Ассортимент чая

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение товароведной характеристики чая и чайных напитков.
Задачами курсовой работы являются: изучение роли чая в питании человека, классификация и характеристика ассортимента различных сортов чая, изучение потребительских свойств различных сортов чая.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Ассортимент и значение для питания чая…………………………………..5
2 Номенклатура потребительских свойств и показателей качества чая, их характеристика…………………………………………………………………………..16
3 Формирование и сохранение качества и потребительских свойств чая на стадиях технологического цикла………………………………………………………20
3.1Факторы, формирующие свойства и качество чая…..…………………....20
3.2 Факторы, влияющие на сохранность свойств и качества чая………...…24
4 Виды, формы и средства товарной информации, используемые для идентификации чая……………………………………………………………………………27
5 Характеристика методов определения показателей качества чая……………………………………………………………………………....................30
Заключение……………………………………………………………………...35
Список литературы……………………………………………………………..36
Приложение А Отчет о просмотренных литературных источниках……………….………………………………………………………………………37
Приложение Б Формы чайных пакетиков……...……………………………..45
Приложение B Маркировка чая.………………………………………………4

Работа содержит 1 файл

чай.docx

— 108.47 Кб (Скачать)

         Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например, порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина, даты и сроки). Цифровую информацию отличают лаконичность, четкость и единообразие, однако в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям.

         Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток или других эстетических объектов (цветов, животных, насекомых и т. п.) либо иных изображений. Основным назначением этой формы информации является создание потребительских предпочтений за счет удовлетворения эстетических потребностей покупателей. К достоинствам изобразительной информации относятся наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность. Вместе с тем возможности этой формы по представлению разносторонних сведений очень ограниченны, поэтому она не заменяет, а лишь дополняет словесную или цифровую информацию.

         Символическая информация — сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность, однако их восприятие требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации и т. п.

         Штриховая информация — информация в виде штрихового кода, который предназначен для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

         Существует несколько видов кодов, среди которых наиболее распространенными являются европейские коды типа EAN и американские типа UPC.

         Коды EAN в зависимости от числа знаков символов подразделяется на EAN-8, EAN-13 и EAN – 14.

         Тринадцатизначный номер штрихового кода  EAN  включает:

         Первые, вторая (третья) цифры знака – код банка данных организации, зарегистрировавшей предприятие изготовитель и товар (выдавшей товарный номер). Необходимо учитывать, что он не всегда совпадает с местом происхождения (страной изготовления) товара, так как фирма может быть зарегистрирована не в отечественном банке данных, а в зарубежном.

        пятая (четвертая) цифра знаков – код предприятия, производящего или реализующего товар

        пятая цифра знаков – код товара. Предприятие самостоятельно определяет кодируемую информацию (с учетом потребительских свойств товара, массы, упаковки и т.д.) и доводит ее до торгового партнера, который должен получить информацию о штрих-коде минимум за три недели до поставки самого товара (это правило действует и в случае изменения ШК)

        первый знак (последний) – контрольная цифра рассчитывается путем простейших арифметических операций и предназначена для проверки правильности считывания (сканирования) штрих-кода.

         Существует рад правил нанесения  штрих-кода, отклонение от которых также может позволить отличить подлинные штриховые коды от поддельных.

  • установлены требования к размеру штрих-кода: минимально возможные размеры кода – 21 х 30 мм; максимальные – 52,5х74,6 мм.
  • цветовое исполнение должно быть следующим: цвет штрихов может быть черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым; в качестве фона рекомендуется применять белый цвет, но можно также использовать желтый, оранживый или светло-коричневый. Красный и желтый тона для печатания штрихов применять нельзя, т.к. они не различаются сканером.
  • размещение штрих-кода: как правило, на задней стенке упаковки в правом нижнем углу, на расстоянии не менее 20 мм от краев. Поверхность упаковки при этом должна быть абсолютно ровная, без перфорации, рисунков и т.д. При использовании мягких упаковок (пакетов из полимерных материалов), для нанесения штрих-кода выбирают такое место, на которм штрихи будут параллельны днищу упаковки. На каждй упаковке размещают только один код EAN  или UPC, если товар зарегистрирован в двух ассоциациях, в противоположных концах упаковки наносят два кода.

         Чай  упаковывают в различную тару, штрих-код наносится в соответствии с соответствующими правилами нанесения. В самом распространенном варианте он наносится на этикетку упаковки на расстоянии 20 мм от края.

         Средствами товарной информации служат: маркировка; технические документы; нормативные документы; справочная, учебная и научная литература; реклама. Для потребителя первостепенное значение имеет маркировка, представляющая собой текст, условные обозначения или рису­нок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара [3].

         Маркировка чая проводится в соответствии с нормативными документами (приложение В). Текст на упаковке должен включать в себя следующие сведения:

  • наименование продукта (вид чаинок для черного чая)
  • наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика, экспортера, импортера, наименование страны и места происхождения;
  • состав продукта;
  • способ приготовления;
  • товарный сорт (для сортовой продукции);
  • срок годности или срок хранения;
  • условия хранения;
  • обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;
  • масса нетто;
  • дата изготовления или упаковывания;
  • товарный знак изготовителя (при его наличии);
  • вакуумная упаковка (при наличии);
  • -информации о сертификации.
 

        5 Характеристика методов  определения показателей  качества чая 

         При экспертизе чая проводят проверку сопроводительных документов, состояния упаковки и правильность маркировки. Отбирают выборку для оценки качества чая с размером партии.

         Качество определяют по следующим показателям:

    • органолептическим;
    • физико-химическим;
    • безопасности;
    • микробиологическим.

         Органолептические показатели качества чая включают в себя: внешний вид (уборку), яркость, прозрачность и интенсивность настоя, вкус и аромат, цвет разваренного листа.

         Органолептические показатели являются важнейшими при определении товарного сорта чая. На основании их анализа можно судить о происхождении чая, качестве сырья, соблюдении технологии производства и хранения.

         При проведении  органолептического анализа из  средней пробы чая отбирают навеску массой 100 г и высыпают тонким слоем на лист белой бумаги.

         Внешний вид (уборка) сухого чая определяют путем его осмотра при дневном рассеянном свете или ярком искусственном освещении.

         При определении внешнего вида сухого чая обращают внимание на цвет, ровность, однородность и скрученность чаинок. Например, при анализе байхового чая следует обратить внимание на содержание золотистых волосков древесины, нескрученных пластинок листа и других включений. Наличие золотых и серебристых типов говорит о том, что чай приготовлен из нежного высококачественного сырья. При правильной обработке невскрытые почки чайного растения в процессе сушки приобретают светло-золотистый цвет. Наличие в чае черешков (красных стеблей) или волокон древесины свидетельствует о том, что чай выработан из грубого сырья и плохо отсортирован. Чем больше черешков или волокон древесины, тем ниже качество.

         В чае не допускается примесь посторонних примесей: продукция, засоренная посторонними примесями считается браком.

         Настой, аромат, вкус и цвет разваренного листа определяют после заваривания чая. Для этого взвешивают на технических весах навеску чая 3 г и высыпают в фарфоровый титестерский чайник, наливают 125 мл свежекипящей воды. Заварник быстро закрывают крышкой, и настой выдерживают в течение 5 мин для черного и 7 мин для зеленого чая. По истечении срока заварки настой выливают в специальную титестерскую белую фарфоровую чашку. При выливании настоя в чашку необходимо обратить внимание на то, чтобы настой заварника был вылит полностью. Для этого чайник несколько раз встряхивают, чтобы полностью стекли последние, наиболее густые капли настоя.

         В настое чая определяют его характеристику и вкус, а в чае, оставшемся после сливания из заварника, - аромат и цвет разваренного листа.

         При характеристике настоя обращают внимание на его прозрачность, интенсивность и цвет. Настой чая должен быть прозрачным, в низших сортах допускается мутноватость. Чем интенсивнее окрашен настой, тем выше оценивается чай.

         Например, оценку настоя черного байхового чая производят в зависимости от его интенсивности: вышесредний, средний, слабый. Обычно чай высших сортов имеет вышесредний настой. Более крупные листовые чаи высшего и 1-го сортов характеризуются среднем настоем. А более низкие сорта – слабым настоем. Наилучшим считается прозрачный, яркий цвет настоя. Коричневый, темный, мутный цвет настоя считается недостатком и указывает на нарушение технологического процесса.

         Мелкий чай имеет более интенсивный настой по сравнению с листовым чаем.

         Особенно интенсивный настой имеют гранулированные чаи, а также мелкие, но они обладают более слабым ароматом и поэтому не бывают высокого качества.

         Определение аромата  и вкуса чая: к определению  аромата и вкуса чая приступаеют не сразу после выливанию настоя, а спустя 1-1,5 мин. За это время разваренный лист в заварнике слегка остынет, что способствует лучшему улавливанию аромата. В горячем состоянии невозможно уловить действительный аромат чая. Но не следует также, и медлить с опробованием чая больше 1,5 мин. Чем дольше остывает чай в заварнике, тем труднее установит его аромат.

         Для определения аромата чая быстро открывают крышку чайника, подносят к носу и делают вдох.

         Чай может иметь полный букет, тонкий, легкий приятный или слабый, грубый аромат в зависимости от сорта. В титестерской практике принята специальная терминология для определения аромата высококачественного чая: розанистый, миндальный, медовый, цитрусовый, цветочный, смесь запахов земляники, герани, черной смородины и др.

         При опробовании чая на аромат легко обнаруживаются недостатка, которые возникают в чае в результате нарушения технологического процесса и хранения: жаристость, запах зелени, затхлость, дымный, плесневелый и другие нехарактерные для чая запахи.

         Для определения вкуса чай пьют небольшими глотками и фиксируют первые вкусовые ощущения. Вкус чая может быть терпким, недостаточно терпким или грубым в зависимости от товарного сорта.

         Настой чая, имеющий полный с терпкостью вкус, называют крепким настоем. Терпкость и полнота вкуса настоя – признаки высокой экстрактивности чаев, их высокой Р-витаминной активности. Чай, который лишен крепости и полноты вкуса, считают «водянистым», пустым. Это может быть вызвано слабым скручиванием или длительным процессом ферментации.

         Терпкость чая зависит от количества растворимых веществ в чайном листе, т.е. от количества и степени раздавливания клеток чайного листа. Чай с недостаточно вяжущим вкусом называют чаем с безжизненным настоем. Причинами подобного явления может быть поглощение чаем излишней влаги, высокая температура и заваривание чая при сушке.

         Определение цвета разваренного листа: разваренный лист выкладывают на крышку чайника и определяют его цвет.

         Цвет разваренного листа находится в прямой зависимости от интенсивности настоя, аромата и вкуса чая.

Информация о работе Ассортимент чая