Маркетинговые исследования покупательского спроса на майонез

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – провести маркетинговое исследование покупательского спроса, используя изученные методы и знания по данной теме.
Исходя из цели работы, возникают задачи, которые будут решаться в ходе работы:
1. Изложить теоретические знания по маркетинговым исследованиям и элементам рынка, в частности по покупательскому спросу;
2. Изучить рынок майонеза;
3. Провести маркетинговое исследование покупательского спроса, предварительно собрав необходимую информацию;
4. Грамотно применить методики оценки и анализа собранной информации;
5. Сделать грамотные выводы о проведённом исследовании.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
1. Теоретические аспекты исследования покупательского спроса...... 5
1.1 Понятие и виды спроса; факторы, влияющие на спрос……….. 5

1.2 Общая характеристика процесса маркетинговых исследований…
8

1.3 Особенности маркетинговых исследований покупательского спроса…………………………………………………………………

22
2. Краткая характеристика рынка майонезов…………………………… 27
2.1 Майонез как товар и его специфика………………………………. 27
2.2 Характеристика рынка майонезов………………………………… 30
3. Исследование покупательского спроса на майонез………………….. 35
3.1 Разработка плана исследования……………………………………. 35

3.2 Анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей………………………………………………………….

37

3.3 Анализ спроса по результатам опроса покупателей………………
40

Выводы и предложения…………………………………………………
43

Список литературы………………………………………………………
45

Приложения………………………………………………………………
47

Работа содержит 1 файл

курсовая_по_МИ.doc

— 254.50 Кб (Скачать)
 

    Итак, из таблицы видно, что всего майонез  приобрели 32 человека. Из них 11 мужчин и 21 женщина. Женщины в основном покупали лёгкие, диетические и низкокалорийные майонезы, что скорее всего связано с тем, что они следят за здоровьем и своим весом. Мужчины приобретали майонез в пластиковых вёдрах, т.е. большего веса. Можно предположить, что они покупали майонез для всей семьи и на продолжительное время. Всего было приобретено 41 единица майонеза.

    Наибольший  удельный вес в покупках  занял  майонез Кировского маргаринового  завода, что свидетельствует о  том, что данный производитель пользуется доверием и популярностью у кировчан. Особенно большим спросом среди кировских майонезов пользуется майонез провансаль марки «Здрава». Можно предположить, что это во многом связано с обновлением упаковки данного майонеза. Его покупали сразу по четыре штуки и большим объёмом. Также жители нашего города предпочитают майонез «Ольви» салатный. Приверженность этой марке связана с такими факторами, как низкокалорийность и низкая цена по сравнению с другими марками. Майонез «Король стола» этого же производителя также пользуется спросом ввиду разнообразия вкусов.

    Майонез других отечественных производителей пользуется меньшей популярностью. Среди импортного майонеза наибольшим спросом пользуется майонез  «Кальве» французский производства «Юнилевер СНГ». Связано это, скорее всего, с тем, что этот майонез является диетическим низкокалорийным и обладает необычным вкусом.

    Большинство покупателей сразу брали майонез, подолгу не изучая упаковку и не сравнивая его с другими. Из этого  можно сделать вывод о том, что майонез покупался по привычке.

    Анализируя  полученную информацию, можно предположить, что выбор покупателей во многом определяется доверием производителю, качеством майонеза, а также привычкой.  

  • 3.3 Анализ спроса по результатам опроса покупателей.  
  •     Также с целью изучения покупательского  спроса был проведён опрос покупателей.

        Опрос – это процесс сбора первичных  данных, направленный на выяснение  позиций участников мероприятия  по теме исследования и особенностей их поведения на рынке. [10]

        Опрос проводился при помощи специально разработанной анкеты, которая представлена в приложении Б.

        Перед опросом был рассчитан объём  выборки, т.е. необходимое число опрашиваемых. В результате расчётов определили объём  выборки, который составил 138 человек.

        Опрос проводился среди знакомых, соседей и студентов – сокурсников. В ходе  анализа анкет опрошенных определяется, какие показатели важны для покупателей при выборе майонеза, и обосновается это.

        Итак, проанализируем результаты проведённого опроса покупателей.

        Среди опрошенных было 77,8% женщин и 22,2% мужчин. Возраст опрошенных колеблется в интервале от 19 до 42 лет, причём большую часть опрошенных составляют девушки и молодые люди от 19 до 25 лет.

        Чаще  всего майонез покупают в супермаркетах - 84,9% опрошенных, реже покупка данного товара совершается в магазинах (15,1%). Связано это, прежде всего, с тем, что супермаркетах ассортимент майонеза представлен более широко, а также с увеличением в последнее время количества супермаркетов в городе (в основном за счёт расширения торговой сети «Глобус», «Всё на свете»).

        Среди факторов, определяющих выбор майонеза, наибольший удельный вес занимает качество (вкус) – 26,7%, также на выбор майонеза сильно влияет привычка и производитель (22,2% и 15,6% соответственно). Цена не так важна при выборе майонеза (13,3%). Далее по убывающей среди показателей стоит калорийность (11,1%), причём калорийность (низкая) имеет значение лишь для женщин – ни один из мужчин не высказался за данный фактор. Меньше всего человек указало на значение при выборе майонеза упаковки и марки (4,4% и 6,7% соответственно).

        Если  анализировать частоту покупки  майонеза, то 40% опрошенных покупают майонез  еженедельно, чуть реже майонез приобретается  каждые 2 – 3 дня (35,5%). Ежедневно майонез  приобретают 8,9% респондентов, а ежемесячно и того реже – 6,7%.

        На  вопрос «Что для покупателей важнее – цена или качество?» большинство опрошенных (55,6%) ответили, что качество. Для 35,5% респондентов оба эти признаки играют равную роль при выборе майонеза. Роль цены высказали лишь 8,9% опрошенных.

        Важность  упаковки при выборе майонеза  подчеркнули 14 человек, причём для 4,4% опрошенных упаковка очень важна, а для 26,7% - достаточно важна. 13,3% покупателей отметили отсутствие значимости для них упаковки.  Однако, большинство респондентов (55,6%) высказались за то, что для них упаковка не очень важна, что позволяет производителю тратить на неё меньше средств.

        Большинство опрошенных (40%) отдают своё предпочтение лёгким низкокалорийным майонезам, причём 94% указавших на этот фактор – женщины. Скорее всего, это связано с тем, что в последнее время всё больше людей, а тем более женщин,  уделяют всё большее внимание своему здоровью. Для 31,1% калорийность вообще не имеет значения. Чуть меньше людей (28,9%) высказались за высококалорийный майонез, представителем которого является провансаль.

        По  вкусу большинство респондентов (73,3%) отдают предпочтение классическому  майонезу – провансаль. 13,3% предпочитают кукурузный майонез, оливковый майонез предпочли 6,7%, причём оливковый выбрали только женщины.

        64,5% опрошенных не обращают внимание  на вес, что в принципе выгодно  для производителя. Однако, 35,5% всё  таки следят за весом майонеза, указанный на упаковке.

        77,8% респондентов предпочитают покупать  отечественный майонез,  почти  все из них (93,3%) покупают кировский майонез. Для 17,8% опрошенных не имеет значение, какой майонез они покупают – импортный или отечественный. А вот 4,4% покупателей, а именно женщин, покупают только импортный майонез. Это связано с тем, что майонез зарубежных производителей отличается наибольшим разнообразием вкусов и наименьшей массовой долей жира.

        Наибольшее  число опрашиваемых (44,4%) предпочитают покупать майонез в сашетах, чуть меньше (37,9%) – в дой – пакетах и дой- пакетах с дозатором. В пластиковых банках и вёдрах майонез покупают по 2,2% опрошенных. Для 13,3% расфасовка майонеза вообще не имеет значения. А вот за стеклянные банки не высказалось ни одного респондента.

        Большинство респондентов (68,9%) совершают покупку  майонеза вечером, что связано скорее всего с тем, что для них наиболее удобным является покупка продуктов после учебного и трудового дней. Днём майонез покупают 26,7%, утром – лишь 4,4% опрошенных.

        Таким образом, предпочтение покупатели отдают майонезу высокого качества отечественных, а в частности кировских производителей. 
     
     
     
     

        ВЫВОДЫ  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 

        Маркетинговые исследования покупательского спроса является важным элементом деятельности предприятия.

        Маркетинг ориентирован на интересы рынка и  исходит из приоритета потребительских  желаний и предпочтений. Он как бы «подсказывает» предпринимателю, что в его собственных интересах наиболее полно удовлетворяет запросы покупателей.

        При разработке стратегии маркетинга на длительную перспективу предприятие, занимающееся производством или  продажей товаров, ориентируется на потребности рынка, т.е. на покупательский спрос.

        Покупательский  спрос, как концентрированное денежное воплощение потребностей, является важнейшим  стратегическим ориентиром маркетинга фирмы на перспективу.

        Цели  и задачи курсовой работы, которые мы ставили перед собой в начале, выполнены. Мы рассмотрели процесс маркетинговых исследований, изучили рынок майонеза, а также потребительский спрос на майонез.

        В качестве объекта изучения нами был  выбран майонез. Майонез в России – это универсальная приправа, добавляемая практически всюду – в салаты, супы и вторые блюда, при приготовлении бутербродов и соусов. Подавляющее число россиян (порядка 90%) используют майонез при приготовлении пищи, из них практически треть является активными потребителями майонеза, то есть потребляют этот продукт практически каждый день. В среднем потребление майонеза в России в расчете на одного человека составляет около 2,5 кг в год. Исходя из этого, изучение покупательского спроса на майонез – очень актуальная тема исследования рынка. В данной работе мы рассмотрели майонез различных производителей, различных вкусов и калорийностей.

        Изучение  покупательского спроса проводилось  при помощи непосредственного наблюдения и анкетного опроса.

        Данные  исследования показали, что майонез чаще всего покупают женщины. Наибольшее предпочтение отдаётся лёгким, низкокалорийным майонезам отечественных (в частности, кировских) производителей.

        Наибольшее  влияние на выбор майонеза оказывают  такие факторы как качество, производитель, цена и привычка. Но всё – таки больше внимания покупатель уделяет качеству, поэтому производители должны обращать на этот аспект деятельности больше внимания и ориентироваться на товары – лидеры продаж.

        В настоящее время в магазинах  и супермаркетах города представлен достаточно широкий ассортимент майонеза, отвечающий предпочтениям и потребностям покупателей. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ. 

    1. Багиев  Г.Л. и др. Маркетинг. – М.: ОАО «Изд – во «Экономика», 1999. – С. 77-120.
    2. Беляевский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз.: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – Стр. 194-213.
    3. Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2004. – Стр. 118- 121.
    4. Бурцева Т.А. Маркетинговые исследования: учебное пособие. – Киров: ВГСХА, 2005. – 352 с.
    5. Бурцева Т.А. Методические указания и рабочая тетрадь по маркетингу. Технология проведения маркетинговых исследований для студентов экономического факультета. – Киров, 2000. -95 с.
    6. Бурцева Т.А., Маракулина И.В. Маркетинговые исследования: Практикум. – Киров, 2003. -90 с.
    7. Бурцева Т.А., Маракулина И.В. Основы маркетинга: Методические указания и рабочая тетрадь для студентов экономического факультета по специальности «Маркетинг», «Менеджмент». – Киров: ВГСХА, 2007.- 144 с.
    8. Бурцева Т.А., Маракулина И.В., Катаева Н.Н. Маркетинговые исследования: Практикум. – Киров: ВГСХА, 2005. – 130 с.
    9. Бурцева Т.А., Фокина О.В., Миронова Н.А., Климичева Г.В. Маркетинговые исследования: Методические указания и рабочая тетрадь.– Киров: ВГСХА, 2006.- 167 с.
    10. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология. – М.: Финпресс,1998. – 416с.
    11. Григорьев М.Н. Маркетинг: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2006. – стр. 52-55.
    12. Грязнова А.Г., Юданова А.Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие.- 4-е изд., исправл. и доп. – М.: КНОРУС. – 2004. – 592 с.
    13. Елисеева Л.Г. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. – М.: МЦФЭР, 2006. – С. 200-209.
    14. Немчина А.М., Минаева Д.В. Маркетинг. Учебное пособие. – СПб.: Издат.дом «Бизнес - пресса», 2001. – 512 с.
    15. Никонова Н.В. Маркетинговый анализ спроса и предложения // Экономический механизм управления социально – экономическим развитием региона.- Киров, 2005. С.31-34.
    16. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. -2-е изд. – М.: НОРМА, 2000. -543с.
    17. Панфилова М.Н. Ксантановая камедь. Применение в масложировом производстве // Пищевая промышленность. – 2006. - №11. – С. 18.
    18. Петухова Е. Соусы: покупатель верен марке // Товаровед продовольственных товаров.- 2006. - № 2.- С. 50-55.
    19. Пилипенко Т.В. Товароведение и экспертиза продовольственных жиров. – СПб.: Гиорд, 2006.- С. 525 – 533.
    20. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Финансы и статистика, 1999.- 320с.
    21. Товароведческий анализ и экспертиза майонеза // Товаровед продовольственных товаров. -2006. -№ 3. – С .59-62
    22. Федько В.П., Федько Н.Г. Поведение потребителей. Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия».- Ростов н/Д.: Феникс, 2001.- 352 с.
    23. Федько В.П., Федько Н.Г., Шапор О.А. Основы маркетинга. Серия «Учебники и учебные пособия».- Ростов н/Д.: Феникс, 2001.- 352 с.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложения 
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение  А 

    Ассортимент майонеза в супермаркете «Всё на свете» 

    Наименование  майонеза Вид майонеза Вид упаковки
    Сашет

    150 гр.

    Дой-пак

    230 гр.

    Дой-пак 500гр. ПЕТ-банка

    450 гр.

    Ведро

    900 гр.

    «Кальве» Французский

    Оливковый

    Лёгкий

    Экстралёгкий

    Классический

    -

    -

    -

    -

    -

    Х

    Х

    Х

    Х

    -

    -

    Х

    -

    Х

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    «Mr Ricco» На переп.яйц.

    Провансаль

    Оливковый

    Новогодний

    -

    -

    -

    -

    Х

    Х

    Х

    Х

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    «Ласка» Фернандель

    На переп.яйц

    -

    -

    Х

    Х

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    «Чудесница» Классический

    Оливковый

    Х

    Х

    Х

    -

    Х

    -

    -

    -

    -

    -

    «Провансаль московский» Классический

    Оливковый

    -

    -

    Х

    Х

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    «Ольви» Салатный Х Х Х Х Х
    «Король стола» Классический

    Оливковый

    Кукурузный

    Лёгкий

    Х

    Х

    Х

    Х

    Х

    Х

    -

    Х

    -

    -

    -

    -

    Х

    -

    -

    -

    Х

    Х

    -

    -

    «Здрава» Провансаль

    Оливковый

    Кукурузный

    Вятский

    Х

    Х

    Х

    Х

    Х

    Х

    Х

    -

    Х

    -

    -

    -

    Х

    -

    -

    -

    Х

    -

    -

    -

    Информация о работе Маркетинговые исследования покупательского спроса на майонез