Маркетинговый анализ деятельности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:49, дипломная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений особое место занимает маркетинг как система управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, нацеленная на эффективное удовлетворение потребительского спроса. Естественно, маркетинг ориентирует предпринимателей на оперативное реагирование на требования потребителей для того, чтобы превратить их в своих покупателей и таким образом обеспечить предприятию долгосрочное процветание.
В конце 80-х слово "маркетинг" прочно вошло в деловую лексику и едва ли не каждая вторая из вновь образующихся фирм, особенно внешнеторговых, вносит его в перечень уставной деятельности, на ряду с консалтингом, лизингом и факторингом. Правда тогда, в 99 случаях из 100 российские предприниматели под маркетингом понимали удобный способ перевести безналичные рубли с банковского счета в наличные доллары в кармане.

Работа содержит 1 файл

Маркетинговый анализ деятельности фирмы.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

Между тем, принятие стратегических решений в области маркетинга не мыслится без знания общих условий  деятельности в нашем регионе, в  стране и даже на мировом рынке. Эти  условия в ряде случаев оказываются  решающим обстоятельством при принятии решения расширении или сужении рыночной доли или уходе с рынка. Поэтому необходимо исследовать множество факторов окружающей среды, воздействующих на производственную и сбытовую политику предприятия.

На пороге ХХI века Россия столкнулась с обострившейся  проблемой охраны здоровья населения. Речь идет ни много, ни мало о нашем физическом выживании. С начала 90-х годов Россия попала в “демографический капкан”, когда началась естественная убыль населения. В Удмуртии этот процесс берет начало с 1992 года. Демографический кризис выразился в формах, не имеющих аналогов в послевоенной истории развитых стран. Рост смертности, снижение рождаемости, старение населения, ухудшение здоровья населения, естественная убыль и самоубийства.

Негативные изменения  в рождаемости Удмуртской Республики особенно обострились в начале 90-х годов. Если в 1991 г. общий коэффициент рождаемости (число рождений на 1000 населения) составлял 13,6 (на селе 16,0) промилле, то в 1993 г. он снизился 10,4 (12,0) промилле, а в 2000 г. был зафиксирован самый низкий показатель рождаемости современной истории Удмуртии - 9,1, в том числе в городе - 8,5, на селе 10,4.

Определить факторы, влияющие на рождаемость, сложно несмотря на многочисленные исследования в этой области. Уровень  рождаемости, особенно ее дифференциация, является результатом взаимодействия целого комплекса экономических, социальных, религиозных, психологических и исследовательских. Снижение уровня рождаемости можно рассматривать как своеобразную реакцию людей на условия жизни.

Происходит снижение здоровья каждого последующего поколения, а это в свою очередь, чревато снижением качества человеческого потенциала всей науки в длительной перспективе: ведь больное население не может воспроизводить здоровых.

Таблица 1

Первичный уровень  заболеваемости населения УР (на 1000 населения)

 

Всего

Дети

2002

2003

2002

2003

УР

851,3

871,2

1625,8

1685,7

Ижевск

1060,2

1042,0

2429,3

2294,1


Таблица 2

Общий уровень заболеваемости и травматизма ( на 1000 населения)

 

УР

РФ

Ижевск

2000

1431,9

1131

1625,8

2001

1442,9

1171

2429,3

2002

1436,5

1191

1776,7

2003

1597

-

1865


 

Причина - в катастрофическом ухудшении здоровья детей, понижение  полноценности новорожденных. Сложилась  парадоксальная ситуация: проблемы здоровья перемещаются с группы престарелых в группу детей, а это противоречит естественному процессу жизни.

Одновременно с этим в республике растет смертность. Сегодня  она превышает рождаемость в среднем в 1,5 раза. Для республики характерен так называемый “демографический крест”. Складывающиеся тенденции смертности характеризуются следующими особенностями:

  • феномен сверхсмертности мужчин;
  • более высокие темпы роста смертности в трудоспособных возрастах;
  • увеличилась смертность от болезней сердца, убийств, самоубийств, а также инфекционных заболеваний, смертность от злокачественных новообразований.

Анализ тенденций смертности свидетельствуют, что естественной смертью умирают лишь 10-12% населения республики. Основной причиной смертности населения являются болезни, от которых умирает 65-78% населения ежегодно.

Таким образом, основными  направлениями борьбы с высокой  смертностью являются укрепление системы здравоохранения, охраны труда, создание эффективной социально-психологической службы, улучшение деятельности правоохранительных органов.

Особое значение в системе борьбы со смертностью принадлежит профилактике заболеваемости населения, ибо справедливо говорят, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Преимуществом профилактической медицины (в частности, малых медицинских предприятий и частных врачей) является также то, что она способна достичь высоких результатов при малых вложениях финансовых средств.

3.2. Анализ общих условий реализации  медицинских услуг

 

Отрицательные тенденции  в здравоохранении в значительной мере обусловлены недостаточным финансированием в этой сфере. Расходы государства на здравоохранение (включая бюджетные ассигнования и  взносы на обязательное медицинское страхование ) сократились не менее чем на 33 % за период 1991-2002 г. Удельный вес государственных расходов на здравоохранение в России составил в 2002 г. 3,1% валового внутреннего продукта (по данным за 1992 г. в Австрии доля этих расходов составила- 5,9 % ВВП, Великобритании-5,9 %; Германии-8,2 %;  США- 6,6 %. За 90-е годы в медицинской промышленности Российской Федерации в несколько раз сократились объемы производства витаминов, антибиотиков и многих других лекарственных препаратов, а также  медицинской техники.

Эрозия бесплатной государственной  системы здравоохранения в стране компенсируется расширением медицинских  услуг , оказываемых населению на платной основе. В 2002 г. объем этих услуг, по данным Госкомстата России,  составил 12,9 млрд. руб. ( в т.ч. организации затратили на оплату медицинских услуг населению 7 млрд. руб., а физические лица 5,9 млрд. руб. Однако есть основания считать эти значения сильно занижены. Значительную часть денег пациенты платят медицинскому персоналу “в руки” . Между тем данные государственной статистики о размерах платных медицинских услуг собираются на основе финансовой отчетности медицинских организаций и налоговых деклараций частнопрактикующих работников. Вполне очевидно стремление и тех и других снизить заявленные доходы с целью уклонения от налогообложения.

 Результаты специального  социологического мониторинга, проведенного  Институтом социальных исследований в рамках проекта поддержки законодательных инициатив в области здравоохранения в России, реализуемого Бостонским университетом при финансовой поддержке Агентства международного развития США представляют материалы статистически- социологических опросов домохозяйств Российской Федерации, проведенные в январе 2002 и 2003 г. в 14 регионах. Всего было опрошено 3000 домохозяйств в 2002 г. и 2200 домохозяйств в 2003 г.

 Вопросы задавались  о расходах на приобретение  лекарств и об оплате в денежной форме медицинской помощи, получаемой в лечебных учреждениях и у частнопрактикующих врачей, исключая оплату услуг экстрасенсов, знахарей и других врачевателей подобного рода. Респондентов не спрашивали об уплате услуг в натуральной форме (подарки врачам  т.д.). Средний доход,  приходящийся  на одно обследованное домохозяйство, составил в декабре 2001 г. - 1673,7 тыс.руб. , а в декабре 2002 г. - 1851 деноминированный рубль.

Результаты оценки расходов населения  на лекарства и медицинские услуги в масштабе всей страны приведены в таблице 3 . Согласно расчетам размер расходов населения на лекарственное обеспечение и медицинскую помощь (4,5 % ВВП в 2002 г.) превышает объем государственного финансирования (3,1 %) Совокупный объем расходов государства и населения на здравоохранение в нашей стране составляет 7,7 ВВП.

Таблица 3

Расходы на здравоохранение ( в текущих ценах)

п/п

       Показатель

            2001 г.

           2002 г.

1.

Государственный бюджет  (8)

75,1

29,3                

64,4 (9)

2,40

2.

Взносы работодателей на обязательное медицинское страхование

18,3 (10)

0,71

20,0 (11)

0,75

3.

Общие расходы государства (1+2)

93,4

3,64

84,4

3,14

4.

Расходы населения на медицинские услуги

32,5

1,27

38,1

1,42

5.

Расхода населения на приобретение лекарств в аптеках

71,7

2,80

83,1

3,10

6.

Расходы населения на добровольное медицинское страхование

0,9

0,003

0,4

0,01

7.

Общие расходы населения  на медицинские нужды(4+5+6)

105,1

4,10

121,6

4,53

8.

ВСЕГО (3+8)

198,5

7,75

206,0

7,67


 

Результаты исследования показывают, что население вынуждено компенсировать за счет личных средств сокращение расходов государства на здравоохранение. Нагрузка по финансированию здравоохранению в значительной мере легла на бюджеты домохозяйств.

Несомненный интерес  представляет вопрос о том, какова реальная доля частного сектора медицинских услуг в сравнении  с услугами государственных и ведомственных учреждений. Этот интерес вызван тем, что частное здравоохранение в России развивается пока без необходимой законодательной базы, что оно возникло позже других областей частного предпринимательства в стране, а главное - что в условиях эрозии государственной системы здравоохранения усиливается  дефицит медицинских услуг и обостряется проблема их качества.

Одним из показателей  развития услуг частно сектора медицины в системе обслуживания населения может служить соотношение числа домохозяйств, члены которых в течении года обращались за помощью в поликлинические учреждения частной и государственной форм собственности.  Именно этот показатель был использован в исследовании (таб. 4).

Таблица 4

Соотношение числа домохозяйств, представители  которых обращались в течение 2001 и 2002 гг. в медицинские учреждения различных форм собственности и к частнопрактикующим врачам

( в процентах от общего числа  обследованных домохозяйств)

 

Формы собственности

общая медицинская помощь

2001 г.

2002 г.

Государственные и ведомственные  учреждения

93,7

93,7

Частные учреждения, врачи , ведущие официальную и неофициальную частную практику

7,1

5,9

Не обращались за медицинской  помощью

4,7

5,5


 

Сумма ответов более 100 % ,т.к. часть домохозяйств пользовалась услугами и государственных и негосударственных учреждений.

Соотношение обращений  домохозяйств в 2002 г. в частный и  государственный сектора медицины соответствует 2 : 4 (см. таб. 5). Значим и удельный вес домохозяйств,  получивших услуги в частных учреждениях - 5,9 % . В ведомственные больницы за этот период (2002 г.) обратились за помощью 1,3 % и в частные стационары - 0,4 % домохозяйств.

Таблица 5

Средние расходы  одного  домохозяйства на лечение  в государственном и частном секторах медицины в декабре 2001 и 2002 гг.

 

виды оплаченных населением медицинских услуг

Сумма расходов руб.

Доля расходов в %

сумма расходов в  руб.

Доля расходов в %

 

2001 г.

2002 г.

Расходы на медицинские  услуги, лекарства и медицинские материалы при госпитализации:

-в государственных  учреждениях

-в частных учреждениях

43,9

 

 

37,2

6,7

100

 

 

84,6

15,4

48,8

 

 

46,8

2,3

100

 

 

95,3

4,7

Расходы на медицинские  услуги (кроме стомат. помощи) лекарства и материалы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

-в государственных  учреждениях;

- в частных учреждениях

24,6

 

 

 

15,8

5,3

100

 

 

 

64,3

21,5

31,7

 

 

 

23,8

3,2

100

 

 

 

75,0

10,1

Расходы у  врачей, ведущих  официальную и неофициальную лечебную практику

3,5

14,2

4,7

14,9


 

По доле личных расходов населения в совокупном объеме затрат на здравоохранение Россия находится на уровне развивающихся стран с низким подушевым доходом, а по уровню государственных обязательств в сфере здравоохранения - впереди многих стран с развитой рыночной экономикой. Чрезмерные государственные обязательства сдерживают,  а может быть, и полностью исключают построение рациональной системы экономических отношений в здравоохранении. Несбалансированность государственных обязательств и их финансового обеспечения ослабляет действенный контроль за качеством медицинской помощи. В то же время теневой рынок деформирует систему оплаты медицинской помощи.

 Государство пока  не решилось официально пересмотреть гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи . Правительство рассчитывает решить проблему дисбаланса обязательств и их финансового обеспечения путем перераспределения средств в пользу более эффективных и менее дорогостоящих форм медицинской помощи и сокращение посредством этого общей потребности отрасли в государственном финансировании. Но такой путь труден для реализации и таит серьезные опасности. Реальный выход из сложившейся проблемной ситуации - реформирование системы государственных обязательств в области здравоохранения и легализации соучастия населения в оплате медицинской помощи.

Информация о работе Маркетинговый анализ деятельности фирмы