Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 03:25, курсовая работа
Международный маркетинг предусматривает разработку концепции для разных форм рыночной деятельности. Нередко он ориентируется на сбыт продукции через разные торговые фирмы других стран. Кроме этого, характерным для него является направленность на освоение зарубежных рынков путем размещения производства в других странах. При этом менеджерами зарубежных филиалов и компаний реализуются задачи по более широкому проникновению на иностранные рынки.
Примером влияния на рынок изменения курса валют может служить проблема, с которой столкнулись из-за резкого роста курса йены в 1986-1987 г.г. японские автомобильные фирмы, которые продававшие свою продукцию в США. В данном случае в результате роста курса йены преимущества более низкой японской себестоимости были исчерпаны, цены на продукцию (в $) пришлось повышать, а прибыльность сокращать ради сохранения конкурентоспособности товаров [4].
Что касается конвертируемости валюты, то этот показатель в международном маркетинге определяет трудности, которые могут возникнуть при обмене одной валюты на другую. Неконвертируемость иностранной валюты может стать огромной проблемой для фирмы, которая действует за рубежом. Полная конвертируемость означает, что правительство разрешает как гражданам страны (резидентам), так и нерезидентам покупать неограниченные суммы любой иностранной валюты за внутреннюю валюту. Каждое правительство может определять ограничения, которые влияют на доступность или стоимость валютного обмена, т.е. определять конвертируемость своих денег.
Важным
показателем
Рис.1. Схема платёжного баланса (рекомендована МВФ) 29
Платёжный баланс:
в большинстве стран публикуется в СМИ;
в странах с развитой рыночной экономикой разрабатывается по схеме, рекомендованной МВФ (рис.1.);
объективно отражает экономическое положение страны;
широко
используется для прогнозирования
и макроэкономического
Состояние платёжного баланса страны определяет:
экономический потенциал,
особенности структуры экономики,
участие в международном разделении труда,
связи с мировым рынком ссудных капиталов,
состояние государственного регулирования экономики и внешнеэкономических связей.
Последствия дефицита платёжного баланса:
усиление валютного контроля,
снижение курса национальной валюты,
возрастание объёма займов за границей,
проблема экономической зависимости (отношения с МВФ)
Последствия профицита (активное сальдо) платёжного баланса:
давление со стороны других стран с требованиями либерализации торговли (открытие рынков) и стимулирования потребления,
превращение страны в нетто-экспортёра капитала.
Виды экспортно-импортного сальдо (сальдо – от итал. saldo – расчёт, в международных расчетах – разность между объёмом экспорта и импорта):
сальдо торгового баланса,
сальдо баланса услуг,
сальдо баланса услуг и некоммерческих операций,
сальдо баланса текущих операций,
сальдо платёжного баланса.
Наиболее
важной частью платёжного баланса является
текущий платёжный баланс. Превышение
импорта над экспортом
Страны,
которые имеют активное сальдо платёжного
баланса, характеризует стабильность
экономики. Однако в последнее время
страны с большим активным сальдо,
например Тайвань и Япония, стали
испытывать давление со стороны других
стран, которые заставляют их открывать
свои рынки и стимулировать
Важно также и то, за счёт чего достигается активное сальдо баланса. В России, например, оно формируется в основном за счёт экспорта энергоносителей и сырья.
По
данным Госкомстата Украины
В целом внешнеторговый баланс страны в первом полугодии 2001 г. вырос на 14,3% – до $ 17689 млн., при этом экспорт увеличился на 17% (до $ 9714,3 млн.), импорт – на 7,2% (до $ 7974,7 млн.). Улучшение внешнеторгового баланса произошло в основном за счёт роста экспорта товаров в страны СНГ на 38,5% (до $ 2621,7 млн.) при росте импорта из этих стран всего на 4,8% (до $ 4313,9 млн.). Экспорт в другие страны вырос на 14,8% (до $ 5388,1 млн.), импорт – на 11,3% (до $ 3102,5 млн.) www.sokrat.kiev.ua.
В платёжном балансе присутствует счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами. Эта часть показывает уровень инвестиционной привлекательности экономики.
Большое
влияние на деятельность компании на
внешнем рынке оказывает
Анализ экономических факторов 1-го и 2-го блоков даёт фирме лишь общее представление о стране-партнёре по бизнесу.
Главным является анализ 3-го блока экономических факторов.
Третий блок факторов включает основные рыночные показатели, характеризующие:
состояние спроса и предложения;
ёмкость рынка;
доступность рынка;
потенциал рынка;
уровень цен;
состояние и структуру конкуренции, в том числе анализ конкурентных преимуществ на разных уровнях;
состав возможных поставщиков, потребителей, посредников;
требования к качеству, безопасности, рекламе, упаковке и маркированию товаров;
циклические и долгосрочные колебания спроса и предложения и др.
Эти показатели разрешают определить стратегию и тактику деятельности фирмы, которая выходит на внешние рынки.
Тема 4. Международная политико-правовая среда
4.1 Внешнеэкономическая и внешнеторговая политика
Каждая страна строит свои международные отношения исходя из внешнеэкономической и внешнеторговой политики, с учётом фактора глобализации экономики планеты.
4.1.1 Внешнеэкономическая политика – это генеральная линия действий, система мероприятий, которые проводит государство в сфере экспорта, таможенного регулирования, торговых ограничений, привлечении иностранных инвестиций, зарубежного инвестирования, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществление общих экономических проектов в интересах страны. Внешнеэкономическая политика Украины является составляющей международного экономического сотрудничества.
Международное экономическое сотрудничество – главный фактор, влияющий сегодня на уровень мирового прогресса и развитие экономики всех стран. На земном шаре существует более 200 независимых государств. У каждого из них собственная политика, экономика, разнообразные международные отношения, в том числе и экономические. Это естественно, т.к. мы живём в условиях, когда усиливается глобализация и интернационализация мирового хозяйства, возрастает взаимозависимость развития экономики отдельных стран. Поэтому каждая страна должна сопоставлять свои действия с действиями других государств, а при необходимости и согласовывать их путём принятия общих оптимальных решений. Только так можно прийти к мировой экономике, которая должна служить, прежде всего, человеку, его интересам и потребностям.
Активное
развитие международных экономических
связей не только оказывает содействие
экономическому росту государств, но
и разрешает поддерживать и укреплять
мирные взаимоотношения, снимать международную
напряжённость, создавать систему
международной экономической
Глобализация экономики в широчайшем значении этого слова означает, что государственные границы и отличия между мировыми рынками утратили своё былое значение. Этому способствуют, прежде всего, такие тенденции:
глобализация финансов;
повышение роли транснациональных корпораций;
расширение экспорта прямых инвестиций из Северной Америки, Западной Европы и Восточной Азии;
международная специализация производства и торговли;
глобализация сферы услуг;
глобализация управленческих функций;
глобализация проблем окружающей среды;
международная экономическая интеграция.
4.1.2. Внешнеторговая политика
Внешнеторговая политика – это совокупность методов, приёмов и механизмов регулирования объёмов экспорта и импорта, которые применяет государство с целью реализации внешнеэкономической политики в целом.
Исторически известны 2 основных направления внешнеторговой политики: протекционизм и либерализация. Кроме того, во внешнеторговой политике предусматривается реализация комплекса мероприятий, направленных на регламентирование международной торговой деятельности:
1. Свободная торговля, предусматривающая отсутствие любых барьеров и ограничений в торговле между государствами. На практике свободная торговля реализуется только в свободных экономических зонах;
2. Либерализация – расширение свободы экономических действий, сокращение количества и снижение уровня ограничений в торговле с другими странами;
3. Протекционизм (от лат. protectio – прикрытие) – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;
4. Неопротекционизм – современные ограничения на международную торговлю, которые применяются странами как дополнения к традиционным формам ограничения нежелательного импорта или вместо них;
5. Селективный протекционизм – защита отдельной отрасли экономики, группы предприятий, а не всего национального производства, или протекционизм в торговле с отдельными странами и по отдельным группам товаров;
6. Автаркия – политика экономического обособления страны, направленная на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым самостоятельно.
Для реализации внешнеторговой политики правительства используют специальные методы и инструменты (табл.6);
Таблица 6
Методы и инструменты
Методы регулирования | |
Административные |
Экономические |
Превентивное правовое | |
Торговые режимы |
Внутренние финансовые денежно- кредитные мероприятия |
Таможенное налогообложение | |
Налогообложение импортных |
Валютно-кредитное регулирование |
Количественные ограничения | |
Технические барьеры | |
Административные формальности | |
Экстренное правовое |
Организационно-техническое содействие экспорту |
7. Превентивное правовое регулирование:
система международных торговых договоров, соглашений и протоколов;
предостережения в соглашениях (защитное, валютные, инфляционные, налоговое, патентные, «эскалаторные», форс-мажорные, страхование);
8. Введение торговых режимов:
режим
наибольшего
преференциальный,
обычный (простой),
дискриминационный (применяется временно);
9. Таможенное налогообложение:
таможенный тариф (система товарной классификации тарифа, структура тарифа);
таможенные налоги и сборы;
10. Внутреннее (национальное) налогообложение импортных товаров. В соответствии с положениями ГАТТ национальные налоги и сборы должны применяться к иностранным товарам в таком же размере, как и к товарам отечественного производства;
11. Количественные ограничения:
лицензии (индивидуальные, разовые, генеральные и т.п.),
контингенты (квоты),
«добровольные» ограничения экспорта;
12. Технические барьеры – большая группа нетарифных ограничений, обусловленных действием национальных промышленных стандартов, систем измерения, инспекции качества товаров, требованиями техники безопасности, санитарно-ветеринарными нормами, правилами упаковки и маркировки товаров и т.д.;
Информация о работе Международные маркетинговые исследования