Эмоциональные и волевые расстройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Личность - система отношений человека к себе самому и к окружающей среде (в ее социальном плане - то есть отношение к обществу).
Известно, что человек - существо биосоциальное. И, рассматривая личность как некую систему, можно представить, что в основе ее лежит, прежде всего, биологическая часть - темперамент, который указывает на силу, скорость, подвижность, динамичность, изменчивость биологических, физиологических процессов. Существует 4 основных темперамента, в чистом виде они встречаются крайне редко, в основном мы наблюдаем миксты, когда темпераменты смешиваются, связываются меж собой.

Содержание

Введение
Цели
Задачи
Патология личности
а) психопатии
5. Контакты между сестрой и больным
6. Основные принципы простого психотерапевтического лечения
7.Сестринский диагноз
8. Выводы
9. Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

Психиатрия.docx

— 52.43 Кб (Скачать)

  Шизоидные психопаты - необщительные, предпочитающие уединение, так называемые аутичные лица, избегающие проявлений чувств; нередко им присущи эгоцентризм, сухость и официальность в контактах с людьми. Среди них встречаются натуры холодные, крутые и даже жестокие. Основой шизоидного темперамента является сочетание чрезмерной чувствительности и холодности (психоэстетическая пропорция).

  Психастенических  психопатов отличает склонность к сомнениям, отсутствие внутренней уверенности в истинности чувств и правильности своих суждений и поступков, нерешительность в выборе линии поведения.

Это люди добросовестные, утрированно обстоятельные, предусматривающие  в работе всякую деталь, педанты, тревожащиеся по поводу любого отступления от формы  и заведенного порядка.

  Астеническим  психопатам свойственны общая нервная слабость, робость, чрезмерная чувствительность и впечатлительность, обнаруживающиеся прежде всего при необычных, выходящих за пределы повседневных ситуациях. Отличительной особенностью астеников является повышенная утомляемость. В процессе работы, требующей напряжения сил, у них быстро возникает рассеянность, нарушается концентрация внимания.

  Аффективные психопаты-личности циклоидного круга, общительные, приветливые, добродушные. Одной из основных их особенностей является эмоциональная лабильность, неустойчивость настроения, достигающая иногда уровня очерченных аффективных расстройств (аффективных фаз).

  Паранойяльные психопаты - люди односторонних, но стойких аффектов, берущих верх над логикой и рассудком, своенравные, неоткровенные, жестокие и деспотичные. Они подозрительны, постоянно ждут подвоха со стороны окружающих, склонны к образованию сверхценных идей. В зависимости от тематики последних различают ревнивцев, сутяг, реформаторов, религиозных фанатиков и др.

  Истерических  психопатов отличает стремление казаться более значительными, чем они есть на самом деле, пережить больше, чем они способны пережить. Истерические психопаты используют все возможности, чтобы оказаться в центре внимания; этому служат не только эксцентричность в одежде, но и демонстративные формы поведения; такие люди склонны к хвастовству, подражанию, выдумкам, лжи, легкомысленным поступкам, различным авантюрам. У них преобладают капризность, упрямство, обидчивость, а также разные вегетативные и истерические пароксизмы (спазмы, афония, тремор пальцев рук и др.).

  Возбудимые и примыкающие к ним эмоционально тупые психопаты - личности вспыльчивые, раздражительные, лишенные чувства сострадания, жестокие и угрюмые. Наиболее свойственные им формы реагирования - приступы гнева, ярости, аффективные разряды, возникающие по любому, даже незначительному поводу, сопровождающиеся иногда аффективно суженным сознанием и резким двигательным возбуждением.

    Психопатические личности отличаются не только аномальным складом характера, но и значительно  большей по сравнению со здоровыми  людьми ранимостью, повышенной чувствительностью  к влиянию как внутренних —  биологических (возрастные кризы, менструальный  цикл, беременность, роды и т. д.), так  и внешних стрессовых и соматогенных факторов. Как указывает П. Б. Ганнушкин (1933), способность психопатов терять психическое равновесие и приводит к тому, что «психопатическая почва», как правило, обусловливает гораздо  более яркую и разнообразную  динамику, чем нормальная.

    Развитие  психопатий больше определяется внешними причинами, нежели относительно четко  биологически детерминированными закономерностями, которым подчиняется течение  эндогенных психозов. Чрезвычайно широкому диапазону возможных внешних  влияний, в свою очередь, соответствует многообразие психопатических проявлений на протяжении жизни аномальных личностей.

Динамика психопатий может изменяться в связи с  присоединяющимся алкоголизмом и злоупотреблением наркотиками. Токсикомании в таких  случаях не только видоизменяют картину  психопатии, но и сами приобретают  более злокачественное течение. Клиническая картина декомпенсаций (особенности клинических проявлений, тяжесть и длительность), а также  тенденции к дальнейшему развитию психопатии после декомпенсации  определяются не только внешними воздействиями, но и выраженностью и типологическими  различиями психопатических изменений. При разных типах психопатий конфликты  и реакции возникают по разным причинам, имеют разное содержание. Так, шизоидные, уклоняющиеся и зависимые  личности лучше адаптированы в семейных условиях, но легко декомпенсируются в связи со служебными конфликтами. Импульсивные (возбудимые), наоборот, прежде всего, окружены семейными неурядицами. Они нетерпимы в семье и представляют значительно меньшие трудности в производственных условиях. Истеричные «истеричны» всюду, но лишь в соответствующей ситуации. К армейским условиям со строгим распорядком и жесткой дисциплиной успешно приспосабливаются ананкасты, в то время как лица из круга диссоциальных и импульсивных быстро декомпенсируются. На протяжении жизни аномальных личностей, как правило, происходят сдвиги, чаще всего совпадающие с возрастными кризами. Наиболее опасны в плане декомпенсации периоды полового созревания и инволюции. Первый из них можно разделить на две фазы — подросткового и юношеского возраста. Подростковый возраст (11—15 лет) сопровождается лабильностью эмоций и крайней неуравновешенностью поведения с бурными аффективными реакциями, резкими немотивированными переходами от подавленности и слезливости к безудержной и шумной веселости. Для юношеского возраста (16—20 лет) наряду с сохраняющейся аффективной лабильностью характерно изменение круга интересов и всего строя мышления с обостренной рефлексией, увлечением «вечными», неразрешимыми вопросами, сложными философскими системами (метафизическая интоксикация). С 20—25 лет постепенно уменьшаются интерперсональные конфликты и другие проявления декомпенсации, приводящие к нарушениям социальной адаптации или даже подлежащие лечению. Характер становится более уравновешенным, постепенно возрастает способность к адаптации при изменяющихся требованиях жизни. В периоде возрастной инволюции (45—60 лет) психопатические особенности личности вновь усугубляются и становятся, по выражению W. Bayer (1951), гипертипическими. В этом возрастном периоде, так же как и в возрасте полового созревания, резко увеличивается вероятность

нарушения психического равновесия, что связано с процессом  старения и с сопутствующей церебрально-сосудистой патологией: уменьшается гибкость суждений и поведения в целом, ослабевают активность и инициатива, нарастают  консерватизм и ригидность или, напротив, эмоциональная лабильность, раздражительность, плаксивость. У психопатических  личностей в этом возрасте обнаруживается особая уязвимость к изменениям привычного жизненного стереотипа (перемена работы или места жительства, выход на пенсию и пр.).

В целом динамике психопатий свойственны две основные тенденции — компенсации и  декомпенсации; они определяются взаимодействием  ряда факторов (тяжестью и типом  психопатии, социальными условиями,

возрастом и  др.).

Психопатии в  которых наблюдается патология  тормозно-возбудимых систем в области  настроения, возникают чаще они на фоне холерического темперамента. Называются такие люди гипертимиками, или, по Ганнушкину, конституционально-возбужденными. Они  в течение всей своей жизни  пребывают в состоянии как-бы легкого маниакального возбуждения, легкого повышения настроения. Люди чрезвычайно деятельные и активные, обладающие оптимическими мечтами, не дающие покоя себе и другим, очень контактные, готовы в любой момент ехать куда угодно.

Гипотимики - всю  жизнь находятся как бы в состоянии  легкой субдепрессии (конституционально-депрессивные). Они всегда чем-то недовольны, недовольны в первую очередь собой, часто  ноют, причитают. Но у одного человека, и то, и другое может сочетаться, называются цилотимики, так как настроение меняется циклически.

Эпилептиформная психопатия. Люди обладают способностью накапливать эмоции, а затем в какой-то момент разряжаться, как конденсатор. Наблюдается мощный эмоциональный взрыв. Люди, любят порядок; эти люди человечество в рай будут гнать насильно, они любят все человечество, а не каждого человека в отдельности; под их контролем находится буквально все. Кстати, создатели великих империй в истории были либо эпилептоидными, либо эпилептиками - мы со слабо выраженными личностными расстройствами: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон, Петр Первый.

Паранойяльная психопатия. Параноические личности — это люди особого склада, своенравные, неоткровенные, лишенные чувства юмора, капризные, раздражительные, с односторонними, но стойкими аффектами, берущими верх над логикой и рассудком. Для них характерны повышенная активность, нередко сочетающаяся с приподнятым настроением, чрезмерная аккуратность, добросовестность и нетерпимость к несправедливости. Их отличают узость кругозора, односторонность и ограниченность интересов. Они не ставят перед собой больших задач, зато объективно малозначимые проблемы могут заслонить для них весь мир. Суждения их незрелы, чересчур прямолинейны, крайне конкретны, примитивны и не всегда последовательны. Параноических психопатов отличают повышенное самомнение, обостренное чувство собственного достоинства, сочетающееся со «сверхчувствительностью» к неудачам, к негативной оценке со стороны окружающих. Особый смысл и значение для параноика приобретает все, что так или иначе связано с его собственной личностью, затрагивает его интересы. К явлениям вне сферы «притяжения» своего «Я» они глубоко безразличны, попросту, исключая их из области активного внимания. «Все, что не имеет близкого отношения к его «Я», кажется параноику мало заслуживающим внимания».

Экспансивные  параноические личности — патологические ревнивцы, сутяги, лица, склонные к конфликтам, правдоискательству и реформаторству. С детских лет они лживы, мстительны, часто клевещут и жалуются, замечают недостатки у других, но не признают их у себя. Характерная особенность  сенситивного варианта параноической

психопатии состоит  в сочетании контрастных личностных черт: астенических, сенситивных (сознание собственной неполноценности, ранимость, ложная стыдливость) и стенических (честолюбие, повышенное чувство собственного достоинства). Это люди робкие, застенчивые, боязливые и в то же время мнительные и раздражительные, склонные к самоанализу, самокритике и даже к самомучительству. Их отличает обостренное чувство  унизительной для них несостоятельности  по отношению к стандартам (профессиональным, житейским и др.), которые они  сами для себя установили.

    Истерическое  расстройство личности, или истерический тип психопатии. Истерические реакции (стигмы, обмороки и т. п.) и другие формы истерического поведения (экстравагантность, склонность драматизировать тривиальные ситуации, стремление быть в центре внимания), свойственные психопатии этого типа, имеют достаточно широкое распространение и нередко наблюдаются у психопатических личностей иных типов при развитии невротических реакций или реактивных психозов. Истерической психопатии свойственны не только психогенно обусловленные истерические реакции и формы поведения, но и определенный склад личности. Это люди внутренне малосодержательные, подчас пустые и даже убогие, в балансе их психической жизни наибольшую роль играют внешние впечатления. У них нет собственного мнения, собственных устоявшихся взглядов на жизнь; их суждениям недостает зрелости, серьезности и глубины. Их поведение диктуется не внутренними мотивами, а рассчитано на внешний эффект. Стремление привлечь к себе внимание, «жажда признания», склонность к подражанию, выдумкам и фантазиям, капризность отмечаются у истериков еще в дошкольный период. В подростковом и юношеском возрасте наряду с этим более отчетливо выступают их эгоцентризм, неорганизованность, склонность к легкомысленным поступкам, расточительству, разным авантюрам. Они неспособны к систематическому, упорному труду, при выборе рода занятий

предпочитают  дилетантскую деятельность и пасуют перед задачами, требующими настойчивости, основательных знаний и солидной профессиональной подготовки. Более  всего им нравится праздная жизнь  с внешней, показной пышностью, разнообразными развлечениями, частой сменой впечатлений. Они охотно и самозабвенно выполняют  ритуалы празднеств и банкетов, во всем стремятся следовать моде, посещают пользующиеся успехом спектакли, «боготворят» популярных артистов, обсуждают нашумевшие книги и т. п.

    В большинстве своем они доверчивы, легко привязываются к людям. Истерики используют все возможное, чтобы оказаться в центре внимания: эксцентричность в одежде, «кричащие» формы внешнего поведения, необычные  поступки, контрастирующие с общепринятыми  взгляды, якобы появившиеся у  них таинственные симптомы никому неизвестной  болезни, обмороки и т. п.

Особенностью  истерической психики является также  отсутствие четких границ между продукцией собственного воображения и действительностью. Прогноз при истерической психопатии в целом нельзя считать неблагоприятным.

    Психастеническая  психопатия. Психастеникам свойственна склонность к сомнениям, отсутствие внутренней уверенности в истинности чувств и правильности своих суждений и поступков, в оценке людей, наконец, нерешительность в выборе линии поведения. Постоянное сознание недостаточной полноты и естественности различных проявлений психической деятельности и вытекающие отсюда сомнения в их правомерности при ананкастическом варианте психастенической психопатии компенсируются чрезвычайной скрупулезностью и чрезмерной добросовестностью. Склонность к сомнениям, свойственная всем психастеникам, не сопровождается у ананкастов в отличие от тревожно- мнительных личностей обостренной застенчивостью, тенденцией к внутренним душевным конфликтам. Напротив, они больше сомневаются в

других, чем в  самих себе. Такая тенденция реализуется  в стремлении проверять действия окружающих, а иногда даже в некоторой  недоверчивости к их поступкам. Это  суховатые, корректные, серьезные, лишенные чувства юмора люди, внешне подтянутые, аккуратные в одежде. Их взгляды  далеки от оригинальности и редко  уклоняются от устоявшихся общепринятых канонов. В своих суждениях, особенно по вопросам этики и морали, они  категоричны и консервативны. Здесь  для них нет «полутонов», им чужды  компромиссные решения. Они хорошо знакомы с практической стороной жизни, достаточно стеничны, в ущерб  досугу большую часть времени  заняты работой. Много внимания уделяют  хозяйственным заботам, при этом обнаруживают мелочную аккуратность, доходящую иногда до болезненной  приверженности к порядку. Это эгоцентрики, которые, оказывая знаки внимания другим, никогда не забывают о себе. Встречаясь с какими-либо препятствиями, они  становятся мрачными и крайне раздражительными. В этих случаях возможны даже непродолжительные  дисфорические, тревожные или сутяжные реакции. Стремясь разрешить тревожащие их сомнения, они обнаруживают необыкновенную назойливость, «занудливость», не считаясь со временем и желанием других: по много  раз пристают с одним и тем  же вопросом, настойчиво требуют, чтобы  им все разъяснили до мельчайших деталей.

Информация о работе Эмоциональные и волевые расстройства