Маркетинговый анализ конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель маркетинга – обеспечение рентабельности всей производственно-хозяйственной деятельности, получение высоких коммерческих результатов, определённой прибыли в заданных границах времени в пределах имеющихся средств и производственных возможностей, завоевание запланированной доли рынка за счёт достижения устойчивых связей с определёнными сегментами, расширение операций и т.п.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...4
1 Оценка конкурентоспособности товара………………………………….5
2 Анализ платёжеспособности организации……………………………...14
3 Структура источников средств и их использование…………………...28
4 Анализ деловой активности……………………………………………...36
5 Анализ финансовой устойчивости на основе балансовой модели……45
6 SWOT-анализ……………………………………………………………..60
7 Анализ безубыточности предприятия…………………………………..69
8 Оценка величины спроса…………………………………………………81
9 Выбор целевого рынка…………………………………………………...86
10 Оценка конкурентоспособности предприятия относительно основных
конкурентов………………………………………………………………....89
11 План охвата рынка…...………………………………………………….99
Список использованной литературы…………………………………….103
Приложение А Перечень характеристик товара и их весомость………104
Приложение Б Результаты оценки конкурентоспособности товаров…105
Приложение В Бухгалтерский баланс…………………………………...106
Приложение Г Отчёт о финансовых результатах……………………….110
Приложение Д Сбыт, издержки производства…...……………………...111
Приложение Е Кадры, НИР…………………………….……….………..112
Приложение Ж Использование оборудования………………………….113
Приложение З Объём сбыта за последние пять лет…………………….114
Приложение И Исходные данные для выбора целевого сегмента рынка для инвестирования капитала…………………………………………….115
Приложение К Стимулирование сбыта………………………………….116

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект по маркетингу.doc

— 815.50 Кб (Скачать)

 

10 Оценка конкурентоспособности предприятия относительно основных конкурентов

 

Теперь составим итоговую таблицу для всех предприятий, которая позволит нам оценить конкурентоспособность 3-го предприятия по отношению с его основными конкурентами 7-м и 8-м предприятиями (таблица 16).

Среднюю цену мы определяли как отношение объёма производства к объёму продаж в натуральном выражении.

Ц 3-го предприятия = 2140911 / 898537 = 2,38 (тыс. руб. / шт.)

Ц 7-го предприятия = 337857 / 151702 = 2,23 (тыс. руб. / шт.)

Ц 8-го предприятия = 521606 / 25483 = 20,47 (тыс. руб. / шт.)

Размер скидки мы берём из приложения К, где он дан в процентах от цены товара. Видно, что 7-е предприятие скидок не предоставляет. Таким образом, определим размер скидки для 3-го и 8-го предприятий в рублях:

Размер скидки 3-го предприятия = 0,18 * 2380 = 428,4 (руб.)

Размер скидки 8-го предприятия = 0,15 * 20470 = 3070,5 (руб.)

Данные по условиям кредита приведены также в приложении К. По ним можно сказать, что 3-е предприятие предоставляет кредит на 4 года  со ставкой в размере 2,8% от цены реализации, то есть в рублях эта сумма равна:

Ставка за кредит 3-го предприятия = 0,028 * 2380 = 66,64 (руб. в месяц)

7-е предприятие предоставляет кредит на 3 года со ставкой в размере 2% от цены реализации. В рублях эта сумма равна:

Ставка за кредит 7-го предприятия = 0,02 * 2230 = 44,6 (руб. в месяц)

8-е предприятие предоставляет кредит на 3 года со ставкой в размере 2,4% от цены реализации. В рублях эта сумма составляет:

Ставка за кредит 8-го предприятия = 0,024 * 20470 = 491,28 (руб. в месяц)

Ценовые льготы предоставляет только 3-е предприятие учебным заведениям в размере 2% от цены реализации (приложение К). В рублях эта сумма равна:

Ценовые льготы 3-го предприятия = 0,02 * 2380 = 47,6 (руб.)

Размер наценки на новинку приведён в приложении Е, где он дан в процентах от средней рыночной цены. У всех предприятий он составляет 20%. В рублях эта сумма составляет:

Размер наценки на новинку 3-го предприятия = 0,2 * 2380 = 476 (руб.)

Размер наценки на новинку 7-го предприятия = 0,2 * 2230 = 446 (руб.)

Размер наценки на новинку 8-го предприятия = 0,2 * 20470 = 4094 (руб.)

Формы сбыта 3-го предприятия: продажа по каталогам, доставка с собственных складов, демонстрация новинок, выставки-продажи по сниженным ценам. Для 7-го предприятия характерны: продажа по каталогам, доставка с собственных складов, демонстрация новинок, выставки-продажи по сниженным ценам. 8-е предприятие имеет сеть собственных магазинов, производит демонстрацию новинок и выставки-продажи.

Степень охвата рынка можно определить по объёму производства. Для этого необходимо сложить объёмы производства всех предприятий и обозначить его за 100%. Степень охвата следует рассчитывать исходя из этого. Тогда:

Сумма всех объёмов производства = 2140911 + 337857 + 521606 = 3000374 (тыс. руб.)

Степень охвата рынка 3-го предприятия = 2140911 * 100% / 3000374 = 71,36%

Степень охвата рынка 7-го предприятия = 337857 * 100% / 3000374 = 11,26%

Степень охвата рынка 8-го предприятия = 521606 * 100% / 3000374 = 17,38%

Уровень расходов на сбыт необходимо взять из приложения Д. Он дан в процентах от объёма производства. Рассчитаем уровень расходов на сбыт для каждого предприятия в тысячах рублей:

Уровень расходов на сбыт 3-го предприятия = 0,09 * 2140911 = 192681,99 (тыс. руб.)

Уровень расходов на сбыт 7-го предприятия = 0,12 * 337857 = 40542,84 (тыс. руб.)

Уровень расходов на сбыт 8-го предприятия = 0,15 * 521606 = 78240,9 (тыс. руб.)

Эффективность рекламы мы можем определить по формуле:

Эр = ∆Q * T * d / 100 – И,

где ∆Q – прирост среднегодового объёма сбыта в после рекламный период, тыс.руб.;

T – дни учёта среднегодового объёма в рекламный период, дни;

d – уровень скидки на продукцию, %;

И – издержки рекламной компании, тыс. руб.

Определим эффективность рекламы каждого предприятия. Для этого воспользуемся данными из приложения К.

Эр 3-го предприятия = (5980 - 3000) * 50 * 18 / 5 = 536400 (тыс. руб.)

Эр 8-го предприятия = (3113 - 1206) * 50 * 15 / 5 = 286050 (тыс. руб.)

7-е предприятие проводит не интенсивную рекламную компанию.

Уровень расходов на рекламу  приведены в также в приложении К в процентах от объёма сбыта. В денежном выражении его можно определить как произведение уровня расходов на рекламу на объём сбыта. Таким образом, он равен:

Уровень расходов на рекламу 3-го предприятия = 0,1 * 2140911 = 214091,1 (тыс. руб.)

Уровень расходов на рекламу 7-го предприятия = 0,04 * 337857 = 13514,28 (тыс. руб.)

Уровень расходов на рекламу 8-го предприятия = 0,04 * 521606 = 20864,24 (тыс. руб.)

Данные об упоминании товаров в средствах массовой информации приведены в приложении К.

Для стимулирования сбыта 3-е предприятие использует рекламные обращения в периодические издания, рекламные обращения по ТВ, торговую скидку, кредитное обслуживание, а также ценовые льготы.

7-е предприятие также использует рекламные обращения в периодические издания и на ТВ, кредитное обслуживание, но не предоставляет скидки и льготы.

8-е предприятие стимулирует свой сбыт посредством рекламного обращения в периодические издания и на ТВ, кредитного обслуживания и предоставления торговых скидок, но не предоставляет льгот.

Уровень расходов на стимулирование сбыта представлен в приложении Д. В рублях эта сумма равна произведению уровня расходов на стимулирование сбыта на объём производства (приложение Д).

Уровень расходов на стимулирование сбыта 3-го предприятия = 0,05 * 2140911 = 107045,55 (тыс. руб.)

Уровень расходов на стимулирование сбыта 7-го предприятия = 0,05 * 337857 = 16892,85 (тыс. руб.)

Уровень расходов на стимулирование сбыта 8-го предприятия = 0,02 * 521606 = 10432,12 (тыс. руб.)

После заполнения таблицы расставляем баллы по каждому приведённому в ней показателю от 1 до 5. 5 баллов выставляется по тому показателю, который наиболее лучше проявлен у того или иного предприятия. 1 балл ставится, если у какого-то предприятия показатель наименее выражен, имеет более низкое значение по сравнению с его основными конкурентами.

 

 

Таблица 16 – Оценка конкурентоспособности предприятия относительно основных конкурентов

Факторы конкурентоспособности

Коэффициент весомости

Предприятие 3

Предприятие 7

Предприятие 8

 

 

Величина показателя

Сум-ма бал-лов

Величина показателя

Сум-ма бал-лов

Величина показателя

Сум-ма бал-лов

1

2

3

4

5

6

7

8

- Продукт

0,3

1,3

3

1,56

4

1,66

5

- Цена

0,25

 

 

 

 

 

 

1. Средняя, руб.

0,07

2380

4

2230

5

20470

2

2. Размер наценки, руб.

0,02

-

0

-

0

-

0

3. Размер скидки, руб.

0,05

18% от цены или 428,4

5

-

1

15% от цены или 3070,5

4

4. Условия кредита

0,04

4 года, 2,8% или 66,64 руб.

4

3 года, 2% или 44,6 руб.

5

3 года, 2,4% или 491,28 руб.

3

5. Ценовые льготы

0,02

2% или 47,6 руб.

5

-

0

-

0

6. Размер наценки на новинку, руб.

0,05

20% или 476 руб.

4

20% или 446 руб.

5

20% или 4094 руб.

2

- Каналы сбыта

0,25

 

 

 

 

 

 

1. Формы сбыта

0,12

- по каталогам;

- доставка с собственных складов;

- демонстрация новинок;

- выставки-продажи

5

- по каталогам;

- доставка с собственных складов;

- демонстрация новинок;

- выставки-продажи

5

- сеть собственных магазинов;

- демонстрация новинок;

- выставки-продажи

4

2. Степень охвата рынка, %

0,10

71,36%

5

11,26%

1

17,38%

2

3. Уровень расходов на сбыт

0,03

9% или 192681,99 тыс. руб.

5

12% или 40542,84 тыс.руб.

3

15% или 78240,9  тыс. руб.

4

- Продвижение товара на рынок

0,2

 

 

 

 

 

 

1. Эффективность рекламы, тыс. руб.

0,07

536400 тыс. руб.

5

-

0

286050 тыс. руб.

4

2. Уровень расходов на рекламу

0,08

10% или 214091,1 тыс. руб.

5

4% или 13514,28 тыс. руб.

1

4% или 20864,24 тыс. руб.

2

3. Упоминание о товаре в средствах массовой информации (кол-во в месяц)

0,05

303

5

92

3

92

3

4. Стимулирование сбыта:

- формы

 

 

 

0,03

 

 

 

 

- рекламные обращения в периодические

 

 

5

 

 

- рекламные обращения в периодические

 

 

3

 

 

- рекламные обращения в периодические

 

 

4

 

Продолжение таблицы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- уровень расходов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,02

издания;

- рекламные обращения по ТВ;

- торговая скидка;

- кредитное обслуживание;

- ценовые льготы

5% или 107045,55 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

издания;

- рекламные обращения по ТВ;

- кредитное обслуживание

 

 

 

 

5% или 16892,85 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

издания;

- рекламные обращения по ТВ;

- торговая скидка;

- кредитное обслуживание

 

 

2% или 10432,12 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Общая сумма баллов

 

 

60

 

38

 

40

 

На основании таблицы 16 можно провести сравнительный анализ предприятий-конкурентов по основным показателям.

Для начала проведём анализ предприятий по ценовым показателям. По цене на первом месте располагается 7-е предприятие, так как его цена, равная 2230 руб. наиболее доступна и выгодна для покупателей, что может способствовать увеличению уровня продаж, а соответственно и прибыли. На втором месте находится 3-е предприятие с ценой 2380 руб. за единицу продукции, которая не намного выше цены 7-го предприятия, что даёт возможность потребителям сравнивать уже качественные характеристики товаров, а предприятию это даёт возможность лучше конкурировать на рынке сбыта. На последнем месте расположено 8-е предприятие с очень высокой ценой 20470 руб., которая сказывается на его объёмах продаж. Они самые маленькие.

Все предприятия не имеют наценку на свой товар, что должно очень сильно привлекать потребителей.

Скидку предоставляют только два предприятия: 3-е и 8-е. У 3-го предприятия система скидок намного лучше, так как скидка составляет 18% от стоимости продукции, а это 428,4 руб. Таким образом, цена становится ещё более доступной. У 8-го предприятия скидка составляет 15% от стоимости товара или 3070,5 руб. Это немного уменьшает цену товара, но он по-прежнему остаётся самым дорогим.

По условиям кредита лидирующее место занимает 7-е предприятие, так как кредит даётся на 3 года всего под 2%. На втором месте 3-е предприятие, предоставляющее кредит на 4 года под 2,8%. На последнем месте 8-е предприятие, дающее кредит на 3 года под 2,4%.

Ценовые льготы предоставляет только 3-е предприятие. Они увеличивают количество клиентов за счёт расширения возможностей получения скидок.

Размер наценки на новинку одинаков у всех предприятий. Он составляет 20% от его стоимости. Но эта наценка наименее ощутима у 3-го и 7-го предприятий, так как 20% от стоимости товара у них равны 476 и 446 руб. соответственно. Таким образом, покупатели будут покупать новинки из-за их невысоких наценок. Наценка на товар 8-го предприятия очень большая – 4094 руб. Это может отпугнуть покупателей приобретать ту или иную новинку, подождав до тех пор, пока цена снизится.

Вторую группу образуют показатели, характеризующие каналы сбыта. Для начала рассмотрим формы сбыта. 3-е и 7-е предприятия имеют одинаковые формы сбыта: продажа по каталогам, доставка с собственных складов, демонстрация новинок и выставки-продажи товаров по сниженным ценам. 8-е предприятие не использует продажу по каталогам и доставку с собственных складов, зато оно имеет специализированную сеть собственных магазинов, а также проводит демонстрацию новинок и выставки-продажи товаров по сниженным ценам.

Информация о работе Маркетинговый анализ конкурентоспособности предприятия