Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:09, курсовая работа
Цель маркетинга – обеспечение рентабельности всей производственно-хозяйственной деятельности, получение высоких коммерческих результатов, определённой прибыли в заданных границах времени в пределах имеющихся средств и производственных возможностей, завоевание запланированной доли рынка за счёт достижения устойчивых связей с определёнными сегментами, расширение операций и т.п.
Введение……………………………………………………………………...4
1 Оценка конкурентоспособности товара………………………………….5
2 Анализ платёжеспособности организации……………………………...14
3 Структура источников средств и их использование…………………...28
4 Анализ деловой активности……………………………………………...36
5 Анализ финансовой устойчивости на основе балансовой модели……45
6 SWOT-анализ……………………………………………………………..60
7 Анализ безубыточности предприятия…………………………………..69
8 Оценка величины спроса…………………………………………………81
9 Выбор целевого рынка…………………………………………………...86
10 Оценка конкурентоспособности предприятия относительно основных
конкурентов………………………………………………………………....89
11 План охвата рынка…...………………………………………………….99
Список использованной литературы…………………………………….103
Приложение А Перечень характеристик товара и их весомость………104
Приложение Б Результаты оценки конкурентоспособности товаров…105
Приложение В Бухгалтерский баланс…………………………………...106
Приложение Г Отчёт о финансовых результатах……………………….110
Приложение Д Сбыт, издержки производства…...……………………...111
Приложение Е Кадры, НИР…………………………….……….………..112
Приложение Ж Использование оборудования………………………….113
Приложение З Объём сбыта за последние пять лет…………………….114
Приложение И Исходные данные для выбора целевого сегмента рынка для инвестирования капитала…………………………………………….115
Приложение К Стимулирование сбыта………………………………….116
Количество новых изделий определяется как произведение общего количества изделий, выпускаемых в год, на удельный вес новых изделий (приложения Д и Е).
Количество новых изделий 3-го предприятия = 898537 * 0,01 = 8985 (шт.)
Количество новых изделий 7-го предприятия = 151702 * 0,004 = 607 (шт.)
Количество новых изделий 8-го предприятия = 25483 * 0,011 = 280 (шт.)
Удельный вес научных кадров определяется, исходя из того, что общая численность работников берётся за 100% (данные из приложения Е).
Удельный вес научных кадров 3-го предприятия = 30 * 100% / 650 = 4,62%
Удельный вес научных кадров 7-го предприятия = 10 * 100% / 310 = 3,23%
Удельный вес научных кадров 8-го предприятия = 12 * 100% / 640 = 1,88%
Сумма расходов на НИОКР можно определить как произведение расходов на научные исследования (в %) на чистую прибыль предприятия (090) (приложения Г и Е).
Сумма расходов на НИОКР 3-го предприятия = 52126 * 0,01 = 521,26 (тыс. руб.)
Сумма расходов на НИОКР 7-го предприятия = 60668 * 0,006 = 364,01 (тыс. руб.)
Сумма расходов на НИОКР 8-го предприятия = 106685 * 0,01 = 1066,85 (тыс. руб.)
Расходы на НИОКР на одного работника определяются как отношение общей суммы расходов на НИОКР на общее количество научных работников (приложение Е).
Расходы на НИОКР на одного работника 3-м предприятием = 521,26 / 30 = 17,38 (тыс. руб.)
Расходы на НИОКР на одного работника 7-м предприятием = 364,01 / 10 = 36,4 (тыс. руб.)
Расходы на НИОКР на одного работника 8-м предприятием = 1066,85 / 12 = 88,9 (тыс. руб.)
После заполнения таблицы необходимо расставить баллы в зависимости от важности определённого фактора, от его значения и величины для предприятия. То есть к этому вопросу необходимо подходить с точки зрения экспертной группы. 5 баллов получает то предприятие, которое по конкретному показателю занимает лидирующее место. 1 балл ставится в случае, когда у предприятия этот признак выражен хуже других.
Таблица 11 – Анализ слабых и сильных сторон конкурентов
Группа показателей | Значение показателей | Баллы (от 1 до 5) | ||||
| Предпри-ятие 3 | Предпри-ятие 7 | Предпри-ятие 8 | Предприятие 3 | Предприятие 7 | Предприятие 8 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Оценка финансового положения: платёжеспособность
использование собственных и заёмных средств (соотношение) оценка оборачиваемости капитала оценка рентабельности продаж (в %) тип финансовой устойчивости Производство: кол-во производственной рабочей силы объём продаж в расчёте на одного занятого в производстве, шт.
|
- на кг 0,9067 - на кг 3,1162 0,3 2
Мин-ная
377
2383,39
|
- на кг 0,9642 - на кг 0,4025 0,51 18
Мин-ная
273
555,68
|
- на кг 0,5362 - на кг 0,3367 2,36 20
Кризисная
605
42,12
|
4
5
1 1
3
4
5
|
5
2
2 4
3
5
2
|
2
1
5 5
2
2
1
|
возраст оборудования (лет) продолжительность простоев оборудования (в год часов) Организация управления: коэффициент административной нагрузки текучесть управленческих кадров Маркетинг: доля рынка сбыта (в %) расходы по сбыту: а) сумма (тыс. руб.) б) на 1 товар (тыс. руб.) средние цены на продукцию и услуги (тыс. руб. за шт.) Состав рабочей силы: общая численность работников, в том числе по категориям расходы на обучение: а) сумма (тыс. руб.) б) на 1 занятого (тыс. руб.) текучесть кадров Технология: новые изделия: а) удельный вес (в %) б) кол-во, шт. удельный вес научных кадров (в %) расходы на НИОКР: а) сумма (тыс. руб.) б) на одного работника (тыс. руб.) | 4 80
13
1
83,53
192681,99 0,21 2,38
650
42818,22 65,87 20
1 8985 4,62
521,26 17,37 | 7 110
21
1
14,1
40542,84 0,27 2,23
310
10135,71 32,7 10
0,4 607 3,23
364,01 36,4 | 9 180
80
-
2,37
78240,9 3,07 20,47
640
7302,48 11,41 -
1,1 280 1,88
1066,85 88,9 | 5 5
5
4
5
5 1 2
2
5 5 2
4 5 5
3 2 | 3 3
2
4
2
2 2 1
5
3 3 3
2 2 4
2 3 | 2 1
1
5
1
3 5 5
3
2 2 5
5 1 2
5 5 |
Таким образом, на основании данной таблицы мы можем сделать некоторые выводы. По платёжеспособности лидирующее место занимает 7-е предприятие, на втором месте находится 3-е предприятие, и на последнем месте 8-е предприятие.
Согласно соотношению собственных и заёмных средств можно сказать, что только у 3-го предприятия собственные средства превышают заёмные. Это подтверждает его платёжеспособность. То есть это предприятие имеет свой достаточно прочный капитал. У 7-го и 8-го предприятий заёмные средства превышают собственные, что говорит о том, что в основном они используют заёмные средства для своей деятельности. Это плохо тем, что в результате банкротства им нечем будет рассчитываться.
Оборачиваемость капитала предприятий показывает, что у 3-го и 7-го предприятий замедлен кругооборот средств, а у 8-го предприятия он ускорен.
Рентабельность продаж говорит о том, что 3-е предприятие имеет самую маленькую рентабельность продаж, соответственно спрос на его продукцию самый низкий. На втором месте по конкурентоспособности стоит 8-е предприятие. Самый высокий спрос на продукцию имеет 7-е предприятие, но он не сильно большой.
Для 3-го и 7-го предприятий характерна минимальная устойчивость, а для 8-го предприятия – кризисная.
То есть финансовое положение всех предприятий находится практически на одном уровне. У одного предприятия более высокий спрос на продукцию, у другого лучше платёжеспособность.
Что касается производства, то здесь лидирующее место занимает 3-е предприятие, так как у него самый большой объём продаж в расчёте на одного работника, занятого в производстве, оборудование более современное и нестарое, что даёт всего 80 часов простоев в год в отличие от 7-го предприятия (110 часов) и 8-го предприятия (180 часов). Кроме того, количество работников, занятых в производстве, соответствует норме.
Организация управления самая лучшая также у 3-го предприятия, так как коэффициент административной нагрузки не превышает нормы 17-18 человек на одного управленца. Также текучесть управленческих кадров невысокая. У 7-го и 8-го предприятий коэффициенты административной нагрузки не соответствуют норме, а равны 21 и 80 человек соответственно.
Теперь обратим внимание на маркетинг предприятий. Доля рынка 3-го предприятия самая большая и составляет 83,53%. Это говорит о том, что 3-е предприятие занимает на рынке лидирующее положение (у 7-го предприятия – 14.1%, у 8-го предприятия – 2,37%). То, что затраты на сбыт у 3-го предприятия самые большие, ничего не говорит о его убыточности, ведь оно затрачивает на сбыт одного товара намного меньше, чем его конкуренты. Это свидетельствует о том, что 3-е предприятие производит гораздо больше продукции. Также средняя цена за продукцию и услуги наиболее приемлема у 3-го предприятия – 2,38 тыс. руб. за штуку.
Так как 3-е предприятие имеет самое большое количество работников, то, соответственно, затраты на их обучение и текучесть кадров у него также самые большие.
Кроме того, 3-е предприятие выпускает 8985 штук новой продукции по сравнению с 607 и 280 штуками новых изделий 7-го и 8-го предприятий соответственно. Но 3-е предприятие выделяет мало денежных средств на НИОКР по сравнению со своими конкурентами.
7 Анализ безубыточности предприятия
Затраты предприятия могут быть подразделены на условно-переменные, изменяющиеся пропорционально объёму производства, и условно-постоянные расходы, остающиеся стабильными при изменении объёма выпуска.
Рассмотрим сложившуюся обстановку с имеющимся уровнем затрат и уровнем цен. Использование вышеуказанной классификации расходов позволяет прогнозировать прибыль, исходя из предполагаемых расходов, определять объёмы реализации, обеспечивающие безубыточную деятельность. Величину выручки от реализации, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои расходы без получения прибыли (Вп) называют «точкой безубыточности», «точкой самоокупаемости», «мёртвой точкой», «порогом рентабельности». Таким образом:
В = Зпер + Зпост,
где Зпер – переменные затраты на весь объём производства;
Зпост – постоянные затраты.
Постоянные затраты находятся как произведение уровня постоянных издержек на объём производства. Найдём постоянные затраты для предприятий (данные из приложения Д).
Зпост 3-го предприятия = 0,21 * 2140911 = 449591,31 (тыс. руб.)
Зпост 7-го предприятия = 0,2 * 337857 = 67571,4 (тыс. руб.)
Зпост 8-го предприятия = 0,21 * 521606 = 109537,26 (тыс. руб.)
Теперь рассчитаем переменные затраты на единицу продукции. Они находятся как произведение уровня переменных издержек на объём производства, поделённое на объём продаж в натуральном выражении.
Найдём переменные затраты для предприятий (данные из приложения Д):
Зпер 3-го предприятия = 0,126 * 2140911 / 898537 = 0,3 (тыс. руб.)
Зпер 7-го предприятия = 0,115 * 337857 / 151702 = 0,256 (тыс. руб.)
Зпер 8-го предприятия = 0,16 * 521606 / 25483 = 3,275 (тыс. руб.)
Вп = Зпост * Ц / (Ц - Зпер),
где Ц – цена реализации.
Пороговое значение объёма производства (Qп) будет определяться как:
Qп = Вп / Ц = Зпост / (Ц-Зпер).
Цена реализации определяется как отношение объёма производства к объёму продаж в натуральном выражении. Определим цену реализации для каждого предприятия (данные из приложения Д):
Ц 3-го предприятия = 2140911 / 898537 = 2,38 (тыс. руб. / шт.)
Ц 7-го предприятия = 337857 / 151702 = 2,23 (тыс. руб. / шт.)
Ц 8-го предприятия = 521606 / 25483 = 20,47 (тыс. руб. / шт.)
Видно, что самая высокая цена за единицу продукции у 8-го предприятия.
Определим его для предприятий:
Qп 3-го предприятия = 449591,31 / (2,38 – 0,3) = 216149,66 (шт.)
Qп 7-го предприятия = 67571,4 / (2,23 – 0,256) = 34230,7 (шт.)
Qп 8-го предприятия = 109537,26 / (20,47 – 3,275) = 6370,3 (шт.)
Значение Qп показывает минимальный объём реализации, при которой опускаются затраты. Таким образом, 8-е предприятие имеет наименьший объём реализации, при котором опускаются затраты. Это достигается за счёт того, что цена реализации очень высокая, а критический объём прибыли по величине находится на втором месте. Вторую позицию по пороговому объёму производства занимает 7-е предприятие. Цена продукции и критический объём прибыли на этом предприятии самые минимальные. На последнем месте стоит 3-е предприятие, так как оно имеет самый большой критический объём прибыли, цена на продукцию находится на втором месте.
Теперь можем найти Вп как произведение цены на пороговое значение объёма производства (Qп).
Вп 3-го предприятия = 216149,66 * 2,38 = 514436,19 (тыс. руб.)
Вп 7-го предприятия = 34230,7 * 2,23 = 76334,46 (тыс. руб.)
Вп 8-го предприятия = 6370,3 * 20,47 = 130400,04 (тыс. руб.)
С помощью графика безубыточности может быть решена обратная задача: определение необходимого объёма и уровня затрат при заданной прибыли. На величину Вп влияет изменение переменных затрат на единицу продукции, величина постоянных затрат, изменение цены реализации. Рассмотрим случай влияния изменения постоянных затрат предприятий при тех же переменных затратах. Предположим, что они увеличились на 10%.
Зопост 3-го предприятия = 0,21 * 2140911 * 1,1 = 494550,44 (тыс. руб.)
Зопост 7-го предприятия = 0,2 * 337857 * 1,1 = 74328,54 (тыс. руб.)
Зопост 8-го предприятия = 0,21 * 521606 * 1,1 = 120490,98 (тыс. руб.)
Изменение объёма постоянных затрат (∆Зпост) на Qп можно определить так:
∆Qп (пост) = Зпост / (Ц – Зпер) – Зопост / (Ц - Зпер) = Зпост / (Ц - Зпер).
Тогда:
∆Qп (пост) 3-го предприятия = 449591,31 / (2,38 – 0,3) - 494550,44 / (2,38 – 0,3) = 216149,66 – 237764,63 = -21614,97
∆Qп (пост) 7-го предприятия = 67571,4 / (2,23 – 0,256) - 74328,54 / (2,23 – 0,256) = 34230,7 – 37653,77 = -3423,07
∆Qп (пост) 8-го предприятия = 109537,26 / (20,47 – 3,275) - 120490,98 / (20,47 – 3,275) = 6370,3 – 7007,33 = -637,03
Следовательно, увеличение суммы постоянных расходов приведёт к росту Qп и наоборот. Иначе говоря, возникает необходимость в дополнительной продаже определённого количества продукции для того, чтобы выручка от реализации покрыла возросшие издержки. Соответственно, уменьшение постоянных расходов снижает Вп и улучшает финансовое положение предприятия. Теперь предположим, что увеличились на 10% переменные затраты.
Зопер 3-го предприятия = (0,126 * 2140911 / 898537) *1,1 = 0,3 * 1,1 = 0,33 (тыс. руб. / шт.)
Зопер 7-го предприятия = (0,115 * 337857 / 151702) *1,1 = 0,256 * 1,1 = 0,282 (тыс. руб. / шт.)
Зопер 8-го предприятия = (0,16 * 521606 / 25483) *1,1 = 3,275 * 1,1 = 3,603 (тыс. руб. / шт.)
Влияние на критический объём Qп переменных затрат можно определить как:
∆Qп (пер) = Зпост / (Ц - Зпер) – Зпост / (Ц - Зопер)
∆Qп (пер) = Зпост * (1 / (Ц - Зпер) – 1 / (Ц - Зопер))
Соответственно:
∆Qп (пер) 3-го предприятия = 449591,31 * (1 / (2,38 – 0,3) – 1 / (2,38 – 0,33)) = -3147,14
∆Qп (пер) 7-го предприятия = 67571,4 * (1 / (2,23 – 0,256) – 1 / (2,23 – 0,282)) = -405,43
∆Qп (пер) 8-го предприятия = 109537,26 * (1 / (20,47 – 3,275) – 1 / (20,47 – 3,603)) = -109,54
Теперь предположим, что цена на продукцию снизилась на 10%.
Цо 3-го предприятия = 2140911 / 898537 * 0,9 = 2,38 * 0,9 = 2,142 (тыс. руб. / шт.)
Цо 7-го предприятия = 337857 / 151702 * 0,9 = 2,23 * 0,9 = 2,007 (тыс. руб. / шт.)
Цо 8-го предприятия = 521606 / 25483 * 0,9 = 20,47 * 0,9 = 18,423 (тыс. руб. / шт.)
Соответственно, влияние изменения цены реализации на критический объем Qп можно рассчитать следующим образом:
∆Qп = Зпост * (1 / (Ц - Зпер) – 1 / (Цо - Зпер)).
∆Qп 3-го предприятия = 449591,31 * (1 / (2,38 – 0,3) – 1 / (2,142 – 0,3)) = -27874,66
∆Qп 7-го предприятия = 67571,4 * (1 / (2,23 – 0,256) – 1 / (2,007 – 0,256)) = -4324,57
∆Qп 8-го предприятия = 109537,26 * (1 / (20,47 – 3,275)) – 1 / (18,423 – 3,275) = -876,3
Анализ графика безубыточности позволяет получить ответ на вопросы типа: на сколько необходимо увеличить объём реализации, чтобы прибыль возросла на …?
Для вычисления прибыли возьмём объём производства Q из приложения Д:
П = Q * Ц – Q * Зпер – Зпост
П 3-го предприятия = 2140911 * 2,38 – 2140911 * 0,3 – 449591,31 = 4003503,5 (тыс. руб.)
П 7-го предприятия = 337857 * 2,23 – 337857 * 0,256 – 67571,4 = 599358,32 (тыс. руб.)
П 8-го предприятия = 521606 * 20,47 – 521606 * 3,275 – 109537,26 = 8859477,8 (тыс. руб.)
∆П = П - По = Q * (Ц - Зпер) – Зпост - Qо * (Ц - Зпер) + Зпост = ∆Q * (Ц - Зпер),
где ∆Q = ∆П / (Ц – Зпер).
Предположим, что прибыль увеличилась на 10%. Тогда она будет равна:
П 3-го предприятия = 4003503,5 * 1,1 = 4403853,8 (тыс. руб.)
П 7-го предприятия = 599358,32 * 1,1 = 659294,15 (тыс. руб.)
Информация о работе Маркетинговый анализ конкурентоспособности предприятия