………………………………………. 3
1. Теоретические аспекты исследования покупательского спроса...... 5
1.1 Понятие и виды спроса; факторы, влияющие на спрос……….. 5
1.2 Общая характеристика процесса маркетинговых исследований…
8
1.3 Особенности маркетинговых исследований покупательского спроса…………………………………………………………………
22
2. Краткая характеристика рынка майонезов…………………………… 27
2.1 Майонез как товар и его специфика………………………………. 27
2.2 Характеристика рынка майонезов………………………………… 30
3. Исследование покупательского спроса на майонез………………….. 35
3.1 Разработка плана исследования……………………………………. 35
3.2 Анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей………………………………………………………….
37
3.3 Анализ спроса по результатам опроса покупателей………………
40
Выводы и предложения…………………………………………………
43
Список литературы………………………………………………………
45
Приложения………………………………………………………………
47
Рассмотрим содержание отдельных этапов маркетинговых исследований более подробно.
Определение потребности в проведении маркетинговых исследований.
Для
определения потребности в
Определение проблемы
Ясное, чёткое изложение проблемы является ключом к проведению успешного маркетингового исследования.
Определение проблемы включает:
Проблемы маркетинговых исследований определяются требованиями предоставления руководителям и специалистам по маркетингу соответствующей, точной и непредвзятой информации, необходимой для решения проблем управления маркетинговой деятельностью.
Выделяют следующие подходы к выявлению проблем управления маркетингом:
Совместное
применение этих подходов даёт возможность
получить наиболее полную информацию
о проблемах управления маркетингом.
Однако на практике проведение таких
всеобъемлющих комплексных
Формулирование целей маркетинговых исследований.
Цели маркетинговых исследований вытекают из выявленных проблем, достижение этих целей позволяет получить информацию, необходимую для решения этих проблем. Они характеризуют тот информационный вакуум, который должен быть ликвидирован для предоставления менеджерам возможности решать маркетинговые проблемы. Список целей, согласованный с менеджером, включает обычно несколько наименований.
Цели должны быть ясно и чётко сформулированы, быть достаточно детальными, должна существовать возможность их измерения и оценки уровня их достижения.
При постановке целей маркетинговых исследований задаётся вопрос: «Какая информация необходима для решения данной проблемы?» Ответ на этот вопрос определяет содержания целей исследования.
Цели маркетинговых исследований могут носить следующий характер:
Что касается конкретных методов маркетингового исследования, то на данном этапе они описываются в самом обобщённом виде и характеризуют инструментарий сбора информации, необходимой для достижения исследовательских целей. Характер целей маркетингового исследования предопределяет выбор конкретных типов исследования, носящих те же названия, а именно: разведочный, описательный и казуальный.
Выбор методов проведения маркетинговых исследований
Первой задачей выбора методов проведения маркетинговых исследований, что является начальным этапом разработки плана маркетинговых исследований, будет ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться на отдельных его этапах. Затем с учётом ресурсных возможностей выбирается наиболее подходящий набор этих методов. К методам маркетинговых исследований относят:
Определение типа требуемой информации и источников её получения
Обычно при проведении маркетинговых исследований используется информация, полученная на основе первичных и вторичных документов.
Первичные
данные получаются в результате специально
проведённых для решения
Под вторичными данными, применяемыми при проведении так называемых кабинетных маркетинговых исследований, понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей маркетинговых исследований. Другими словами, вторичные данные не являются результатом проведения специальных маркетинговых исследований.
Внутренними источниками информации служат отчёты компании, беседы с сотрудниками отдела сбыта, маркетинговая информационная система, бухгалтерские и финансовые результаты, планы производства и НИОКР, деловая корреспонденция фирмы.
Внешними источниками являются данные международных организаций (МВФ, Европейская организация по сотрудничеству и развитию, ООН); законы, указы, данные официальной статистики, периодической печати, результаты научных исследований и т.д.
Определение источников вторичных данных может быть осуществлено следующим образом:
Определение методов сбора данных
Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные.
Количественные
исследования – различные опросы,
основанные на использовании
Охарактеризуем более детально количественные методы сбора первичных данных, или методы опроса.
Опрос заключается в сборе первичной информации путём прямого задавания людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Опрос может носить структуризованный и неструктуризованный характер; в первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором – интервьюер задаёт вопросы в зависимости от полученных ответов. При проведении опроса группа опрашиваемых может подвергаться или однократному, или многократным обследованиям. В первом случае получается как бы поперечный срез данной группы по многим параметрам для фиксированного момента времени. Во втором случае одна и та же группа опрашиваемых, называемая панелью, неоднократно изучается в течение определённого периода времени. Различные типы панелей используются при проведении маркетинговых исследований (панельный метод опроса). Базовым понятием подобного метода опроса является понятие панели.
Панель – выборочная совокупность опрашиваемых единиц, подвергаемых повторяющимся исследованиям, причём предмет исследования остаётся постоянным. Членами панели могут быть отдельные потребители, семьи, организации торговли и промышленности, эксперты, которые с определёнными оговорками остаются постоянными.
Качественные исследования – сбор, анализ и интерпретация данных путём наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме. К качественным исследованиям относят такие методы, как наблюдение, фокус - группы, глубинные интервью, анализ протоколов, проекционные, физиологические измерения.
Основу качественных исследований составляют методы наблюдений. Наблюдение в маркетинговых исследованиях представляет собой метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путём наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого объекта и значимые с точки зрения целей исследования. Прямое наблюдение предполагает непосредственное наблюдение за поведением, скажем, покупателей в магазине. При применении непрямого наблюдения изучаются результаты определённого поведения, а не само поведение.
Информация о работе Маркетинговые исследования покупательского спроса на майонез