Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:49, дипломная работа
В условиях рыночных отношений особое место занимает маркетинг как система управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, нацеленная на эффективное удовлетворение потребительского спроса. Естественно, маркетинг ориентирует предпринимателей на оперативное реагирование на требования потребителей для того, чтобы превратить их в своих покупателей и таким образом обеспечить предприятию долгосрочное процветание.
В конце 80-х слово "маркетинг" прочно вошло в деловую лексику и едва ли не каждая вторая из вновь образующихся фирм, особенно внешнеторговых, вносит его в перечень уставной деятельности, на ряду с консалтингом, лизингом и факторингом. Правда тогда, в 99 случаях из 100 российские предприниматели под маркетингом понимали удобный способ перевести безналичные рубли с банковского счета в наличные доллары в кармане.
Между тем, принятие стратегических решений в области маркетинга не мыслится без знания общих условий деятельности в нашем регионе, в стране и даже на мировом рынке. Эти условия в ряде случаев оказываются решающим обстоятельством при принятии решения расширении или сужении рыночной доли или уходе с рынка. Поэтому необходимо исследовать множество факторов окружающей среды, воздействующих на производственную и сбытовую политику предприятия.
На пороге ХХI века Россия столкнулась с обострившейся проблемой охраны здоровья населения. Речь идет ни много, ни мало о нашем физическом выживании. С начала 90-х годов Россия попала в “демографический капкан”, когда началась естественная убыль населения. В Удмуртии этот процесс берет начало с 1992 года. Демографический кризис выразился в формах, не имеющих аналогов в послевоенной истории развитых стран. Рост смертности, снижение рождаемости, старение населения, ухудшение здоровья населения, естественная убыль и самоубийства.
Негативные изменения в рождаемости Удмуртской Республики особенно обострились в начале 90-х годов. Если в 1991 г. общий коэффициент рождаемости (число рождений на 1000 населения) составлял 13,6 (на селе 16,0) промилле, то в 1993 г. он снизился 10,4 (12,0) промилле, а в 2000 г. был зафиксирован самый низкий показатель рождаемости современной истории Удмуртии - 9,1, в том числе в городе - 8,5, на селе 10,4.
Определить факторы, влияющие на рождаемость, сложно несмотря на многочисленные исследования в этой области. Уровень рождаемости, особенно ее дифференциация, является результатом взаимодействия целого комплекса экономических, социальных, религиозных, психологических и исследовательских. Снижение уровня рождаемости можно рассматривать как своеобразную реакцию людей на условия жизни.
Происходит снижение здоровья каждого последующего поколения, а это в свою очередь, чревато снижением качества человеческого потенциала всей науки в длительной перспективе: ведь больное население не может воспроизводить здоровых.
Таблица 1
Первичный уровень заболеваемости населения УР (на 1000 населения)
Всего |
Дети | |||
2002 |
2003 |
2002 |
2003 | |
УР |
851,3 |
871,2 |
1625,8 |
1685,7 |
Ижевск |
1060,2 |
1042,0 |
2429,3 |
2294,1 |
Общий уровень заболеваемости и травматизма ( на 1000 населения)
УР |
РФ |
Ижевск | |
2000 |
1431,9 |
1131 |
1625,8 |
2001 |
1442,9 |
1171 |
2429,3 |
2002 |
1436,5 |
1191 |
1776,7 |
2003 |
1597 |
- |
1865 |
Причина - в катастрофическом ухудшении здоровья детей, понижение полноценности новорожденных. Сложилась парадоксальная ситуация: проблемы здоровья перемещаются с группы престарелых в группу детей, а это противоречит естественному процессу жизни.
Одновременно с этим в республике растет смертность. Сегодня она превышает рождаемость в среднем в 1,5 раза. Для республики характерен так называемый “демографический крест”. Складывающиеся тенденции смертности характеризуются следующими особенностями:
Анализ тенденций смертности свидетельствуют, что естественной смертью умирают лишь 10-12% населения республики. Основной причиной смертности населения являются болезни, от которых умирает 65-78% населения ежегодно.
Таким образом, основными направлениями борьбы с высокой смертностью являются укрепление системы здравоохранения, охраны труда, создание эффективной социально-психологической службы, улучшение деятельности правоохранительных органов.
Особое значение в системе борьбы со смертностью принадлежит профилактике заболеваемости населения, ибо справедливо говорят, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Преимуществом профилактической медицины (в частности, малых медицинских предприятий и частных врачей) является также то, что она способна достичь высоких результатов при малых вложениях финансовых средств.
Отрицательные тенденции
в здравоохранении в
Эрозия бесплатной государственной
системы здравоохранения в
Результаты специального
социологического мониторинга,
Вопросы задавались
о расходах на приобретение
лекарств и об оплате в денежно
Результаты оценки расходов населения на лекарства и медицинские услуги в масштабе всей страны приведены в таблице 3 . Согласно расчетам размер расходов населения на лекарственное обеспечение и медицинскую помощь (4,5 % ВВП в 2002 г.) превышает объем государственного финансирования (3,1 %) Совокупный объем расходов государства и населения на здравоохранение в нашей стране составляет 7,7 ВВП.
Таблица 3
Расходы на здравоохранение ( в текущих ценах)
№ п/п |
Показатель |
2001 г. |
2002 г. | ||
1. |
Государственный бюджет (8) |
75,1 |
29,3 |
64,4 (9) |
2,40 |
2. |
Взносы работодателей на обязательное медицинское страхование |
18,3 (10) |
0,71 |
20,0 (11) |
0,75 |
3. |
Общие расходы государства (1+2) |
93,4 |
3,64 |
84,4 |
3,14 |
4. |
Расходы населения на медицинские услуги |
32,5 |
1,27 |
38,1 |
1,42 |
5. |
Расхода населения на приобретение лекарств в аптеках |
71,7 |
2,80 |
83,1 |
3,10 |
6. |
Расходы населения на добровольное медицинское страхование |
0,9 |
0,003 |
0,4 |
0,01 |
7. |
Общие расходы населения на медицинские нужды(4+5+6) |
105,1 |
4,10 |
121,6 |
4,53 |
8. |
ВСЕГО (3+8) |
198,5 |
7,75 |
206,0 |
7,67 |
Результаты исследования показывают, что население вынуждено компенсировать за счет личных средств сокращение расходов государства на здравоохранение. Нагрузка по финансированию здравоохранению в значительной мере легла на бюджеты домохозяйств.
Несомненный интерес представляет вопрос о том, какова реальная доля частного сектора медицинских услуг в сравнении с услугами государственных и ведомственных учреждений. Этот интерес вызван тем, что частное здравоохранение в России развивается пока без необходимой законодательной базы, что оно возникло позже других областей частного предпринимательства в стране, а главное - что в условиях эрозии государственной системы здравоохранения усиливается дефицит медицинских услуг и обостряется проблема их качества.
Одним из показателей развития услуг частно сектора медицины в системе обслуживания населения может служить соотношение числа домохозяйств, члены которых в течении года обращались за помощью в поликлинические учреждения частной и государственной форм собственности. Именно этот показатель был использован в исследовании (таб. 4).
Таблица 4
Соотношение числа домохозяйств, представители которых обращались в течение 2001 и 2002 гг. в медицинские учреждения различных форм собственности и к частнопрактикующим врачам
( в процентах от общего числа обследованных домохозяйств)
Формы собственности |
общая медицинская помощь | |
2001 г. |
2002 г. | |
Государственные и ведомственные учреждения |
93,7 |
93,7 |
Частные учреждения, врачи
, ведущие официальную и неофициа |
7,1 |
5,9 |
Не обращались за медицинской помощью |
4,7 |
5,5 |
Сумма ответов более 100 % ,т.к. часть домохозяйств пользовалась услугами и государственных и негосударственных учреждений.
Соотношение обращений домохозяйств в 2002 г. в частный и государственный сектора медицины соответствует 2 : 4 (см. таб. 5). Значим и удельный вес домохозяйств, получивших услуги в частных учреждениях - 5,9 % . В ведомственные больницы за этот период (2002 г.) обратились за помощью 1,3 % и в частные стационары - 0,4 % домохозяйств.
Таблица 5
Средние расходы одного домохозяйства на лечение в государственном и частном секторах медицины в декабре 2001 и 2002 гг.
виды оплаченных населением медицинских услуг |
Сумма расходов руб. |
Доля расходов в % |
сумма расходов в руб. |
Доля расходов в % | ||
2001 г. |
2002 г. | |||||
Расходы на медицинские услуги, лекарства и медицинские материалы при госпитализации: -в государственных учреждениях -в частных учреждениях |
43,9
37,2 6,7 |
100
84,6 15,4 |
48,8
46,8 2,3 |
100
95,3 4,7 | ||
Расходы на медицинские услуги (кроме стомат. помощи) лекарства и материалы в амбулаторно-поликлинических учреждениях: -в государственных учреждениях; - в частных учреждениях |
24,6
15,8 5,3 |
100
64,3 21,5 |
31,7
23,8 3,2 |
100
75,0 10,1 | ||
Расходы у врачей, ведущих официальную и неофициальную лечебную практику |
3,5 |
14,2 |
4,7 |
14,9 |
По доле личных расходов населения в совокупном объеме затрат на здравоохранение Россия находится на уровне развивающихся стран с низким подушевым доходом, а по уровню государственных обязательств в сфере здравоохранения - впереди многих стран с развитой рыночной экономикой. Чрезмерные государственные обязательства сдерживают, а может быть, и полностью исключают построение рациональной системы экономических отношений в здравоохранении. Несбалансированность государственных обязательств и их финансового обеспечения ослабляет действенный контроль за качеством медицинской помощи. В то же время теневой рынок деформирует систему оплаты медицинской помощи.
Государство пока
не решилось официально