Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 02:28, курсовая работа
При выборе типа редуктора для привода рабочего органа (устройства) необходимо учитывать множество факторов, важнейшими из которых являются: значение и характер изменения нагрузки, требуемая долговечность, надежность, КПД, масса и габаритные размеры, требования к уровню шума, стоимость изделия, эксплуатационные расходы.
Из всех видов передач зубчатые передачи имеют наименьшие габариты, массу, стоимость и потери на трение. Коэффициент потерь одной зубчатой пары при тщательном выполнении и надлежащей смазке не превышает обычно 0,01. Зубчатые передачи в сравнении с другими механическими передачами обладают большой надежностью в работе, постоянством передаточного отношения из-за отсутствия проскальзывания, возможностью применения в широком диапазоне скоростей и передаточных отношений. Эти свойства обеспечили большое распространение зубчатых передач; они применяются для мощностей, начиная от ничтожно малых (в приборах) до измеряемых десятками тысяч киловатт.
Существуют различные типы механических передач: цилиндрические и конические, с прямыми зубьями и косозубые, гипоидные, червячные, глобоидные, одно- и многопоточные и т. д. Это рождает вопрос о выборе наиболее рационального варианта передачи. При выборе типа передачи руководствуются показателями, среди которых основными являются КПД, габаритные размеры, масса, плавность работы и вибронагруженность, технологические требования, предпочитаемое количество изделий.
При выборе типов передач, вида зацепления, механических характеристик материалов необходимо учитывать, что затраты на материалы составляют значительную часть стоимости изделия: в редукторах общего назначения - 85%, в дорожных машинах - 75%, в автомобилях - 10% и т. д.
1 Введение 3
2 Выбор электродвигателя и кинематический расчёт 4
3 Расчёт 1-й клиноременной передачи 7
4 Расчёт 2-й зубчатой конической передачи 11
4.1 Проектный расчёт 11
4.2 Проверочный расчёт по контактным напряжениям 14
4.3 Проверка зубьев передачи на изгиб 14
5 Расчёт 3-й цепной передачи 18
6 Предварительный расчёт валов 22
6.1 Ведущий вал. 22
6.2 2-й вал. 22
6.3 Выходной вал. 22
7 Конструктивные размеры шестерен и колёс 24
7.1 Ведущий шкив 1-й ременной передачи 24
7.2 Ведомый шкив 1-й ременной передачи 24
7.3 Коническая шестерня 2-й передачи 24
7.4 Коническое колесо 2-й передачи 24
7.5 Ведущая звёздочка 3-й цепной передачи 25
7.6 Ведомая звёздочка 3-й цепной передачи 25
8 Проверка прочности шпоночных соединений 26
8.1 Ведущий шкив 1-й клиноременной передачи 26
8.2 Ведомый шкив 1-й клиноременной передачи 26
8.3 Шестерня 2-й зубчатой конической передачи 26
8.4 Колесо 2-й зубчатой конической передачи 27
8.5 Ведущая звёздочка 3-й цепной передачи 27
8.6 Ведомая звёздочка 3-й цепной передачи 28
9 Конструктивные размеры корпуса редуктора 30
10 Расчёт реакций в опорах 31
10.1 1-й вал 31
10.2 2-й вал 31
10.3 3-й вал 32
11 Построение эпюр моментов валов 33
11.1 Расчёт моментов 1-го вала 33
11.2 Эпюры моментов 1-го вала 34
11.3 Расчёт моментов 2-го вала 35
11.4 Эпюры моментов 2-го вала 36
11.5 Расчёт моментов 3-го вала 37
11.6 Эпюры моментов 3-го вала 38
12 Проверка долговечности подшипников 39
12.1 1-й вал 39
12.2 2-й вал 40
12.3 3-й вал 41
13 Уточненный расчёт валов 43
13.1 Расчёт 1-го вала 43
13.2 Расчёт 2-го вала 44
13.3 Расчёт 3-го вала 46
14 Тепловой расчёт редуктора 48
15 Выбор сорта масла 49
16 Выбор посадок 50
17 Технология сборки редуктора 51
18 Заключение 52
19 Список использованной литературы 53
оно
не должно превышать предельного
допускаемого напряжения:
[sHпр] = 3,1 x st2
= 3.1 x
340 = 1054 МПа.
smax
< [sHпр]
Условие прочности по пиковым нагрузкам выполнено.
Проверим
зубья на выносливость по напряжениям
изгиба по формуле 3.31[1]:
sF
= Ft x
KF x
YF
/ (uF x b x m) £ [sF]
Здесь
коэффициент нагрузки KF = KFb x
KFv
(см. стр. 42[1]), в соответствии с рекомендациями
на стр. 53[1]. По таблице 3.7[1] выбираем коэффициент
расположения колес KFb
= 1,434, по таблице 3.8[1] выбираем коэффициент
KFv=1,15.
Таким образом коэффициент KF = 1,434 x 1,15 = 1,649. uF=0.85
- опытный коэффициент, учитывающий понижение
нагрузочной способности конической прямозубой
передачи по сравнению с цилиндрической.
YF
- коэффициент, учитывающий форму зуба
и зависящий от эквивалентного числа zv
(см. гл.3, пояснения к формуле 3.25[1]):
у шестерни :
zv1
= z1
/ cos(d1) = 25 / cos(21,801o) = 26,926
у колеса
: zv2 = z2 / cos(d2)
= 62 / cos(68,199o) = 166,943
Тогда : YF1 = 3,861
YF2
= 3,567
Допускаемые
напряжения находим по формуле 3.24[1]:
[sF] = soF lim b x
KFL
/ [Sf]
.
KFL
- коэффициент долговечности.
KFL
= (NFO
/ NFE)1/6,
где NFO - базовое число циклов нагружения;
для данных сталей NFO = 4000000;
NFE = 60 x n x c x tS x KFE
Здесь :
- n - частота вращения, об./мин.; nшест. = 365,623 об./мин.; nкол. = 146,249 об./мин.
- c = 1 - число
колёс, находящихся в зацеплении;
tS = 365 x Lг x C x tc - продолжительность работы
передачи в расчётный срок службы, ч.
- Lг=5 г. - срок службы передачи;
- С=2 - количество смен;
- tc=8 ч. - продолжительность смены.
tS = 365 x 5 x 2 x 8 = 29200 ч.
KFE - дополнительный множитель
для эквивалентной циклической долговечности.
KFE = S[(Mi / Mmax)3 x mF x (ti / tS) x (ni / nmax)] =
(1 / 1)3 x 6 x (0,5 / 1) x (1 / 1) + (0,8 / 1)3 x 6 x (0,2 / 1) x (1 / 1) + (0,6 / 1)3 x 6 x (0,3 / 1) x (1 / 1) = 4,003
где mF = 6 для сталей нормальной
прочности.
Тогда:
NFE(шест.) = 60 x 365,623 x 1 x 29200 x 4,003 = 2564207698,488
NFE(кол.) = 60 x 146,249 x 1 x 29200 x 4,003 = 1025681676,744
В итоге получаем:
КFL(шест.) = (4000000 / 2564207698,488)1/6 = 0,341
Так как КFL(шест.)<1.0
, то принимаем КFL(шест.) = 1
КFL(кол.) = (4000000 / 1025681676,744)1/6 = 0,397
Так как КFL(шест.)<1.0
, то принимаем КFL(шест.) = 1
Для шестерни: soF lim b = 414 МПа;
Для колеса
: soF lim b
= 360 МПа.
Коэффициент
[Sf] безопасности находим по формуле
3.24[1]:
[SF]
= [SF]' x
[SF]".
где для шестерни [SF]' = 1,75 ;
[SF]' = 1 ;
[SF(шест.)] = 1,75 x 1 = 1,75
для колеса [SF]' = 1,75 ;
[SF]" = 1 .
[SF(кол.)] = 1,75 x 1 = 1,75
Допускаемые напряжения:
для шестерни: [sF1] = 414 x 1 / 1,75 = 236,571 МПа;
для колеса
: [sF2] = 360 x 1 / 1,75 = 205,714 МПа;
Находим отношения [sF] / YF :
для шестерни: [sF1] / YF1 = 236,571 / 3,861 = 61,272
для колеса
: [sF2] / YF2 = 205,714 / 3,567 = 57,671
Дальнейший расчет будем вести для колеса, для которого найденное отношение меньше.
Проверяем
прочность зуба колеса по формуле 3.25[1]:
sF2
= Ft x
KF x
YF2
/ (uF x b x m) £ [sF]
sF2 = 3434,233 x 1,649 x 3,567 / (0.85 x 55 x 4,873) =
88,67 МПа < [sF]
= 205,714 МПа.
Условие прочности выполнено.
Механические характеристики материалов зубчатой передачи
Элемент передачи | Марка стали | Термообработка | HB1ср | sв | [s]H | [s]F |
HB2ср | H/мм2 | |||||
Шестерня | 45 | улучшение | 230 | 780 | 481,818 | 236,571 |
Колесо | 45 | улучшение | 200 | 690 | 427,273 | 205,714 |
Параметры зубчатой конической передачи, мм
Проектный расчёт | |||||||
Параметр | Значение | Параметр | Значение | ||||
Внешнее конусное расстояние Re | 191,527 | Угол наклона зубьев b, град | 0 | ||||
Внешний модуль me(mte) | 5,73 | Внешний делительный диаметр: | |||||
Ширина зубчатого венца b | 55 | шестерни
de1
колеса de2 |
143,25
355 | ||||
Числа зубьев: | Внешний диаметр окружности вершин: | ||||||
шестерни z1
колеса z2 |
25
62 | ||||||
шестерни dae1
колеса dae2 |
153,89
359,256 | ||||||
Вид зубьев | прямозубая передача | Внешний диаметр окружности впадин: | |||||
шестерни dfe1
колеса dfe2 |
130,753
350,001 | ||||||
Угол делительного конуса, град: | Средний делительный диаметр: | ||||||
шестерни d2
колеса d1 |
21,801
68,199 |
шестерни
d1
колеса d2 |
121,834
304,591 | ||||
Проверочный расчёт | |||||||
Параметр | Допускаемые значения | Расчётные значения | Примечание | ||||
Контактные напряжения sH, H/мм2 | 427,273 | 384,922 | - | ||||
Напряжения изгиба, H/мм2 | sF1 | 236,571 | 95,978 | - | |||
sF2 | 205,714 | 88,67 | - |