Международные маркетинговые исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 03:25, курсовая работа

Описание работы

Международный маркетинг предусматривает разработку концепции для разных форм рыночной деятельности. Нередко он ориентируется на сбыт продукции через разные торговые фирмы других стран. Кроме этого, характерным для него является направленность на освоение зарубежных рынков путем размещения производства в других странах. При этом менеджерами зарубежных филиалов и компаний реализуются задачи по более широкому проникновению на иностранные рынки.

Работа содержит 1 файл

81308.docx

— 336.63 Кб (Скачать)

выполнение  общих программ;

договорная  специализация;

создание  совместных предприятий.

Поставки  товаров и услуг по линии международной  торговли оплачиваются соответствующей  валютой. Возможна и компенсационная (встречная) торговля.

Международную производственную специализацию определяют преимущественно транснациональные  корпорации. При этом при выборе специализации они учитывают  не только географические факторы, а  и социально-экономические. Кроме  международной торговли, внешнеэкономическое  сотрудничество развивается и в  других формах.

Широкое распространение в мире приобрели  совместные предприятия. Предприятия  и организации разных стран объединяют свои финансовые и прочие ресурсы, осуществляют общую производственно-экономическую  деятельность на территории одной или  нескольких стран.

Важным  направлением международного сотрудничества стало создание свободных экономических  зон – СЭЗ. Такая зона является частью территории страны, в границах которой действует особый режим  хозяйствования. Этот режим предоставляет  значительные льготы для внешнеэкономической  деятельности. Существует свыше 600 официально установленных свободных экономических  зон в 70 государствах мира.

Изучению  особенностей создания и деятельности в Украине совместных предприятий  и свободных экономических зон  посвящены разделы 8.3 и 8.4 настоящего курса.

 

4.2.1 Глобализация сферы услуг

Британский  журнал Economist как-то писал, что услуга – это то, что в процессе купли-продажи не может упасть и ударить по ноге. Неустанно увеличивается торговля услугами, темпы роста которой превышают темпы роста международной товарной торговли. Глобализация сферы услуг охватывает консультационные услуги в сфере права и предпринимательства, аудита и бухгалтерии, рекламы, телекоммуникаций, компьютерного дела.

Архитекторы, врачи, программисты, бизнес-консультанты предоставляют на коммерческой основе свои услуги во всём мире. Важными составляющими этого сектора экономики являются международный туризм, обучение иностранных студентов, финансовые услуги, развлекательный бизнес, изготовление аудио- и видеозаписей и т.д.

Наибольший  экспортер услуг – США. Американские фильмы, музыка, телепрограммы и  другая продукция массовой культуры пленили весь мир. Одной из важнейших  статей экспорта США считается американская культура. Так, лишь на предоставлении образовательных услуг США заработали в 1995 г. $ 10 млрд. 3.

 

4.3 Глобализация управленческих функций

 

Ещё не так давно управленческий персонал непременно должен был располагаться  в одном помещении с руководством. В результате телекоммуникационной революции это условие не является обязательным. Президенту компании все  равно, где находится рабочее  место его подчинённых – на соседнем этаже небоскреба или за тысячи километров от него. Компьютер  помогает взаимодействию руководства  и управленческого аппарата. ТНК  трудоустраивают значительное количество местных программистов, клерков, компьютерных операторов и специалистов в области телекоммуникаций (иначе говоря – «белых воротничков») непосредственно в развивающихся странах. Рабочая сила в этих странах имеет достаточно высокую квалификацию и вместе с тем дешевая. Если в Калифорнии программист получает ежегодно $ 60–100 тыс., то на Тайване – $ 25 тыс., в Индонезии или Китае – $ 10 тыс., а в Украине – $ 5-6 тыс. Кроме того, рабочая сила в этих странах не только дешевле, но и дисциплинированнее.

В ряде развивающихся стран есть определенный излишек высококвалифицированной  рабочей силы, качество которой не уступает западному. Например, в Индии ежегодно заканчивают университеты больше специалистов, чем в США и Канаде вместе взятых. Эта страна имеет свыше 100 тыс. инженеров и техников в сфере компьютерного программирования 3.

 

4.3.1 Глобализация проблем окружающей среды

На  протяжении последних 100 лет на планете  была уничтожена четверть обрабатываемых посевных площадей и две трети  лесов. Каждый год из хозяйственного использования выбывает 7% плодородных  грунтов (по другим данным, это случается  за 10 лет). Поля планеты каждый год  теряют 26 млрд. т гумуса (плодородного слоя). Площадь пустынь каждый год  увеличивается на 6–7 млн. га. Каждую секунду в мире площадь лесов  уменьшается на полгектара, то есть за 2 года получается площадь, сравнимая  с территорией Финляндии.

Эта проблема злободневна и для Украины. Из «Национального доклада о состоянии  окружающей природной среды в  Украине в 2000 году»:

«По данным «Государственного земельного кадастра», общая площадь земель Украины составляет 60354,8 тыс. га, т.е. около 0,4% площади земной суши. Особо  ценные земли составляют 12075,9 тыс. га (20% от общей площади). Структура украинских почв по их целевому назначению свидетельствует  об одной из самых больших в  мире антропогенных нагрузок на окружающую среду. За последние 35 – 40 лет содержание гумуса в почвах Украины уменьшилось  на 0,3–0,4% и составляет 3,1%. Сегодня  эти потери ещё больше увеличиваются. По расчётам Украинской академии аграрных наук, использование несовершенных  технологических схем в сельском хозяйстве и существенное сокращение внесения органических удобрений, связанное  с упадком животноводства, приводит к ежегодным потерям гумуса от 0,6 до 1 т/га.

Около 20% территории Украины находится  в неудовлетворительном состоянии  в связи с перенасыщением почв различными токсичными соединениями. Основными источниками загрязнения  являются сельское хозяйство, промышленность и транспорт. В целом по Украине  угодья, не используемые в сельскохозяйственном производстве, в частности техногенно и радиационно загрязнённые, составляют 0,2% общей площади. Ареалы техногенной «неряшливости» вокруг промышленных предприятий в среднем имеют радиус от 1–2 до 5–20 км. Напряжённая экологическая ситуация сложилась и в нефтегазовом комплексе. В Украине открыты и эксплуатируются около 150 нефтяных и газовых месторождений. Разветвлённая система магистральных и прочих трубопроводов охватывает все природно-климатические зоны. Ежегодное количество аварийных ситуаций на предприятиях этой отрасли достигает 1,5 тыс. Часть из них сопровождается аварийными выбросами нефти, нефтепродуктов, прочих веществ. Плодородие почв на образованных вследствие этого локальных зонах загрязнения восстанавливается очень медленно – до 20 лет.

Важным  фактором техногенного загрязнения  почв является транспорт. Выбросы выхлопных  газов повышают содержание свинца вокруг автотрасс. Даже на расстоянии до 50 м  от трассы его содержание в 3–4 раза превышает предельно допустимые концентрации. В центре городов, вдоль  дорог с интенсивным движением  превышение содержания свинца в почвах придорожной полосы достигает 50–70 фоновых значений.”

Ситуация  вокруг планетарной воды, воздуха, флоры  и фауны продолжает обостряться. Человечество интенсивно потребляет естественные ресурсы и высокими темпами загрязняет окружающую среду. Существует реальная угроза того, что экономическое развитие Земли может прекратиться в результате:

уменьшения  притока энергоносителей;

ограничения ресурсов;

деградации  окружающей среды.

В частности, разведанных запасов  нефти осталось лишь на 40 лет. Для  половины населения планеты нефть  и продукты её переработки недоступны уже сейчас. Как источник топлива  бедное население использует дерево и древесный уголь, кизяк, отходы растениеводства. Использование древесины  для отопления и приготовления  пищи приводит к уничтожению лесов, темпы уменьшения лесных массивов приобрели  угрожающие масштабы.

Земле как планете угрожает и «парниковый  эффект», её окутывает «одеяло» из двуокиси углерода, двуокиси серы, метана и других продуктов жизнедеятельности. «Дыра» в озоновом слое над Антарктидой  уже вдвое больше территории США. Гумусный пласт теряется из-за ветровой и водной эрозии.

Распахиваются площади, которые были заняты травянистой  растительностью. Из хозяйственного оборота  изымаются значительные площади  из-за ненадлежащей ирригации. В воду попадают бытовые и промышленные отходы, токсичные химикаты отравляют  её.

Повышение температуры воды Тихого океана лишь на четверть градуса вызвало в  конце XX в. катастрофические изменения  климата в Центральной и Южной  Америке, а также убытки стоимостью несколько миллиардов долларов. По прогнозам, средняя температура  на планете повысится на 4,5С до 2050 г. Это будет означать поднятие уровня мирового океана на 2,2 м, что приведёт к затоплению огромных площадей и исчезновению с карты мира многих государств, прежде всего в Океании.

Ухудшение качества окружающей среды уже не является проблемой отдельных стран  или регионов. Это действительно  планетарная проблема. Только в результате индустриализации развивающихся стран  возникают экологические проблемы, с которыми страны Запада ещё не сталкивались.

 

4.4 Международная  экономическая интеграция

 

Тема 2 - Международная среда: экономический  аспект

Международная экономическая интеграция (МЭИ) – это процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и развития, в основе которого лежит экономический интерес самостоятельно хозяйствующих субъектов и международное разделение труда. МЭИ является экономическим фактором, существенно влияющим на все аспекты международной маркетинговой деятельности.

Рост  взаимозависимости экономик различных  стран, развитие интеграционных процессов  на макро- и микроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа является важнейшей чертой современности. В условиях возрастающей интернационализации экономики национально-государственная форма организации хозяйственной деятельности, присущая подавляющему большинству стран, ограничивает её эффективность. Идут поиски всё новых путей развития, новых форм интернационализации хозяйственно-финансовой жизни.

Как показывает исторический опыт, реальная международная экономическая интеграция возможна только на основе рыночных механизмов. Исходным пунктом интеграции являются прямые международные экономические (производственные, научно-технические, технологические) связи на уровне первичных субъектов хозяйствования, которые, развиваясь, обеспечивают постепенное сращивание национальных экономик. За этим неизбежно следует взаимоприспособление государственных, экономических, правовых, социальных и прочих систем, вплоть до определённого сращивания управленческих структур. Основная цель интеграции – наращивание объёмов и расширение диапазона предлагаемых товаров и услуг на основе и в результате обеспечения эффективности хозяйственно-коммерческой деятельности в международных масштабах.

Идет  постепенный процесс формирования реальных межгосударственных образований, включающих ряд стран, географически  близко расположенных, имеющих приблизительно одинаковый уровень экономического и социального развития, тип хозяйствования.

Одним из важных императивов является наличие  политической воли со стороны руководства  стран-участниц международного экономического сотрудничества. Важно и необходимо создание уже на первых порах структур, которым страны делегируют отдельные  полномочия и инструменты для  их реализации.

Переходу  к интеграционному этапу мирохозяйственных связей предшествует ряд последовательных стадий МЭИ, обусловленных количественными и качественными показателями их развития: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, валютный союз, полная экономическая интеграция (табл.7).

Строго  говоря, в настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран – Европейский Союз – прошла реально первые четыре из указанных этапов. Другие международные  экономические объединения (далее  – МЭО) пока прошли в своем развитии только первую и вторую стадии. Общее  число МЭО в развивающихся  странах составляет приблизительно от 35 до 40.

 

Таблица 7

Формы и этапы интеграционных процессов (рекомендовано МВФ)

Тип интеграции

Признаки

1

Зона свободной торговли

Форма соглашения, когда участники  договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении  друг друга. При этом к третьим  странам – у каждого своя политика. Примеры: НАФТА, раньше ЕЭС.

2

Таможенный союз

Единая таможенная политика по отношению  к третьим странам. Однако возникают  и более серьезные внутренние противоречия. Примером может служить  ЕЭС.

3

Общий рынок

Полное устранение препятствий для  перемещений всех факторов производства между странами-участницами. В процессе решения находятся такие вопросы, как полное согласование экономической  политики и т.д., выравнивание экономических  показателей.

4.1

Экономический союз

Возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная (или  даже единая) экономическая политика и на этой основе идёт снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Происходят крупные экономические  преобразования во всех странах-участницах.

4.2

Валютный союз

Форма экономического союза и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного  союза являются:

согласованное (совместное) плавание национальных валют;

установление по соглашению фиксированных  валютных курсов, которые целенаправленно  поддерживаются Центробанками стран-участниц;

создание единой региональной валюты;

формирование единого регионального  банка, являющегося эмиссионным  центром этой международной валютной единицы.

В развивающихся странах под  валютным союзом понимают клиринговые  соглашения.

5

Полная экономическая интеграция

Единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной  базы.

Условия:

общая налоговая система;

наличие единых стандартов;

единое трудовое законодательство;

и т.д.

Информация о работе Международные маркетинговые исследования