Анализ и оптимизация методов принятия управленческих решений в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проанализировать процесс принятия управленческих решений.
В ходе работы были решены следующие задачи: описание методов принятия управленческих решений, анализ факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений, изложение сущности анализа как основы для принятия управленческих решений в организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы процесса принятия управленческих решений
1.1 Сущность, классификация и виды управленческих решений…………….3
1.2 Анализ методов принятия управленческих решений……………………..14
1.3 Способы оптимизации управленческих решений в организации………..24
2. Оценка эффективности системы управления
2.1 Определение параметров реального состояния предприятия………….27
2.2 Оценка эффективности системы управления……………………………..33
2.3 Расчет рентабельности организации управления структурными подразде¬лениями предприятия ………………………………………………………....35
3.Нормативно правовые основы создания кооператива
3.1. Понятие виртуальной организации………………………………………46
3.2. Исследовательская модель виртуальной организации……………….49
3.3. Цели и особенности виртуальной организации………………………….52
Заключение……………………………………………………………………….55
Список используемой литературы……………………………………………..57
Приложения

Работа содержит 1 файл

Анализ и оптимизация методов принятия управленческих решений в организации.doc

— 924.00 Кб (Скачать)

    3. Нормативно-правовые основы создания кооператива 

    3.1. Понятие виртуальной  организации. 

     Предприятие ОАО «Небоскрёб» объединилось  с компанией ООО «AGI»,  бизнес которой заключался в разработке и реализации интернет-приложений и их концепций, для осуществления совместной деятельности в виртуальной организации «ЦентрСтрой».

   «ЦентрСтрой» представляет собой межрегиональную виртуальную организацию, созданную двумя предприятиями с целью наиболее полного использования потенциала каждой из сторон для максимизации полезного экономического эффекта их деятельности.

   Мы живем в очень интересное время, когда стабильность подменяется непредсказуемостью, а реальностью становятся постоянные изменения, которые приводят к процветанию одних и гибели других экономических форм. Двигателем этих изменений являются информационные технологии, позволяющие в считанные сроки переработать необходимый объем данных и выдать оптимальные решения, увязать территориально разобщенные производственные структуры, выработать стратегию и тактику мировой торговли и, в конечном итоге, создать возможности для построения глобальной экономики. Хотелось бы рассмотреть, насколько жизнеспособны и перспективны возникающие в этих условиях новые типы организации, получившие название «виртуальных».  

    Первоначально необходимо отметить, что в основе предпосылок формирования виртуальных организаций лежит процесс распада вертикальной рациональной бюрократической модели, характерной для крупных корпораций в условиях стандартизованного массового производства и олигополистических рынков, который становится в настоящее время тенденциозным явлением в экономике. В результате начавшегося кризиса на протяжении последних двух десятилетий XX в. возникло множество моделей и организационных схем, базирующихся на информационных технологиях. Технологии эти, как правило, основаны на сетевых технологиях, являющихся по существу фундаментальным материалом или новой технологической парадигмой, на основе которой строятся и, по-видимому, будут строиться новые организации. Тем более, что сформировавшиеся в настоящее время такие глобальные сети, как Интернет, способны объединить и дать новый импульс не только главным улицам, но и глухим закоулкам современной экономики.

    Поскольку в настоящее время  под «виртуальными» понимаются  как бизнес-процессы, так и отдельные  фирмы, постараемся понять, что же на самом деле означает этот термин.

    Термин «виртуальность» заимствован  из компьютерного слэнга, где  он впервые был использован  для описания определения «виртуальной  памяти» и связанных с ней  способов выполнения компьютерных операций. В основе здесь лежит использование памяти периферийных устройств (например, жестких дисков) в качестве дополнительного резервного ресурса, повышающего мощность информационной системы в целом. Для большего понимания обратимся к стандартному словарному определению «виртуальности». Согласно Вебстеровскому словарю, оно трактуется как «действительная сущность или эффект, не являющийся фактом, однако фактически существующий или эквивалентный ему». В экономике можно найти нечто схожее, когда констатируется «эффект без факта присутствия». Примером может служить термин «компания», который в принципе обозначает некую экономическую структуру, однако на самом деле может иметь место нечто иное.

    В доступной авторам литературе  можно найти расхождения и  в отношение новизны ВО. Ряд исследователей рассматривает виртуальную организацию в качестве новой организационной формы. Общими для структуры ВО параметрами, по их мнению, являются более гибкая структура и совместимая (коллаборативная) культура партнеров.

   Эмпирические исследования виртуальной организации еще достаточно редки и свидетельством этому являются приведенные выше разночтения в самом понимании ее сущности. Если допустить, что ВО имеет классическую внутреннюю организационную форму, например, форму совместного предприятия или стратегического альянса, тогда определение виртуальной организации равнозначно, поскольку не ясно, как они различаются в организационных параметрах, направлениях деятельности или же по наличию взаимодействующих друг с другом сетей связи. Дифференциация затрудняется также в случае, когда необходимые для жизнедеятельности условия до конца не ясны. Более того, сомнение и двусмысленность проявляется по мере того, как увеличивается интервенция, организованная бизнес-прессой, использующей термин ВО в качестве тенденционного для названия им любой организации, которая или сама себя называет «виртуальной» (или же называют ее так многие другие), или же лишь в незначительной степени проявляет эту самую виртуальность. Даже работники правительственных учреждений в некоторых странах делают попытку назвать в перспективе свое ведомство «виртуальным правительством».

    Не менее важно понимать, что  виртуальная организация — отличная  от других организационная форма,  причем она не является собственностью какой-либо организации. Это как раз исключает ВО из разряда современных универсальных организаций, которые интенсивно используют коммуникационные средства связи, однако не имеют прямого отношения к формированию производственного процесса. Примером в этом плане могут служить многонациональные корпорации с дисперсией составляющих и спутниковой связью, не являющейся базовой информационной составляющей для формирования производственных процессов.

    Проведенный выше анализ позволяет  сформулировать следующее рабочее определение: виртуальная организация представляет собой временную или постоянную совокупность географически разобщенных индивидов, групп, организационных единиц или же целостных организаций, функционирование производственного процесса у которых проходит при обязательном участии информационных технологий, включая электронные средства связи. 
 

3.2. Исследовательская модель виртуальной организации 

 

    Исходя из сформулированного  выше рабочего названия была  построена исследовательская модель  ВО с целью последующего ее использования при проведении различного рода исследований. В качестве базовых в модель были заложены важнейшие, по мнению авторов, компоненты, способные обеспечить ее выживание в современных экономических условиях (см. рис.)

 

 

Рисунок 4 - Исследовательская модель виртуальной организации.

    Ядро исследовательской модели  ВО представлено информационными  технологиями, поддерживающими производство, связывающими его воедино и  играющими важную роль во всех  организационных аспектах, включающих как управление производственными процессами, так и стратегический или внешний менеджмент. Это позволяет использовать модель в любой отрасли промышленности, любом производстве, использующем любой производственный процесс, приводящий к получению готового продукта, как в форме сервисных услуг, так и в форме товарного продукта. При этом условии информационные технологии становятся инструментом для формирования производственного процесса.

    В качестве обязательного условия  жизнедеятельности ВО в исследовательскую модель включен параметр пространственной дисперсии производственных компонентов и наличия между ними электронной взаимосвязи. Электронная связь делает возможным проведение рабочего процесса (или его критической части), связывая при этом структурные компоненты, расположенные в разных регионах через информационные технологии. Производимый в этом случае продукт можно назвать «виртуальным».

    В число важнейших параметров  модели включена культура и  обучение персонала ВО. Мотивировано  это тем, что участники виртуальной организации должны учитывать существующие социальные процессы в регионах, где размещены ее структуры. В этой связи необходимо принимать во внимание то, каким образом информационные технологии создавались в каждом из регионов и под каким влиянием они находились, каков имидж информационных технологий в этих местностях, а также каким образом члены ВО относятся к проблеме доверия друг к другу. С фактором культуры взаимосвязано и правильное отношение к организации обучения. Персоналу ВО весьма важно иметь знания относительно того, как и каким образом следует использовать информационные технологии. Поэтому обязательными должны быть такие мероприятия, как повышение уровня технической подготовки, обмен опытом, совершенствование форм научной организации труда и т.д.

    В исследовательской модели в  качестве одного из главных  компонентов вошли электронные  информационные ресурсы, суммирование  которых при помощи информационных  технологий приводит к значительному  увеличению виртуальной памяти  ВО.

    Весьма существенными в плане эффективного функционирования менеджмента являются автоматизированные системы управления, такие как АСУ, АСУТП, АСПР и др., которые и были включены в модель в виде единого параметра. 

    Значимость электронных баз данных, экспертных систем и т.п. для эффективной деятельности таких подсистем, как кадры, бухгалтерия, планирование и т.п. не подлежит сомнению, поэтому этот параметр также вошел в предлагаемую авторами модель виртуальной организации.

    В число главных параметров модели были включены НИОКР. Объясняется это тем, что разработка и внедрение более совершенных виртуальных технологий является весьма важным аспектом длительного существования ВО в условиях высочайшей конкуренции за рынок сбыта.

    Построение модели виртуальной организации естественно не решает вопросов взаимодействия структурных параметров. Не совсем ясно, каким образом информационные технологии, являясь стержнем ВО, взаимодействуют с таким серьезным параметром, как память менеджмента и т.д. По существу сформированное рабочее название относится к неизвестным величинам, требующим проведения различного рода исследований, включая и эмпирические, по всем структурным составляющим. Необходимо проведение исследований по таким элементам виртуальности, как организационный возраст ВО, тип бизнеса, истории и т.д. Остаются вопросы и по таким направлениям, как интенсивность бизнес—процессов на различных стадиях развития ВО, влияние взаимоотношений между людьми, которые желают идти навстречу друг к другу для создания ВО.

 

   3.3. Цели и особенности виртуальной организации 

   Целью функционирования виртуального предприятия  является получение прибыли посредством  максимального удовлетворения потребностей потребителей быстрее и качественней, чем потенциальные конкуренты.

   Виртуальные предприятия являются одной из новейших организационных форм предприятий. Их появление связано с интеграционными процессами, совершенствованием, глобализацией и развитием современных рынков, усовершенствованием постоянных связей с клиентами, увеличением степени удовлетворения потребителей. Появление множества подобных предприятий будет символизировать о поднятии сервиса на более высокий уровень.

   Особенностью  виртуальных предприятий является то, что они способны увеличивать  качество и скорость выполнения заказа путем объединения ресурсов разных партнеров в единое целое; виртуальные предприятия направляют свою деятельность не только на удовлетворение среднего потребителя, а скорее на выполнение индивидуальных заказов клиентов. Только виртуальное предприятие, которое способно организовать процесс создания и сбыта продукции на основе привлеченных ресурсов и может привлекать необходимые ресурсы для осуществления проекта, способно «выжить» в условиях возрастающей конкуренции.

   Создание  виртуальной организации не происходит бесплатно. Требуются большие инвестиции. При переходе к виртуальной форме организации существует риск, что, даже если менеджеры компании адаптируются к новым условиям, клиенты, поставщики и инвесторы не будут готовы присоединиться к виртуальному окружению. 
 

Позитивные  стороны виртуальной организации: 

· Более  низкие транзакционные издержки 

· Более  низкие операционные издержки 

· Большая  гибкость 

· Лучшее управление знаниями 

· Большие  возможности для создания ценности. 

   Недостатки  виртуальных предприятий:

  • отсутствие надлежащей социальной защиты и материальной поддержки партнеров, вследствие отказа от традиционных трудовых отношений и долгосрочных договорных форм;
  • нестабильность относительно членства в нем и неопределенность в планировании деятельности для участников.

   Таким образом, развитие виртуальных предприятий  способно вывести уровень кооперации в бизнесе на новую более высокую ступень, повысить эффективность использования различного рода ресурсов, но для этого необходимо подготовить соответствующую законодательную базу для функционирования данного вида предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Принятие  управленческих решений является очень  важным фактором в деятельности любой  современной фирмы. Без правильного  принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое  процветание фирмы.        Многие менеджеры считают принятие управленческого решения как нечто само собой разумеющееся. Разработка и принятие решения - это, по существу, выбор из нескольких возможных решений данной проблемы. Варианты принимаемых решений могут быть реальными, оптимистическими и пессимистическими. Признаком научной организации управления, научного стиля и методов работы руководителя является выбор лучшего варианта решений из нескольких возможных. Окончательное решение проблемы наступает после «проигрывания» различных вариантов, группировки их по значимости, отклонения заведомо непригодных и нереальных. Следует также остерегаться стремления ускорить процесс принятия решений, что влечёт за собой подчас неточности и искажения в принимаемых решениях. Выбирая окончательный вариант решения, необходимо учитывать огромное множество различных влияний и возможностей просчёта, объясняемого как субъективными данными самого работника, так и некоторыми объективными данными самого механизма точности расчётов. Руководитель должен учитывать, что в практической, реальной действительности редко возникает возможность осуществления лишь одного варианта, который имеет явное и значительное преимущество перед другими. Принимая окончательное решение, необходимо предвидеть также возможность лишь частичного успеха или неуспеха принимаемого решения, а поэтому рекомендуется предварительно запланировать вспомогательные (резервные) мероприятия, которые в случае неудачи принятого решения могут быть проведены взамен намеченным.    В данной курсовой работе была проведена оценка эффективности системы управления. Определив организационные параметры, построили на их основе реальный параметрический контур, который свидетельствует о хорошем состоянии рассматриваемого предприятия.      В пункте 2.2 дается характеристика системы управления, с помощью  методики балльной оценки эффективности системы управления, которая показывает, что количественный показатель эффективности системы управления =116,3 балла - это свидетельствует хорошей оценке предприятия. В следующем пункте проводится расчет рентабельности организации.             Согласно существующей структуре наблюдается перекос рентабельности трех функциональных блоков. Усовершенствовав штатное расписание, подтянули отстающие функциональные блоки до уровня средней рентабельности. Штатная численность персонала сократилась, в результате чего уменьшились затраты на управление и увеличилась рентабельность.

Информация о работе Анализ и оптимизация методов принятия управленческих решений в организации