Маркетинговый анализ конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель маркетинга – обеспечение рентабельности всей производственно-хозяйственной деятельности, получение высоких коммерческих результатов, определённой прибыли в заданных границах времени в пределах имеющихся средств и производственных возможностей, завоевание запланированной доли рынка за счёт достижения устойчивых связей с определёнными сегментами, расширение операций и т.п.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...4
1 Оценка конкурентоспособности товара………………………………….5
2 Анализ платёжеспособности организации……………………………...14
3 Структура источников средств и их использование…………………...28
4 Анализ деловой активности……………………………………………...36
5 Анализ финансовой устойчивости на основе балансовой модели……45
6 SWOT-анализ……………………………………………………………..60
7 Анализ безубыточности предприятия…………………………………..69
8 Оценка величины спроса…………………………………………………81
9 Выбор целевого рынка…………………………………………………...86
10 Оценка конкурентоспособности предприятия относительно основных
конкурентов………………………………………………………………....89
11 План охвата рынка…...………………………………………………….99
Список использованной литературы…………………………………….103
Приложение А Перечень характеристик товара и их весомость………104
Приложение Б Результаты оценки конкурентоспособности товаров…105
Приложение В Бухгалтерский баланс…………………………………...106
Приложение Г Отчёт о финансовых результатах……………………….110
Приложение Д Сбыт, издержки производства…...……………………...111
Приложение Е Кадры, НИР…………………………….……….………..112
Приложение Ж Использование оборудования………………………….113
Приложение З Объём сбыта за последние пять лет…………………….114
Приложение И Исходные данные для выбора целевого сегмента рынка для инвестирования капитала…………………………………………….115
Приложение К Стимулирование сбыта………………………………….116

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект по маркетингу.doc

— 815.50 Кб (Скачать)

Степень охвата рынка мы определяли по объёму производства в денежном выражении. Лидирующее место занимает 3-е предприятие со степенью охвата 71,36%. Это говорит о том, что это предприятие находится на первом месте по продажам товаров. Второе место занимает 8-е предприятие со степенью охвата 17,38%. На последнем месте 7-е предприятие со степенью охвата 11,26%.

Уровень расходов на сбыт свидетельствует о том, сколько предприятие тратит на продвижение и продажу своего товара на рынок. Чем выше эти расходы, тем лучше и эффективнее предприятие справляется со своей задачей. На первом месте находится 3-е предприятие с уровнем расходов на сбыт 9% (192681,99 тыс. руб.), на втором месте 7-е предприятие с уровнем расходов 12% (40542,84 тыс. руб.), на последнем месте располагается 8-е предприятие с уровнем расходов 15% (78240,9 тыс. руб.).

Следующая группа показателей связана с продвижением товара на рынок. В первую очередь рассмотрим рекламу, а именно её эффективность. Она показывает, насколько выше стала выручка от реализации продукции после использования разных форм рекламы. Мы видим, что наиболее эффективную рекламу имеет 3-е предприятие, так как её эффективность равна 536400 тыс. руб. На втором месте 8-е предприятие с эффективностью 286050 тыс. руб. 7-е предприятие имеет неэффективную рекламную политику.

Уровень расходов на рекламу показывает, какое количество денежных средств предприятие выделяет на рекламу своей продукции. Чем выше эти расходы, тем большее количество рекламы можно произвести, что позволит увеличить объём продаж товаров. Самый высокий уровень расходов на рекламу характерен для 3-го предприятия – 10% от объёма сбыта (214091,1 тыс. руб.). На втором месте находится 8-е предприятие с уровнем расходов на рекламу 4% (20864,24 тыс. руб.). На последнем месте расположено 7-е предприятие, имеющее уровень расходов на рекламу тоже 4%, но они меньше в денежном выражении (всего 13514,28 тыс. руб.).

Упоминание о товаре в средствах массовой информации (количество за месяц) также может свидетельствовать о лучшем продвижении товара на рынок, стимулированию спроса на него. Естественно, чем больше упоминаний, тем лучше для предприятия. Лидирующее место занимает 3-е предприятие с количеством обращений в СМИ 303 штук. Второе место делят 7-е и 8-е предприятия с количеством обращений 92 штук в месяц.

Стимулирование сбыта говорит о стремлении предприятия к увеличению спроса на свою продукцию, повышению её конкурентоспособности. Для стимулирования используют разные формы. 3-е предприятие стимулирует сбыт посредством рекламных обращений в периодические печати и на ТВ, использования кредитного обслуживания, использования ценовых льгот и торговых скидок. 8-е предприятие использует те же формы стимулирования, кроме ценовых льгот, а 7- предприятие не использует ценовые льготы и торговую скидку.

Уровень расходов на стимулирование сбыта также говорит о стремлении организации увеличить объёмы сбыта своей продукции. Чем выше будут эти расходы, тем выше будет эффективность рекламы, а, следовательно, приведёт и к увеличению спроса на продукцию. Это вызовет увеличение объёма продаж. Самый высокий уровень расходов на стимулирование сбыта имеет 3-е предприятие – 5% (107045,55 тыс. руб.), на втором месте 7-е предприятие – 5% (16892,85 тыс. руб.), на третьем месте 8-е предприятие – 2% (10432,12 тыс. руб.).

Таким образом, можно сделать некоторые выводы по предприятиям.

Третье предприятие стремится привлечь своих покупателей более выгодной ценой, скидками, предоставлением ценовых льгот, а также предоставлением кредита на 4 года. Оно имеет самый маленький размер наценки на свою новую продукцию, что ускоряет процесс распространения новинок на рынке. Это предприятие расширяет каналы сбыта, имеет самый высокий уровень расходов на сбыт, чтобы стимулировать спрос на свою продукцию. Также оно стимулирует сбыт продукции разными формами: использование средств массовой информации, торговые скидки и прочее. 3-е предприятие имеет самую высокую эффективность рекламы, следовательно, те денежные средства, которые идут на рекламу, не уходят впустую. То есть можно сказать, что, скорее всего, 3-е предприятие является интенсивно развивающимся и расширяющимся, так как имеет очень высокие показатели стимулирования сбыта.

Седьмое предприятие не предоставляет скидок и ценовых льгот. Но это оправдано, так как цена на его продукцию самая низкая. Кроме того, наценки на новинку достаточно малы. Это предприятие использует разные формы сбыта, но расходы на него очень низкие. Также предприятие имеет маленькую степень охвата рынка. Реклама не эффективна, так как управление выделяет недостаточно средств для качественной информативной рекламы. Поэтому выходит реклама, которая не привлекает внимание покупателей. Поэтому 7-му предприятию необходимо увеличивать расходы на стимулирование сбыта, а также на сам сбыт.

Восьмое предприятие имеет очень высокие недоступные цены для большинства клиентов, это снижает количество потребителей, а соответственно и выручку предприятия. Оно предоставляет торговые скидки на свою продукцию и кредит, но не предоставляет льготы. Наценка на новинку очень высокая, что снижает уровень сбыта новой продукции. 8-е предприятие использует разные формы сбыта, но ему необходимо увеличивать степень охвата рынка, а также уровень расходов на сбыт. Реклама достаточно эффективная, так как приносит прибыль. Это достигается за счёт приемлемого уровня расходов на рекламу и стимулирование сбыта. 8-му предприятию необходимо всё-таки разработать более лучшую ценовую политику, чтобы привлечь большее количество клиентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 План охвата рынка

 

Согласно проделанной работе произведём анализ деятельности 3-го предприятия в сравнении с его основными конкурентами – 7-м и 8-м предприятиями, а также разработаем ряд рекомендаций по совершенствованию его деятельности.

По полученным результатам можно сделать вывод о том, что 3-е предприятие является молодым развивающимся предприятием. Оно только вышло на рынок, на котором присутствуют его основные конкуренты (7-е и 8-е предприятия), и пытается его освоить.

Это можно определить, опираясь на конкурентоспособность продукции 3-го предприятия, по которой оно находится на последнем месте, пропуская вперёд товары конкурентов, уже знакомых на этом рынке. Также 3-е предприятие имеет самую маленькую рентабельность продаж, соответственно спрос на его продукцию пока самый низкий. Но рентабельность продукции на конец года говорит, что к концу года конкурентоспособность продукции начинает повышаться.

Кроме того, на молодость 3-го предприятия указывает его платёжеспособность. На начало года и на конец оно является неплатёжеспособным, так как его платёжеспособность меньше 1. Но имеется тенденция к её увеличению к концу года.

Согласно полученным значениям оборотного капитала третье предприятие ещё не является ликвидным. На начало года его платёжеспособность находится на очень низком уровне, но к концу года ситуация немного улучшается – предприятие начинает повышать уровень своей ликвидности.

По производству 3-е предприятие занимает лидирующее место, так как оно имеет самый большой объём продаж в расчёте на одного работника, занятого в производстве, оборудование более современное и нестарое, что сокращает количество простоев (всего 80 часов простоев в год). Кроме того, количество работников, занятых в производстве, соответствует норме.

Также 3-е предприятие имеет хорошую организацию управления, так как коэффициент административной нагрузки не превышает нормы – 17-18 человек на одного управленца, текучесть управленческих кадров невысокая. У 7-го и 8-го предприятий коэффициенты административной нагрузки не соответствуют норме, а равны 21 и 80 человек соответственно.

Затраты на сбыт у 3-го предприятия самые большие, но это ничего не говорит о его убыточности, ведь оно затрачивает на сбыт одного товара намного меньше, чем его конкуренты. Это свидетельствует о том, что 3-е предприятие производит гораздо больше продукции и имеет более доступную цену на свою продукцию и услуги – 2,38 тыс. руб. за штуку по сравнению со своими конкурентами, что может способствовать увеличению уровня продаж, а соответственно и прибыли.

Кроме того, 3-е предприятие выпускает 8985 штук новой продукции по сравнению с 607 и 280 штуками новых изделий 7-го и 8-го предприятий соответственно. В то же время оно выделяет мало денежных средств на НИОКР по сравнению со своими конкурентами.

Третье предприятие имеет очень уверенную и хорошо разработанную политику стимулирования сбыта. Оно не делает наценки на свой товар, что сильно привлекает потребителей. Также оно предоставляет скидку, равную 18% от стоимости продукции, а это 428,4 руб., то есть цена становится ещё более доступной. 3-е предприятие предоставляет кредит на 4 года под 2,8%, а также предоставляет ценовые льготы, которые увеличивают количество клиентов за счёт расширения возможностей получения скидок.

Размер наценки на новинку одинаков у всех предприятий. Он составляет 20% от его стоимости. Но эта наценка наименее ощутима у 3-го предприятия, так как 20% от стоимости товара у него равна 476 руб. А это стимулирует покупателей покупать новинки из-за их невысоких цен.

3-е предприятие использует в своей производственной деятельности разные формы сбыта: продажа по каталогам, доставка с собственных складов, демонстрация новинок и выставки-продажи товаров по сниженным ценам, что расширяет возможности покупателей приобрести необходимый товар 3-го предприятия. А это, в свою очередь, способствует увеличению количества клиентов и прибыли.

По уровню расходов на сбыт 3-е предприятие находится на первом месте. Для него он составляет 9% (192681,99 тыс. руб.). Это говорит о том, что предприятие заинтересовано в эффективной продаже своей продукции и  стремится как можно большее её количество реализовать.

Для продвижения товара на рынок 3-е предприятие использует рекламу, которая является для него очень эффективной, то есть выручка от реализации продукции после использования разных форм рекламы становится больше. Это достигается за счёт увеличения количества продаж продукции, а это свидетельствует о повышении спроса и, следовательно, конкурентоспособности продукции предприятия.

Кроме того, 3-е предприятие имеет самый высокий уровень расходов на рекламу – 10% от объёма сбыта (214091,1 тыс. руб.). Это показывает, какое количество денежных средств предприятие выделяет на рекламу своей продукции. Чем выше эти расходы, тем более качественнее эта реклама и тем большее её количество можно произвести, что позволит увеличить объём продаж товаров.

Также 3-е предприятие занимает лидирующее место по количеству обращений в средства массовой информации за месяц – 303 штуки. Этот показатель может свидетельствовать о лучшем продвижении товара на рынок, стимулированию спроса на него. Естественно, чем больше упоминаний, тем лучше для предприятия.

Стимулирование сбыта говорит о стремлении предприятия к увеличению спроса на свою продукцию, повышению её конкурентоспособности. Для стимулирования используют разные формы. 3-е предприятие стимулирует сбыт посредством рекламных обращений в периодические печати и на ТВ, использования кредитного обслуживания, использования ценовых льгот и торговых скидок. На стимулирование сбыта 3-е предприятие выделяет 107045,55 тыс. руб., что также говорит о стремлении организации увеличить объёмы сбыта своей продукции. Чем выше будут эти расходы, тем выше будет эффективность рекламы, а, следовательно, приведёт и к увеличению спроса на продукцию. Это вызовет увеличение объёма продаж.

Таким образом, третье предприятие является развивающимся предприятием. Чтобы завоевать признание на рынке, оно привлекает своих покупателей более выгодной ценой, скидками, предоставлением ценовых льгот, а также предоставлением кредита на 4 года. Оно имеет самый маленький размер наценки на свою новую продукцию, что ускоряет процесс распространения новинок на этом рынке. 3-е предприятие расширяет каналы сбыта, имеет самый высокий уровень расходов на сбыт, что стимулирует спрос на его продукцию. Также оно стимулирует сбыт продукции разными формами: использование средств массовой информации, торговые скидки и прочее. 3-е предприятие имеет самую высокую эффективность рекламы, следовательно, те денежные средства, которые идут на рекламу, не уходят впустую. То есть можно сказать, что 3-е предприятие является интенсивно развивающимся и расширяющимся, так как имеет очень высокие показатели стимулирования сбыта.

Для дальнейшего продвижения 3-му предприятию необходимо повысить расходы на НИОКР, а также оно должно по-прежнему стимулировать сбыт разными способами. Можно в последствии создать сеть специализированных магазинов, что приведёт к увеличению количества клиентов на рынке.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.      Багиев Г.Л. Маркетинг: Учебник / Г.Л. Багиев – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с.

2.      Басовский Л.Е. Маркетинг: Учеб. пособие / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 134 с.

3.      Годин А.М. Маркетинг: Учебник / А.М. Годин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 728 с.

4.      Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник / Е.П. Голубков. – М.: Издательство «Филпресс», 2001. – 656 с.

5.      Гордиенко Ю.Ф. Управление персоналом / Ю.Ф. Гордиенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.

6.      Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. – 11-е изд.– СПб.: Питер, 2005. – 800 с.

Информация о работе Маркетинговый анализ конкурентоспособности предприятия