Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:49, дипломная работа
В условиях рыночных отношений особое место занимает маркетинг как система управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, нацеленная на эффективное удовлетворение потребительского спроса. Естественно, маркетинг ориентирует предпринимателей на оперативное реагирование на требования потребителей для того, чтобы превратить их в своих покупателей и таким образом обеспечить предприятию долгосрочное процветание.
В конце 80-х слово "маркетинг" прочно вошло в деловую лексику и едва ли не каждая вторая из вновь образующихся фирм, особенно внешнеторговых, вносит его в перечень уставной деятельности, на ряду с консалтингом, лизингом и факторингом. Правда тогда, в 99 случаях из 100 российские предприниматели под маркетингом понимали удобный способ перевести безналичные рубли с банковского счета в наличные доллары в кармане.
Для пациентов всех социальных групп на первом месте по привлекательности - услуги аптеки (40-50%, имеется ввиду традиционные виды: травы, сборы, пищевые добавки), на втором - услуги связи (15-25%). Отметим полную незаинтересованность предпринимателей в транспортных услугах и буфете, а не занятых на производстве - в медицинской информации. Наконец, работники наемного труда не нуждаются в финансовых услугах. Эти особенности достаточно хорошо характеризуют достоверность деления пациентов на указанные социальные группы.
Таблица 10
оценка 0-6 баллов
Что оказывает влияние на решение прийти к нам |
Баллы |
Другие методы лечения не помогают |
3,5 |
Непереносимость лекарственных препаратов |
2 |
Эффективность лечения у знакомых пролеченных в ЗАО “Аура” |
3 |
Не верю в нетрадиционную медицину |
2 |
Новый метод, новая технология - интересно |
4 |
Модно, престижно |
4,2 |
Удобное месторасположение |
4 |
Таблица 11
Группы (сегменты) потребителей, наиболее предпочтительные для ЗАО “Аура”
Группы потребителей |
Отношение к нашим услугам | ||
хорошее |
среднее |
Плохое | |
Предприниматели |
79 |
11 |
10 |
Наемные рабочие |
46 |
43 |
11 |
Незанятые на производстве |
51 |
33 |
16 |
Для более полной характеристики целевой группы потребителей новой медицинской услуги (СКЭНАР-лечение) проведем анализ с точки зрения адаптации к новой технологии (см.таб.12)
Таблица 12
Личностные качества потребителей, их адаптация к новой технологии СКЭНАР-терапия
Сегменты |
Отношение к услуге СКЭНАР-терапия |
Количественная оценка сегмента (%) |
Характеристики потребителей сегмента |
Суперноваторы |
хорошее |
15 |
Склонны к риску, эксперименту. Обладают высоким социальным статусом. Входят в высшую группу по доходам. Горожане |
Новаторы |
хорошее |
45 |
Имеют сходные с суперноваторами характеристики, но в меньшей степени склонны к риску |
Обычные потребители |
среднее |
5 |
Избегают риска. Отсутствует чувство лидерства. Чаще являются жителями небольших городов или сельской местности |
Консерваторы |
плохое |
3 |
Осторожны, не любят изменений. Чаще являются представителями малопрестижных профессий. Входят в группу с относительно низкими доходами. |
Суперконсерваторы |
среднее |
6 |
Относятся подчеркнуто отрицательно к любым изменениям. Как правило, лишены творческого воображения. Могут принадлежать к слоям с высокими и низкими доходами |
Приверженцы марки, сорта |
хорошее |
16 |
Склонны к “фирменному” образу жизни. Как правило, обладают высокими доходами. Чаще являются лицами старше 40 лет. Готовы переплачивать за престижные товары |
Анализ личных качеств потребителя, их мобильность в принятии решения воспользоваться новой медицинской услугой(электротерапия) позволит выбрать тактику поведения в общении с ними.
Анализ показал, что основной пациентов, на которых мы должны ориентироваться, это новаторы и суперноваторы (15%), т.е. люди, способные к принятию рискованных, неопробованных новых решений.
Как правило, с высоким достатком, с психологией успеха они практически не нуждаются в длительной мотивации как по отношению к платной услуге, так и в отношении эффективности лечения. Эффективность лечения у такой категории людей наиболее высока - 98%.
“Преверженцы марки” 16% - эта категория достаточна гибкая к принятию решения воспользоваться нашей услугой, т.к., как правило, люди уже знакомы с действием или узнали про нас от знакомых, родственников. Для них решающее значение играет мода, престиж.
Суперконсерваторы - одна из достаточно сложных категорий, т.к. такие люди очень скурпулезны в выборе (требуют лицензии, инструкции, сертификаты). Консультация с ними занимает, как правило, больше положенного времени, т.к. не склонны к принятию необдуманных решений. Таким людям необходима мотивация.
Панельный опрос потребителей определил, что наиболее приемлемым и интересным для ЗАО “Аура” является потребитель со средними и высокими доходами они составляют 66,4 %.
Поскольку лечение больных не ограниченно видами и стадией заболевания, следовательно нет необходимости какой-либо классификации по этим направлениям.
Здоровье относится к физиологическим потребностям человека, может быть поэтому оценка значимости цены на наши услуги достаточно низкая, число неудовлетворенных составила всего лишь 5% опрошенных.
Наиболее важным оказался для потребителей квалификация и профессиональное мастерство, что было оценено как “высокая компетентность” персонала ЗАО ”Аура” начиная с консультации и заканчивая лечением.
Анализ выявил и слабые стороны ЗАО “Аура”, что требует следующих шагов :
Более полное комплексное обследование требует необходимости в приобретении диагностического оборудования, что позволит не только выявлять скрытые заболевания, но и проводить экспресс диагностику и запись в компьютер показаний и результатов лечения;
- ввести новые услуги:
- скидки постоянным пациентам(5%);
- в зависимости от количества сеансов (5%);
- в зависимости от социальной группы (дети, студенты) (5 %);
- оплата лечения в кредит ( по договорам с организациями).
Принимая во внимание,
что комплексное лечение
Соответственно более длительное воздействие на организм СКЭНАР- прибором увеличит эффективность лечения. Данная стратегия будет косвенным образом обеспечивать рекламу СКЭНАР-лечения соседям и сослуживцам наших пациентов.
Третий этап анализа окружающей среды маркетинга - исследование деятельности конкурирующих предприятий.
Были выделены три направления:
- выявление действующих и потенциальных конкурентов;
- анализ показателей деятельности, целей и стратегии конкурентов;
- выявление сильных и слабых сторон деятельности конкурентов.
Анализ осуществлялся в рамках общей системы сбора информации.
Конкурент 1 - “Производственно-коммерческая фирма” “Центр натуральной медицины”.
Конкурент 2 - Региональное отделение “Академия энерго-информационных наук”.
Конкурент 3 - Частнопрактикующие врачи-специалисты (официально зарегистрированные).
Производственно-коммерческая фирма ”Центр натуральной медицины” существует на рынке уже более пяти лет. Но она может в дальнейшем за короткие сроки стать сильнейшим конкурентом. Стоимость оборудования при помощи которого фирма предоставляет медицинские услуги составляет порядка 3 тыс $, цена выше стоимости оборудования ЗАО “Аура” , соответственно и цена услуги будет намного выше . Специалисты этой фирмы используют несколько методик и технологий:
- элетрорефлексотерапии;
- биорезонансная терапия;
- метод Фойлля;
- метод Накатани;
Региональное
отделение “Академия
существует на рынке
только один год. В своей медицинской
деятельности эта фирма использует
только метод Фойлля. Несмотря на такую
односторонность и узкую специа
Частнопрактикующие врачи специалисты
На рынке
Конкуренты - мелкие предприниматели, им не надо тратить большие деньги на привлечение внимания к своей услуге среднедоходных потребителей, которые в конечном счете стали их потребителями, получив информацию о ней косвенным образом, от подобного рода “из уст в уста” достаточна эффективна для них, так как большой поток пациентов они обслужить не в состоянии.
Есть и недостатки - не существует рекламы. Но основной недостаток - неналаженность сбыта и высокая цена при устаревшей технологии, используемой в производстве услуги по методу Фойлля. Но поскольку все они присутствуют на рынке давно, они приобрели известность и имеют свою клиентуру и достаточно хорошую репутацию.
Характеристика |
ПКФ “Центр натуральной медицины” |
Академия энергоинформационных наук |
Частнопрактикующие врачи-специалисты |
ЗАО “Аура” |
1. Средняя цена за 2003 г. (в рублях) |
584,2 |
724,6 |
389,1 |
425,0 |
2. Средний объем продаж, услуг за 2003 г. (кол-во) |
1274 |
842 |
966 |
1052 |
3. Сколько сеансов, курсов (в днях) |
3571 |
2478 |
2471 |
3071 |
4. Культура обслуживания (словесное описание) |
Высокая |
Средняя |
Высокая |
Высокая |
5. Скидки (в процентах) |
5-10 |
2-3 |
- |
5-20 |
Таблица 3
Ориентации |
Конкурент 1 |
Конкурент 2 |
Конкурент 3 |
ЗАО “Аура” |
1. Большой ассортимент услуг на медицинском рынке (электрорефлексотерапия) |
18 |
46 |
18 |
27 |
2. Специфический ассортимент ориентированный на отдельные сегменты (потребителей) |
12 |
37 |
33 |
16 |
3. Тот же ассортимент,
ориентированный на другой рыно |
17 |
32 |
24 |
12 |
4. Услуги заменители,
способные вытеснить услуги |
22 |
6 |
38 |
- |
5. Доля рынка каждого конкурента |
32 |
19 |
22 |
26 |
Таблица 4
Показатели |
Конкурент 1 |
Конкурент 2 |
Конкурент 3 |
ЗАО “Аура” |
1. Цена |
5 |
3 |
5 |
4 |
2. Ценовая политика |
5 |
3 |
5 |
4 |
3. Качество услуг (эффективность лечения) |
4 |
5 |
3 |
5 |
4. Основные отличия объема продаж услуг |
4 |
4 |
3 |
4 |
5. Положительное мнение потребителей |
4 |
5 |
5 |
4 |
6. Сервисное обслуживание |
5 |
5 |
3 |
5 |