Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 02:28, курсовая работа
При выборе типа редуктора для привода рабочего органа (устройства) необходимо учитывать множество факторов, важнейшими из которых являются: значение и характер изменения нагрузки, требуемая долговечность, надежность, КПД, масса и габаритные размеры, требования к уровню шума, стоимость изделия, эксплуатационные расходы.
Из всех видов передач зубчатые передачи имеют наименьшие габариты, массу, стоимость и потери на трение. Коэффициент потерь одной зубчатой пары при тщательном выполнении и надлежащей смазке не превышает обычно 0,01. Зубчатые передачи в сравнении с другими механическими передачами обладают большой надежностью в работе, постоянством передаточного отношения из-за отсутствия проскальзывания, возможностью применения в широком диапазоне скоростей и передаточных отношений. Эти свойства обеспечили большое распространение зубчатых передач; они применяются для мощностей, начиная от ничтожно малых (в приборах) до измеряемых десятками тысяч киловатт.
Существуют различные типы механических передач: цилиндрические и конические, с прямыми зубьями и косозубые, гипоидные, червячные, глобоидные, одно- и многопоточные и т. д. Это рождает вопрос о выборе наиболее рационального варианта передачи. При выборе типа передачи руководствуются показателями, среди которых основными являются КПД, габаритные размеры, масса, плавность работы и вибронагруженность, технологические требования, предпочитаемое количество изделий.
При выборе типов передач, вида зацепления, механических характеристик материалов необходимо учитывать, что затраты на материалы составляют значительную часть стоимости изделия: в редукторах общего назначения - 85%, в дорожных машинах - 75%, в автомобилях - 10% и т. д.
1 Введение 3
2 Выбор электродвигателя и кинематический расчёт 4
3 Расчёт 1-й клиноременной передачи 7
4 Расчёт 2-й зубчатой конической передачи 11
4.1 Проектный расчёт 11
4.2 Проверочный расчёт по контактным напряжениям 14
4.3 Проверка зубьев передачи на изгиб 14
5 Расчёт 3-й цепной передачи 18
6 Предварительный расчёт валов 22
6.1 Ведущий вал. 22
6.2 2-й вал. 22
6.3 Выходной вал. 22
7 Конструктивные размеры шестерен и колёс 24
7.1 Ведущий шкив 1-й ременной передачи 24
7.2 Ведомый шкив 1-й ременной передачи 24
7.3 Коническая шестерня 2-й передачи 24
7.4 Коническое колесо 2-й передачи 24
7.5 Ведущая звёздочка 3-й цепной передачи 25
7.6 Ведомая звёздочка 3-й цепной передачи 25
8 Проверка прочности шпоночных соединений 26
8.1 Ведущий шкив 1-й клиноременной передачи 26
8.2 Ведомый шкив 1-й клиноременной передачи 26
8.3 Шестерня 2-й зубчатой конической передачи 26
8.4 Колесо 2-й зубчатой конической передачи 27
8.5 Ведущая звёздочка 3-й цепной передачи 27
8.6 Ведомая звёздочка 3-й цепной передачи 28
9 Конструктивные размеры корпуса редуктора 30
10 Расчёт реакций в опорах 31
10.1 1-й вал 31
10.2 2-й вал 31
10.3 3-й вал 32
11 Построение эпюр моментов валов 33
11.1 Расчёт моментов 1-го вала 33
11.2 Эпюры моментов 1-го вала 34
11.3 Расчёт моментов 2-го вала 35
11.4 Эпюры моментов 2-го вала 36
11.5 Расчёт моментов 3-го вала 37
11.6 Эпюры моментов 3-го вала 38
12 Проверка долговечности подшипников 39
12.1 1-й вал 39
12.2 2-й вал 40
12.3 3-й вал 41
13 Уточненный расчёт валов 43
13.1 Расчёт 1-го вала 43
13.2 Расчёт 2-го вала 44
13.3 Расчёт 3-го вала 46
14 Тепловой расчёт редуктора 48
15 Выбор сорта масла 49
16 Выбор посадок 50
17 Технология сборки редуктора 51
18 Заключение 52
19 Список использованной литературы 53
КHL(кол.) = (10000000 / 170904241,416)1/6 = 0,623
Так как КHL(кол.)<1.0
, то принимаем КHL(кол.) = 1
Допустимые контактные напряжения:
для шестерни [ sH1 ] = 530 x 1 / 1,1 = 481,818 МПа;
для колеса
[ sH2 ] = 470 x 1 / 1,1 = 427,273 МПа.
Для
прямозубых колес за расчетное напряжение
принимается минимальное
Тогда
расчетное допускаемое
[ sH ] = [ sH2
] = 427,273 МПа.
Принимаем коэффициент симметричности расположения колес относительно опор по таблице 3.5[1] : KHb = 1,35 .
Коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию принимаем (рекомендация по ГОСТ 12289-76):
ybRe = 0,285.
Тогда
внешний делительный диаметр
колеса вычисляем по формуле (3.29[1]):
de2 = Kd x ((T(кол.) x KHb x U) / ([ sH ] 2 x (1 - 0.5 x ybRe)2 x ybRe))1/3 =
99 x ((499662,161 x 1,35 x 2,5) / (427,2732 x (1 - 0.5 x 0,285)2 x 0,285))1/3 =
349,712 мм.
где для прямозубых колес Кd = 99, а передаточное число нашей передачи U = 2,5.
Т(кол.) = 499662161 Нxм - момент на колесе.
Принимаем по ГОСТ 12289-76 ближайшее стандартное значение de2 = 355 мм, см. стр.49[1].
Примем число зубьев шестерни z1 = 25.
Тогда
число зубьев колеса:
z2
= z1 x
U = 25 x
2,5 = 62,5.
Принимаем
z2
= 62. Тогда:
U
= z2 / z1 = 62 / 25 = 2,48
Отклонение
от заданного:
((2,48
- 2,5) * 100) / 2,5 = -0,8% ,
что допускается ГОСТ 12289-76 (по стандарту отклонение не должно превышать 3%)
Внешний
окружной модуль:
me
= de2
/ z2
= 355 / 62 = 5,726 мм.
В конических колесах не обязательно иметь стандартное значение me. Это связано с технологией нарезания зубьев конических колес. Примем: me = 5,73 мм.
Углы
делительных конусов:
ctg(d1) = U = 2,48; d1 = 21,801o
d2
= 90o - d1
= 90o
- 21,801o
= 68,199o.
Внешнее
конусное расстояние Re и ширина венца
b:
Re = 0.5 x me x (z12 + z22)1/2 = 0.5 x 5,73 x (252 + 622)1/2 = 191,527 мм;
b
= ybRe x Re = 0,285 x 191,527 = 54,585 мм.
Принимаем: b = 55 мм.
Внешний
делительный диаметр шестерни:
de1
= me x
z1
= 5,73 x
25 = 143,25 мм.
Средний
делительный диаметр шестерни:
d1 = 2 x (Re - 0,5 x b) x sin(d1) =
2 x
(191,527 - 0,5 x 55) x sin(21,801o) = 121,834 мм.
Внешние
диаметры шестерни и колеса (по вершинам
зубьев):
dae1
= de1
+ 2 x
me x
cos(d1) = 143,25 + 2 x 5,73 x cos(21,801o) = 153,89 мм;
dae2
= de2
+ 2 x
me x
cos(d2) = 355 + 2 x 5,73 x cos(68,199o) = 359,256 мм;
Средний
окружной модуль:
m
= d1
/ z1
= 121,834 / 25 = 4,873 мм.
Коэффициент
ширины шестерни по среднему диаметру:
ybd
= b / d1
= 55 / 121,834 = 0,451.
Средняя
окружная скорость колес:
V
= w(шест.) x d1 / 2 = 38,288 x 121,834 x 10-3 / 2 = 2,332 м/c.
Для конической передачи назначаем 7-ю степень точности.
Коэффициент
нагрузки равен:
KH
= KHb x KHa x
KHv
.
Коэффициент
KHb=1,173 выбираем по
таблице 3.5[1], коэффициент KHa=1
выбираем по таблице 3.4[1], коэффициент
Khv=1,07
выбираем по таблице 3.6[1], тогда:
KH = 1,173 x 1 x 1,07 = 1,255
Проверку
контактных напряжений проводим по формуле
3.27[1]:
sH = (335 / (Re - 0,5 x b)) x ((T(кол.) x KH x (U2 + 1)3/2) / (b x U2))1/2 =
(335 / (191,527 - 0,5 x 54,585)) x ((499662,161 x 1,255 x (2,52 + 1)3/2) / (55 x 2,52))1/2 =
384,922 МПа. £ [sH]
= 427,273 МПа.
Силы действующие в зацеплении вычислим по формулам:
окружная : Ft = 2 x T(шест.) / d1 = 2 x 209203,171 / 121,834 = 3434,233 Н;
радиальная: Fr1 = Fa2 = Ft x tg(a) x Cos(d1) = 3434,233 x tg(20o) x cos(21,801o) = 1160,561 Н;
осевая
: Fa1 = Fr2 = Ft x tg(a) x sin(d1) = 3434,233 x tg(20o) x sin(21,801o) = 464,215 Н.
Коэффициент
перегрузки привода Кп = 1,3. Максимальное напряжение,
возникающее при пиковой нагрузке, определяют
по формуле 3.21[1]:
smax
= sH x Kп1/2 = 384,922 x 1,31/2 = 438,879 МПа,