Международные маркетинговые исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 03:25, курсовая работа

Описание работы

Международный маркетинг предусматривает разработку концепции для разных форм рыночной деятельности. Нередко он ориентируется на сбыт продукции через разные торговые фирмы других стран. Кроме этого, характерным для него является направленность на освоение зарубежных рынков путем размещения производства в других странах. При этом менеджерами зарубежных филиалов и компаний реализуются задачи по более широкому проникновению на иностранные рынки.

Работа содержит 1 файл

81308.docx

— 336.63 Кб (Скачать)

Создание  в 1994 г. НАФТА отражает новый подход в теории и практике интеграции. Впервые государство «третьего  мира» добровольно объединилось с двумя высокоразвитыми странами. Разница по показателю ВНП на душу населения составляет более 8 раз ($ 3680 в Мексике против 28 740 в США  и 19 290 в Канаде в 1997 г.) [1].

С полномасштабным вступлением в  силу соглашения об интеграции Мексика  должна получить дополнительные возможности  доступа к передовой североамериканской технологии. Однако большинство специалистов отмечают негативный характер влияния  интеграции на Мексику. В США –  увеличение числа рабочих мест, в  Мексике – рост безработицы, сильнейший финансовый кризис.

Вступлению  в НАФТА в Мексике предшествовало ухудшение положения в сельском хозяйстве. Если в середине 40-х годов  производство сельхозпродукции на душу населения ежегодно возрастало на 3%, в середине 70-х – на 3,5%, то в 1981-1992 г.г. оно снизилось на 18,5%. Следствием аграрного кризиса стало превращение Мексики в чистого импортёра сельхозпродукции. Доля импорта в продовольственном потреблении населения увеличилась с 5% в 70-е годы до 25-30% в начале 90-х годов. С 1991 г. в Мексике проводится аграрная реформа, имеющая те же стратегические установки Всемирного банка, что и в странах СНГ: расширение сферы частной собственности на землю с перспективой полного вытеснения общинной собственности, сокращение государственной поддержки, либерализация цен и внешней торговли.

В таких условиях открытие сельского  хозяйства Мексики для международной  конкуренции и вступление в НАФТА  поставили под угрозу производство важнейших продуктов питания: зерна, мяса и молока. Так, в 1966-1970 г.г. Мексика импортировала 230 тыс. т зерна в год, в 1971-1976 г.г. – более 2 млн., 1977-1982 г.г. – 5,4 млн., 1983-1987 г.г. – 6,9 млн. т. С 1990 г. Мексика ежегодно ввозит главным образом из США более 10 млн. т зерновых. Кроме того, она стала уже крупнейшим в мире импортёром порошкового молока.

Несмотря  на колоссальный разрыв в уровне производительности труда, затраты в Мексике на производство, например, одной тонны кукурузы составляют 17,8 человеко-дней против 1,1 в США; по овощным культурам более выгодно  развивать производство в Мексике. Однако и по ним сохраняется экспансионистская  роль США. Так, в 1994 г. экспорт мексиканских овощей в США вырос только на 2%, в североамериканских в Мексику  – на 41%. НАФТА дала возможность  США увеличить занятость в  сельском хозяйстве на 50 тыс. чел. за счёт увеличения экспортных поставок в Мексику.

Таким образом, пример НАФТА демонстрирует  использование интеграционных преимуществ  одной страны в ущерб развитию другой, что связано как с неподготовленностью  политических кругов Мексики заключать  недискриминационные соглашения, так  и с объективными причинами разрыва  в уровне экономического развития этих стран.

Интерес США к расширению своего экспорта и в другие страны мира выражается в намерении, инициируемом НАФТА, создать  к 2005 г. всеамериканскую зону свободной  торговли, охватывающую всё Западное полушарие, в соответствии с решениями  совещания в верхах в Майами. Общность языка, исторических корней, религии  и культуры создают уникальную социально-политическую среду для возможного объединения  экономического базиса расположенных  здесь стран. Кроме того, США фактически берут инициативу в свои руки, используя  объективно сложившуюся готовность стран двух континентов к объединению  и неспособность их воплотить  эту идею в жизнь. Так, небольшие  государства Центральной Америки  еще в начале 60-х годов, не без  влияния начавшегося процесса западноевропейской интеграции, провозгласили собственную  интеграционную модель для центральноамериканского субрегиона. Согласно документу об её учреждении («Договор Манагуа»), предполагалось развитие полномасштабного экономического взаимодействия, направленного на создание в субрегионе зоны свободной торговли, а затем Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР). Политический и экономический кризис, на много лет поразивший эти страны, фактически «заморозил» процесс интеграционного сближения, но отнюдь не похоронил ни саму идею, ни конечную цель этого сближения, которая по-прежнему стоит на повестке дня всех двусторонних переговоров и форумов лидеров государств субрегиона.

«Внедрение» США в латиноамериканский интеграционный процесс, как еще недавно полагали специалисты, могло развиваться  в основном через активизацию  в Центральноамериканском регионе  своего «младшего партнёра» по НАФТА  – Мексики. Мексика заключила  с ЦАОР соглашение о создании к 1996 г. совместной зоны свободной торговли с целью ускорения экономического развития центральноамериканских стран и скорейшего включения их в орбиту мексиканского торгового влияния. С другой стороны, наблюдатели полагали, что само вступление Мексики в НАФТА чисто технически способно осложнить процесс её сближения с южными соседями, однако ни сама идея, ни подписанное соглашение Мексики с ЦАОР не подвергалось сомнению и тем более нападкам со стороны мексиканских северных соседей.

В ходе последующих конференций министров  торговли 34 стран Западного полушария (в июне 1995 и марте 1996 г.) выявились 2 основных подхода к развитию интеграции. Первый инициируют США (при поддержке других членов НАФТА) и Чили. Они предлагают разработать основы будущего интеграционного процесса по секторам экономической деятельности и расширять НАФТА путём присоединения к этому соглашению других стран региона в индивидуальном порядке.

Другой  путь предлагают Бразилия, другие члены  МЕРКОСУР и страны Андской группы – через развитие в 2000-2005 г.г. субрегиональных интеграционных объединений и их поэтапное слияние.

 

4.4.4 Региональное сотрудничество и интеграция в Латинской Америке

Активные  центры интеграции в развивающемся  мире – это Латинская Америка  и Африка. Интеграция на этом уровне – это инструмент уменьшения трудностей.

Интеграция  начала активно развиваться в 50-60-е  годы. В 50-х в Латинской Америке  возникла теория “периферийной экономики”. Глава этой школы – Рауль Пребеш – доказывал, что отсталая экономика эксплуатируется промышленно развитыми странами через механизм цен. Отсюда вытекает важнейший аспект политики развивающихся стран – добиться индустриализации, при этом индустриализация должна проводиться в первую очередь в отраслях, способных заменить импорт (импортозамещение). Большая роль отводилась региональной интеграции. С её помощью предполагалось добиться следующих результатов:

За  счёт регионального замещения импорта  сократить зависимость от ТНК  и как следствие – в меньшей  степени участвовать в неэквивалентном  обмене;

Преодолеть  узость национальных рынков и расширить  рыночный простор до оптимальных  размеров;

Обеспечить  преимущество количественного протекционизма;

Увеличить инвестиционные возможности индустрии  за счёт привлечения иностранного капитала:

расширение  регионального рынка резко повысит  заинтересованность ТНК в капиталовложениях  в Латинскую Америку;

возможность координации инвестиционной политики в региональном масштабе на основе объединения финансовых средств  государств региона, за счёт создания перераспределительно-компенсационных механизмов и т.д.;

региональная  интеграция способствует снижению напряжённости  платёжного баланса и таким образом  ведёт к ослаблению проблемы внешней  задолженности;

осуществить совместное планирование индустриализации на основе взаимодополняющих экономических  комплексов.

На  основании вышеизложенного широкое признание получил принцип договорной специализации, т.е. заключение межгосударственных соглашений о промышленном взаимозамещении и дополнении экономик стран. Что привело к ориентации на производственное сотрудничество + протекционизм. Все это привело в 60-70-х годах к созданию около 20 региональных объединений. Сегодня существуют несколько крупных региональных группировок:

1. Латиноамериканская ассоциация  интеграции (ЛАИ), в её рамках образованы:

Андское сообщество (ранее – Андская группа),

Лаплатская группа,

Амазонский  пакт;

2. Карибское сообщество (КАРИКОМ), которое  раньше называлась Карибской  ассоциацией свободной торговли;

3. Центральноамериканский общий рынок;

4. Латиноамериканская экономическая  система (ЛАЭС);

5. МЕРКОСУР (интеграция стран южного  конуса).

Все объединения, кроме указанного в  п.5, которые создавались в 80-е  годы, по масштабам и глубине региональных преобразований дают нам богатый  опыт. Среди всех группировок можно выделить 4 группы:

1. Классические торговые союзы  (ЗСТ), например, группировка, указанная  в п.2;

2. Многонациональные промышленно-координационные  и консультационные организации  (основное внимание уделяется:  производственной интеграции, разработке  совместных скоординированных планов  развития энергетики, нефтедобывающей  промышленности, станкостроения; пример  – ЛАЭС;

3. Объединения, которые совместными  усилиями разрабатывают отдельные  проекты, например Лаплатская группа, занимающаяся вопросами экономики и экологии бассейна реки Ла-Плата, переходит к комплексным программам;

4. Активно развивается пограничная  интеграция, как в АТР (треугольники  роста), пример: Чили – Колумбия, Чили – Венесуэла, Колумбия  – Эквадор – Венесуэла (эти  страны входят в ЗСТ).

Кроме этих 4-х типов можно выделить пятую разновидность регионализма: региональное сотрудничество в виде образования ассоциаций стран, производящих и экспортирующих определённый вид  товаров. Примером этого может служить  Латиноамериканская ассоциация производителей мяса, Ассоциация латиноамериканских стран и стран Карибского бассейна – экспортёров сахара.

Латиноамериканская интеграция (ЛАИ) – это крупная интеграционная группировка, созданная в 1980 г., заменила существовавшую до этого ЛАСТ, которая просуществовала с 1961 по 1980 год.

Цель  ЛАИ: создание латиноамериканского  общего рынка на базе уже сложившегося в годы существования ЛАСТ (ЗСТ).

Членами организации являются 11 стран, подразделяющиеся на 3 группировки:

1. Более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика);

2. Средний уровень (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили);

3. Наименее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор).

Члены ЛАИ заключили между собой  соглашение о преференциальной торговле, и менее развитым странам со стороны  более развитых предоставляются преференции.

Высшим  органом ЛАИ является Совет министров  иностранных дел, исполнительный орган  – Конференция оценок и сближения  – изучает уровни экономического развития, возможные направления  интеграции, её воздействие на экономику, разрабатывает стадии и задачи интеграционных процессов; собирается 1 раз в год. Постоянный орган – Комитет представителей. Штаб-квартира – в Монтевидео (Уругвай).

Андское сообщество – субрегиональная группировка, созданная в 1995 г. вместо Андской группировки, существовавшей с 1978 г., в составе Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Перу, Эквадора. Основными целями интеграции андских стран были провозглашены индустриализация, повышение степени независимости от промышленных центров, замена значительной части торговли с США внутризональным товарообменом. Кроме того, андские страны поставили перед собой задачу достижения более высокой степени интеграции, чем ЗСТ – создание таможенного союза (ТС). Также предполагалась быстрая торговая либерализация путем автоматического снижения пошлин во взаимной торговле.

Лаплатская группа – создана в 1969 г. в рамках ЛАИ.

Цель: гармонизация развития и охрана природных  ресурсов бассейна реки Ла-Плата.

Штаб-квартира – в Буэнос-Айресе.

Амазонский пакт – создан в 1978 г.

Приоритет этой группировки – региональное сотрудничество в области экологии, совместное изучение и освоение ресурсов Амазонии.

ЛАЭС

Особенность этой организации состоит в том, что она является общеконтинентальной организацией (в ЛА всего 37 государств, членами организации являются 26).

Цель: разработка скоординированной политики в области сельского хозяйства, производства продовольствия, разработка и реализация общих планов развития энергетики, машиностроения, валютно-финансовой интеграции (образован Латиноамериканский банк). ЛАЭС выступает за общую стратегию развития внешнеэкономических связей с США.

В 70-80-е годы блок, имеющий достаточно ёмкий рынок, испытывал кризис, что  показало наименьшую эффективность  крупных группировок. Более эффективными оказались мелкие субрегиональные  группировки.

КАРИКОМ

Наиболее  устойчивой группировкой является КАРИКОМ, созданный в 1973 г. на основе договора, подписанного в Тринидад и Тобаго. Включает страны Карибского бассейна и в отличие от всех интеграционных группировок объединяет не только независимые  государства, но и зависимые территории.

Информация о работе Международные маркетинговые исследования