Маркетинговые исследования в сфере гостиничных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является получение и анализ первичной информации для выявления факторов, влияющих на выбор потенциальными клиентами – физическими лицами гостиницы для удовлетворения ими необходимых запросов. Для достижения поставленной цели в курсовой работе решались следующие задачи:

рассмотреть теоретические основы проведения маркетинговых исследований;
выявить роль и значение информации при проведении маркетинговых исследований;
сделать обзор рынка гостиничных услуг г. Санкт-Петербурга;
исследовать предпочтения потребителей относительно выбора гостиницы;
определить стратегии деятельности гостиницы;
разработать план маркетинга и стоимость его реализации;
дать рекомендации по оптимизации стратегий деятельности гостиницы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Анализ рынка гостиничных услуг
1.1. Особенности рынка гостиничных услуг. Перспективы и резервы роста данного рынка 4
1.2. Характеристика и специфика гостиничной услуги 11
1.3. Сегментация потребителей гостиничных услуг 15

Глава 2. Исследование поведения потребителей гостиничных услуг
2.1. Основные направления изучения клиентов 25
2.2. Система информации в сфере гостиничных услуг 32
2.3. Оценка деятельности некоторых компаний работающих на рынке гостиничных услуг. Предлагаемые ими товары 42
2.4. Определение стратегии фирмы 44
1.5. Оценка рекламных акций гостиничных услуг 47

Глава 3. Способы продвижения гостиничных услугна основе результатов маркетинговых исследований
3.1. Реклама гостиничных услуг 51
3.2. Public relations, спонсорство 53
3.3. Индивидуальные продажи 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 60

Работа содержит 1 файл

маркетинговые исследования1.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

      Каждый  из этих признаков имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при  анализе рынка. В современных  исследованиях существует тенденция выделения относительно однородных сегментов с точки зрения таких количественных факторов, как цена охвата, продолжительность отдыха, возрастные группы, доходы, расходы.

      Кроме того, используется сегментация и  по качественным характеристикам: национальность, групповые и индивидуальные особенности. Разрабатываются способы сегментации рынка с точки зрения потребностей и выгод.

      Однако  основными сегментами туристского  и гостиничного рынка являются сегменты, выделенные по возрасту потребителей. К ним относят:

  • потребители - молодежь;
  • потребители среднего возраста;
  • потребители «третьего возраста».

      Молодежный  сегмент объединяет людей до 30 лет, для этого сегмента характерны высокая  активность, стремление к общению, познанию, наличие свободного времени (каникулы). Эта группа предпочитает недорогие средства размещения, минимальный комфорт, вечерний отдых в барах, казино, на дискотеках.

           Для второго сегмента – среднего  возраста (30-50 лет) – характерно  преобладание семейного туризма.  Этот фактор требует включения в отдых развлечений для детей (детские площадки, игротеки, бассейны и др.).

          Туристы среднего возраста предъявляют  повышенные требования к комфорту  и удобству гостиниц, содержательным  экскурсионным программам, включающим  ознакомление с объектами в соответствии с их профессиональным интересами.

             При разработке  туристских услуг  для этого сегмента необходимо  исходить из того, что лица  среднего возраста и есть экономически  активное население, их желание  совершить путешествие вызвано потребностью в отдыхе, связанной со сменой обстановки. Наличие четко выраженного периода отпусков и каникул является основной причиной существующей сезонности туризма данного сегмента потребителей.

          Потребители «третьего возраста»  (старше 50 лет) в значительной степеи заинтересованы в комфорте и внимании со стороны персонала гостиничного предприятия, в ряде случаев им требуется квалифицированная медицинская помощь, лечебное и диетическое питание. Это сегмент, как правило, интересует спокойная, комфортная обстановка.

        Целесообразно проводить сегментацию  и по уровню доходов потребителей. Следует отметить, что спрос на  гостиничные услуги расширяется  по двум направлениям. С одной  стороны, растет вовлечение в  туризм потребителей со средними  доходами и даже относительно низкими, с другой стороны, спрос продолжает расти у потребителей с высокими доходами.

            Традиционно среди туристов по характеру их активности во время отпуска В.А.Квартальнов выделяет шесть групп:

                1)Любители спокойного отдыха. Его представители отправляются в отпуск для того, чтобы освободиться от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся посторонних и большого скопления людей. Спокойно отдыхающих отпускников привлекают солнце, песок и море.

              2)Любители удовольствий. Это тип  предприимчивых туристов, которые  во время отдыха заняты поиском  разнообразных удовольствий и  предпочитают светскую атмосферу.  Их привлекают флирт, дальние  расстояния.

              3)Любители активного отдыха. Эти  туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу. Предпочитают размеренное движение и пребывание на свежем воздухе. Их отпуск можно совместить с лечением.

              4)Любители спортивного отдыха. Внимание  туристов сконцентрировано на  соревнованиях. Спорт является их хобби. Они не страшатся физических нагрузок.

              5)Отдыхающие с целью познания  и изучения. Туристы, которые заинтересованы  в повышении своего образовательного  уровня и познании нового.

              6)Любители приключений. К типу  искателей приключений можно отнести таких туристов, которые ищут необычных впечатлений с определенной долей риска. Для них риск – возможность испытывать себя.

      Турист  – это гражданин, посещающий страну временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально – деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.       

             Н.И.Кабушкин предлагает более углубленный подход к выделению типов в зависимости от стиля жизни, так как рассматривает человека и его поведение не изолированно, а в связи с его жизненной позицией, отношением к различным вещам и его желаниями. Он выделил четыре группы туристов как покупателей туристского продукта:

       1)экономичные покупатели (высокая чувствительность к цене, качеству, ассортименту);

        2)персонифицированные (вид туристского продукта, качество услуг туризма, цена не являются решающим фактором);

       3)этичные (платят низкие цены за туры с широким ассортиментом услуг в туризме);

      4)аппотичные (важно качество услуг, цена  не играет роль).

              В зависимости от вида предъявляемого спроса туристы делятся на три группы:

              1)люди с туристскими потребностями  и желанием путешествовать;

              2)люди с высокой покупательской способностью, спрос которых направлен на элитные и самые престижные туры, оригинальные путешествия, высокий уровень обслуживания;

              3)люди с покупательским поведением  в туризме. Это касается всех  природных, психологических, социальных  и других причин, которые заставляют его реагировать определенным образом на рекламу.

              Выделяют следующие типы туристов: S, W, A, F, B.

    • S - типичный отпускник, предпочитающий пассивный отдых на море, морских курортах, спокойствие и комфорт, избегает суету, но приветствует контакты с приятными людьми.
    • F - отпускник, предпочитающий поездки на дальние расстояния и флирт.
    • W1 - отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы; его кредо – физическая активность; независимо от погоды, он поддержит.
    • W2 - скорее спортсмен, чем любитель, выдерживает длительные, вплоть до экстремальных, нагрузки.
    • A - любитель приключений, риска, новых ощущений, испытания своих сил в неожиданных ситуациях.
    • B - любознательные туристы:

      1)эксперты, коллекционирующие посещаемые ими достопримечательности;

      2)эмоциональные  – любители культурной природы;

      3)специалисты,  которые углубляют свои знания  в определенных областях истории,  культуры и искусства.

             При выделении групп туристов в зависимости от стиля жизни  в основу положен не отдельно взятый критерий, а общее отношение человека к своей жизни. Сделать это очень сложно, так как тенденция и экономическая ситуация в обществе подвержены очень сильным изменениям во времени.

              В зависимости от стиля жизни  выделяют четыре группы туристов: любители наслаждении, тенденциозные, семейные и исключительно отдыхающие туристы. Приданной классификации следует иметь в виду, что выделенные группы постоянно изменяются и границы между ними очень расплывчаты.

              1.Любители наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования качеству отдыха. Для них путешествие – это способ самовыражения. Для отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку.

              2.Тенденциозные туристы. Это отдыхающие с высокими требованиями, но в отличие от «наслаждающихся жизнью», им не нужны условия класса люкс. Они ищут единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки.

              3.Семейные туристы. В эту группу входят исключительно семьи с детьми, которые любят проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали.

              4.Всецело отдыхающие. В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, для которых главным условием является возможность отдохнуть. Они любят обильно и вкусно поесть.

              При более точной классификации путешествующих по возрасту определены следующие группы туристов:

       - от 0 до 14 лет: это дети, как правило, путешествующие с родителями, для них необходимо формировать льготные расценки;

        - 15 – 24 лет: сегментом является молодежь, которая уже путешествует без родителей, но, тем не менее, сохраняются льготные расценки на поездки;

      - 25 – 44 лет: экономически активные люди, которые проводят время со своими семьями на отдыхе или друзьями. Здесь надо обращать внимание на потребности детей, если отдыхают семьями;

      - 45 – 64 лет: люди среднего возраста, имеющие экономическую активность, но не обременены детьми. Кстати сказать, таких потребителей называют «опустевшие гнезда».

      - старше 65 лет: здесь потребителями являются люди старшего возраста, неработающие пенсионеры. В мире этот сегмент насчитывает достаточно большую долю туристского рынка.

              Основная часть туристов во  время путешествия обычно испытывает необходимость в наличии чего–либо «знакомого», распространенного вместе их проживания. «Знакомыми» могут быть, например, национальная кухня или спутник, говорящий на родном языке. Российский турист, путешествуя за рубежом, испытывает особое чувство, обнаружив ресторанчик с русской национальной кухней, а встреча с земляком вызывает у него такой восторг, какого он никогда не испытывает на родине. Наличие «знакомого» позволяет туристу чувствовать себя комфортнее и даже безопаснее во время путешествия, наслаждаться поездкой. У человека, сформированного определенной общественной средой, «погружение» в чужеродную среду способно вызвать страх и панику. 4

              Большое значение в адаптации туриста к «новому» имеют его индивидуальные качества. Условный подбор типичных комбинаций соотношения «нового» и «знакомого», составляющих определенную типологию туристов, позволяет В.А.Квартальному выделить четыре туристские роли:

      1.Организованный массовый турист. Туристский маршрут для него формируется заранее. Организованный массовый турист приобретает пэкидж – тур, воспринимая и расценивая его как очередной товар, предлагаемый для массовой реализации; во время поездки не принимает почти никаких решений. Соотношение между «новым» и «знакомым» - максимум «знакомого», минимум «нового».

      2.Индивидуальный турист. Маршрут для него также планируется заранее, но не полностью, и в этом состоит главное отличие индивидуального туриста от организованного массового туриста. Индивидуальный турист частично участвует в формировании тура, контролирует время поездки и маршрут, не ограничен рамками группы, все услуги получает исключительно от туристских организаций. Доминантной является «знакомое», но уже в меньшей степени.

        3.Турист – исследователь. Организует поездку самостоятельно, избегает избитых туристских маршрутов, но предпочитает комфорт, свойственный массовому туризму, при размещении, перевозке и тому подобное. Турист – исследователь пытается сблизиться с местным населением.  Активнее, чем организованный массовый и индивидуальный туристы, отрывается от «знакомого», но при определенных обстоятельствах готов вернуться к нему. «Новое» доминирует, но существует небольшая приверженность к «знакомому».

        4.Турист – бродяга. Активно уходит от знакомого, отвергает любые формы связи с туристскими организациями, считает общепринятый туризм «пресным», лишенным привлекательности. Турист – бродяга склонен все выполнять самостоятельно и рассчитывает только на себя. У него нет фиксированного маршрута, графика передвижения, четкой цели путешествия. Он полностью погружается в культуру местности, по которой путешествует. «Новое» полностью доминирует над «знакомым».

              Таким образом, по мнению В.А.Квартального, основной переменной, на базе которой сформирована типология туристов, является соотношение «нового» и «знакомого». Люди путешествуют в зависимости от возраста, уровня доходов, социального статуса, рода занятий и уровня образования. А также классификация туристов зависит от образа жизни людей, их интересов и ценностей, от того, как люди развлекаются, какой отдых любят.

Информация о работе Маркетинговые исследования в сфере гостиничных услуг