Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:09, курсовая работа
Цель маркетинга – обеспечение рентабельности всей производственно-хозяйственной деятельности, получение высоких коммерческих результатов, определённой прибыли в заданных границах времени в пределах имеющихся средств и производственных возможностей, завоевание запланированной доли рынка за счёт достижения устойчивых связей с определёнными сегментами, расширение операций и т.п.
Введение……………………………………………………………………...4
1 Оценка конкурентоспособности товара………………………………….5
2 Анализ платёжеспособности организации……………………………...14
3 Структура источников средств и их использование…………………...28
4 Анализ деловой активности……………………………………………...36
5 Анализ финансовой устойчивости на основе балансовой модели……45
6 SWOT-анализ……………………………………………………………..60
7 Анализ безубыточности предприятия…………………………………..69
8 Оценка величины спроса…………………………………………………81
9 Выбор целевого рынка…………………………………………………...86
10 Оценка конкурентоспособности предприятия относительно основных
конкурентов………………………………………………………………....89
11 План охвата рынка…...………………………………………………….99
Список использованной литературы…………………………………….103
Приложение А Перечень характеристик товара и их весомость………104
Приложение Б Результаты оценки конкурентоспособности товаров…105
Приложение В Бухгалтерский баланс…………………………………...106
Приложение Г Отчёт о финансовых результатах……………………….110
Приложение Д Сбыт, издержки производства…...……………………...111
Приложение Е Кадры, НИР…………………………….……….………..112
Приложение Ж Использование оборудования………………………….113
Приложение З Объём сбыта за последние пять лет…………………….114
Приложение И Исходные данные для выбора целевого сегмента рынка для инвестирования капитала…………………………………………….115
Приложение К Стимулирование сбыта………………………………….116
Таблица 9 – Оценка краткосрочной устойчивости
Условие краткосрочной устойчивости | Краткосрочная устойчивость | ||
Предприятие 3 | Предприятие 7 | Предприятие 8 | |
а) условие абсолютной устойчивости: Д ≥ КЗ + С + КК | - на начало года 101671 ≥ 859305 + 0 + 0 (условие не выполняется)
- на конец года 405876 ≥ 6731 + 0 + 0 (условие выполняется) | - на начало года 11988 ≥ 288015 + 0 + 85000 (условие не выполняется)
- на конец года 22298 ≥ 421173 + 0 + 88777 (условие не выполняется)
| - на начало года 5086 ≥ 120404,03 + 0 + 22022,96 (условие не выполняется)
- на конец года 36306 ≥ 199645,92 + 0 + 0 (условие не выполняется)
|
б) нормальной: ОСд ≥ КЗ + С + КК | - на начало года 101671 + 515239 ≥ 859305 + 0 + 0 (условие не выполняется)
- на конец года 405876 + 179250 ≥ 6731 + 0 + 0 (условие выполняется)
| - на начало года 11988 + 25401 ≥ 288015 + 0 + 85000 (условие не выполняется)
- на конец года 22298 + 26266 ≥ 421173 + 0 + 88777 (условие не выполняется) | - на начало года 5086 + 13909 ≥ 120404,03 + 0 + 22022,96 (условие не выполняется)
- на конец года 36306 + 44837 ≥ 199645,92 + 0 + 0 (условие не выполняется)
|
в) минимальной: ОСд + ОСм ≥ КЗ + С + КК | - на начало года 101671 + 515239 + 970473 ≥ 859305 + 0 + 0 (условие выполняется)
- на конец года 405876 + 179250 + 1027812 ≥ 6731 + 0 + 0 (условие выполняется)
| - на начало года 11988 + 25401 + 469233 ≥ 288015 + 0 + 85000 (условие выполняется)
- на конец года 22298 + 26266 + 462410 ≥ 421173 + 0 + 88777 (условие выполняется)
| - на начало года 5086 + 13909 + 20827 ≥ 120404,03 + 0 + 22022,96 (условие не выполняется)
- на конец года 36306 + 44837 + 28070 ≥ 199645,92 + 0 + 0 (условие не выполняется)
|
г) кризисной: ОСд + ОСм < КЗ + С + КК | - на начало года 101671 + 515239 + 970473 < 859305 + 0 + 0 (условие не выполняется)
- на конец года 405876 + 179250 + 1027812 < 6731 + 0 + 0 (условие не выполняется) | - на начало года 11988 + 25401 + 469233 < 288015 + 0 + 85000 (условие не выполняется)
- на конец года 22298 + 26266 + 462410 < 421173 + 0 + 88777 (условие не выполняется) | - на начало года 5086 + 13909 + 20827 < 120404,03 + 0 + 22022,96 (условие выполняется)
- на конец года 36306 + 44837 + 28070 < 199645,92 + 0 + 0 (условие выполняется) |
Таблица 10 – Оценка долгосрочной устойчивости
Условие долгосрочной устойчивости | Долгосрочная устойчивость | ||
Предприятие 3 | Предприятие 7 | Предприятие 8 | |
а) условие абсолютной устойчивости: Д ≥ КЗ + С + КК + ДК | - на начало года Д ≥ КЗ + С + КК + ДК 101671 ≥ 859305 + 0 + 0 + 0 (условие не выполняется)
- на конец года 405876 ≥ 6731 + 0 + 0 + 0 (условие выполняется)
| - на начало года 11988 ≥ 288015 + 0 + 85000 + 30000 (условие не выполняется)
- на конец года 22298 ≥ 421173 + 0 + 88777 + 20000 (условие не выполняется)
| - на начало года 5086 ≥ 120404,03 + 0 + 22022,96 + 0 (условие не выполняется)
- на конец года 36306 ≥ 199645,92 + 0 + 0 + 0 (условие не выполняется)
|
б) нормальной: ОСд ≥ КЗ + С + КК + ДК | - на начало года 101671 + 515239 ≥ 859305 + 0 + 0 + 0 (условие не выполняется)
- на конец года 405876 + 179250 ≥ 6731 + 0 + 0 + 0 (условие выполняется)
| - на начало года 11988 + 25401 ≥ 288015 + 0 + 85000 + 30000 (условие не выполняется)
- на конец года 22298 + 26266 ≥ 421173 + 0 + 88777 + 20000 (условие не выполняется)
| - на начало года 5086 + 13909 ≥ 120404,03 + 0 + 22022,96 + 0 (условие не выполняется)
- на конец года 36306 + 44837 ≥ 199645,92 + 0 + 0 + 0 (условие не выполняется)
|
в) минимальной: ОСд + ОСм ≥ КЗ + С + КК | - на начало года 101671 + 515239 + 970473 ≥ 859305 + 0 + 0 (условие выполняется)
- на конец года 405876 + 179250 + 1027812 ≥ 6731 + 0 + 0 (условие выполняется)
| - на начало года 11988 + 25401 + 469233 ≥ 288015 + 0 + 85000 + 30000 (условие выполняется)
- на конец года 22298 + 26266 + 462410 ≥ 421173 + 0 + 88777 + 20000 (условие выполняется)
| - на начало года 5086 + 13909 + 20827 ≥ 120404,03 + 0 + 22022,96 + 0 (условие не выполняется)
- на конец года 36306 + 44837 + 28070 ≥ 199645,92 + 0 + 0 + 0 (условие не выполняется)
|
г) кризисной: ОСд + ОСм ≤ КЗ + С + КК | - на начало года 101671 + 515239 + 970473 < 859305 + 0 + 0 (условие не выполняется)
- на конец года 405876 + 179250 + 1027812 < 6731 + 0 + 0 (условие не выполняется) | - на начало года 11988 + 25401 + 469233 < 288015 + 0 + 85000 + 30000 (условие не выполняется)
- на конец года 22298 + 26266 + 462410 < 421173 + 0 + 88777 + 20000 (условие не выполняется) | - на начало года 5086 + 13909 + 20827 < 120404,03 + 0 + 22022,96 + 0 (условие выполняется)
- на конец года 36306 + 44837 + 28070 < 199645,92 + 0 + 0 + 0 (условие выполняется).
|
3
На основе таблиц 8, 9 и 10 можно сделать вывод о том, что для 3-го и 7-го предприятий соблюдается условие минимальной устойчивости при текущей, краткосрочной и долгосрочной устойчивостях. Для 8-го предприятия характерно условие кризисной устойчивости при текущей, краткосрочной и долгосрочной устойчивостях. Следовательно, так как финансовая устойчивость – это определённое состояние счетов предприятия, гарантирующее его платёжеспособность, то можно сказать, что 8-е предприятие не может гарантировать платёжеспособность.
6 SWOT-анализ
При разработке стратегических планов многие фирмы применяют SWOT-анализ.
Идея SWOT-анализа заключается в следующем:
а) принятие усилий для превращения слабостей в силу и угроз в возможности;
б) развитие сильных сторон фирмы в соответствии с её ограниченными возможностями.
Этапы SWOT-анализа:
Изучаются конкурентные преимущества фирмы в следующих областях:
- патентоспособность выпускаемых товаров;
- цена товаров;
- прогрессивность технологии;
- квалификация кадров;
- стоимость ресурсов, применяемых фирмой;
- возраст основных производственных фондов;
- географическое расположение фирмы;
- инфраструктура;
- системы менеджмента (в том числе маркетинга);
- сила конкуренции на «входе» и «выходе» системы менеджмента фирмы и др.
Изучаются слабости фирмы, начиная с анализа конкурентоспособности выпускаемых товаров. Строится дерево показателей конкурентоспособности: на 0-ом уровне – комплексный показатель конкурентоспособности конкретного товара; на 1-м уровне – полезный эффект (интегральный показатель качества), совокупные затраты, условия применения товара; на 2-м уровне – конкретные показатели и т.д. Рассчитываются показатели в соответствии с построенным деревом. Собираются или прогнозируются аналогичные показатели по конкурирующим товарам. Определяются слабости по изученным на первом этапе конкурентным преимуществам фирмы.
Изучаются факторы макросреды фирмы (политические, экономические, технологические, рыночные и др.) с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз фирме и своевременного предотвращения убытков от них.
Изучаются стратегические и тактические возможности фирмы (капитал, активы и т.п.), необходимые для предотвращения угроз, уменьшения слабостей и роста силы.
Согласуются силы с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стратегии фирмы.
Согласно вышеприведённым рекомендациям составим таблицу 11 анализа слабых и сильных сторон конкурентов, используя данные приложений Д, Е, Ж и К.
Платёжеспособность, использование собственных и заёмных средств, оценка оборачиваемости, оценка рентабельности и тип финансовой устойчивости берутся из вышеприведённых таблиц.
Количество производственной рабочей силы равно численности основного персонала (из приложения Е). Следовательно, у 3-го предприятия оно будет равно 377 человек, у 7-го – 273 человека, у 8-го – 605 человек.
Объём продаж в расчёте на одного занятого в производстве рассчитывается как объём продаж в натуральном выражении (из приложения Д), делённый на количество производственной рабочей силы.
Таким образом:
Объём продаж в расчёте на одного занятого 3-предприятия = 898537 / 377 = 2383,39 (шт.)
Объём продаж в расчёте на одного занятого 7-предприятия = 151702 / 273 = 555,68 (шт.)
Объём продаж в расчёте на одного занятого 8-предприятия = 25483 / 605 = 42,12 (шт.)
Возраст оборудования и продолжительность его простоев мы берём из приложения Ж.
Коэффициент административной нагрузки показывает количество работников, приходящихся на одного управляющего. Соответственно он определяется как соотношение общей численности работающих к количеству управляющих (приложение Е).
Коэффициент административной нагрузки 3-го предприятия = 650 / 48 = 13 (человек на одного управляющего)
Коэффициент административной нагрузки 7-го предприятия = 310 / 15 = 21 (человек на одного управляющего)
Коэффициент административной нагрузки 8-го предприятия = 640 / 8 = 80 (человек на одного управляющего)
Таким образом, на 3-ем предприятии на одного управляющего в среднем приходится 13 работников, на 7-ом – 21 работник и на 8-ом – 80 работников.
Текучесть управленческих кадров представлена в приложении Е. На 3-ем и на 7-ом предприятиях она равна по 1 человеку в год, для 8-го предприятия текучесть управленческих кадров не характерна.
Сумма расходов по сбыту определяется как произведение уровня расходов на сбыт (в %) на объём производства (данные из приложения Д).
Сумма расходов по сбыту 3-го предприятия = 2140911 * 0,09 = 192681,99 (тыс. руб.)
Сумма расходов по сбыту 7-го предприятия = 337857 * 0,12 = 40542,84 (тыс. руб.)
Сумма расходов по сбыту 8-го предприятия = 521606 * 0,15 = 78240,9 (тыс. руб.)
Расходы по сбыту на 1 товар определяется как отношение суммы расходов по сбыту на объём продаж в натуральном выражении.
Расходы по сбыту на 1 товар 3-го предприятия = 192681,99 / 898537 = 0,21 (тыс. руб.)
Расходы по сбыту на 1 товар 7-го предприятия = 40542,84 / 151702 = 0,27 (тыс. руб.)
Расходы по сбыту на 1 товар 8-го предприятия = 78240,9 / 25483 = 3,07 (тыс. руб.)
Долю рынка сбыта можно определить, используя объёмы продаж каждого предприятия (из приложения Д). Для этого нужно сложить все объёмы продаж. Полученную сумму обозначить за 100%, а затем, исходя из того, найти доли рынка, занимаемые каждым предприятием.
Общий объём продаж трёх предприятий = 898537 + 151702 + 25483 = 1075722 (тыс. руб.)
Доля рынка сбыта 3-го предприятия = 898537 * 100% / 1075722 = 83,53%
Доля рынка сбыта 7-го предприятия = 151702 * 100% / 1075722 = 14,1%
Доля рынка сбыта 8-го предприятия = 25483 * 100% / 1075722 = 2,37%
Средние цены на продукцию и услуги находятся как отношение объёма производства на объём продаж в натуральном выражении (приложение Е).
Средние цены на продукцию 3-го предприятия = 2140911 / 898537 = 2,38 (тыс. руб.)
Средние цены на продукцию 7-го предприятия = 337857 / 151702 = 2,23 (тыс. руб.)
Средние цены на продукцию 8-го предприятия = 521606 / 25483 = 20,47 (тыс. руб.)
Общая численность работников представлена в приложении Е. Для 3-го предприятия она равна 650 человек, для 7-го предприятия – 310 человек и для 8-го предприятия – 640 человек.
Сумма расходов на обучение равна произведению объёма производства на уровень расходов на подготовку кадров (приложения Д и Е).
Сумма расходов на обучение 3-го предприятия = 2140911 * 0,02 = 42818,22 (тыс. руб.)
Сумма расходов на обучение 7-го предприятия = 337857 * 0,03 = 10135,71 (тыс. руб.)
Сумма расходов на обучение 8-го предприятия = 521606 * 0,014 = 7302,48 (тыс. руб.)
Расходы на обучение 1 занятого определяются как отношение общей суммы расходов на обучение к общей численности работников.
Расходы на обучение 1 занятого 3-го предприятия = 42818,22 / 650 = 65,87 (тыс. руб.)
Расходы на обучение 1 занятого 7-го предприятия = 10135,71 / 310 = 32,7 (тыс. руб.)
Расходы на обучение 1 занятого 8-го предприятия = 7302,48 / 640 = 11,41 (тыс. руб.)
Текучесть кадров мы берём из приложения Е. Для 3-го предприятия она равна 20 человек за год, для 7-го – 10 человек в год, для 8-го предприятия она не характерна.
Удельный вес новых изделий берём из приложения Е. Он выражен в % от общего количества изделий, выпускаемых в год.
Информация о работе Маркетинговый анализ конкурентоспособности предприятия