Маркетинговые исследования покупательского спроса на майонез

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – провести маркетинговое исследование покупательского спроса, используя изученные методы и знания по данной теме.
Исходя из цели работы, возникают задачи, которые будут решаться в ходе работы:
1. Изложить теоретические знания по маркетинговым исследованиям и элементам рынка, в частности по покупательскому спросу;
2. Изучить рынок майонеза;
3. Провести маркетинговое исследование покупательского спроса, предварительно собрав необходимую информацию;
4. Грамотно применить методики оценки и анализа собранной информации;
5. Сделать грамотные выводы о проведённом исследовании.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
1. Теоретические аспекты исследования покупательского спроса...... 5
1.1 Понятие и виды спроса; факторы, влияющие на спрос……….. 5

1.2 Общая характеристика процесса маркетинговых исследований…
8

1.3 Особенности маркетинговых исследований покупательского спроса…………………………………………………………………

22
2. Краткая характеристика рынка майонезов…………………………… 27
2.1 Майонез как товар и его специфика………………………………. 27
2.2 Характеристика рынка майонезов………………………………… 30
3. Исследование покупательского спроса на майонез………………….. 35
3.1 Разработка плана исследования……………………………………. 35

3.2 Анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей………………………………………………………….

37

3.3 Анализ спроса по результатам опроса покупателей………………
40

Выводы и предложения…………………………………………………
43

Список литературы………………………………………………………
45

Приложения………………………………………………………………
47

Работа содержит 1 файл

курсовая_по_МИ.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

  В стратегическом маркетинговом анализе  выдвигаются три основные задачи:

      • Определение долговременных (стратегических) тенденций изменения покупательского спроса/ товарооборота;
      • Выявление и моделирование влияния комплекса факторов на динамику покупательского спроса/ товарооборота;
      • Прогнозирование покупательского спроса.

    При всей важности определения факторов, влияющих на рынок, эта задача стратегического анализа не является основной. Она скорее служебная, обеспечивающая главную цель стратегического анализа - прогнозирование развития рынка как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу. Прогнозирование спроса закладывается в основу оперативного и стратегического планов маркетинга, представляя собой первый, исходный этап разработки товара, планирования сбыта и продажи товаров. В процессе прогнозирования смыкаются оперативные, конъюнктурные прогнозы и прогнозы стратегического характера. Они должны быть увязаны и вытекать один из другого.

    Прогнозирование развития рынка, в первую очередь покупательского спроса, - это научно обоснованное предсказание изменений спроса и других параметров в будущем на основе изучения причинно-следственных связей, тенденций и закономерностей.

    Прогнозы  рыночного развития различаются по протяженности сроков предсказания. В теории прогнозирования принято деление на следующие виды прогноза:

    • предупреждающий (конъюнктурный) - на неделю, декаду, половину месяца;

  • оперативный - месяц, квартал, полугодие;
  • краткосрочный - на год;
  • среднесрочный - до пяти лет;
  • долгосрочный, или перспективный, - от пяти лет и более, как 
    правило, не более 10 - 15 лет.

    Прогнозы  могут быть точечными (когда результат  выражается в виде одного уровня), интервальными (результат варьирует в определенных пределах) и многовариантными (результат предлагается в виде нескольких вариантов развития). Точность прогноза зависит от:

  • надежности и полноты информации о рыночных процессах и 
    факторах, определяющих их уровень и развитие;
  • степени устойчивости рынка и экономики в целом (чем устойчивее рынок, тем меньше степень надежности прогноза);
  • адекватности прогнозной модели (т.е. от выбора вида функции, по которой строятся модели);

    • технической  вооруженности прогноза (от применяемой  компьютерной технологии, качества прикладных Программ, алгоритмов и т.п.).

     Оценить ошибку прогноза до наступления прогнозного срока позволяет метод Тейла. Расчет ведется по формуле: 

     

где

pt -   прогноз изучаемого показателя;

Аt фактическое изменение того же показателя;

V -  показатель надежности прогноза.

  Сравнение осуществляется на любой достижимой точке траектории прогноза: при V = 0 прогноз будет абсолютно точным; если V— 1, то это означает, что он вырождается в простую экстраполяцию; если же V > 1 - прогноз даст ненадежный результат. [2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.КРАТКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА  МАЙОНЕЗОВ 

    1.   Майонез как товар  и его специфика.
 

    Майонез представляет собой сметанообразную мелкодисперсную эмульсию прямого типа «масло в воде», приготовленную из рафинированного дезодорированного растительного масла с добавлением эмульгаторов, стабилизаторов, вкусовых добавок и пряностей. Из растительных масел используют подсолнечное, соевое, кукурузное и др., а также яичный порошок, сухое молоко, сахар, соль, соду питьевую, уксусную кислоту и другие добавки, в том числе различные пряности. Непрерывной средой в этой эмульсии служит вода, а диспергированной фазой – жир.

    Пищевая ценность майонеза определяется высоким  содержанием в нем растительного  масла (30-60%) и тем, что он представляет содой эмульсию прямого типа, легкоусвояемую организмом. В майонез вместе с растительным маслом входят незаменимые полиненасыщенные жирные кислоты, жирорастворимые витамины и другие биологически активные вещества. Благодаря ароматическим и вкусовым добавкам майонез возбуждает аппетит и улучшает пищеварение.

    Энергетическая  ценность майонеза зависит от содержания в нём растительного масла  и составляет в среднем 300-628 ккал.

    Майонезы  используются в качестве приправы для  улучшения вкуса и усвояемости пищи, а также в качестве добавки при изготовлении пищевых продуктов.

    Основные  факторы, определяющие пищевую ценность и качество майонеза, - его состав и технология производства.

    При изготовлении майонезов используют разнообразное сырьё: растительное рафинированное дезодорированное масло (подсолнечное, соевое, оливковое и др.), яичный порошок или сухой яичный желток, молоко сухое, сахар, соль, горчичный порошок, уксус (или лимонную кислоту) и другие компоненты, в зависимости от вида майонеза.

    Рецептурные ингредиенты не только формируют вкусовые и ароматические достоинства продукта, но и имеют специальное назначение. Так, сухое молоко, яичный и горчичный порошки обладают эмульгирующими свойствами, что позволяет получать высокоустойчивые эмульсии. В последнее время в качестве эмульгаторов используют и растительные белки, чаще всего соевые.

    Горчичный порошок, кроме того, придаёт майонезу остроту и специфический аромат. Уксус, являясь вкусовым и ароматическим  веществом, необходим для создания определённой кислотности (рН 4,6), что препятствует развитию микроорганизмов. Соль и сахар выполняют роль вкусовых добавок, а питьевая сода (бикарбонат натрия) смягчает вкус майонеза и способствует лучшей растворимости белков сухого молока и яичного порошка. [18]

    Производители майонезной продукции стремятся не только расширить ассортимент и увеличить объёмы продаж за счёт привлечения дополнительного контингента потребителей, но и сделать её более полезной для здоровья. Калорийность сегодня становится одним из важнейших вопросов для потребителя.

    При производстве низкокалорийного майонеза снижение содержания жира компенсируют добавлением различных эмульгаторов и крахмала. В настоящее время  основной тенденцией в производстве майонезов является создание современных  майонезных эмульсий со сбалансированным соотношением белков, жиров и углеводов, что достигается:

    • снижением содержания жировой фазы при увеличении в ней доли растительных масел со сбалансированным жирно – кислотным составом;
    • исключением из рецептур майонезов сырья, содержащего холестерин (яичный желток);
    • повышением пищевой ценности путём введения витаминов, минеральных веществ;
    • внесением в неё функциональных добавок (пищевые волокна, бифидобактерии и др.);
    • предотвращением микробиологической и окислительной порчи за счёт введения антиоксидантов и консервантов, а также проведения пастеризации и вакуумирования. [18]

    Наиболее  важным по значению дефектом майонеза является расслаивание эмульсии, в  результате чего из массы  выделяется жир. Кроме того, к дефектам майонеза относятся: наличие большого количества пузырьков воздуха; прогорклый привкус, вызванный порчей жировой основы; несвойственные майонезу привкусы и запахи различного происхождения; неоднородность окраски. [12]

    По  показателям безопасности майонезы должны отвечать гигиеническим требованиям безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.

    Многие  производители применяют следующие  современные упаковки:

      • Сашет (150 см3 )
      • Дой – пак (250 см3) и дой – пак с дозатором – современная, удобная, экономичная упаковка;
      • Пластиковое ведро (920 см3) – очень удобная и экономичная упаковка для большой семьи или праздников;
      • Полиэтиленовый бидон (2 литра) - удобная и экономичная упаковка для большой семьи или праздников. Дополнительная гарантия качества и сохранности – запайка фольгой.
      • Стеклянные баночки разного объёма (260 см3, 500 см3, 950 см3) с крышкой твист – офф – классическая упаковка, которая позволяет покупателю увидеть продукт. Майонез в этой упаковке имеет более длительный срок хранения – 6 месяцев при температуре от 0° С до +18° С.
      • Пластиковые банки (450 см3) – прозрачность банки также позволяет покупателю увидеть и оценить продукт.

    По  согласованию с потребителем для  предприятий массового питания, розничной торговли и для промышленной переработки майонез фасуют в  стеклянные банки для консервов массой нетто до 10 кг.

    Маркировка  потребительской тары должна содержать: товарный знак, наименование предприятия  – изготовителя и его адрес, наименование майонеза, дату выработки, срок и температуру  хранения, массу нетто, калорийность, содержание жира, обозначение ГОСТа.

    Хранят  майонез в складских, торговых охлаждаемых  помещениях или в холодильниках  при температуре не ниже 0° С  и не выше 18° С, при относительной  влажности воздуха не более 75%. Не допускается хранение майонеза под  прямыми солнечными лучами, что позволяет избежать прогоркания жира; а также низкие минусовые температуры (-15,-20° С), т.к. вода замерзает и кристаллы льда разрушают эмульсию, вследствие чего майонез расслаивается. Гарантийный срок хранения майонеза конкретного ассортиментного наименования содержится в техническом описании. [12] 

2.2 Характеристика рынка майонеза. 

    В настоящее время в нашей стране вырабатывается более 30 видов майонеза с различными вкусовыми добавками. Согласно ГОСТ Р 50174-92 в зависимости от массовой доли жира (калорийности) они подразделяются на высококалорийные – более 50% жира, среднекалорийные - 40-50 %, низкокалорийные - менее 40%.

      В Европе принята другая классификация. Там майонезом называется только продукт с 80% жирностью. Продукт, жирностью от 70 до 50% называется салатным майонезом, а все, что обладает еще меньшим содержанием калорий (жирность 49-20%), относится к салатным соусам.

    В зависимости от назначения майонез  подразделяют на две группы: закусочные и для детского и диетического питания.

    К закусочным относится майонез:

      • Столовый, который готовят из обязательного набора компонентов. Основную долю в объёме производства майонезной продукции составляет «Провансаль»
      • С пряностями - укропом, тмином, перцем, экстрактами петрушки, сельдерея, с корицей и др.
      • С острыми вкусовыми и желирующими добавками- с экстрактами лаврового листа, чёрного и красного перца, гвоздики, с чесноком, кинзой и др.

    Для детского и диетического питания  предназначен майонез:

      • Со сладкими вкусовыми и желирующими добавками - яблочный, медовый, малиновый, шоколадный, которые используют в производстве кондитерских изделий, для бутербродов и как приправу к пудингам и сладким кашам
      • Диетический – готовят с использованием лимонной кислоты вместо уксусной

    Кроме жидких майонезов, имеющих сметанообразную консистенцию, вырабатывают пастообразные майонезы, в которые добавляются  в качестве наполнителей овощные маринады, селёдочный фарш, джем, чернослив, сушёные грибы. Эти майонезы являются бутербродными продуктами питания и готовы к употреблению без специальной и дополнительной обработки.

    Помимо  жидких и пастообразных, вырабатывают порошковообразные майонезы. Получают их путём сублимационной или распылительной сушки высокодисперсной майонезной эмульсии того же состава, что и при  производстве жидких майонезов. Для восстановления сухой майонез смешивают с водой в определённом соотношении (1,3:1).  [20]

Информация о работе Маркетинговые исследования покупательского спроса на майонез