Административные методы управления на сельскохозяйственном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 08:10, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование и дальнейшее совершенствование административных методов управления на примере ОАО «Мокинское». В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Обобщить, изучить и систематизировать теоретические материалы, касающиеся проблем управления деятельности предприятия.
2. Проанализировать текущее состояние административных методов управления в ОАО «Мокинское» на предмет выявления возможных недостатков.
3. Разработать предложения по совершенствованию административных методов управления в ОАО «Мокинское».

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть:
1.1 Основные методы управления………………………………………...5
1.2 Понятие и сущность административного управления……………….6
1.3 Характеристика административных методов управления в менеджменте………………………………………………...... 7
2. Организационно-правовая характеристика предприятия ОАО «Мокинское»……………………………………………………………………..19
1. Размеры, специализация производства и сочетание отраслей на предприятии……………………………………………………………20
2. Организация и эффективность использования ресурсного потенциала предприятия……………………………………………...23
3. Финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.………………………………………...…31
3. Анализ административных методов управления в ОАО «Мокинское»…..32
4. Направления совершенствования административных методов управления в ОАО «Мокинское»………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемых источников………………………………………..……42

Работа содержит 1 файл

Курсовая Админист. метод. упра. - распечатать.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

     Оперативно-распорядительное воздействие состоит в регулировании  и устранении проблем, возникающих  в ходе производства, то есть выражает динамику процесса управления. Оно дополняет, конкретизирует и доводит до исполнения организационное воздействие.

     В большинстве организаций процесс  производства подвергается воздействию определенных негативных факторов, рыночной конкуренции, рисков, затрудняющих управление и выводящих систему из равновесия. Поэтому для достижения непрерывности и ритмичности производственных процессов, согласованного и четкого действия больших групп работников даже в условиях хорошо налаженного организационного механизма приходится прибегать к указаниям, распоряжениям, отдавать приказы, принимать постановления, направленные на устранение возникающих диспропорций, выход из сложных ситуаций технического, технологического и экономического характера. Все эти мероприятия называются оперативно-распорядительными и обеспечивают выполнение планов и графиков работы, а также контроль за их выполнением.

     Опыт  руководителей различного ранга  позволил выделить общие правила и требования к распоряжениям и указаниям. Распоряжения и указания должны быть:

  1. исчерпывающими и краткими, содержать всю необходимую для исполнителя информацию;
  2. конкретными, четко ограничивающими круг обязанностей исполнителя; точными и ясными, исключающими возможность различных толкований;
  3. адресными, то есть поручаться конкретному исполнителю, исключать обезличку;
  4. несиюминутными, содержать задание исполнителю на продолжительный отрезок времени: подчиненный должен иметь возможность продумать наиболее рациональные методы и приемы его выполнения;
  5. без мелочной опеки;
  6. не категоричными, чтобы не унижать человеческое достоинство подчиненного.

     Необходимо  проверять, как отданные распоряжения понял и усвоил исполнитель. Нужны  последующий контроль и проверка исполнения. 
Распорядительное воздействие в большинстве организаций осуществляется в форме приказов, распоряжений, постановлений общего собрания и собрания уполномоченных, постановлений, в процессе проведения планерок и совещаний.

     Приказы на предприятиях издаются только руководителями линейных служб в порядке исполнения постановлений, распоряжений и резолюций вышестоящих руководителей.

     Приказ  является письменным или устным требованием  руководителя к подчиненным выполнить  определенное задание с указанием  сроков выполнения, используемых средств и других условий. Выполнение приказа обязательно для всех работников, к которым он относится.

     Распоряжения  может отдавать каждое должностное  лицо по вопросам, которые входят в  его компетенцию. Например, главный  инженер издает распоряжения, касающиеся технологии производства, главный экономист — планово-экономической деятельности и т.д. Распоряжение отличается от приказа тем, что его можно обжаловать у руководителя.

     Постановления — распорядительный документ коллегиальных  органов, например общего собрания коллектива.

     Планерки — важнейшая форма оперативного распорядительства на производственных предприятиях. Непосредственное общение первых руководителей организации со специалистами, ИТР и другими руководителями структурных подразделений позволяет получить детальную информацию о положении дел и наметить план работы на предстоящий период.

     Производственные  совещания — одна из форм оперативного распорядительства. Хорошо организованные собрания, совещания и заседания — эффективные рычаги управления, поскольку позволяют одновременно информировать подчиненных об итогах работы, распределять задания, согласовывать сроки выполнения работ, обсуждать различные варианты решений, поощрять передовиков и т. д. Совещания следует созывать лишь в тех случаях, когда действительно необходимо коллективно решить ряд вопросов. Следует помнить, что объем информации, которую получает руководитель на совещании, не всегда оправдывает отрыв от работы большого числа специалистов.

     Важной  формой распорядительного воздействия  являются также устные указания, которые отдают своим подчиненным руководители всех уровней управления. Они относятся непосредственно к подчиненному и предписывают, кто, где, когда и как должен действовать.

     Распорядительное  воздействие больше, чем организационное, нуждается в контроле исполнения.

     Предпосылками для успешного выполнения приказов, постановлений и распоряжений являются их обоснованность, своевременность  принятия и доведения до исполнителей, определение ответственных за исполнение. 
Когда издается административный акт, должно быть ясно, кто несет за него ответственность, если решение не принимается и воздействие затягивается. Как бы ни было хорошо обосновано и сформулировано распоряжение, за ним должна следовать организация его выполнения. Контроль и проверка исполнения принятых приказов, постановлений и т. д. являются важнейшей частью организаторской работы.

     К административному контролю предъявляются  определенные требования. Он должен:

  1. выявлять количество и качество основной работы, степень использования резервов;
  2. осуществляться только в отношении того, за что проверяемый несет персональную ответственность; проводиться ответственным и компетентным работником быть объективным, исключать формальный подход, охватывать все звенья цепи;
  3. завершаться анализом результатов с выявлением недостатков их причин, резервов.

     Сущность  организационно-распорядительных методов  состоит в том, что любая совместная деятельность людей должна быть надлежащим образом организована, т. е. спроектирована, нацелена, регламентирована, а также снабжена необходимыми инструкциями, фиксирующими правила поведения персонала в различных ситуациях. Иными словами, необходимо сначала создать организацию, набрать работников, распределить между ними полномочия и ответственность и уже после этого руководить их действиями.

     Исходя  из вышеизложенного, можно утверждать, что организационно-распорядительные методы управления предшествуют самой  деятельности, создают для нее  необходимые условия, а следовательно, являются пассивными.

     К организационно-распорядительным методам  управления относятся:

     - подбор, расстановка и работа  с кадрами;

     - организационное регламентирование  (нормирование);

     - организационное планирование;

     - организационное распорядительство;

     - делегирование полномочий и распределение  ответственности;

     - организационный инструктаж;

     - контроль исполнения;

     - организационный анализ;

     - организационное проектирование;

     - обобщение организационного опыта.

     Подбор, расстановка и работа с кадрами  включает в себя:

     - составление методик и профессиограмм  для оценки деловых и личных  качеств граждан, поступающих  на работу, в том числе квалификационных  таблиц и справочников;

     - разработку типовых документов  для оформления приема на работу  и учета кадров;

     - создание систем и документации по аттестации и тарификации кадров; учет кадров;

     - периодическую аттестацию руководителей  и специалистов;

     - разработку методик по обследованию  кадров, регулированию личного состава,  созданию кадрового резерва;

     - принятие всех необходимых организационных мер для стабилизации кадров, всемерного сокращения их текучести.

     Организационное нормирование (регламентирование) направлено на создание системы норм, правил, инструкций и регламентов, служащей базой для  проектирования процессов на предприятии и управления ими. Организационный регламент включает в себя:

  1. номенклатурно-классификационные нормативы (материалов, покупных деталей, инструментов и т. п.);
  2. организационно-технические нормативы (технические, чертежные, организационные, документационные стандарты, условия, маршруты движения предметов труда, режимы обработки, оснастка и т. п.);
  3. организационно-структурные нормативы (схемы подчинения, производственные и организационные структуры, типовые схемы управления, типовые штаты, нормативы численности рабочих, инженерно-технических работников, служащих, нормы времени, типовые положения об отделах (службах), типовые функционально-должностные инструкции и т. п.);
  4. оперативно-календарные нормативы, регламентирующие протекание процессов на предприятии;
  5. административно-организационные нормативы (правила внутреннего распорядка, правила оформления найма, увольнения, перевода, командировок и т. д.).

     Организационное планирование заключаются в том, чтобы расчетным путем определить:

  1. какой объем работы необходимо затратить, чтобы достичь цели, поставленной перед соответствующим подразделением управленческого аппарата или отдельным исполнителем;
  2. какова длительность в календарном отношении отдельных управленческих операций и процедур;
  3. каковы потребности работников управленческого аппарата в средствах и предметах труда.

     Важнейшим элементом организаторской работы является обеспечение четкой целенаправленности и слаженности работы коллективов  в рамках определенных требований к качеству продукции и некоторых ограничивающих условий в части предоставленных ресурсов. Основным орудием для создания такой целенаправленности и слаженности в управлении предприятием является оперативно-производственное планирование, включающее четыре основных элемента: задание, определяющее результаты работы; качественные показатели; лимиты ресурсов; план организационно-технических мероприятий. [7]

     Делегирование полномочий и распределение ответственности  занимает центральное место в  системе организационно-распорядительных методов управления.

     Делегирование полномочий означает передачу задач  и полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательство их выполнения.

     Делегирование задач и полномочий порождает  в организации проблему распределения  ответственности. При этом различают  ответственность исполнителя (обязательство работника выполнять делегированные ему задачи и отвечать за результаты своего труда) и ответственность руководителя (обязательство отвечать за результаты труда подчиненных ему работников).

     Рациональное  распределение полномочий и ответственности позволяет осуществлять проверку возможностей выполнения работниками производственных заданий и обеспеченности их необходимыми ресурсами; а также устанавливать четкие, не допускающие различных толкований задания исполнителям (часовые, сменные, суточные, декадные и т. д.).

     Организационный инструктаж предполагает инструктаж исполнителей в управляемой системе; а также  специалистов и служащих в управляющей  системе.

     Организационное распорядительство включает в себя: своевременную выдачу распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям экономической системы; постановку конкретных задач всем исполнителям в управляющей системе, нижестоящим уровням управления; текущее административное распорядительство в управляющей и в управляемой системах в целях обеспечения технического, организационного и экономического регулирования; помощь исполнителям в устранении возникающих трудностей в процессе исполнения управленческих решений.

     Организационный контроль предполагает контроль: исполнения решений, распоряжений вышестоящей организации и различных уровней управляющей системы данного звена предприятия, в том числе собственных решений (руководителя); соблюдения технических, экономических и организационных нормативов (правил), технологических режимов, трудовой дисциплины, правовых норм и выполнения плановых заданий.

     Организационный анализ осуществляется в процессе исследования системы управления и служит информационной базой для организационного проектирования. Проанализировав структуру и процесс управления, вскрыв все плюсы и минусы, можно выявить организационные резервы и на этой основе запроектировать такую комбинацию всех факторов работы (организация, методы, техника управления), которая обеспечит наилучший результат. Это один из главных методов, которыми пользуются для решения организационных задач. Применяя анализ, необходимо так спланировать работу, так подготовить ее выполнение, так научиться ее выполнять и, наконец, так поставить контроль за ее выполнением, чтобы вывод из наблюдений и анализа организационной практики гарантировал бы наибольшую эффективность деятельности управленческого персонала при наименьших затратах сил и средств.

Информация о работе Административные методы управления на сельскохозяйственном предприятии