Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 14:18, курсовая работа
Целью исследования является получение и анализ первичной информации для выявления факторов, влияющих на выбор потенциальными клиентами – физическими лицами гостиницы для удовлетворения ими необходимых запросов. Для достижения поставленной цели в курсовой работе решались следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы проведения маркетинговых исследований;
выявить роль и значение информации при проведении маркетинговых исследований;
сделать обзор рынка гостиничных услуг г. Санкт-Петербурга;
исследовать предпочтения потребителей относительно выбора гостиницы;
определить стратегии деятельности гостиницы;
разработать план маркетинга и стоимость его реализации;
дать рекомендации по оптимизации стратегий деятельности гостиницы.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Анализ рынка гостиничных услуг
1.1. Особенности рынка гостиничных услуг. Перспективы и резервы роста данного рынка 4
1.2. Характеристика и специфика гостиничной услуги 11
1.3. Сегментация потребителей гостиничных услуг 15
Глава 2. Исследование поведения потребителей гостиничных услуг
2.1. Основные направления изучения клиентов 25
2.2. Система информации в сфере гостиничных услуг 32
2.3. Оценка деятельности некоторых компаний работающих на рынке гостиничных услуг. Предлагаемые ими товары 42
2.4. Определение стратегии фирмы 44
1.5. Оценка рекламных акций гостиничных услуг 47
Глава 3. Способы продвижения гостиничных услугна основе результатов маркетинговых исследований
3.1. Реклама гостиничных услуг 51
3.2. Public relations, спонсорство 53
3.3. Индивидуальные продажи 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
В результате было установлено следующее:
- В среднем заполняемость Санкт-Петербуржских гостиниц летом составляет более 80%, зимой – около 35-40%
- В среднем номер в гостинице стоит от 100$ в сутки и выше. Самые дешевые номера предлагают гостиницы «Аврора Петроградская», «Вилма» – от 35$, но качество услуг и уровень безопасности там оставляет желать лучшего.
- Во многих гостиницах есть возможность получения скидки, если гость останавливается дольше, чем на 10 дней. Также скидка предоставляется, если бронируются сразу несколько номеров или клиент является постоянным.
- В большинстве гостиниц процент постоянных клиентов составляет большую часть от всех приезжающих (около 70%).
- Около 60% потребителей гостиничных услуг являются жителями России.
- В общем уровень обслуживания в петербургских гостиницах соответствует цене и классу.
Итак, что же представляет собой гостиничный рынок Санкт-Петербурга? В процессе исследования был изучен как спрос, так и предложение на рынке гостиничных услуг.
Анализ
спроса на услуги мест размещения на территории
СПб показывает, что город обладает
достаточным количеством мест в
гостиницах высокого класса 4-х и 5-ти
звезд, однако продолжает недоставать
недорогих гостиниц хорошего качества.
Т.е. основной проблемой, с которой сталкиваются
потребители является отсутствие крупных
дешевых гостиниц и гостевых домов класса
от "одной звездочки" до "трех звездочек"
с невысокими ценами и качественными услугами.
Эта ниша на рынке гостиничных услуг еще
не полностью занята. Также совсем небольшое
количество молодежных общежитий – хостелов
– которые очень популярны зарубежом.
Хостелы - дешевые гостиницы, предоставляющие
ночлег, и, иногда, питание. Они есть практически
во всех развитых странах мира. Это довольно
чистые гостиницы с удобными спальными
местами и достаточно комфортными комнатами.
В России они пока не развиты, назвать
точное количество хостелов в СПб сложно.
По оценкам аналитиков, их около 15, для
сравнения в Лондоне – 50. Первый хостел
в СПб открылся в 1991 году, он вмещал 56 человек.
Из официальных хостелов сегодня работают
«Холидей», «Метропул», «Серофрей», «Петровский»,
«Меньшиковский» и некоторые другие. Больше
половины хостелов находится в центре.
Они рассчитаны на малообеспеченных туристов,
которые не могут позволить лишнюю поездку.
Хостелы можно разделить на две группы:
квартирного типа и общежития. В них от
20 до 100 номеров с удобствами на этаже.
Простые хостелы содержат до 40 мест в комнате,
комфортные предлагают двухместные номера
с включенным завтраком. Стоимость размещения
составляет от $1 c человека, в среднем $10-30
за ночь. Дополнительные услуги, кроме
питания, оказываются крайне редко. Скорее
всего, это будет доступ в Интернет. Гостиничные
хозяйства С-Пб все реже сталкиваются
с проблемой низкой заполняемости. Полная
загрузка гостиниц в основном происходит
за счет проведения в столице различного
рода официальных, культурных и спортивных
мероприятий, которые, к сожалению, случаются
не так часто. Поэтому, основным «поставщиком»
гостей для гостиничных предприятий города
остается въездной туризм, и он с каждым
годом переходит на более высокий уровень.
А средний срок проживания в С-Пб иностранного
гостя– всего около 4- 5 дней. Одной из причин
или фактором, влияющим на заполняемость,
может быть простая вещь – привлекательность
гостиничного продукта. Гостиничный бизнес
и реализация гостиничного продукта требуют
высокого профессионального мастерства,
искусства стратегического и оперативного
менеджмента, высокой духовной культуры,
лучших человеческих качеств и высокой
выучки персонала. Однако, при опросе петербургских
гостиниц я столкнулась с удивительной
особенностью: чем дешевле был отель, тем
грубее общались его представители. Простые
вопросы - сколько стоит у вас номер, как
можно его забронировать (а если представить,
что этим интересуется только что приехавший
в СПб гость?!) - почему-то вызывали раздражение
сотрудников некоторых гостиниц.
Итак, гостиничный рынок
Санкт-Петербурга на сегодняшний день
по качеству обслуживания достиг уровня
общепринятого европейского стандарта.
По этому критерию он значительно уступает
западным рынкам, где процент дешевых
и среднего класса гостиниц является далеко
не низким.
Деятельность внутреннего PR направлена на организационную культуру компании. Вся работа по PR непосредственно связана с формированием этой культуры.
К основным принципам управления связями с общественностью на предприятии или в организации относятся: научность, планомерность, комплексность, оперативность, непрерывность, объективность, законность, гибкость, конструктивность, эффективность.
Для
реализации задач внутреннего PR у
специалистов по связям с общественностью
имеется в распоряжении ряд инструментов.
Эти инструменты можно условно подразделить
на информационные, аналитические, коммуникационные,
организационные и инструменты кризисного
реагирования. Корпоративный праздник
относится к коммуникационным инструментам
внутреннего PR и имеет большое значение
для формирования организационной культуры.
9
2.3. Оценка деятельности некоторых компаний работающих на рынке гостиничных услуг. Предлагаемые ими товары.
Рассмотрим деятельность предприятий работающих на рынке гостиничиных услуг на примере нескольких мини-отелей Санкт-Петербурга. Возьмем наиболее часто встречающиеся усредненные отели категории «три звезды» на 15 номеров. Такие как:
1.Арт-отель «Trezzini»: (17 номеров). Отель открылся в историческом центре Васильевского Острова, где 290 лет назад Доминико Трезини разработал первый генеральный план Санкт-Петербурга и начал первичную застройку города; отель расположен на углу пешеходной 6-ой линии (Андреевский бульвар) и Большого проспекта, в непосредственной близости с Андреевским собором. Здание отеля - на бывшем подворье Андреевского собора. Здесь, вероятно, были кельи служителей. Сейчас это - комнаты отеля, основная часть окон которых, выходит на собор. В качестве дополнительных услуг отель предоставляет: комнату переговоров на 10 человек, бесплатные выход в Интернет и звонки по городу, спутниковое телевидение (в т.ч. международные каналы), сейфы в номерах, системы "climat control", трансфер до вокзалов и аэропорта, услуги заказа ж/д и авиа билетов, услуги прачечной и химчистки, оборудованная кухня. Особое внимание при реконструкции отводилось современным системам безопасности.
2.Отель
«Shelfort» расположен в историческом центре
Петербурга недалеко от красивейшего
места Северной Столицы – стрелки Васильевского
острова. Ростральные колонны, Кунсткамера
и Меншиковский дворец – в 15 минутах ходьбы
от отеля. Отель расположен в историческом
здании, построенном в 1901 году в стиле
«Северный модерн» архитекторами фон
Голи и Гриммом. В том же стиле оформлен
холл первого этажа отеля, в котором доминантой
является «извивающаяся» деревянная колонна.
Shelfort, открытый в 2001 году – это маленький
уютный отель бизнес-класса категории
3 звезды на 15 номеров, рассчитанный на
прием небольших групп, индивидуальных
туристов и бизнесменов. Небольшой
размер отеля обеспечивает уютную домашнюю
атмосферу, позволяет снизить дискомфорт
от пребывания на новом месте. В отеле
Shelfort - два двухкомнатных номера – люкс,
в холлах которых мы сохранили старинные
действующие камины. Кроме номеров-люкс
в отеле два стандартных одноместных номера,
два одноместных номера повышенной комфортности
и девять двухместных номеров. Каждый
номер оснащен телевизором и телефоном.
Отель обеспечивает встречу в аэропорту
или на вокзале, организует экскурсии,
заказ авиа-, железнодорожных и театральных
билетов. Принимает основные кредитные
карты. Завтрак сервируется в любое удобное
для постояльца время. Возможность круглосуточно
заказать закуски и напитки в номер. Отель
обеспечен круглосуточной охраной.Основные
задачи объединения - совместное позиционирование
на рынке, повышение уровня сервиса, формирование
положительного имиджа членов Клуба. Основной
принцип The Hotels Club – создание и обязательное
выполнение отелями внутренних стандартов
обслуживания гостей Санкт-Петербурга.
Невыполнение внутренних стандартов может
повлечь исключение из Клуба. Работа в
клубе позволяет также повысить эффективность
работы мини-отелей по приему больших
групп. Так, в сентябре 2005 года отель Shelfort
организовал прием 120 участников международного
конгресса зоологов (TDWG – 2005) на Васильевском
Острове, задействовав ресурсы 10 мини-отелей.
Отель Shelfort - официальный партнер теннисных
турниров "Северный Кубок", "Золотой
Ангел", Bella Cup International.
Среднегодовая заполняемость таких отелей колеблется от 60 до 70% в год. Средняя цена за двухместный номер – 3500 руб. Валовой годовой доход таких отелей составляет:
То есть около 12,5 млн.руб. Текущая рентабельность такого отеля составляет примерно 60%, т.е. прибыль отеля составит около 7,5 млн руб. в год. Основные гостиницы Петербурга ежегодно принимают около полутора млн гостей, в том числе более 0,8 млн иностранцев. Зарубежные гости составляют около 65% клиентов гостиниц первого класса, около 60% клиентов гостиниц среднего класса и около 20% -экономического. Загрузка петербургских отелей подвержена резким колебаниям, связанным с сезонностью туризма. В летнее время около половины гостиниц работает с 75 процентной загрузкой, ведущие первоклассные отели почти полностью заняты. Зимой эти показатели падают до 30%. В пятизвездочных гостиницах Санкт-Петербурга стоимость номеров – в зависимости от категории номера и сезона – в среднем находится в диапазоне 140-3800 долларов за сутки, в четырехзвездочных – 80-900 долларов за сутки, в трехзвездочных – 45-510 долларов за сутки. 10
Особенностью
современных условий
а) стратегия лидерства в снижении издержек;
б) стратегия дифференциации;
в)
стратегия фокусирования.
Угрозы появления
новых участников рынка |
| ||
Угрозы
со стороны поставщиков |
Угрозы со стороны
имеющихся реальных конкурентов |
Угрозы
со стороны потребителей | |
Угрозы
появления субститутов–услуг- |
Рис. 8. Матрица рыночного поля (по М.Портеру)
Выбор конкурентной стратегии формируется под влиянием рыночного поля в арт-отеле «Трезини» следующим образом (рисунок 9).
|
Угрозы со
стороны вновь пришедших в
отрасль:
легкость проникновения
в отрасль для крупных | ||||
Власть поставщиков: могут повысить цены, так как гостиница не желает терять старые связи |
Конкуренция на
рынке товаров
незначительная |
Власть потребителей:
спрос велик, власть потребителей не сильна | |||
Угроза со стороны товаров-заменителей незначительна, так как товар представленный на рынке, лучше |
Рис. 9.Матрица рыночного поля гостиницы «Трезини»
Цель
анализа – эффективно использовать
ресурсы, оптимизировать действия фирмы
по использованию внешних
Мощь | Возможности |
|
|
Слабость | Угрозы |
|
|
Рис.10. SWOT-анализ арт-отеля «Трезини»
Цель бизнеса арт-отеля «Трезини» - максимизация прибыли в долгосрочной перспективе без серьезных рисков и конечная цель - максимально полное удовлетворение потребностей клиентов.
Позиционирование услуг в сфере гостиничных услуг на рынке означает предложение самих услуг и имиджа гостиницы, которые позволят целевому сегменту рынка: четко понять содержание предложения и репутацию предприятия и понять его отличие от конкурентов. Позиционирование определяет характер восприятия предприятия целевыми клиентами.
2.5.Оценка рекламных акций гостиничных услуг.
Современный маркетинг гостиничного предприятия означает больше чем разработка конкурентоспособных гостиничных услуг и установление на них привлекательных цен. Гостиницы должны иметь продуманную комуникацинную стратегию и уметь поддерживать связи с клиентурными группами, контактными аудиториями и широкой общетвенностью. Коммуникационные процессы должны быть непрерывными и эффективными. Современное гостиничное предприятие управляет сложной системой коммуникационных связей, поэтому программа маркетинговых коммуникаций фактически является системой продвижения и стимулирования продаж и важным элементом комплекса маркетинга. Основными составляющими элементами комплекса маркетинга «продвижение» являются:
-
реклама – распространение
-
пропаганда – использование
-
стимулирование сбыта –
Рекламная деятельность «Holiday Inn Moscow Vinogradovo»
Цель:
Содействие сохранению и укреплению позиций
гостиницы на рынке бизнес услуг для зарубежных
и российских фирм, повышение эффективности
и конкурентоспособности его деятельности.
Задачи:
1. Поддержание и укрепление имиджа «Holiday
Inn Moscow Vinogradovo» как одного из лидеров российского
рынка гостиничных, и деловых услуг в новых
экономических условиях.
Информация о работе Маркетинговые исследования в сфере гостиничных услуг