Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:43, курсовая работа
Цель данной работы состоит в определении роли маркетинга в отрасли туризма и анализ маркетинговой деятельности на примере туристической фирмы Coral Travel.
В соответствии с целью работы можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть туристический рынок и его особенности в РФ.
2. Показать роль маркетинга в деятельности турфирмы.
3. Проанализировать комплекс маркетинговых мероприятий турфирмы Coral Travel
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Тенденции развития современного туристского рынка…………5
1.1. Туристический рынок и его характеристика……………………………….5
1.2. Роль маркетинга в деятельности туристического предприятия…………14
Глава 2. Анализ маркетинговой стратегии туристического
предприятия Coral Travel……………………………………………20
2.1. Краткая характеристика туристического предприятия Coral Travel…….20
2.2. Стратегия продукции предприятия Coral Travel………………………….22
2.3. Ценовая политика предприятия……………………………………………25
2.4. Сбытовая политика предприятия………………………………………….31
2.5. Коммуникационная политика предприятия………………………………35
Заключение………………………………………………………………..40
Список использованной литературы………………………..43
приложения……………………………………………………………….
Вопросы международного сотрудничества в сфере туризма очерчены в главе VIII Закона РФ о туристской деятельности. В статье 18 записано, что правовую основу международного сотрудничества в сфере туризма составляют международные договоры РФ, заключаемые в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах РФ».
В статье 19 Закона о туристской деятельности говорится о возможности создания федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма представительств за пределами РФ. Цель создания таких представительств - продвижение туристского продукта на мировом туристском рынке. Порядок создания, деятельности и ликвидации представительств определяется Правительством РФ в соответствии с международными договорами РФ.
Специалисты отмечают, что рост массовости и доступности международного туризма, взаимосвязь международного туристского обмена с экономико-социальными, интеграционными процессами в обществе обусловили появление в мире множества правительственных и неправительственных организаций и агентств, связанных с развитием туристской индустрии в мировом сообществе. 4
Таким образом, для России перспективы международного сотрудничества в сфере туризма, можно сказать, безграничны. При этом такое сотрудничество наиболее эффективно может реализоваться в системе международных туристских организаций.
Но если туристский бизнес в целом демонстрирует высокие показатели профессионального и качественного роста, все более активное использование информационных технологий, то роль государственных органов в регулировании туристской деятельности в России по-прежнему остается крайне неэффективной. Чаще всего она ограничивается лишь допуском на туристский рынок через механизм лицензирования и аккредитации, разработку законов и регламентирующих актов. Осуществляя координацию деятельности предприятий сферы туризма путем подготовки и реализации общих и целевых программ развития на федеральном и региональном уровне, органы законодательной и исполнительной власти не вникают порой в сущность проблем, реально волнующих предпринимателей, не используется дифференцированный подход к решению тех или иных вопросов развития туристской индустрии. Хотя во многих программах продекларировано, что для развития туризма и эффективного управления им на региональном уровне с учетом местного и международного опыта и научной методологии используется концепция «устойчивого развития туризма».
Россия, обладая колоссальным туристским потенциалом, занимает весьма скромное место на мировом рынке туристских услуг. На ее долю приходится 1,5 % мирового туристского потока. Существующая материальная база туризма более чем на 80 % нуждается в реконструкции. Не созданы условия, стимулирующие приток в отрасль частных инвестиций, в том числе из-за рубежа. Отсутствует система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального турпродукта на внутреннем и внешнем рынках, в то время как одним из наиболее эффективных средств интеграции российского туризма в условиях рыночных отношений может стать сама информатизация5.
Такое положение во многом
объясняется изменением
Недостаточно эффективная
Инвестиции в отечественный
Количество иностранцев, желающих посмотреть русские красоты, увеличивается, однако, их спрос в полной мере удовлетворить пока невозможно. Россия для многих из них по-прежнему остается закрытой страной. Однако эксперты Всемирной туристской организации (ВТО) не исключают, что при правильной организации работы индустрии туризма уже к 2020 г. Россия может подняться на 5 место, пропустив вперед лишь Францию, Испанию, Великобританию и Италию. Недавно Россия стала членом Исполнительного совета ВТО. А это, по мнению экспертов, означает, что туризм у нас на подъеме6.
Внутренний туризм в России по отношению к мировому туризму находится в кризисном состоянии. В начале 1990-х годов произошел резкий спад спроса на туры по России. Это привело к простаиванию большинства туристских объектов. В условиях снижения уровня жизни, постоянного роста цен на путевки и сокращения дотации на них произошло деление российских граждан на 2 группы:
• большинство российских граждан оказалось не в состоянии оплачивать туристские расходы, довольствуясь поездками на дачные участки;
• другая часть населения (со средним достатком), сохранившая свою платежеспособность, переориентировалась на отдых за границей, который обходится дешевле, чем путешествие по нашей стране7.
Для
оживления внутреннего туризма
и повышения его вклада в национальную
экономику потребуется
В развитых европейских странах повышение качества расценивается как решающее условие дальнейшего повышения экономического роста, эффективности производственных процессов и производительности труда, обеспечения конкурентоспособности на мировых и внутренних рынках, в связи с чем происходит переоценка роли и места фактора качества производимого продукта в стратегии турфирм и в развитии экономики страны в целом. Проблема обеспечения качества в развитых странах рассматривается как проблема общенационального характера. Там ведется большая аналитическая, исследовательская, образовательная, воспитательная работа силами общественности и государственными организациями.
Подобное внимание к вопросам качества не случайно, оно закономерно для современного этапа постиндустриального развития, в условиях научно-технического прогресса и острейшей Конкурентной борьбы.
Отечественная индустрия туризма не в полной мере восприняла значение проблемы качества, которая должна пронизывать деятельность всех туристских предприятий и каждого члена их коллектива - от первого руководителя организации и до самого последнего неквалифицированного сотрудника, так как именно все они решают эту проблему.
В последние годы только и говорили, что вот-вот в туризм пойдут зарубежные инвестиции и начнется его бурное развитие. Эти оптимистические проекты основывались на том, что во всем мире туризм - одна из самых динамично развивающихся и инвестиционно-привлекательных отраслей.
В регионах, где идею развития туризма восприняли с энтузиазмом, принялись за разработку инвестиционных проектов. Сейчас их всеми возможными способами и на всех уровнях представляют потенциальным инвесторам. Но до реализации проектов дело доходит очень редко. Очевидно, что на крупные инвестиции туризму рассчитывать не стоит. Зарубежные инвесторы вообще избегают вкладывать средства в российскую экономику, поскольку инвестиционная привлекательность России невысока.
Крупным российским инвесторам туризм также пока неинтересен. Они предпочитают вкладывать средства в проекты, приносящие прибыль (например, в крупных городах это возведение элитного жилья; пока рынок его не будет насыщен, о появлении гостиниц туристского класса можно забыть).
Еще одна причина, которая сдерживает инвестиции в туристскую инфраструктуру, - это отсутствие достоверной информации о состоянии отрасли (об объеме рынка и динамике его развития). Есть и другая проблема, которая отбивает желание вкладывать средства в развитие туриндустрии, - это отношения с районными властями.
На
сегодняшний день в туризм делают
вложения главным образом государство
и мелкие, средние местные
Причина очевидна - отсутствует инвестиционная стратегия. Основные виды туризма, на которые должна сделать ставку Россия, - познавательный и экологический. Это значит, что в крупных турцентрах должны строиться гостиницы 3*, а в регионах, куда туристы едут ради общения с природой, - сети малых гостиниц.
В 2001 г. потенциал базы размещения российских курортов был практически исчерпан - загрузка в высокий сезон курортных гостиниц, разного рода здравниц и баз отдыха достигла пика, вследствие чего в лечебно-оздоровительный туризм вернулась проблема дефицита. Сейчас потребность населения страны в санаторно-курортном обслуживании, как показывают научные исследования, в 2-3 раза выше установленных в недалеком прошлом нормативов.
Другая
проблема - неотлаженность рыночного
механизма реализации лечебных и
оздоровительных туров, нестыковка
двух взаимосвязанных частей турбизнеса
- производителей и продавцов туруслуг.
Оптимальная модель экономической деятельности
санаторно-курортного предприятия сегодня
выглядит таким образом: санаторий должен
иметь гостиничную лицензию, договора
с турфирмами, обеспечивающими экскурсионное
обслуживание, плюс договора с туроператорами
и турагентами. Конечно, это не исключает
контакта с прямыми клиентами, но крупный
бизнес работает по оптовой схеме.
1.2. Роль маркетинга в деятельности туристического предприятия
Индустрия туризма является одной из наиболее доходных отраслей мирового хозяйства. На ее долю в настоящее время приходится около 10% мирового валового продукта, инвестиций, рабочих мест и потребительских расходов. Среднегодовые темпы роста мировых поступлений от международного туризма за последние десять лет составили 13%. По прогнозам ВТО, к 2010 г. количество международных туристских поездок составит более 930 млн, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн долл.
В России маркетинг трактуется пока весьма узко. В лучшем случае он воспринимается как комплекс маркетинговой деятельности, а зачастую отождествляется со сбытовой деятельностью или с одной из присущих маркетингу функций (исследовательской или коммуникационной). Однако время реальной востребованности на российском туристском рынке маркетинга как динамично развивающейся концепции управления, задающей ориентиры деятельности и определяющей порядок стратегического и тактического поведения фирмы, уже наступило.
Маркетинг в сфере услуг, в том числе и в туристской, – это процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специфических потребностей клиентов. Он призван помочь клиентам оценить услуги фирмы и сделать правильный выбор. Данная трактовка указывает, что маркетинговая концепция направлена не только и не столько на сбытовую политику, она пронизывает всю деятельность компании. Маркетинг начинается задолго до осуществления продажи и не заканчивается после её свершения. Он нацеливает на разработку и производство турпродукта, пользующегося спросом, приведение всех ресурсов фирмы в соответствие с требованиями и возможностями туристского рынка для получения прибыли8.
Известный маркетолог П. Друкер писал: «Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо изучить и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить клиенту и продавать9.
В связи с этим основными ориентирами маркетинговой деятельности в туризме становятся:
- согласование
функционирования звеньев в
сети хозяйственных
связей при сохранении приоритета конечного
потребителя;