Воспитательная проблематика чувашского фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:18, дипломная работа

Описание работы

Искусство – одна из форм общественного сознания, отражая действительность, искусство воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды и чувства [2;79].
Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3-6
Глава 1. Чувашский фольклор: культурно-образовательные аспекты ... 7-38
1.1. Чувашский музыкальный фольклор как феномен народной культуры…………………………………………………………..
7
1.2. Система жанров чувашского музыкально-поэтического фольклора и их краткая характеристика………………………..
13
1.3. Чувашский фольклор как педагогический феномен…………... 24
Глава 2. Чувашский фольклор в школе………………………………….. 39-52
2.1. Воспитательный потенциал чувашского детского музыкального фольклора…………………………………………………..
39
2.2. Опыт использования чувашского музыкального фольклора в урочной деятельности учителя музыки….………………….….
47
Заключение…………………………………………………………………... 54
Литература…………………………………………………………………… 58
Приложение………………

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

      Песни поют и слушают все. Ни об одном  другом жанре, кроме песни, нельзя этого сказать: пословицы, сказки, загадки становятся понятными, начиная с определенного возраста, теми или иными из них пользуются преимущественно в определенный период жизни. Конечно, и песни имеют свой «любимый возраст»: девушки пятнадцати-двадцати лет поют столько песен, сколько они не спели до этого возраста и не споют до конца своей жизни.

      В песнях определенно присутствует педагогическая идея, она обусловливает образовательно-воспитательную функцию песен. Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам. Иные песни взрослых малые дети поют с особым воодушевлением. Поэтому речь может идти только о преимущественном исполнении тех или иных песен в том или ином возрасте. Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее мать.

      Назначение  колыбельных песен убаюкать, усыпить  ребенка. Творцами колыбельных песен  преимущественно являются матери и  бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей.

      Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу прежде всего материнской любви. Но одновременно они внушают любовь к детям всем, кто исполняет их в процессе заботливого ухода за ребенком, т.е. так или иначе стимулируют самовоспитание; особенно это важно в тех случаях, когда за маленькими детьми присматривают дети постарше. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова пробуждает их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий. Колыбельная песнь - величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок - еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.

Основное  содержание колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты  о его счастливом будущем [9;90]. Колыбельные песни народов собирались плохо, утеряны многочисленные импровизации, отличавшиеся, как можно полагать, изумительными поэтическими и педагогическими достоинствами.

У всех народов были свои поэты, создававшие  колыбельные песни. В устах мамушек и сенных девушек, вынянчивших не одного ребенка, массовые колыбельные песни получили особенно богатую художественную обработку. Эти талантливые исполнители и создатели колыбельных песен - баюкалы, баюкальщицы, баюкалки, пестуны, припеваши - всегда были выходцами из народа.

Улучшая народные творения, они возвращали их обратно народу, таким образом, шел процесс постоянного обогащения песенного арсенала.

      Талантливые создатели и исполнители колыбельных  песен одновременно были и талантливыми педагогами, любили детей. И дело отнюдь не в том, что без любви к  детям не создать прекрасных колыбельных песен, а еще и в их непосредственном воздействии на ребенка. Редкая из песен проверяется в реальном действии, а колыбельная песня была именно такой: она не исполнялась просто так, ею усыпляли детей в колыбели. Такое соединение таланта поэта с талантом педагога было характерным явлением в народе. Если лучшими создателями колыбельных песен могли быть и воспитатели чужих детей, то лучшими в мире их исполнителями могли быть все-таки только матери. В этом смысле материнское чувство совершенствовало не только поэзию и музыку народа, но и сокровенные движения души человека, его духовное богатство, самые нежные и самые человечные стороны народной нравственности.

      Заслуживающими  внимание средствами воспитательного  воздействия являются пестушки и потешки. В них подрастающий ребенок всецело занимает внимание взрослого. Пестушки получили свое название от слова пестовать - нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании.

      Пестушки  имеют смысл только при сопровождении их тактильным приемом - легким телесным прикосновением. Ласковый массаж, сопровождаемый веселой незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк, вызывает у ребенка бодрое, веселое настроение.

      Пестушки  постепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и педагогическое - наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии.

      Потешки, которыми пользовались старшие, забавляя и успокаивания маленьких детей, интересны не только тем, что очень рано пробуждает у них трудовой интерес. В них, кроме этого, настойчиво проводится мысль о первостепенной важности труда в жизни. Превыше всего – труд, и самый маленький ребенок должен это понимать и благоприятствовать работе взрослых. Мешать работающему – самый недостойный поступок. Так считалось в чувашской среде.

      В потешках в занимательной форме  рассказывали детям о копнах сена, козлятах, отбеливании холста на снегу, об охоте и о многом другом [9;27].

      Отрочество - период детства, наименее богатый песнями. Младшие подростки поют песни раннего детства, старшие подростки - песни юности. Особенно же увлекаются мальчики богатырскими песнями - песнями воинов, повстанцев, разбойников и т.п. Девочек интересуют более всего посиделочные и хороводные песни.

      Тем не менее и у подростков есть своя поэзия. Это - жеребьевки, скороговорки, считалки, дразнилки в многочисленных разновидностях. В считалках строго соблюдаются созвучия и ритм, художественная функция их - именно в своеобразной игре словом и ритмом, для которых характерна бойкость и красочность. При исполнении считалок дети оформляют их какой-либо простейшей мелодией, а порою просто используют мелодию той или иной известной детской песни.

      Дети  нередко пользуются дразнилками и поддевками. Это  своебразная форма детской сатиры, в которой высмеивается обидчик или капризный ребенок, неподчиняющийся правилам игры.Содержание дразнилок почти всегда смешное. В редких случаях дразнилки или какой-то элемент их оформлялись простейшей мелодией, т.е. по характеру были близки к шуточным песням.

      Во  многих песнях подростков воспеваются  трудолюбие, смелость, храбрость, решительность и т.п.

      Среди детей подросткового возраста были более всего распространены веселые, задорные, шуточные песни: народ даже в тяжелых условиях жизни оберегал детей от горестных раздумий, старался держать их подальше от общественных бедствий и социального зла, все равно непонятных и недоступных детскому сознанию. Однако это отнюдь не означает, что в репертуаре подростков отсутствовали песни с серьезным содержанием, прививающие детям моральные убеждения, вызывающие у них чувство жалости и сочувствия, искреннее желание помочь человеку в беде, призывающие к борьбе за свободу и человеческое достоинство.

      Педагогическая идея в песенном репертуаре подростков проступает несравненно более явно, нежели в репертуаре самых маленьких и старших. По-видимому, здесь сказалось понимание народными педагогами особенностей и трудностей подросткового возраста как переходного периода от детства к юности.

 

2.2 ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ЧУВАШСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО  ФОЛЬКЛОРА В УРОЧНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ 

      Музыкальное воспитание - одно из средств формирования личности. Урок музыки - это урок жизни, сотворчество, идущий к сердцу каждого  ученика. Очень важно создать на уроке такую атмосферу, когда нельзя не участвовать в работе всего класса. Это возможно у учителя, который считает музыку искусством, обладающим мощной силой воздействия на личность и коллектив в целом. Это возможно, когда учитель музыки будет чувствовать, переживать и размышлять вместе с детьми. Это возможно у учителя, испытывающего постоянную потребность в самосовершенствовании, в росте вместе со своими учениками.

      Всем  этим требованиям отвечает деятельность учителя музыки общеобразовательной школы № 9 г.Чебоксары - Глякиной Розы Вениаминовны.

      Сегодня использование чувашского музыкального фольклора на уроках музыки не редкость. Пение, родное слово, игра на музыкальных  инструментах, национальный костюм, игровые  и танцевальные элементы - все это используется комплексно, тем самым обогащая кругозор детей.

      Уже с первого класса Роза Вениаминовна приобщает детей к народным музыкальным  традициям используя на своих  уроках игровые народные попевки. Роза Вениаминовна старается не только познакомить ребят с родной музыкой, но и привить им любовь к чувашской народной песне. Чувашская народная песня воспитывает такие качества личности как вежливость, уважение к старшим, верность и справедливость, аккуратность, любовь к учению и скромность.

      На  уроках Розы Вениаминовны дети всегда становятся главными действующими лицами. Например, в игре «Хоровод» ребята изображают танцевальные действия: девочки -  плавные движения рук, а мальчики - притоптывание, при этом каждый ученик ощущает себя частицей единого целого действия, хоровода веселого, жизнерадостного.

      Роза  Вениаминовна, для приведения примеров на уроках, часто обращается к поэме К. Иванова “Нарспи”, т.к. поэма является “энциклопедией чувашской жизни”:

      «…  Только сядет солнце – время

      К хороводу выйти ей.

      Вмиг  умоется, наденет

      Шульгеме  на грудь скорей;

      На  плечо накинет  звонкий

      Свой  теветь одним броском;

      Лоб по-девичьи повяжет

      Алым  шелковым платком.

      Запоет  ли в хороводе –

      Будто пташка-соловей;

      Захохочет – всякий скажет

      Нет девицы здоровей!

      Этот голос всех пленяет,

      В играх слышен он всегда!»

      На  основе поэмы “Нарспи” Роза Вениаминовна открывает детям огромный мир народной культуры чувашей: здесь и чувашский народный костюм, и народный танец, и обряды, и внутренний характер человека.

        Слушание народной песни –  один из основных видов деятельности детей на уроках музыки. Здесь очень удачно применение ударных инструментов. Так, при слушании «Чăваш ташши» («Чувашский танец») Г. Воробьева, учащиеся становятся активными участниками. Весь класс не просто смотрит и слушает музыку, а исполняет ритмический рисунок. Каждая вариация в музыке требует определенных инструментов, исполнение же различного ритмического рисунка – это творческая работа учеников.

      Дети  на уроках музыки, участвуя в песнях, играх, танцах, обогащаясь духовно, вместе со знаниями, навыками получают главное - нравственные уроки добра и красоты.

      Для обучения детей чувашскому фольклору  нужен такой музыкальный руководитель, который научил бы основным приемам  вокального звукоизвлечения, подобрал интересный репертуар, направил своих учеников по творческому пути.

      Сейчас  в Чувашии создается большое  количество фольклорных коллективов. Они создаются в городах и селах, в местах с сохранившимися местными песенными традициями и там где уже произошло влияние нескольких традиций и трудно выделить какую-то одну. У них разные возможности и разные цели.

      Одним из лидеров аутентичного фольклора  является заслуженный работник культуры Чувашской Республики Козлова Зинаида Алексеевна. Под руководством Зинаиды Алексеевны в 1984 году был организован детский фольклорный ансамбль “Пилеш”, при республиканской музыкальной школе-интерната №3, ныне национальном лицее-интернате им. Г.С.Лебедева.

      Дети, особенно младшая группа ансамбля, очень любят игры. Игра воспринимается ими и как потребность в расширении своих интересов, и как потребность в раскрытии самих себя, и как потребность в коллективном общении. Игра на уроке, в большинстве случаев, сопровождается песней.

      Песни дети воспринимают так же легко как  и игру. Постичь, понять песню помогает ее сюжет, смысл, содержание. Ребята еще плохо разбираются в жанрах, но с большим удовольствием исполняют то, что с движениями: хоровод, пляска, игра.

      Слушание  чувашских наигрышей, в исполнении ансамбля гармонистов под руководством Э.В.Кириллова, доставляет детям огромную радость так как им редко приходится заниматься на уроке таким видом деятельности как слушание.

      В процессе работы с детским фольклорным  ансамблем, необходимо учитывать следующие моменты:

Информация о работе Воспитательная проблематика чувашского фольклора