Маркетинговый анализ туристического рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Санкт-Петербург и Ленинградская область обладает значительным историко-культурным наследием для формирования туристского продукта и продвижения его на внутреннем и внешнем рынках, для превращения туризма в базовую отрасль городской экономики.
Высокая привлекательность Санкт-Петербурга как туристского центра обусловлена объективными факторами. Архитектурный ансамбль города и его окрестностей 18-19 веков сохранился в практически неизменном виде.

Содержание

Анализ рынка туристских услуг 3
1) Общий анализ рынка 3
2) Конкурентный анализ 8
3) SWOT анализ 18
4) STEP анализ 19
2) Организационная структура 23
3) Анализ бизнес-процесса и деятельности организации 29
Анализ сайта 39
Ассортиментная политика компании и фактор сезонности 45
Разработка тура 48
Список использованной литературы 56

Работа содержит 1 файл

маркет. анализ доработка 5.doc

— 943.50 Кб (Скачать)

 

Из представленных данных видно, что в течение анализируемого периода обеспеченность предприятия  трудовыми ресурсами существенно  возросла: если в 2007 году среднесписочная  численность персонала составляла 51 человек (82,25% от численности по штатному расписанию), то уже в 2008 году она возросла до 55 человек (88,71%), а в 2009 году составила 57 человек (91,94%). Увеличение численности персонала вполне естественно и оправдано экономически, так как с течением времени упрочились позиции ресторана на рынке, существенно расширились объёмы предоставляемых им услуг.

В течение анализируемого периода численность персонала  возросла на 6 человек, или на 11,77%, при  этом на 4 человека возросла численность  менеджеров, то есть персонала, непосредственно занятого обслуживанием клиентов. Численность руководителей и специалистов возросла незначительно, а младшего обслуживающего персонала вообще осталась неизменной.

В качестве положительного момента необходимо отметить увеличение удельного веса оперативно-торгового персонала с 64,71% в 2007 году до 64,91% в 2009 году, причём в 2008 году удельный вес данной категории работников был существенно ниже и составлял всего 63,64%. В рассматриваемом случае рост удельного веса менеджеров отражает увеличение производственного потенциала предприятия.

Некоторое увеличение численности  руководителей и специалистов связано  с совершенствованием системы управления предприятием и усложнением задач  по обработке управленческой информации.

Проведём анализ численности персонала по половому признаку (табл. 8).

Таблица 8

Состав и структура  персонала «Загородный отдых»по половому признаку

Показатели 

2007 год

2008 год

2009 год

Отклоне-ние (+/-)

2009 год в % к 2007 году

Численность персонала, чел.

  1. Персонал, всего

51

55

57

+ 6

111,77

  1. В том числе:
  • Мужчины
  • Женщины

 

17

34

 

20

35

 

22

35

 

+ 5

+ 1

 

129,41

102,94

Удельный вес в общей  численности персонала, %

  1. Персонал, всего

100,00

100,00

100,00

-

-

  1. В том числе:
  • Мужчины
  • Женщины

 

33,33

66,67

 

36,36

63,64

 

38,60

61,40

 

+ 5,27

- 5,27

 

115,81

98,10


 

Данные, представленные в таблице 8, свидетельствуют, что в течение анализируемого периода на фоне последовательного роста среднесписочной численности персонала увеличилась численность как мужчин, так и женщин в составе персонала, однако при увеличении общей численности персонала на 11,77 % численность мужчин в его составе возросла на 5 человек, или на 29,41 %. Это привело к последовательному росту удельного веса мужчин в составе персонала с 33,33 % в 2007 году до 36,36 % в 2008 году и 38,60 % в 2009 году. Соответственно снижался удельный вес женщин в составе персонала.

Указанная выше тенденция достаточно просто объяснима: у мужчин не болеют дети, они не уходят в декретные  отпуска, более выносливы физически. Однако руководству предприятия следует иметь в виду, что основу персонала турфирмы составляют женщины, поэтому в рамках социального развития на предприятии целесообразно предусматривать мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических норм, стандартов безопасного труда.

Целями деятельности организации является формирование приоритетных направлений развития внутреннего туризма и отдыха.

Турфирма «Загородный отдых» работает на прямых договорах с курортами и здравницами и может предложить любой вариант отдыха и лечения в любое время года. Уровень качества услуг позволил фирме «Загородный отдых» приобрести постоянных клиентов, среди которых региональные фонды социального страхования, крупные банки и предприятия различных отраслей народного хозяйства7.

Основное направление туризма, которым занимается организация — это внутренний туризм, поэтому основными конкурентами объединения являются туристские фирмы, представляющие услуги по организации отдыха в России.

3) Анализ бизнес-процесса  и деятельности организации

Основными задачами анализа объема реализации услуг являются:

– анализ динамики показателей объема реализации услуг;

– анализ структуры объема реализации услуг.

Первым этапом анализа является анализ динамики показателей объема реализации услуг. Для этого рассчитываются показатели цепных и базисных абсолютных приростов, цепных и базисных темпов роста и прироста.

Проанализируем численность туристов – клиентов турфирмы «Загородный отдых» по нескольким параметрам:

– по странам;

– по продолжительности поездки;

– по месяцам совершения поездки.

В компании – как и  на всех предприятиях туристской индустрии – проявляются сезонные колебания. Туристская активность возрастает в летний период. Это вызвано множеством факторов, основной из которых – период отпусков, пик которых приходится как раз на лето. Соответственно, объем реализации туристских услуг значительно возрастает именно в летний период. Кроме того, объем реализации может возрастать за счет повышения производительности труда и увеличения численности сотрудников фирмы.

Но стоит отметить, что в турфирме влияние этих факторов минимально или ничтожно, так как с момента основания численность работников не менялась и производительность труда невозможно увеличить в силу специфики сферы сервиса и того, что работники предприятия работают в максимальном режиме, в том числе и в летний период, т.е. в силу ограниченности трудовых ресурсов и невозможности их пополнить у сотрудников максимальная производительность труда.

Таблица 9

Количество  обслуженных туристов турфирмой  «Загородный отдых»

Год

Выручка, тыс.руб.

Кол-во туристов,

чел

2009

2520

174

2010

3350

223

2011

3952

269


 

Рисунок. Количество обслуживаемых  клиентов

Руководитель турфирмы «Загородный отдых» в качестве основы для организации работы фирмы использует организационно-административные методы управления. Это проявляется в воздействии на персонал как через обязательные предписания, так и через консультации, рекомендации, пожелания. Благодаря этому обеспечивается четкость, дисциплинированность и порядок в работе коллектива. Руководитель использует и экономические рычаги, например, выдача премиальных, что стимулирует работников и повышает производительность труда. Это говорит о применении экономического метода управления. В турфирме трудно не заметить дружеской атмосферы, сотрудники вместе справляют праздники и дни рождения, поэтому очевидно использование и социально-психологических методов управления. Таким образом, в турфирме «Загородный отдых» имеет место применение оптимального сочетания всех вышеперечисленных методов управления8.

Турфирмой «Загородный отдых» не используются такие методы науки управления как моделирование (физическое, аналоговое, математическое), не используются никакие формальные методы управления, кроме основных принципов и постулатов теории очередей. Более того, турфирма в лице руководства никогда не проводила экономический анализ и не использовала результаты данного анализа, сделанного студентами, проходившими практику в этой турфирме. Руководство при принятии решений полагается лишь на интуицию, опыт и знания о том, что произошло в сходных ситуациях ранее. Используются также неформальные методы:

– вербальная информация – информация, получаемая из теле –  радиопередач, от поставщиков, потребителей, конкурентов, на выставках, в профессиональных организациях, от юристов, бухгалтеров, консультантов;

– письменная информация – газеты, журналы, справочники, информационные бюллетени, профессиональные журналы  и годовые отчеты.

С точки зрения количества, важности, последствий принимаемых решений менеджерами турфирма является децентрализованной. Но с точки зрения степени контроля директора за работой подчиненных – централизованной, так как директор в курсе всех принимаемых менеджерами решений и в случае необходимости может на них повлиять.

Планирование на предприятии  также если и осуществляется, то на основе предыдущего опыта сотрудников. Все это вызвано ограниченностью  персонала турфирмы, отсутствием  времени на выполнение функций планирования, знаний в области методов и моделей принятия решений и невозможностью или нежеланием нанять специалиста в области планирования и прогнозирования.

Цель управления турфирмы «Загородный отдых» – повышение интереса потребителя к продаваемым туристским маршрутам, оказываемым услугам фирмы, создание делового имиджа организации и увеличение объемов продаж.

Задачи:

  • произвести оценку стратегического управления турфирмой;
  • выявить возможные пути увеличения объемов продаж;
  • разработать мероприятия по стратегическому управлению анализируемой фирмы

Разработки мероприятий  по управлению турфирмой:

  • проведение рекламы услуг фирмы;
  • разработка рентабельного и конкурентоспособного сайта;
  • размещение информации о своих предложениях в Интернете в виде баннера;
  • организация профессионального роста менеджеров за счет обучения;
  • улучшение условий и организации труда менеджеров за счет увеличения основных производственных фондов (приобретение нового компьютерного оборудования и установка на него компьютерной программы);
  • разработка нового туристского направления – образовательный туризм.

Известно, что эффективность  деятельности турфирмы характеризуется показателями финансовых результатов, важнейшим среди которых является показатель прибыли и рентабельности.

Очевидно, что за счет прибыли фирма выполняет часть  своих обязательств перед бюджетом, банками и другими организациями.

Показатели прибыли  и рентабельности становятся важнейшими для оценки финансовой деятельности турфирмы. По прибыли характеризуется  степень ее деловой активности и  финансового благополучия предприятия в целом.

Анализ показателей  прибыли и рентабельности турфирмы представлен в таблице 10.

Таблица 10

Анализ показателей  прибыли турфирмы за 2008-2009 гг.

Показатели прибыли

2008 г.

2009 г.

Прирост,  +,-

Прирост, в %

  1. Объем реализации, тыс. руб.

17447,8

20065,1

2617,3

115,0

  1. Комиссионные вознаграждения, (15 %), тыс. руб.

2617,2

3009,8

392,6

115,0

  1. Себестоимость, тыс. руб.

1 486,2

1 540,4

54,2

103,6

  1. Прибыль от реализации услуг, тыс. руб.

1 131,0

1 469,4

338,4

129,9

  1. Единый налог по УСН

169,7

220,4

50,7

129,9

  1. Чистая прибыль, тыс. руб.

961,3

1 249,0

287,7

129,9

  1. Рентабельность услуг, %

36,7

41,5

 

4,8


 

Согласно таблице можно  увидеть, что общий объем реализации турфирмы «Загородный отдых» увеличился за год на 115 %, при этом чистая прибыль в 2009 году возросла по сравнению с 2008 годом на 129,9 %.

Это говорит о том, что турфирма идет по пути увеличения прибыли.

Здесь важно отметить, что, несмотря на то, что на рынке  услуг наблюдается определенное однообразие: турфирмы предлагают однотипные туры, цены находятся примерно на одинаковом уровне и меняются в зависимости от спроса на тот или иной тур.

Рекламная деятельность турфирмы

Обычно турфирма «Загородный  отдых» пользуется следующими средствами распространения рекламы :

  • Реклама в прессе.
  • Реклама в Интернет.
  • Печатная реклама: каталоги, буклеты.
  • Участие в выставках.

Информация о работе Маркетинговый анализ туристического рынка