Воспитательная проблематика чувашского фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:18, дипломная работа

Описание работы

Искусство – одна из форм общественного сознания, отражая действительность, искусство воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды и чувства [2;79].
Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3-6
Глава 1. Чувашский фольклор: культурно-образовательные аспекты ... 7-38
1.1. Чувашский музыкальный фольклор как феномен народной культуры…………………………………………………………..
7
1.2. Система жанров чувашского музыкально-поэтического фольклора и их краткая характеристика………………………..
13
1.3. Чувашский фольклор как педагогический феномен…………... 24
Глава 2. Чувашский фольклор в школе………………………………….. 39-52
2.1. Воспитательный потенциал чувашского детского музыкального фольклора…………………………………………………..
39
2.2. Опыт использования чувашского музыкального фольклора в урочной деятельности учителя музыки….………………….….
47
Заключение…………………………………………………………………... 54
Литература…………………………………………………………………… 58
Приложение………………

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 276.00 Кб (Скачать)
  1. Заинтересованность ребенка. Форма занятий должна быть разнообразной.
  2. Поют все кто хочет. Нельзя отказывать ребенку в пении.
  3. Репертуар. Можно петь песни любого жанра, подходящие по содержанию. Наиболее удобны хороводные, игровые, календарные песни.

      С детьми Зинаида Алексеевна разучивает песни разных жанров: трудовые, хороводные и игровые, песни-небылицы, колыбельные и другие.

      Кроме детского ансамбля, у Зинаиды Алексеевны есть еще и студенческий ансамбль при Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я.Яковлева. Здесь она  преподает уроки вокала и ведет занятия народного хора. Ансамбль «Юрай», созданный ею в 1997 году – молодой студенческий коллектив. Участники ансамбля наряду со специальностью «учитель музыки» изучают специализацию «руководитель фольклорного коллектива». Студенты посещают занятия народного хора, курсовые ансамбли, занимаются постановкой голоса. Ансамбль ведет активную концертную деятельность в республике, а также за ее пределами. В репертуар ансамбля «Юрай» входят песни низовых чувашей: гостевые, хороводные, свадебные, рекрутские, а также народные пляски.

      Нами  была проведена опытно-экспериментальная  работа по включению детей в освоение и исполнение чувашского музыкального фольклора. Мы попытались насытить уроки музыки чувашской народной музыкой, что соответствует национально-региональному компоненту в содержании учебных предметов, иными словами, мы увеличиваем культуроемкость урока музыки, вводя в них многие ценности и образцы чувашского народного искусства.

      Для определения на основе собственного опыта форм и методов использования чувашского фольклора на уроках музыки нами был разработан план тематического урока «Сила народных праздников». По этому плану было проведено два урока. Рассмотрим первый урок, который был проведен в 3А классе общеобразовательной школы №13 города Новочебоксарска. Тема первой и второй четверти -  «Музыка моего народа».

      Цели  урока:

    • познакомить детей с праздником «Уяв» – весенне-летнем периодом молодежных игрищ и хороводов;
    • инсценировать детьми с помощью педагога сцены хоровода в движении.

      Ход урока. В начале урока ребятам задаются вопросы для выяснения их знаний о чувашских народных праздниках (и о хороводе). После беседы учитель ставит для прослушивания запись хороводной песни в обработке Р.И. Ильгачевой «Хурăн çулçи». Дети внимательно вслушиваясь в мелодию, а также в текст песни пытаются определить жанр. После уточнения схемы хоровода, дети разучивают песню «Итлěр куккук сассине». Ее дети быстро запоминают, так как песня состоит из двух предложений, каждая из которых интонационно повторяется два раза. Взявшись за руки дети образуют круг и все вместе идут по часовой стрелке в такт музыки, исполняя при этом только что разученную песню. В другом хороводе, в два круга, дети двигались под сопровождение хороводной песни Саратовской области «Виноград çеçки çурлать». Мелодия этой песни более подвижная, поэтому хоровод будет двигаться немного быстрее. В конце урока звучит произведение Ф.Павлова «Линкка – линкка» в сопровождении барабана, треугольника, ложек. Несколько девочек исполняют элементы чувашского народного танца, а остальные дети хлопают в ладоши.

      Основной  трудностью в проведении урока была нехватка знаний детей о культуре и традициях своего народа и языка. Теперь нам известно с какими сложностями  придется столкнуться педагогу.

      Второй  урок мы проводили в старшей группе ансамбля «Пилеш» Чувашского национального лицея-интерната им. Г.С.Лебедева города Чебоксары.

      Цель  урока:

    • прочувствовать обряд хоровода как традицию народной жизни;
    • инсценировать детьми с помощью педагога схему хоровода-лабиринта в движении с исполнением песни.

    Задача  урока – воспитание любви к  культуре родного края.

      Ход урока. В начале урока учитель  исполняет а капелла хороводную песню «Атьăр хěрсем выляма». Перед детьми поставлена задача: определить к какому жанру относится данная песня. Для детей небыло неожиданностью, что педагог задает вопрос о жанре, потому что в репертуаре ансамбля не только хороводные песни, но так же и гостевые, трудовые, песни-небылицы, колыбельные и другие. Как и в первом уроке, беседа идет о хороводах, о времени их проведения. При помощи картин чувашского художника Анатолия Миттова, дети приходят к выводу: хороводы различаются по времени, по масштабам и по форме проведения. И вот дети сами становятся участниками хоровода. Под хороводную песню «Шур-шур тăрăх çÿрерěм» дети начинают исполнять движения хоровода-лабиринта. Следующий момент игровой. Детям предлагается поиграть в игру «Ларать-ларать». Глядя на их радостные лица и сияющие глаза, убеждаемся, что игра им понравилась. Это веселое настроение укрепляется песней-небылицей «Тěлěнтермěш». Урок заканчивается исполнением чувашских частушек с пляской.

      Рассмотренные нами уроки не носят характер обязательного  включения предложенного художественного  материала, а наоборот, позволяет  варьировать его. Ведь музыкальный  фольклор имеет региональную основу, поэтому одна и та же песня может иметь несколько вариантов.

        Оба урока тематически одинаковы,  однако для педагогического эксперимента нам было необходимо сравнить результаты. Экспериментальная группа – дети ЧНЛИ им.Г.С. Лебедева; контрольная группа – ученики 3 класса школы №13 г.Новочебоксарска. Мы выявили, что дети знакомые с чувашским фольклором в системе(уроки чувашского языка, музыки, труда, физкультуры; внеклассные мероприятия) гораздо активнее в его исполнении. Для них фольклор – естественная форма бытования музыки и слова, движения и народного костюма. Для детей контрольной группы(школа №13) фольклор – необычное явление, с которым они знакомились, может быть, впервые.

      Поэтому мы делаем вывод о том, что фольклор необходимо не только изучать, а осваивать в собственной деятельности и это самый прдуктивный путь к формированию интереса к культуре родного края.

      Таким образом, на примерах нескольких уроков с включением в них чувашского музыкального фольклора уже видно такое воспитательное воздействие музыки, как способность вовлечь всех детей (даже не имеющих яркие музыкальные и сценические данные) в активную творческую деятельность: пение, игра на инструментах, собственно игра, театрализация, движение, в том числе с элементами народных плясок и так далее. Вместе с тем, наблюдается развитие в детях таких качеств, как желание приободрить друг друга, помочь в исполнении, а это уже личностные приобретения. Воспитательный эффект всего музыкального фольклора проявляется как на самом занятии, так и после него – в следующих встречах с фольклором (без учителя) дети уже проявляют себя усвоившими и освоившими народные фольклорные традиции, их содержательную сторону.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Издавна славится чувашский народ своей  музыкальностью и поэтическим складом души, красивые мелодичные песни чуваш обращают на себя внимание выразительными интонациями и тонким психологизмом.

      Использование чувашского музыкального фольклора  как педагогическая проблема является необходимой частью общего педагогического процесса в школе: изучение национальной музыкальной культуры, музыкальных традиций народа, воспитание на этих традициях чувства гордости за национально-художественные богатства, за национальную культуру. Школа, как образовательное учреждение, выпуская из своих стен в жизнь человека, знающего и умеющего ценить культуру и искусство своего народа, на деле является образным полем искусства.

      Искусство совершенствует и развивает чувство  людей, через него человек не только познает окружающую действительность, но осознает и утверждает себя как личность, ибо искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом. Все виды искусства (музыка, живопись, слово, прикладное искусство и др.) способны воздействовать на определенную сторону духовного состояния человека. И поэтому в работе была предпринята попытка решить задачу введения чувашского музыкального фольклора в школе. В подготовке уроков музыки с введением национальной культуры педагог может столкнуться с трудностями, потому что конкретной программы по народному творчеству нет. И все уроки будут рассчитаны на фантазию педагога, на его творческие способности. Коренные изменения, происходящие в жизни общества, в том числе и в системе народного образования, требуют отказа от единых типовых школьных учебных программ. Необходимо создание условий, обеспечивающих право и возможность учителя на выбор учебной программы, форм и средств обучения и воспитания школьников, на создание учителем собственной авторской программы.

      Благодаря этим изменениям в системе народного  образования на уроках музыки чаще стала звучать родная музыка. Пение, родное слово, игра на национальных музыкальных инструментах, игровые и танцевальные движения – все используется комплексно на уроках музыки.

      Однако, к сожалению, высокий духовный потенциал  чувашской музыки до сих пор остается не востребованным. Использование в  педагогической практике всего богатства музыкально-культурного наследия чувашского народа помогает разрешить эту проблему, так как чувашский музыкальный фольклор, особенно народная музыка, таит в себе колоссальные возможности. Она развивает вкус ребенка, утверждает высокие нравственные ценности.

      Проведенное исследование позволило прийти к  следующим выводам: 

1. Открытие  детям чувашского музыкального  фольклора должно начаться с  самого первого класса и, по возможности, с первых уроков музыки, рассматривая так называемые «три кита», три компонента народной эстетики и педагогики: слово – музыка – узор. Слово – музыка – узор – это духовный мир человека, народная мудрость, передаваемая из поколения в поколение. Это складывалось веками как система педагогического воздействия взрослых на детей и как система эстетических воззрений человека на мир. Поэтому, ведя речь о народной музыке, мы постоянно ощущаем единство этих компонентов: слово, музыка-песня, узор-танец, орнамент чувашского национального костюма, вышивка. 

2. Следование  традициям бытования культуры  чувашского фольклора является  условием в работе школы, именно такой подход позволит ученикам осознать народное искусство как вечно живое явление. При этом от учителя требуется:

    • изучение чувашского фольклора (устный,  музыкальный), знание традиционных ремесел, обрядов и праздников;
    • умение найти такое сочетание методических приемов, которое позволит проводить уроки музыки в нетрадиционных формах: народный праздник или обряд, посиделки, путешествие в прошлое, выставка старины, сказка, концерт и др.;
    • творчество: учитель-исполнитель;
    • знание особенностей детей младшего возраста, в котором наиболее ярко выражено желание участвовать, исполнять, пробовать, научиться.
 

      Опыт  приобщения к традиционной музыкальной  культуре чувашского народа на основе интеграции всех видов народного  искусства, вариативности, импровизации позволяет детям понимать национальное и общечеловеческое в культуре народа. 

3. Важным  этапом в освоении музыкальных  традиций народа является начальная школа. Младший школьник более свободен в творческой, художественной деятельности, более эмоционален. Этот период в жизни оптимален для овладения своеобразной «азбукой» художественно-творческого саморазвития. У детей есть огромное желание попробовать себя в разных видах деятельности, особенно в музыкальной. Своеобразие чувашской народной музыки, заключающаяся в интонационной природе, требует изучения народных музыкальных традиций. А это ярко проявляется в способе исполнения, традиционных формах: коллективное пение, хороводы на природе, ритмичные танцы в сопровождении ударных музыкальных инструментов, игровые песни. 

4. Важно  в содержание учебных предметов  художественно эстетического цикла  включать чувашский музыкальный  фольклор как необходимую часть  знаний школьников о жизни. 

5. Воспитательная  работа школы должна быть направлена  на понимание непреходящей ценности народной культуры, ее обращенности в будущее народа – это воспитывает национальное достоинство, патриотизм. 

6. Чувашский  музыкальный фольклор имеет богатое  наследие, которое должно выступать  эффективным средством формирования  музыкально-эстетической культуры учащихся в приобщении их к национальной культуре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

      1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983.

    1. Арчажникова Л.Г., Скопцова Т.Ф. Русский фольклор в формировании музыкальных способностей учащихся //Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - № 5 (10).Чебоксары, 1999. - с.79 – 80.
    2. Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа //Спутник учителя музыки. - М.: Просвещение, 1993.
    3. Василенко В.А. Об изучении современного детского фольклора //Современ-ный русский фольклор. – М.: Наука, 1966.
    4. Волков Г.Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. – Чебоксары, 1965.
    5. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа. Этнопедагогический очерк. – Чебоксары, 1970.
    6. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. – Чебоксары 1958.
    7. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1979.
    8. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
    9. Голос детворы. Чувашские народные песни для детей /Сост. .Г.Лаврентьева.  – Чебоксары, 2002.
    10. Жирнова Л.В. Чувашская хоровая литература. –Чебоксары: Чувашкнигоиздат., 1976.
    11. Ильина И.И. Нетрадиционные формы уроков //Проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников. – Чебоксары, 1994. -с.34-35.
    12. Илюхин Ю.А. Музыкальная культура Чувашии. Вып.1.Чувашская народная музыка. - Чебоксары:Чувашкнигоиздательство,1961.
    13. Кауфман Н. Чувашская и болгарская народная музыка //Чувашское искусство. Сборник статей. Вып.1. – Чебоксары, 1971. -с.122-144.
    14. Козлова И. Путь к фольклору //Музыка в школе. Вып.1. – М.,1990. – с.25-33.
    15. Кондратьев М.Г. Судьбы фольклорного движения в Чувашии //Народное музыкальное искусство Чувашии. – Чебоксары, 1991.- с.3-15.
    16. Кондратьев М.Г. Чувашская музыкальная литература. Тема 1: Чувашская народная музыка. – Чебоксары, 1982.
    17. Кудаков Ю.Д. Подготовка учителей музыки к формированию эстетической культуры школьников; (На примере чувашского народного песенного творчества); Дис…канд. пед. наук. – Чебоксары, 1998.
    18. Кудаков Ю.Д. Подготовка учителей музыки к формированию эстетической культуры школьников: Автореф. дисс…канд. пед. наук. –       Чебоксары, 1998.
    19. Кудаков Ю.Д. Чувашское народное песенное творчество в процессе формирования музыкально-эстетического вкуса школьников. – Чебоксары, 1987.
    20. Кузнецова Л.В. Патриотическое и интернациональное воспитание младших подростков на основе народных музыкальных традиций. Монография. – Чебоксары: ЧГУ им. И.Н.Ульянова, 1992.
    21. Кузнецова Л.В. Уроки художественной культуры родного края (1-3 классы). Учебное пособие. – Чебоксары, 1999.
    22. Кузнецова Л.В. Чувашская музыка в 5 классе. Учебное пособие. – Чебоксары, 2000.
    23. Кузнецова Л.В. Этнокультурный аспект образовательного процесса //Вестник ЧГПУ им. И.Я.Яковлева. - №5(10). – Чебоксары, 1999.
    24. Культура Чувашского края. Часть 1: Учебное пособие /В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др. /Сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1994.
    25. Куприянова А.А. Русский фольклор. Уроки в 1 классе: Пособие для учителя музыки общеобразовательных школ. – М.: Мнемозина, 1998.
    26. Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Программы и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. – М.: Мнемозина, 1998.
    27. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных общеобразовательных учреждениях (на примере земледельческих праздников): Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей. – М.: Гном-Пресс, 2000. (Музыка для дошкольников).
    28. Народ, да! Из американского фольклора. Пер. с англ. /Сост. Н.Шерешевская, Т.Голенпольский. – М.: Правда, 1983.
    29. Некрасова М.А. Народное искусство России. – М.: Советская Россия, 1983.
    30. Павлова И.Ю. Чувашский музыкальный фольклор. Учебное пособие / Казан. гос. акад. культуры и искусств. – Казань: Гран Дан, 2002.
    31. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
    32. Песни низовых чувашей. Книга  первая /Сост. М.Г. Кондратьев. – Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1981.
    33. Песни низовых чувашей. Книга вторая /Сост. М.Г. Кондратьев. – Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1982.
    34. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. – М.: Прометей, 2000.
    35. Родионов В.Г. Вопросы жанровой классификации чувашского фольклора //Чувашский фольклор. Специфика жанров. Сборник статей. - Чебоксары, 1982. - с.54-105.
    36. Русские народные сказители /Сост. Т.Г.Иванова. – М.: Правда 1989.
    37. Русское народное поэтическое творчество. Учебное пособие для филологических факультетов педагогических институтов. Под ред. проф. Н.И.Кравцова. – М.: Просвещение, 1971.
    38. Страницы истории Чувашии: Учебное пособие /Сост. канд. истор. наук Л.А.Ефимов. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет, 2001.
    39. Чувашская музыка в 1-4 классах общеобразовательной школы: Хрестоматия /Сост. Ю.Д. Кудаков, Л.В. Кузнецова, Г.Н. Никифорова и др. – Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2001.
    40. Чувашская музыка. Хрестоматия: 1-4 классы /Сост. Г.К.Воротникова. – Чебоксары: Чув. кн. изд-во 1989.
    41. Чувашские народные песни, напетые И.Вдовиной. На чувашском языке /Сост. А.А.Осипов.- Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1985.
    42. Энциклопедический словарь юного музыканта. Для среднего и старшего школьного возраста /Сост. В.В.Медушевский, О.О.Очаковская. – М.: Педагогика 1985.

Информация о работе Воспитательная проблематика чувашского фольклора