Шпаргалка по "Гигиене"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Гигиене".

Работа содержит 1 файл

Ekzamen_po_gigiene.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

 

 

47. Пять групп здоровья. Для их определения используют 4 критерия: 1) уровень достижения  физического и нервно-психического  развития; 2) уровень функционального  состояния основных систем орг-ма; 3) степень резистентности орг-ма, воздействие неблагоприятных факторов; 4 ) наличие или отсутствие в момент обследования хр.заболевания.

Группы здоровья: 1) дети, у которых нет хр.заболеваний, которые не болеют или редко болеют в течении наблюдения. Соответственно возрасту имеют массу и рост. Также дети, имеющие единичные морфологические отклонения, не оказывающие влияния на здоровье и не требующие коррекции. 2) Дети не имеют хронических заболеваний, но имеют отягощенный биологический анамнез, некоторые функционально-морфологические отклонения, а также длительно болеющие (4 р/год). риск возникновения хронической патологии. Факторы риска (3 типа) - связанные с развитием в онтогенезе, определенные состояние плода и новорожденного, которые влияют на рост и развитие; рахит, аллергии. 3) имеют хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими обострениями. Хронические заболевание без выраженных нарушений общего состояния. 4) дети болеющие хроническими заболеваниями или имеющие врожденные пороки в состоянии субкомпенсации с наличием функциональных изменений. Частые обострения основного заболевания, нарушения общего состояния, затяжной реконвалесценцией. 5) дети с тяжелыми хроническими заболеваниями и тяжелыми пороками в стадии декомпенсации, которые угрожают для жизни.

Группу здоровья определяет врач (1р/год начиная с 2-х лет)

 

 

48. Рост костей за  счет метафизов, при неправ. полож.  – кривой позвоноч, при ношении  каблуков – неправиль. срастание  таза, развитие круп. и др мышц, развив. дыхалка (поверх. альвеол в 3-4 р.<), рост арт. сис-мы быстрее по сравн. с с-цем, к 9 г. созр. мозг, в первый год ребенок учится различать цвета. Фи-зич. развитие: соматометрич. показ-ли (рост, масса, окруж. груд. кл), соматоскопич (форма груди и позвоноч, сост. мышц, жира, половое созр), физиометрич.(ЖЕЛ).

 

 

 

49. Физическое развитие  детей и подростков - совокупность  морфо-функциональных свойств организма  - является одним из показателей  здоровья, и результаты его изучения  используются для разработки и обоснования профилактических мероприятий.

Изучение физического  развития детей и подростков проводится индивидуализирующим и генерализирующим методами

Систематическое наблюдение за физическим развитием одного и  того же ребенка (индивидуализирующий  метод) необходимо для индивидуальной оценки его развития путем сопоставления физических данных ребенка со стандартами.

Стандарты физического  развития разрабатывают на основе изучения больших групп здоровых детей  и подростков для получения средних  данных для каждой возрастно-половой группы (генерализирующийметод).

Оценка физического  развития детей и подростков проводится на основании результатов антропометрических (соматоскопического и соматометрического) и физиометрического исследований, которые проводятся на раздетом ребенке, в теплом помещении, а первую половину дня, проверенным инструментарием.

Комплексная оценка физического  развития детей и подростков проводится с учетом биологического возраста, который определяется с учетом длины  тела, количества постоянных зубов, степени полового развития, телосложения и пр.

 

 

50. Биологические законы: темпы роста и развития проходят неравномерно: до 3-4 лет интенсивное развитие, 5-7 лет интенсивный рост (первое вытягивание), 8-10 лет - интенсивное развитие, 11-15 лет - интенсивный рост (второе вытягивание), больше 15 лет - интенсивное развитие.

С возрастом темпы  роста сокращаются, кроме пре- и  пубертатного периода. С возрастом  изменяются пропорции тела человека. Половая диференциация процессов  роста и развития мальчиков до 11 лет и с 13 лет. Гетерохромия созревания и роста различных органов и систем (ЦНС, эндокринка, половая до 11 лет в "сонном" состоянии, интенсивно с 11 до 16 лет.Сезонность процессов роста и развития (в теплые растет, в холодные развивается).

Соц.законы роста и развития: 1) процессы роста и развития зависят от условий воспитания; 2) в социально расслоеном общественаблюдается диференциация процессов роста и развития; 3) стрессовые ситуации, стихийные бедствия резко влияют на рост и развитие. 4) при ликвидации неблагоприятного фактора процессы роста и развития восстанавливаются.

Под акселерацией физического  развития понимают ускорение роста  детей и подростков, а также  наступления половой зрелости в  более раннем возрасте. Акселерация - ускорение процессов роста и развития относительно предыдущих поколений. Сейчас стабилизировалась, особо сильной была в 30-60-е годы. Причины: улучш. питания, измен. космич. радиации,повышен поток информации. Проблемы: возраст готовности к обучению, школьные программы, одежда и размер обуви, вырастают из школьной мебели.

 

51. Режим школы. развитие  утомления. Дети в 5-7 лет внимательны  15 мин., 8-10 – 20 мин, 12-15 – 30 мин.  При повышенной нагрузке –  переутомление (стойкие изм-я  в орг-ме с нарушением психики,  сна, сосуд.-вегетат. р-ции). Для проф-ки утомления: режим дня!, своевременное питание, чередование отдыха и работы, перерывы на уроках. В детском саду правильно формир. группы по возрасту (для опред. вариантов режима дня). В школе – нормированное кол-во часов в неделю. Витамины в рационе, минералы, уроки на воздухе (физ-ра, природовед.) В санаториях – повышенный отдых.

 

 

52. 1.Состояние осанки.   Осанка бывает нормальной, сутуловатой,  лордотической, кифотической и  выпрямленной.   При  нормальной   осанке  шейный  и   поясничный изгибы одинаковы (по 3 см).    Если шейный изгиб больше поясничного, такая осанка называется сутуловатой. Если поясничный изгиб больше шейного, это осанка лордотическая. Когда   шейный   и поясничный изгибы сглажены, такую осанку называют выпрямленной.  При кифотической осанке шейный и поясничный изгибы увеличены.

2.Форму грудной клетки. Её разновидности - нормальная, цилиндрическая, плоская, куриная, бочкообразная,  рахитичная и др.

1.Форму ног (нормальная, "икс" - образная, "О"- образная).

11. Форму стопы. Она может быть нормальной, уплощенной и плоской. Для определения формы стопы необходимо сделать её отпечаток и на нём провести две линии: 1)от середины пятки до середины большого пальца; 2) от середины пятки до межпальцевого промежутка 2-3 пальцев. Если линии лежат за пределами стопы, то стопа нормальная. Если одна из линий частично проходит по отпечатку стопы, это стопа уплощенная. Если же обе линии проходят по отпечатку стопы, такая стопа называется плоской,

2.Степень развития  мускулатуры (малая -1. средняя - 2 , большая - 3 балла).

3.Степень жироотложения  (малая -1 балл, средняя - 2 балла,  большая - 3 балла).

Иногда оценивают развитие вторичных половых признаков, зубную формулу и пр.).

 

53. Избираемый земельный  участок должен быть расположен  недалеко от места жительства большинства обслуживаемых детей(800-1000м для городских школ и 2000м- для сельских). Величина земельного участка должна выбираться из расчета40-50м2 на одного ученика. Общие размеры пришкольного земельного участка должны составлять 1,7-3га, зеленые насаждения должны занимать не менее 40-50% всей площади. Планировка школы должна быть согласована с общей планировкой земельного участка и составлять с ней единое целое.  Планировочная структура школьных зданий определяется характером учебного заведения. По этажности школьные здания не должны превышать 3 этажа. При проектировке школьных зданий  учитывается принцип разделения коллектива учащихся на отдельные возрастные группы. Предусматривается изоляция классов и лабораторий от помещений, являющихся постоянным источником шума и загрязнений воздуха. Эти  требования легко удовлетворяются при блочной(секционной) планировке школьных зданий. Из всех помещений школьного здания  особое место занимают классные комнаты, в которых учащиеся первых 3 лет обучения проводят  около 80% времени. Глубина(ширина)класса не должна превашать 6,3м т.к при большей ее величине снижается естественная освещенность. Длина классных  комнатдолжна составлять 8-8,4м,- не ниже 3м.  

 

 

54. Медицинские:

-уровень биологического  развития (соотношение хронологического и биологического

возрастов);

-состояние здоровья  в момент осмотра;

-уровень заболеваемости  ОРВИ за предшествующий год.

Психофизиологические:

-тест Керна-Иразека;

-качество звукопроизношения;

-монометрический тест - «вырезаниекруга».

Готовность детей к  школе определяется врачами в 2 этапа, в ходе которых предусматривается  оздоровление дошкольников.

I- октябрь, ноябрь - за  год до поступления в школу.  При необходимости

назначаются лечебные и  оздоровительные мероприятия;

II- апрель, май - перед поступлением в школу, далее - анкетирование учителями

через 1-2 месяца начала обучения, диагностика дефицита внимания с  гиперактивностью, опрос родителей.

Методы оценки психофизиологических (психо-педагогических) критериев школьно-необходимых функций.

1. Психометрический тест  Керна-Иразека (состоит из трех  заданий):

-нарисовать человека (мужчину - «дядю»);

-срисовать короткую  фразу из трех слов;

-срисовать группу  точек.

2.Качество звукопроизношения  (специально подобранные группы  слов).

3.Результаты выполнения монометрического теста.

 

 

55. Профориентация решает  вопросы по изучению потребности  общества в специалистах различного  профиля и их квалификации. В   п/о приимают участие врачи,  физиологи, педагоги, психологи.  Задача профконсультации- рекомендовать для подростков одну из возможных профессий, которая бы отвечала состоянию здоровья.

 

 

57. Неотъемлемой частью  здорового образа жизни является  закаливание. Оно обеспечивает  хорошую работоспособность и  самочувствие, совершенствует систему  терморегуляции организма, работу ССС,нервной системы, дыхательной системы,системы крови,поднимает иммунитет.Закалённые люди меньше болеют, постоянно испытывают хорошее самочувствие и бодрость.Закаливание- одна из форм адаптации организма к воздействию окружающей  среды.Поскольку из всех отрицательных воздействий природной среды население нашей страны наиболее часто подвергается переохлаждению и простуде, то адаптация именно к этому воздействию имеет особенно большое практическое значение. Принципы закаливания:1.Учёт состояния здоровья занимающихся.2.Постепенность увеличения нагрузок.Для закаливания наиболее эффективно повышать силу раздражителя при сравнительно короткой экспозиции,хотя в дальнейшем можно удлинять и экспозицию. 3. Систематичность.  4. Сочетание различных способов и средств закаливания. Это расширяет диапозон приспособительных реакций организма. Целесообразно комбинировать закаливание солнцем, воздухом и водой.5.Правильная дозировка процедур.

Главный критерий,на который  следует ориентироваться является самочувствие, сон, аппетит, работоспособность и др.6 Самоконтроль занимающегося с целью коррекции и повышения эффективности закаливания.

 

 

 

58.  Уход за зубами  и полостью рта включает в  себя выполнение следующих основных  правил:

     — обезопасить себя от травм, получаемых чаще всего во время спортивных занятий и в результате автомобильных аварий: если вы занимаетесь контактными видами спорта, пользуйтесь такими защитными приспособлениями, как шлем, маска для лица и вкладыш, защищающий челюсть; в автомобиле пристегивайтесь ремнем безопасности, который может спасти не только вашу жизнь, но и ваш внешний вид, в частности сохранит вам зубы;

     — есть больше такой пищи, которая укрепляет зубы и десны, и меньше той, которая ведет к их ослаблению (здоровью зубов способствуют овощи, богатые клетчаткой и кальцием; яблоки, морковь и сельдерей, которые надо тщательно пережевывать, не только дают работу мышцам челюстей, улучшают поступление крови к зубам и деснам, но и очищают поверхность зубов; арахис и другие орехи, чай, семечки подсолнуха, сыр, оливки, если их употреблять после еды, могут препятствовать разрушению зубов, предотвращая формирование во рту кислой среды);

     — избегать жирной, вязкой и образующей кислоту пищи: она может изменять среду в ротовой полости и воздействовать на состав слюны таким образом, что возрастает вероятность разрушения зубов и эрозии эмали;

     — регулярно чистить межзубные промежутки специальной нитью или зубочисткой, пользуйтесь зубной пастой на натуральной основе;

     — посещайте зубного врача 2—3 раза в год: в этом случае он своевременно обнаружит заболевания зубов и десен.

 

 

59. Личная гигиена включает  в себя выполнение многих гигиенических  правил, требований и норм, направленных  на сохранение здоровья, работоспособности,  активного долголетия, профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Одежда должна соответствовать  климатическим условиям среды обитания человека, характеру его работы, иметь покрой, не затрудняющий кровообращение и дыхание (т. е. должна быть достаточно свободной), легко очищаться от пыли и грязи.

Головные уборы также  должны отвечать гигиеническим требованиям: быть легкими и не быть тесными, чтобы  не нарушать кровообращения головы. Для  холодного времени оптимальны головные уборы из натурального меха, а для летнего периода — из легких, светлых и малотеплопроводных материалов.

 

 

61. Питание является  одним из важнейших факторов  в жизнедеятельности человека. В  обеспечении высокого уровня  здоровья важную роль играет  рациональное питание, которое  способствует росту и развития организма, а также поддержанию его в оптимальном физиологическом состоянии, сохранению высокой работоспособности, отдалению старости и увеличению продолжительности жизни.  Рациональное питание предполагает питание, которое обеспечивает гомеостаз и поддерживает жизненные проявления его (рост, развитие, деятельность различных органов и систем). В основу рационального питания положен принцип сбалансированности потребляемой пищи, благодаря чему  обеспечивается оптимальная потребность организма  в пищевых и биологически активных веществах. В сбалансированном питании предусматриваются оптимальные кол-ые и качеств-е взаимосвязи основных пищевых в-в: Б, Ж, У, вит, и минеральных в-в.

Информация о работе Шпаргалка по "Гигиене"